Гражданско-правовые нормы дифференцировались в нем по принципу обязательности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В условиях нэпа, когда автономия сторон в гражданском правоотношении была достаточно широка, в ГК превалировали диспозитивные нормы. По мере усиления «социализации» гражданского права, то есть проникновения в него плановых начал, возрастало число принудительных норм. Часть норм носила декларативный характер..

Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права част­ных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее – «о господствующей роли социалистической собственности».

Teм не менее закон допустил наряду с государственной и кооператив­ной формами собственности частную собственность в 3 се формах:

 - едино­личная собственность физических лиц,

 - собственность нескольких лиц, не составляющих объединения (например, семейная),

-собственность част­ных юридических лиц (компаний, акционерных обществ).

В государственной собственности оставались земля, леса, воды, недра, железные дороги, самолеты. Морские суда могли находиться в собствен­ности отдельных граждан и акционерных обществ.

Для привлечения част­ного капитала в целях восстановления флота государство делало ему ус­тупку. Частная собственность распространялась на мелкие промышлен­ные и торговые предприятия. В связи с этим государство провело дена­ционализацию ранее экспроприированной у частных лиц собственности, но в весьма ограниченных размерах и без восстановления отмененных в ходе революции прав бывших собственников. Закон создавал гарантии только для вновь приобретенных прав, но запрещал восстанавливать прежние имущественные права.

Объем и размеры права частной собственности строго ограничивались

(определялся круг объектов, допускаемых в частную собственность, уста­навливались предельные размеры частного предприятия и наследственной массы, получаемой частным лицом и т.п.). Ограничивалось также право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Так, разре­шив собственность на жилье (бывшие муниципализированные строения), закон ограничил возможности сдачи его внаем введением нормы жилой площади, тарифов сдаточных цен, сроков сдачи. Был введен специальный термин «обладание» (ст. 58 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собственности, не может вливаться в гражданский оборот. Его нельзя продать или купить.

Обязательственное право. С развитием частного предпринимательства возродилось обязательственное право. Закон распространил его на две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридических лиц. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц.

Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступали по достижении 18 лет.

Закон разрешал все виды договоров:

1. купли-продажи, мены, дарения, имущественного найма, займа, подряда, товарищества, поручительства и др. Но размеры договорных сумм и сроки договоров строго оговарива­лись. Скажем, дарение не могло превышать 10 тысяч рублей, купля-продажа – только на внутреннем рынке и пр.

2. Система публичных торгов для сдачи подрядов обеспечивала льготные условия для государственных и кооперативных предприятий, которые вскоре вообще перестали участ­вовать в торгах и получать подряды без них.

3. Широкое распространение в условиях нэпа получили концессионный договор и договоры об аренде государственных промышленных предприятий частными лицами и кооперативными организациями. На основе концессий частный капитал привлекался к производству горпопромысловых работ, к поиску, разведке, добыче и переработке полезных ископае­мых.

 Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — форма договора о передаче в пользованиекомплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока.

Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав,

в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческойинформации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.

Концессионеры получали на определенный срок государственное предприятие, обязывались вкладывать в него определенный капитал, под­держивать его на современном техническом уровне. Концессионный дого­вор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам, ограничивал право концессионера распоря­жаться концессионным имуществом.

Аренда – имущественный наем, основанный на договоре предоставления имущества во временное пользование за определенную плату.

Арендный договор на государственное промышленное предприятие бли­зок по своей сути к концессионному. Расторгнуть его можно было только в судебном порядке. Арендатор имел право сбывать продукцию предпри­ятия на вольном рынке, мог оговорить право получения для него государ­ственного сырья. Но он брал на себя и целый ряд обязательств. Количест­во и номенклатуру изделий определял договор, как и долю продукции, обязательной для сдачи государству, предприятие необходимо было под­держивать на должном уровне.

ГК РСФСР регламентировал общие условия заключения договора.

1. Договор признавался    недействительным, если заключался одной из сто­рон под влиянием «крайней нужды» и на невыгодных для нее условиях.

2. Договор мог быть расторгнут не только по инициативе сторон, но и по инициативе госорганов или общественных организаций, Такая норма имела ярко выраженную социальную направленность.

Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение гражданских договорных отношений. Но добросовестному контрагенту ГК гарантиро­вал судебную защиту его имущественных прав.

Земельный кодекс РСФСР. Был принят в 1922 г., состоял из Основных положений и трех частей:

о трудовом землепользовании,

о городских зем­лях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и пере­селении.

 Кодекс подтвердил отмену частной собственности на землю и передал «единый государственный земельный фонд» в ведение Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования им пре­доставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским по­селениям и государственным предприятиям и учреждениям. Все сделки с землей запрещались под страхом уголовного наказания.

Право пользования землей признавалось бессрочным и могло быть прекращено только в соответствии с законом. Допускались все формы землепользования: общинное с уравнительными переделами, участковое (отруба и хутора), товарищеское (ТОЗы, артели, коммуны).

Земельный кодекс разрешил сдачу земли в аренду крестьянами на срок не более одного севооборота (на 3 года при трехполье и на 4 года при че­тырехполье). Но это могла быть только трудовая аренда. Закон гласил, что «никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства». Сдать землю в арен­ду можно было только «в случае ослабления хозяйственных сил» и при невозможности хозяйству самому выполнить положенную на земле работу (из-за стихийного бедствия, болезни и смерти главы семьи, недостатка ра­бочих рук и пр.).

Закон допустил также использование наемного труда в крестьянском хо­зяйстве, но только в качестве дополняющего труд всех членов семьи и по нормам КЗоТ.

Как и ранее, законодатель отдавал предпочтение коллективным фор­мам землепользования. Коллективные хозяйства могли требовать у сель­ского общества компактного выделения им земли и сохранения устойчи­вых границ этого землевладения.

КЗоТ РСФСР. Кодекс законов о труде, принятый 30 октября 1922 г., состоял из 17 глав. В общей части определялось, что его положения рас­пространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Это означало переход от трудовой повинности к методам свободного найма рабочей силы.

В основе трудовых отношений лежал коллективный (заключаемый профсоюзом) или индивидуальный тру­довой договор.

Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обяза­тельного минимума оплаты, установленной для данной категории груда государством.

 Государство регламентировало порядок заключения трудо­вых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность ра­бочего времени (8-часовой для всех и 6-часовой для подростков рабочий день), и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин.

КЗоТ 1922 г. вернулся к системе социального страхования на всех видах предприятий и у частных лиц – нанимателей, которое охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инвалидности и пр.).

Семейное право. В 20-е гг. в обществе были распространены иллюзии относитель­но быстрого революционного переустройства всей жизни, и, в частности, института бра­ка. Считалось, что брак - это один из пережитков прошлого. Поэтому широко распро­странился гражданский, или фактический брак. Его признание в качестве юридического стало основным нововведением нового Семейного кодекса 1926 г.

«Кодекс законов о браке, семье и опеке». От прежнего кодекса он отличался значи­тельно большим объемом: состоял из 4 разделов и 143 статей.

Признание гражданского брака законным устранило из оборота понятие «внебрач­ные дети». Но не устраняло установление отцовства с последующей выплатой алиментов.

Брачный возраст повышался для женщин с 16 лет до 18.

 

Изменения в уголовном праве

УК РСФСР. Уголовный кодекс, состоявший из двух частей, общей и особенной (всего 227 статей), вступил в действие с июня 1922 г. Под пре­ступлением в нем понималось

«всякое общественно-опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, уста­новленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистиче­скому строю период времени».

Как и прежде, суд должен был руководствоваться «социалистическим правосознанием», а назначая наказание, преследовать цели: предупрежде­ния новых правонарушений, приспособления нарушителя к условиям об­щежития. Кодекс предусматривал широкое применение принципа анало­гии, исходя из «наиболее сходных по важности и роду преступлений».

Система преступлений включала в себя преступления:

 государственные, против порядка управления;

 хозяйственные, имущественные, воинские и др.

 Сохранялась дифференциация преступлений по степени их социально-экономической опасности, вводилось такое понятие, как «экономическая контрреволюция».

В 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР. Это был общесоюзный уголовный кодекс. Каких-либо принципиальных изменений этот ко­декс не внес. Власть по-прежнему делала различие между преступлениями, «направлен­ными против основ советского строя», и всеми остальными. По отношению к первым, помимо наказания за конкретные действия, к «контрреволюционерам» применялись «меры социальной защиты»: наказание могло последовать за принадлежность к опреде­ленной потенциально опасной для большевистской власти социальной группе.

Свой кодекс большевистская власть традиционно нарушала. Так, через три месяца после введения в действие УК РСФСР, ВЦИК предоставил ГПУ право внесудебной распра­вы вплоть до расстрела. Таким образом, даже при наличии норм УК, призванных защитить граждан от произвола государства, эти нормы сознательно игнорировались самой властью. Не имея возможности доказать право на свое существование с помощью политической аги­тации, большевики охраняли свою власть путем применения уголовных норм.

 В феврале 1927 г. ЦИК СССР принял «Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления».

.В нем давалось весьма широкое определение к/р преступления (всего 14 составов), которые будут положены затем в основу пресловутой 58-й статьи. Особое место среди них занимало «вредительство», под чем понимался «подрыв государственной промыш­ленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации». Недонесение о готовящихся преступлениях также влекло уголовное наказание.

С 1927 г. стал действовать и «Закон о реквизициях и конфискациях иму­щества, применяемых в административном и уголовном порядке», определивший подробный перечень предметов, которые могли изыматься в госу­дарственную казну.

1. Закон строго карал взяточничество как вид экономи­ческой преступности.

2. Карал спекуляцию. Если ранее «спекуляцией» признавалась почти всякая форма частной торговли, то теперь, с допуском последней, призна­ком спекуляции стали «сговор с целью повышения цен»,

 злостный невы­пуск товаров на рынок

 скупка-сбыт товаров, запрещённых к продаже.

 Из прежнего понятия «спекуляция» выделились новые составы: контра­банда, нарушение торговых монополий, фальсификация товаров, ростов­щичество.

 Система наказаний учитывала, во-первых, степень тяжести и характер самого преступления, а во-вторых, степень социальной опасности самого преступника. В зависимости от этих обстоятельств он мог быть подверг­нут разным наказаниям, от внушения до тюремного заключения со стро­гой изоляцией или без нее. Между ними, как и ранее, стояли общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, запрет на за­нятие должности, штрафы, принудительные работы без содержания под стражей. Предусматривалось изгнание из пределов РСФСР. Исключи­тельной мерой «социальной защиты» (так стали называть меры наказания с постановления ЦИК СССР от 1924 г.) оставался расстрел.

В 1921 г. в России появилась новая отрасль – «исправительно-трудовое право». Специальный декрет СНК от 28 ноября «Об использовании труда заключенных в местах лишении свободы и отбывающих принудительные ра­боты без лишения свободы» признал труд и целью наказания, и мерой пе­ревоспитания.

 В 1924 г. появился «Исправительно-трудовой кодекс», пре­дусматривающий создание сети «трудовых сельскохозяйственных, ремес­ленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых до­мов». В них подлежали перевоспитанию трудом, главным образом, пред­ставители эксплуататорских классов. Для заключенных из «трудящихся», в отличие от первых, два дня работы засчитывались за три.

Смертной казни в перечни видов наказания не было. В соответствии с программ­ной установкой РУП (б), она уходила в прошлое. Однако в статье 33 делалась оговорка, что революционные трибуналы могут применять эту меру. Даже в годы гражданской войны смертная казнь рассматривалась как чрезвычайная мера наказания, теперь же она вводилась в обычную практику уголовного права.

 

Процессуальное право

УПК РСФСР и ГИК РСФСР. Переход к нэпу вызвал необходимость реорганизации юстиции. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о про­курорском надзоре. В составе Наркомюста учреждалась государственная прокуратура во главе с Прокурором Республики (он же Нарком юстиции), а на местах - губернские (позднее «областные») прокуроры и их помощ­ники. Прокуратура осуществляла функции надзора за законностью дейст­вий всех органов власти, за деятельностью следственных органов и ОГПУ. Ей поручалось также поддержание обвинения в суде и наблюдение за пра­вильностью содержания заключенных под стражей. Эти четыре функции сохранятся за прокуратурой в продолжение всего советского времени.

Одновременно вошло в действие и Положение об адвокатуре СССР. Коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполко­мом, создавались при губернских (позднее «областных») отделах юстиции. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде. С 1922 г. стали действовать нотариат (регистрация юридических актов) и арбитражные комиссии, принимавшие на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государствен­ных органов и хозяйственных организаций.

В 1922 г. была создана и единая судебная система в РСФСР,

состоящая из 4 инстанций:

- народный суд в составе постоянного народного судьи, -народный судья и два народных заседателя,

губернский суд.

- Верховный суд РСФСР и его коллегии.

 Верховный суд являлся надзорной инстанцией для всех судов, кассационной – для губернских, а по делам об особо опасных преступлениях – первой инстанцией. Продолжали действовать и специальные суды (военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии на­родных судов, земельные комиссии и т.п.).

Судьи и заседатели избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих, имеющих стаж ответственной работы. Предварительное следствие вели народные следователи (при губсудах), действовавшие под наблюдением прокуратуры.

В правоприменительной деятельности использовался, как и ранее, принцип целесообразности, что приводило к расширению права суда тол­ковать закон. При этом элементы правового нигилизма сочетались с тен­денцией усилить репрессивную уголовную политику.

Тем не менее, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. закрепил публичность и глас­ность в качестве принципов производства по уголовным делам, кроме тех, которые содержали государственную тайну или сведения об интимной стороне жизни. На предварительном следствии должны были выясняться и исследоваться все обстоятельства, как уличающие, так и оправдываю­щие обвиняемого. Суд не ограничивался формальными доказательствами, но сам осуществлял их отбор. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, введенный в действие в сентябре 1923 г., обязывал суд не ограничиваться представленными объ­яснениями и материалами, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. «За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд решает его, руководствуясь общими началами советского за­конодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительст­ва», – гласила 4 статья ГПК. В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни сторон» дело могло слушаться в закрытом заседании. Преобразования в процессуальной сфере могут быть расценены как час­тичный возврат к прежним дореволюционным нормам.

Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кас­сационный порядок пересмотра судебных решений с возможной отменой приговора или прекращением дела, или возвратом его на новое рассмот­рение.

С созданием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик (СССР) кодексы РСФСР стали основой для кодификационной работы в других национальных республиках. Они же послужили основой союзного законодательства. Однако срок действия им был отведен незначитель­ный. Утверждение в стране тоталитарного режима, отказ от нэпа привели и к отказу от зафиксированных в кодексах правовых норм.

Уголовно-процессуальное право. Первый УПК РСФСР был принят в 1922 г., а уже в 1923 г. - новый, более совершенный. Он состоял из шести отделов (которые делились на 32 главы и 465 статей).

Кодекс утвердил процессуальные гарантии неприкосновенности личности. Важ­нейшей из них являлся принцип лишения свободы и заключения под стражу только в по­рядке, определенным в законе (ст. 5 УПК РСФСР). Однако на органы ОГПУ этот принцип не распространялся. Не в полной мере его соблюдали и правоохранительные органы.

УПК РСФСР значительно расширил право обвиняемого на защиту. Прежде всего, пре­дусматривалось обязательное участие защитника при рассмотрении дел в суде. Суд был обя­зан исследовать все обстоятельства дела, включая те, что могли смягчить вину обвиняемого.

В определенной степени это привело к сокращению масштабов репрессий, однако полностью оградить граждан от произвола государства не удалось. В кодексе не нашла место такая важнейшая гарантия права личности, как презумпция невиновности.

Суды должны были рассматривать дела даже в случае неполноты законов или их неясности. Это ориентировало суды на применение аналогии, что влекло за собой произ­вол властей. Как в гражданском, так и в уголовном процессе действовал только кассаци­онный порядок пересмотра судебных решений.

Значительным шагом назад, в сравнении с дореволюционным уголовным пра­вом, являлось применение наказания по аналогии. Отталкиваясь от «революционного сознания», судья наказывали за действия, которые не определялись в УК РСФСР как преступные.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 157.