Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”. В состав этой службы входят:

- департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

- служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;

- службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

- районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.

Департамент судебных приставов возглавляет заместитель Главного судебного пристава, а службу судебных приставов Управления военных судов - Главный военный пристав. Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соответствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов - старшие судебные приставы.

В зависимости от выполняемых обязанностей судебные приставы делятся на:

- приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

- приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, обязаны обеспечить в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; обеспечение охраны залов судебных заседаний, совещательных комнат в рабочее время. Для осуществления этих обязанностей судебные приставы вправе применять физическую силу, оружие и специальные средства в порядке, предусмотренном законом, а также обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск.

 

Судебный пристав, исполняющий судебные акты, обязан обеспечить полное и правильное исполнение исполнительных документов. В связи с этим он вправе проводить у работодателя проверку исполнения исполнительных документов на работающих у него должников, входить в хранилища и другие помещения, принадлежащие должникам, и осматривать их, давать гражданам, организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий, изымать и реализовывать имущество должника, налагать арест на денежные вклады, объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Если судебное требование не ясно, то судебный пристав вправе просить суд разъяснить его.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий определенный уровень образования (не ниже среднего общего), способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на него должностные обязанности. Судебные приставы носят установленную форму одежды, их требования при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц. Судебные приставы подлежат обязательному государственному страхованию. В случае их смерти или увечья при исполнении служебных обязанностей выплачивается денежная компенсация. Судебные приставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом других льгот.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов судебными приставами осуществляет прокуратура.

Контроль за действиями приставов осуществляет суд, направивший приставу исполнительные документы, или суд, в котором пристав обеспечивает порядок. Ведомственный контроль за деятельностью судебных приставов осуществляется министром юстиции РФ, начальниками органов юстиции субъектов Российской Федерации, а также вышестоящими подразделениями службы судебных приставов.

43. Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений: оперативно-розыскная деятельность и предварительное расследование (предварительное следствие и дознание). Их общая характеристика и соотношение.

Для начала следует дать определение каждой из форм предварительного расследования (ПР).

Предварительное следствие (ПС)- основная форма ПР, т.к. следствие осуществляется уголовным делам (УД), за исключением тех, что подведомственны органу дознания (ч.3 ст.150 УПК РФ).

Под дознанием же подразумевается осуществляемая дознавателем (следователем) деятельность в отношении тех (УД), по которым ПР необязательно. Дознание также является формой ПР.

Обе эти формы ПР имеют ряд схожих свойств:

1) Единство в отношении целей и задач в осуществляемой деятельности (раскрыть совершенное преступление, выдвинуть в отношении подозреваемого лица обвинение, направить УД в суд или прекратить его).

2) Обе формы имеют одинаковые или общие средства достижения поставленных целей (осуществления одинаковых следственных действий, доказательственной базы, мер принудительного характера, участники, их правомочия).

3) Одинаковость материалов правового значения (т.е. материалы, которые представляются в судебный орган для рассмотрения УД по существу).

Не смотря на значительный ряд сходств, данные формы ПР имеют отличительные черты:

1) Подследственность дел, которые расследуются.

К компетенции ОД относятся преступления повлекшие причинение вреда небольшой или ср. тяжести, тогда как следствие рассматривает все иные, в частности преступления, повлекшие тяжкий или особо тяжкий вред.

2) Органы, осуществляющие расследование.

ПС осуществляют следователи СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ.

Дознание осуществляют дознаватели органы внутренних дел РФ, пожарных, пограничных и иных органов.

3) Порядок деятельности, именуемой уголовно-процессуальной.

Процедура осуществления дознания значительно проще, чем процедура следствия. Во-первых, срок дознания короче. Во-вторых, в дознании спец. постановление (привлечение в качестве обвиняемого) не выносится, по окончании дознавательской деятельности составляется обвинительный акт или обвинительное заключение, не просто подводят так называемый итог, но и наделяют процессуальным статусом обвиняемого подозреваемое лицо.

В отличие от дознавателя, обладает большей степенью самостоятельности следователь, непосредственно в отношении своих полномочий и расследования, в ходе их реализации. По факту, следователь подчиняется руководителю собственного следственного органа. Дознаватель же в свою очередь менее самостоятельный и находится в подчинении начальника подразделения органа дознания, начальника органа дознания, прокурора.

5) Возможность изменять форму расследования.

УД по которому проводится дознание по указу прокурора может быть передано следователю для осуществления ПР. В противоположном направлении изменение представленной формы недопустимо.

Следователь вправе в отношении ОД выносить поручения о проведение тех или иных оперативно-розыскных мероприятий или отдельных процессуальных действий. Дознаватели в свою очередь не вправе что-либо поручить следователю, включая его содействие в осуществлении дознания.

44. Круг органов, уполномоченных осуществлять предварительное следствие. Структура, состав, полномочия. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности следователей.

Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

1) следственные органы Следственного комитета - центральный аппарат Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета;

2) учреждения Следственного комитета - научные и образовательные организации Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета;

3) руководители следственных органов Следственного комитета - Председатель Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета), заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Следственного комитета), руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первые заместители и заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители;

4) следователь - следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист;

5) сотрудники Следственного комитета (далее также - сотрудники) - руководители следственных органов Следственного комитета, следователи, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 228.