ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
учебной дисциплины
Б1.В.ДВ.6.1 СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Направление подготовки: | 38.03.02 Менеджмент |
Направленность (профиль) ОП ВО: | Управление персоналом |
Уровень высшего образования: Тип ОП ВО | бакалавриат Прикладной бакалавриат |
Форма обучения: | Очная, очно-заочная, заочная |
Согласование с работодателем :
Наименование организации | Должность | Подпись | ФИО |
… |
Санкт-Петербург
Г.
I . ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ С УКАЗАНИЕМ ЭТАПОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины:
Индекс | Формулировка компетенции | Этап формирования компетенции в рамках ОП ВО | Наименование оценочного средства для проведения промежуточной аттестации |
ПК-2 | владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде | 4 (7) | Экзамен |
В результате обучения по дисциплине «Социология управления» обучающийся должен овладеть компетенциями на уровне:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;
· роль, функции и задачи менеджера в современной организации;
· методы эффективного управления на основе использования теорий и принципов лидерства;
· виды, источники, стадии конфликтных ситуаций и способы разрешения конфликтов;
· понятие и типы власти; концепции власти в социологии;
Уметь:
· формировать систему мотивации, использовать методы корректировки организационного поведения;
· адаптировать работников к реальным ситуациям и вырабатывать собственные рекомендации по корректированию поведения сотрудников при формировании систем мотивации, стилей лидерства и методов разрешения конфликтов;
· использовать механизмы социального и административного контроля;
· разрабатывать предложения по повышению эффективности командного взаимодействия для решения управленческих задач;
Владеть:
· навыками анализа организационного поведения сотрудников, использовать методы корректировки организационного поведения;
· навыками анализа своей профессиональной деятельности и личностных особенностей;
· методами формирования и поддержания этичного климата в организации;
· методами анализа организационного поведения сотрудников, методами корректировки организационного поведения, социального и административного контроля в практике управления коллективом.
Программа оценивания контролируемых компетенций в процессе изучения дисциплины (очная форма обучения):
№ п/п | Контролируемые разделы и темы дисциплины (этапы формирования компетенций) | Индекс контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства для проведения текущего контроля |
1 | Введение в дисциплину. Социология управления как отрасль научного знания |
ПК-2
Оценка уровня сформированности компетенций по дисциплине «Социология управления» производится на трех уровнях: пороговый, повышенный и высокий.
И ОПИСАНИЕ ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ
Текущий контроль
III . ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Примерные темы рефератов
25. Руководитель и коллектив: характеристика взаимоотношений, пути оптимизации.
Примеры кейс-заданий
Кейс-задание 1. Тема «К оманд а и ее роль в организации »
Команда - коллектив единомышленников сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации или ее структурном подразделением (если идет речь о команде подразделения). Команда -социальная группа в которой неформальные отношения между ее членами могу иметь большое значение, чем официальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадают с ее формальным статусом. Управленческая команда выступает одновременно и как «мозг» и как «мотор» организации, как важнейший инструмент программно-целевого планирования и стратегического управления. Иногда менеджеры в малом и среднем бизнесе используют это понятие для характеристики всего коллектива, подчеркивая, таким образом, высокий уровень сплочения сотрудников, их приверженность к ценностям организации, понимание взаимосвязи, собственного благополучия и процветания фирмы.
Вы - управленец. У вас очень сплоченная команда, вместе с ними вы начинали свой бизнес. Из этих четырех ведущих специалистов двое являются мужем и женой. Они отличаются тем, что именно когда они вдвоем, то способны провести переговоры с другими фирмами и добиться максимальных результатов. Но на последних таких переговорах они потерпели «фиаско». На совещании вы выясняете причины такого провала. В ответ вы слышите лишь их взаимные упреки, а от сотрудников узнаете, что эта семейная пара на грани развода.
Следовательно, вы понимаете причину их неудовлетворительных результатов на прошедших переговорах. Так как все вместе вы команда, то необходимо снять напряжение между семейными сотрудниками, ведь в ближайшее время в вашей фирме предстоит провести очень важные для вас переговоры.
Вопросы
1. Какие шаги вы предпримите, чтобы вернуть былую работоспособность этим людям, ведь именно они составляют основу всей вашей команды?
2. Если один из супружеской пары захочет уволиться, чтобы решить свои личные проблемы, что Вы будете делать, ведь в течение 7 лет они выработали свой индивидуальный стиль, обладают высокой компетенцией, умеют выполнять необходимую работу в условиях нехватки времени, и сами по себе являются «визитной» карточкой вашей фирмы для клиентов?
Кейс-задание 2. Тема « Современный портрет руководителя »
Сформулируйте, какой работник, на ваш взгляд, наиболее соответствует сегодняшней реальности в государственном и муниципальном управлении. Выберете один из вариантов приведенных в таблице.
1 теория Y | 2 теория X | 3 теория Z |
1. Работа естественна для человека. 2. Человек может руководствоваться не только внешним контролем, но и осуществлять самоуправление, самоконтроль, служа целям, которым привержен 3. Средний человек стремится к ответственности. 4. Он наделен достаточным уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни. | 1. Человек изначально не любит работать. Чтобы повысить его производительность, его надо подгонять. 2. Его следует, контролировать, направлять, наказывать, чтобы заставить работать. 3. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он хотел бы избегать ответственности. 4. Работник мало способен к контролю своей деятельности. 5 Прогресс орудий и средств труда основан на человеческой лени. | 1. Для работника важна результативность труда и возможность творчества в труде 2. Найм работников на длительный срок. 3. Коллективное принятие решений. Человек способен к объективной оценке управленческих решений. 4. Индивидуальная ответственность за принятые решения и результаты труда. 5. Человек способен к самоконтролю своей деятельности |
Прокомментируйте свой ответ письменно.
Оценочное средство №6 (тестирование)
Примеры тестов
Тест 1
1. Социолог считавший, что различные виды бюрократии представляют собой порочный круг, ведущий к понижению эффективности деятельности
а) М. Крозье
б) Р. Мертон
в) М. Вебер
г) П. Дракер
2. Фактор прямого воздействия внешней среды в управлении
а) научно-технический прогресс
б) законы
в) политические изменения
г) экономическая нестабильность
3. Экстраполяция — это …
а) распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления, на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую
б) разрешение трудно формализуемой или плохо формализованной задачи
в) метод сбора первичной информации об объективных и субъективных факторах со слов опрашиваемого
г) исследование каких-либо явлений путем построения их моделей
4. Национальный психический склад включает …
а) привычки, вкусы, традиции
б) национальный характер
в) социальные установки
г) смысл жизни
5. Группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую подготовку называется …
а) кадры
б) управленческий потенциал
в) кадровый резерв
г) кадровый потенциал
д) человеческий капитал
6. Модель технологизации, в которой смена парадигм воспроизводства на качественно новом уровне восприятия социальной жизни. Технологический разрыв при этом знаменует новый этап в воспроизводстве социальной системы
а) «воронка»
б) «пирамидка»
в) «цепи»
г) «ступени»
д) «лесенка»
Тест 2
1. Проблемой управляемости системы занимался …
а) М. Крозье
б) Ф. Дунаевский
в) А. Богданов
г) А. Пригожин
2. Метод, который нельзя отнести к экономическим методам управления
а) хозяйственный расчет
б) ценообразование
в) формы дисциплинарного воздействия
г) финансирование
3. В результате предвидения возникает …
а) прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта
б) возникает принципиально новое явление
в) научное обоснование планов и программ развития
4. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на
а) федеральную государственную гражданскую службу
б) муниципальную службу
в) военную службу
г) государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации
д) региональную государственную гражданскую службу
5. Квалифицированные работники, реализующие главные задачи и цели организации (как управленческие, так и функционально-специальные)
а) кадровый резерв
б) персонал
в) штатный состав
г) нештатный состав
6. Компьютерная система, поставляющая работникам высших звеньев управленческую информацию, используемую для нетрадиционного полиструктурного принятия непрограммируемых управленческих решений
а) АРМ (автоматическое рабочее место)
б) ГИС (геоинформационные системы)
в) СУБД (система управления базами данных)
г) СОД (системы обработки данных)
д) СППР (система поддержки принятия решений)
Оценочное средство №7
Вопросы к экзамену
1. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления.
2. Структура и типы систем управления.
3. Определение, функции, факторы риска социального управления.
4. Типы управления в обществе.
5. Свойства системы управления обществом.
6. Принцип действия систем управления обществом.
7. Управляющее воздействие и виды управления.
8. Механизм и формы администрирования.
9. Координация, реординация и субординация.
10. Понятие организационной иерархии.
11. Управление как социальное явление: социальная сущность и институциональный характер.
12. Социологический подход к исследованию явлений управления.
13. Объект, предмет и задачи социологии управления.
14. Концепции естественного (Бентам, Смит) и искусственного социального порядка (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо) и управление.
15. Проблемы управления и формирования социального порядка в работах О. Конта, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, К. Маркса и М. Вебера.
16. Концепция уровней регуляции и управления в теории систем социального действия Т. Парсонса.
17. Проблема синтеза рациональной и естественной моделей организации в социологии организаций (А. Голднер, А. Пригожин).
18. Современная парадигма управления и ее значение для социологии управления.
19. Системно-деятельностная модель управляемой социальной системы: структура, функции и режим функционирования.
20. Модели управления государственными организациями.
21. Социальные интересы и их иерархия.
22. Общее благо и публичный интерес.
23. Соотношение индивидуальных и общих интересов.
24. Столкновение интересов и механизмы их разрешения.
25. Социальные обмены и обманы.
26. Корыстные интересы и манипулирование.
27. Психологическое манипулирование, способы противодействия ему.
28. Сравнение управления и манипулирования.
29. Взаимодействие организации со средой.
30. Понятие о проблемном поле социологии управления.
31. Социологические проблемы управленческой практики: проблемы управления людьми, отношениями, результатами и системами.
32. Структура, стадии и этапы социологического исследования проблем управления.
33. Явления управления как социальные факты.
34. Метод установления как специфический метод социологии управления.
35. Соотношение исполнительских и управленческих функций в процессе труда как предмет социологического анализа.
36. Социальная организация труда и производства в индустриальном и постиндустриальном обществах.
37. Технологии современного производства и технологии управления и их анализ в социологии управления.
38. Управляемость организаций, учреждений и их подразделений.
39. Кризисные трансформации и их преодоление.
40. Управление как социальный институт и возможность его реформирования.
41. Особенность отечественной модели управления и ее перспективы.
42. Социологический аспект административной реформы в России.
43. Мировые кризисы и потребность в повышении управляемости процессов глобализации.
44. Социологический анализ эволюции управленческой мысли.
45. Управление в постиндустриальном обществе как одна из гипотез о путях развития социального института управления в XXI веке.
ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В основу оценки уровня сформированности компетенций положена мода оценок – наиболее часто встречающаяся оценка:
уровень сформированности компетенции ПК-2 определяется перечнем оценочных средств:
Оценочное средство
(в том числе экзамен)
Уровень сформированности компетенции*
* - пороговый, высокий или повышенный
Далее делается вывод об общем уровне освоения компетенций студентами, в ходе изучения дисциплины.
ФИО студента | Уровень сформированности компетенции* |
Компетенция ПК-2 | |
Студент № 1 | |
…… | |
* - пороговый, высокий или повышенный
Код элемента ФОС УД
Элементы ФОС УД
(сокращенное наименование)
Подпись
Расшифровка подписи
Дата
Внесения изменения
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
учебной дисциплины
Б1.В.ДВ.6.1 СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Направление подготовки: | 38.03.02 Менеджмент |
Направленность (профиль) ОП ВО: | Управление персоналом |
Уровень высшего образования: Тип ОП ВО | бакалавриат Прикладной бакалавриат |
Форма обучения: | Очная, очно-заочная, заочная |
Дата: 2019-11-01, просмотров: 266.