Специализированные прокуратуры: виды, особенности организации и деятельности специализированных прокуратур.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кроме территориальных прокуратур в систему органов прокуратуры РФ входят специализированные прокуратуры: военные, транспортные, природоохранные, по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в ЗАТО и на особо режимных объектах.

Создание специализированных прокуратур преследует цель повышения эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений. Деятельность специализированных прокуратур определяется спецификой поднадзорных объектов и не зависит от административно-территориального деления страны. С помощью специализированных прокуратур решаются задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть решены столь же успешно территориальными прокуратурами. По сравнению с последними организация и деятельность различных типов специализированных прокуратур имеет определенную специфику, обусловленную особенностями организационных, правовых и иных отношений в соответствующих сферах правовых отношений.

Военная прокуратура осуществляет свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, независимо от командования и органов военного управления.

Военная прокуратура состоит из трех звеньев. Верхним является Главная военная прокуратура, имеющая статус структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ. Второе звено – военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. Военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений и другие военные прокуратуры, приравненные но статусу к прокуратурам городов и районов, являются третьим, низовым звеном военной прокуратуры РФ.

Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор, являющийся по своему статусу заместителем Генерального прокурора.

Финансовое обеспечение деятельности органов военной прокуратуры осуществляется соответственно Минобороны России, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Транспортные прокуратуры состоят из двух звеньев. Верхним звеном выступают межрегиональные транспортные прокуратуры, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. Сфера деятельности указанных прокуратур распространяется на территорию нескольких субъектов РФ. Межрегиональным транспортным прокурорам подчиняются региональные транспортные прокуратуры, приравненные к районным (городским) прокуратурам. Данные прокуратуры создаются при управлениях железной дороги, при аэропортах, морских и речных портах, при таможенных управлениях и постах.

Транспортные прокуратуры осуществляют:

– надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за законностью издаваемых нормативных правовых актов в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере;

– надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и в таможенных органах;

– координацию деятельности правоохранительных органов, действующих на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, в таможенной сфере, по борьбе с преступностью;

– участие в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Природоохранные прокуратуры действуют на уровне районных (городских) прокуратур с подчинением прокурорам субъектов РФ. Однако, в виде исключения, образована и действует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, приравненная по статусу к прокуратуре субъекта РФ, что обусловлено значимостью природного объекта – бассейна реки Волги, который подпадает под юрисдикцию данной прокуратуры.

Природоохранные прокуратуры (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта РФ осуществляют надзор за:

– исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;

– исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Минобороны России и военно- промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов;

– законностью осуществления ОРД, дознания и предварительного следствия уполномоченными органов внутренних дел и подразделениями СК России по преступлениям указанной категории.

В пределах установленной компетенции прокурорами природоохранных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы формируются в местах дислокации наиболее крупных исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительные меры медицинского характера. Эти прокуратуры имеют статус районных и подчиняются прокуратурам субъектов РФ.

На прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложен надзор за:

– исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

– исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении ОРД в исправительных учреждениях ФСИН России;

– процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами.

Кроме того, на прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложена обязанность участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

При отсутствии в месте дислокации исправительного учреждения специализированной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуроры субъектов РФ, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, возлагают соответствующие полномочия но осуществлению надзора за соблюдением законов в исправительных учреждениях на прокуроров городов и районов.

Прокуратуры но надзору за исполнением законов на особых режимных объектах и в ЗАТО осуществляют прокурорские функции в ЗАТО, на особо режимных объектах и в специализированных воинских формированиях.

Указанные прокуратуры образуются по месту дислокации оборонного комплекса, действуют на правах районных (городских) прокуратур и подчиняются прокуратуре субъекта РФ по месту своего расположения.

Согласно приказу Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. № 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" особое положение занимают две прокуратуры ЗАТО: г. Межгорье и комплекса Байконур. На них возлагаются обязанности по:

– надзору за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, действующих на территориях ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;

– надзору за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять ОРД, дознание и предварительное следствие на территориях ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;

– участию в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены прокурором ЗАТО г. Межгорье или прокурором комплекса Байконур и их заместителями;

– направлению исков и участию в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ.

Следует иметь в виду, что участие в судах кассационной и надзорной инстанций по уголовным и гражданским делам, рассмотренным судом первой инстанции с участием либо по инициативе прокурора комплекса Байконур, обеспечивается Главной военной прокуратурой. Участие в арбитражном суде по исковым заявлениям прокурора комплекса Байконур обеспечивает прокурор Московской области.

Прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли образована приказом Генерального прокурора РФ от 1 июня 2010 г. и является самым новым типом специализированных прокуратур.

В настоящее время действует только одна специализированная прокуратура данного типа – Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли (с дислокацией в г. Новокузнецке). На указанную прокуратуру возложено осуществление надзора за исполнением федерального законодательства руководителями и должностными лицами предприятий и организаций угольной отрасли, защиты прав граждан на безопасные условия труда, предупреждению фактов травматизма и несчастных случаев на производстве, связанных с добычей и переработкой угля, устранению причин и условий им способствующих.

Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в своей работе особое внимание уделяет вопросам надзора за исполнением законодательства собственниками и руководителями угольных предприятий в части своевременного и полного финансирования мероприятий на охрану труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, создания безопасных условий труда, соблюдения технологического режима при добыче и переработке угля.

В поле зрения указанной прокуратуры находится деятельность контролирующих органов по обеспечению ими государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере охраны труда и промышленной безопасности, своевременному принятию мер к руководителям и должностным лицам, допустившим нарушения закона.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 248.