В основу успешного решения задач учета и управления автоперевозками положен комплексный подход к автоматизации предприятий, сочетающий в себе индивидуальный подход к каждому заказчику и применение профессионального ПО для полномасштабного функционирования АИС как единой системы.
Первые АИС обеспечивали автоматизированное составление накладных на предметы материально-технического обеспечения — Bill Of Material (BOM), позднее к началу 1980-х годов — Material Require Planing (MRP) — планирование потребностей в материалах (для АТП — в запчастях). В 1984г. приняты основные положения концепции MRP II — Manufacturing Resource Planing.
На рубеже 1990-х годов с развитием средств телекоммуникаций для сокращения административных работ и ускорения передачи информации стали применяться интегрированные вычислительные системы класса ERP — Enterprise Resource Planing (планирование ресурсов в предпринимательстве), которые сверх возможностей MRP II позволяли планировать все ресурсы предприятия. Последним этапом считается DEM — Dynamic Enterprise Modeling. Этот подход основной акцент делает на реинжиниринг бизнеса, на перестройку бизнес-процессов.
Сейчас на рынке в этом направлении работают все компании-поставщики комплексных систем. Этому способствуют разработанные технологии компонентного ПО, предлагаемые Microsoft (COM, DCOM) и OMG (CORBA). Такие гиганты индустрии ERP-систем, как BAAN и SAP, покупают мелкие компании и интегрируют их решения в свои продукты.
К системам класса ERP/MRP II можно отнести: R/3 (SAP), МК (Computer Associates), Baan IV (Baan), BPCS (SSA), Oracle Applications (ORACLE), MFG/PRO (QAD), Site Line (Symix) и некоторые другие. Все они имеют примерно одинаковый набор подсистем, более или менее удачно реализованный:
- финансы;
- производство;
- снабжение и сбыт;
- хранение;
- техобслуживание оборудования и произведенной продукции.
В бизнесе имеются три уровня планирования и управления: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. ERP-системы занимаются преимущественно двумя последними.
Задачи долгосрочного планирования — выход на новые рынки или расширение сфер влияния.
Задачи среднесрочного планирования — удовлетворение текущего и ближайшего рыночного спроса.
Задачи краткосрочного, или оперативного, планирования — выполнение объемно-календарных планов, расчет фактической себестоимости, мониторинг производственных графиков. Длительность оперативного планирования — от нескольких дней до нескольких месяцев.
Типичные задачи среднесрочного планирования и управления:
· общая подготовка и организация текущего цикла;
· планирование загрузки оборудования, потребностей в сырье и в рабочей силе;
· подготовка производства;
· собственно производство основного продукта;
· реализация произведенного продукта (продажа, обмен) и расчеты с потребителями и поставщиками;
· анализ прошедшего цикла производственно-хозяйственной деятельности;
· государственная отчетность;
· распределение прибыли;
· принятие решения о вложении средств;
· реализация следующего цикла производства.
Задачи, приведенные выше, не обязательно решать автоматизированно и в интегрированной системе. Поэтому есть много примеров «островной» или позадачной автоматизации на уровне предприятий. Главный недостаток такой автоматизации — сложность передачи информации от одной задаче к другой (к скорости и к правильности).
В общем случае транспортироваться могут не только документы, но и непосредственно показания приборов и датчиков, причем в реальном масштабе времени. Базовая ERP-система всегда «общается» с техническим процессом через людей (давая им задания и регистрируя их отчеты), а не напрямую.
Обычно от фирмы-производителя приходит базовый комплект прикладных компонент, который при внедрении системы подвергается настройке или, если ее недостаточно, изменению. Изменение компонента контролируется специальной подсистемой управления версиями.
Система MRPII постоянно эволюционирует и совершенствуется. В каждый момент времени в концепциях MRP II/ERP можно условно выделить три слоя.
В первом слое находятся те методы и средства, которые проверены практикой и закреплены в виде стандартов.
Второй слой составляют достаточно устойчивые, часто применяемые методы и приемы, которые, однако, не носят обязательного характера. Эти методы и приемы можно обнаружить при более глубоком анализе функциональных структур. В качестве примеров можно привести методологию скользящего планирования в MPS/MRP, алгоритмы образования партий в MRP, правила приоритетов в SFC и др.
Этот слой, жестко не регламентируемый, тем не менее, представляет собой довольно стройную систему взаимосвязанных методов.
К третьему слою идей и методов MRP II/ERP следует отнести то новое, что вносят в свои базовые системы фирмы-производители программных продуктов. Реализованные на их основе новые АИТ представляют собой «ноу-хау» фирм-разработчиков. Как правило, именно в этом слое можно обнаружить значительные отличия в продуктах различных фирм.
Некоторые из новых технологий в состоянии оказывать серьезное влияние на эффективность построения крупных информационных систем.
Видное место среди идей и методов систем MRPII/ERP принадлежит специально разработанным методикам внедрения систем. В западных странах сложилось устойчивое представление о том, в какой последовательности и какими методами следует внедрять системы типа MRPII/ERP. Тщательное планирование проектов по внедрению, организация деятельности коллективов, упор на переподготовку персонала всех уровней (особенно высшего уровня) — вот далеко не полный перечень условий достижения положительных результатов. Наличие мощной инфраструктуры и методологии построения систем способствовало в итоге достижению высокого уровня эффективности при внедрении систем управления типа MRPII/ERP на промышленных предприятиях. По некоторым оценкам внедрение подобных систем способно привести к сокращению запасов на 8—30%, росту производительности труда на 8 — 27 %, возрастанию количества заказов, выполненных в срок, — на 7-20%.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 287.