Конституционное развитие Донецкой Народной Республики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Конституция УССР 1919 г.

2. Конституция УССР 1929 г.

3. Конституция УССР 1937 г.

4. Конституция УССР 1978 г.

5. Конституция Украины 1996 г.

6. Подготовка и принятие Конституции ДНР 14 мая 2014 года.

 

Методические рекомендации

 

При раскрытии данной темы необходимо провести анализ общественно-политических ситуаций, существующих на момент принятия конституций, провести анализ текстов конституций: структуры, содержания, юридической техники.

Особенностью конституционного развития ДНР является то, что, во-первых, попытки реализовать конституционные проекты в 30-х и в 80-х гг. 19 столетия не дали результатов; во-вторых тем, что все положения советских конституций, начиная с 1918 г., в основном носили формальный, декларативный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись на практике. Например, принцип принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, и др. Необходимо подчеркнуть отсутствие в нормах советских конституций положений о разделении властей, политическом и идеологическом плюрализме, равенстве различных форм собственности, независимости судебной власти и др.

Далее следует кратко охарактеризовать все конституции советского периода. Говоря об украинских конституционных документах, не следует забывать о том, что Украина с декабря 1922 г по декабрь 1991 г. была одной из союзных республик в составе СССР. Ее конституционная история в то время была не просто связана с этапами развития Конституции СССР, но и предопределена ими. Поэтому надо говорить в связке о Конституции СССР 1924 г. и Конституции УССР  1929 г., Конституции СССР 1936 г. и Конституции УССР 1937 г., Конституции СССР 1977 г. и Конституции УССР 1978 г.

Конституция УССР 1919 г. носила ярко выраженный классовый характер, устанавливала государство диктатуры пролетариата, призывала к уничтожению частной собственности, лишала политических прав нетрудящиеся классы, вводила всеобщую трудовую повинность, утверждала неравенство в избирательных правах между рабочими и крестьянами, выборы были непрямыми и производились по производственно-территориальному принципу, и т.д. Нужно выделить и такие программные положения, реализация которых была предусмотрена в будущем, как: полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров и победа социализма во всех странах. УССР определялась как одна из республик советских национальных республик.

Конституция СССР 1924 г. включала в себя текст Декларации об образовании СССР и Договор об образовании СССР, В ней были сняты общие политические положения, присущие Конституции РСФСР 1918 г. СССР рассматривалось как единое федеративное государство, в котором разграничивалась компетенция Союза ССР и союзных республик. Верховным органом признавался съезд Советов, состоящий из Союзного Совета и Совета национальностей, а в период между съездами работал ЦИК. СНК являлся исполнительным и распорядительным органом, обладая при этом некоторыми законодательными функциями, создавались отраслевые наркоматы, за республиками сохранялось право выхода из Союза, были определены полномочия Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР и ОГПУ.

Принятие Конституции СССР 1936 г. объяснилось переходом страны на новый этап своего развития, связанный, как считалось, с построением социализма в основном, с ликвидацией эксплуататорских классов, установлением двух основных форм социалистической собственности: государственной и колхозно-кооперативной введением всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, переходом от производственно-территориального принципа при выборах в Советы только к территориальному, было дано новое наименование Советов – Советы депутатов трудящихся. Впервые устанавливалось право на труд и неприкосновенность личности, воинская обязанность, обязанность блюсти дисциплину труда и т.д.

Впервые в Конституции была закреплена руководящая роль Коммунистической партии, что ярко выражало тенденцию превращения партии в государственную структуру. Студенту необходимо подчеркнуть, что, несмотря на провозглашенные в Конституции демократические принципы, фактически в стране установился тоталитарный режим.

Принятие Конституции СССР 1977 г., как утверждалось ранее, было связано с вступлением страны в этап развитого социализма. В ней особо подчеркивалась руководящая роль КПСС (ст.6), расширялись права граждан, например, было закреплено право на жилище, на охрану здоровья, впервые предусматривалось всенародное обсуждение и всенародное голосование, вводилось новое наименование Советов – Советы народных депутатов. СССР рассматривался как общенародное государство, впервые было предусмотрено право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов и т.д.

Раскрывая преемственность в конституционном развитии советского государства, следует обосновать необходимость коренной конституционной реформы в Украине в период 1991-96х годов. Следует рассмотреть особенности реформ политической системы общества, экономической системы и форм собственности, конституционного статуса личности, устройства Украины, системы государственных органов Украины. В особенности студент должен обратить внимание на такие шаги конституционных реформ, как:

ü Изменение политической природы государства, отказ от его характеристик как «советского» и социалистического, переход от наименования « Украинская Советская Социалистическая Республика» к наименованию «Украина»;

ü Введение политического плюрализма как основы политической системы общества, отказ от конституционного закрепления роли одной политической партии (КПСС) как ведущей, руководящей и направляющей силы общества и государства;

ü Отказ от господствующего положения государственной собственности, установления принципа многообразия форм собственности и их равной защиты в государстве;

ü Закрепление новой концепции статуса личности, основанной на приоритете личных прав и свобод человека и гражданина;

ü Провозглашение государственного суверенитета Украины;

ü Установление нового содержания принципа унитарного устройства;

ü Установление принципа разделения властей, предполагающего разделение функций власти между органами одного уровня, а также между органами различных уровней

ü Учреждение постоянно действующего высшего представительного органа власти (парламента);

ü Введение поста Президента Украины;

При рассмотрении последнего вопроса следует обратить внимание, что разработка Конституции  Донецкой Народной Республики началась в с 07.04.2014 г, после принятия Акта о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики и Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики.

Наряду с этим в данное время появлялись альтернативные проекты Конституции ДНР, подготовленные различными инициативными группами авторов и политическими объединениями, можно кратко проанализировать их содержание. Следует кратко охарактеризовать политическую ситуацию, связанную с принятием с принятием Конституции ДНР 14 мая 2014 года.

Далее необходимо охарактеризовать содержание и роль Конституции ДНР в становлении демократического, правового государства.

 


Вариант № 6

 


Дата: 2019-11-01, просмотров: 274.