Структура социологии и социологического знания. Ее функции и значение в современном обществе.
1. Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением социальных фактов
2. Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, на основе эмпирической социологии.
Структура социологии:
1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования
2) общие социологические теории – описание и объяснение жизни общества в целом;
3) специальные социологические теории – изучающие законы социальных общностей
4) отраслевые социологические теории – описание отдельных сфер жизни общества,
5) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.
Уровни:
1) фундаментальных исследований, задачей которых является построение теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
2) прикладных исследований, в которых ставится задача изучения проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
3) социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний
Функции социологии:
1) теоретико-познавательная (направлена на выяснение сущности человеческого сознания и поведения в определенных соц ситуациях и общественных условиях
2) диагностическая (признание соц проблемы, как действительно социальной, достойной всеобщего внимания и признания)
3) Прогностическая
4) Преобразовательная (ее цель – нахождение способов решения конкретных соц проблем и воздействия на общественные процессы)
5) социальной экспертизы
6) просветительская (передача своих знаний)
7) управленческая
Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.
Анкетирование и интервьюирование как метод сбора данных в социологии»
Анкетирование – метод сбора данных, при котором социолог-исследователь общается с респондентом с помощью анкеты.
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок (основные в середине, личные в конце, логичный порядок), содержание и форму опроса, ясно указанные способы ответа, которые регистрируются самим собой, либо в присутствии анкетера.
По содержанию и конструкции задаваемых вопросов:
- открытые вопросы (когда респонденты высказываются в свободной форме) - закрытые (когда ответы предусмотрены).
По степени охвата изучаемой совокупности:
- сплошной (исчерпывает всю совокупность респондентов)
- выборочный.
По частоте применения:
- Панельный опрос (когда необходимо проследить какие изменения происходят в каких-либо сферах)
- Одноразовый
Интервьюирование – метод сбора данных, который предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы.
По способу коммуникации исследователя с респондентом:
- личное
- телефонное
По содержанию беседы:
- документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) - интервью мнений, цель которого – выявление оценок, взглядов, суждений.
По технике проведения:
- свободные (определена тема, план, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер),
- формализованные (формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы)
В зависимости от особенностей процедуры:
- Цель клинического интервью – получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого.
- Цель фокусированного интервью – извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие.
Хоторнские исследования
Хоторнские исследования — психологические исследования, проводимые в середине 20-х гг. прошлого века на заводе компании Вестерн Электрик в городе Хоторне, США. Исследователи – Хоманс и Мэйо. Первоначальной целью X. и. было изучение влияния некоторых факторов условий труда (освещение, температура и влажность воздуха, режим труда и отдыха и др.) на его производительность. В результате было установлено, что на рост производительности труда не меньшее влияние нежели улучшение условий труда оказывают социально-психологические факторы (психологический климат в коллективе, отношение руководителей к работникам, учет их пожеланий и интересов, методы руководства коллективом). X.и. оказали влияние на развитие промышленной психологии, особенно на ее социально-психологическое направление. Повышение эффективности производства, а значит, и рост прибылей могут быть увеличены воздействием на межличностные взаимоотношения рабочих. Сам факт участия в эксперименте порождает у испытуемых увеличение производительности труда.
Хоторнский эффект — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту приводят к искажённому, зачастую благоприятному результату. (влияние наблюдателя на объект)
Структура социологии и социологического знания. Ее функции и значение в современном обществе.
1. Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением социальных фактов
2. Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, на основе эмпирической социологии.
Структура социологии:
1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования
2) общие социологические теории – описание и объяснение жизни общества в целом;
3) специальные социологические теории – изучающие законы социальных общностей
4) отраслевые социологические теории – описание отдельных сфер жизни общества,
5) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.
Уровни:
1) фундаментальных исследований, задачей которых является построение теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
2) прикладных исследований, в которых ставится задача изучения проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
3) социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний
Функции социологии:
1) теоретико-познавательная (направлена на выяснение сущности человеческого сознания и поведения в определенных соц ситуациях и общественных условиях
2) диагностическая (признание соц проблемы, как действительно социальной, достойной всеобщего внимания и признания)
3) Прогностическая
4) Преобразовательная (ее цель – нахождение способов решения конкретных соц проблем и воздействия на общественные процессы)
5) социальной экспертизы
6) просветительская (передача своих знаний)
7) управленческая
Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 234.