Структура социологии и социологического знания. Ее функции и значение в современном обществе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура социологии и социологического знания. Ее функции и значение в современном обществе.

1. Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением социальных фактов

2. Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, на основе эмпирической социологии.

Структура социологии:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования

2) общие социологические теории – описание и объяснение жизни общества в целом;

3) специальные социологические теории – изучающие законы социальных общностей

4) отраслевые социологические теории – описание отдельных сфер жизни общества,

5) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Уровни:

1) фундаментальных исследований, задачей которых является построение теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

2) прикладных исследований, в которых ставится задача изучения проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

3) социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний

Функции социологии:

1) теоретико-познавательная (направлена на выяснение сущности человеческого сознания и поведения в определенных соц ситуациях и общественных условиях

2) диагностическая (признание соц проблемы, как действительно социальной, достойной всеобщего внимания и признания)

3) Прогностическая

4) Преобразовательная (ее цель – нахождение способов решения конкретных соц проблем и воздействия на общественные процессы)

5) социальной экспертизы

6) просветительская (передача своих знаний)

7) управленческая

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.

Анкетирование и интервьюирование как метод сбора данных в социологии»

Анкетирование – метод сбора данных, при котором социолог-исследователь общается с респондентом с помощью анкеты.

Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок (основные в середине, личные в конце, логичный порядок), содержание и форму опроса, ясно указанные способы ответа, которые регистрируются самим собой, либо в присутствии анкетера.

По содержанию и конструкции задаваемых вопросов:

- открытые вопросы (когда респонденты высказываются в свободной форме)        - закрытые (когда ответы предусмотрены).

По степени охвата изучаемой совокупности:

- сплошной (исчерпывает всю совокупность респондентов)

- выборочный.

По частоте применения:

- Панельный опрос (когда необходимо проследить какие изменения происходят в каких-либо сферах)

- Одноразовый 

Интервьюирование – метод сбора данных, который предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы.

По способу коммуникации исследователя с респондентом:
- личное  
- телефонное

По содержанию беседы:
- документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов)                        - интервью мнений, цель которого – выявление оценок, взглядов, суждений.

По технике проведения:
- свободные (определена тема, план, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер),
- формализованные (формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы)

В зависимости от особенностей процедуры:

- Цель клинического интервью – получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого.

- Цель фокусированного интервью – извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие.






Хоторнские исследования

 Хоторнские исследования — психологические исследования, проводимые в середине 20-х гг. прошлого века на заводе компании Вестерн Электрик в городе Хоторне, США. Исследователи – Хоманс и Мэйо. Первоначальной целью X. и. было изучение влияния некоторых факторов условий труда (освещение, температура и влажность воздуха, режим труда и отдыха и др.) на его производительность. В результате было установлено, что на рост производительности труда не меньшее влияние нежели улучшение условий труда оказывают социально-психологические факторы (психологический климат в коллективе, отношение руководителей к работникам, учет их пожеланий и интересов, методы руководства коллективом). X.и. оказали влияние на развитие промышленной психологии, особенно на ее социально-психологическое направление. Повышение эффективности производства, а значит, и рост прибылей могут быть увеличены воздействием на межличностные взаимоотношения рабочих. Сам факт участия в эксперименте порождает у испытуемых увеличение производительности труда.

Хоторнский эффект — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту приводят к искажённому, зачастую благоприятному результату. (влияние наблюдателя на объект)

 

Структура социологии и социологического знания. Ее функции и значение в современном обществе.

1. Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением социальных фактов

2. Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, на основе эмпирической социологии.

Структура социологии:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования

2) общие социологические теории – описание и объяснение жизни общества в целом;

3) специальные социологические теории – изучающие законы социальных общностей

4) отраслевые социологические теории – описание отдельных сфер жизни общества,

5) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Уровни:

1) фундаментальных исследований, задачей которых является построение теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

2) прикладных исследований, в которых ставится задача изучения проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

3) социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний

Функции социологии:

1) теоретико-познавательная (направлена на выяснение сущности человеческого сознания и поведения в определенных соц ситуациях и общественных условиях

2) диагностическая (признание соц проблемы, как действительно социальной, достойной всеобщего внимания и признания)

3) Прогностическая

4) Преобразовательная (ее цель – нахождение способов решения конкретных соц проблем и воздействия на общественные процессы)

5) социальной экспертизы

6) просветительская (передача своих знаний)

7) управленческая

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 193.