После длительных обсуждений в мае 1922 г. ВЦИК принял «Основной закон о трудовом землепользовании», разрешавший аренду земли и наем батраков.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели НЭПа были следующие:

снять социальную напряженность, укрепить социальную базу Советской власти, обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, преодолеть международную изоляцию и восстановить политические и экономические отношения с другими государствами.

Переход к НЭПу был законодательно оформлен декретами ВЦИК, СНК и решениями VIII Всероссийского съезда Советов.

  Реформы проводились в сельском хозяйстве, промышленности. Реформировалась финансовая система. Были проведены следующие реформы: в сельском хозяйстве: замена продразверстки продовольственным налогом. Продналог определялся задолго до посевной и был в два раза меньше по размеру, чем продразверстка. Кроме того, беднякам предоставлялись хозяйственные льготы, зажиточным категориям сельского населения – повышенный налог; восстановление свободной торговли. Оставшуюся после уплаты налога продукцию крестьяне могли реализовывать по рыночной цене; предоставление крестьянам права выбора форм землепользования.

Коммуны и колхозы, образовавшиеся в Гражданскую войну, распались и получили распространение кооперативы (Кооперация – торговая или производственная общественная организация, создаваемая на средства ее членов – пайщиков). По отдельным отраслям сельскохозяйственного производства кооперация объединила до 90 % всех хозяйств. Однако запрет на куплю, продажу, завещание, дарение, залог земли не был снят – земля оставалась в собственности государства;

Проекты создания союзного государства. Образование СССР.

К началу 20-х гг. на территории бывшей российской империи существовало не­сколько независимых советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербай­джанская, Армянская, Грузинская, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная.

Дальневосточная республика - временное государственное образование в Восточ­ной Сибири и на Дальнем Востоке. Ее создание было вызвано стремлением большевист­ского правительства избежать войны с Японией, войска которой оккупировали часть Дальнего Востока. Эта республика была создана в 1920 г. Площадь - свыше 15 кв. км, на­селение - население - 1,8 млн. человек. В феврале 1922 г Красная Армия перешла в насту­пление и к ноябрю 1922 г. вытеснила японцев с Дальнего Востока. Решением ВЦИК Дальневосточная республика была присоединена к РСФСР.

Украина и Белоруссия были включены в состав РССР в 1918-1919 гг., Армения и Азербайджан, Бухара и Хорезм - в 1920 г., Грузия - в 1921, Дальневосточная республика - в 1922 г. Руководство в этих республиках было передано местным коммунистам.

Тем не ме­нее, и они стремились к определенным политическим и экономическим свободам. Напри­мер, Азербайджан и Грузия пытались самостоятельно вести торговлю с соседними страна­ми, срывали монополию внешней торговли, введение единой денежной единицы.  

 Непрерывные конфликты (прежде всего, с Киевом и Тифлисом, требовали юридического разграничения полномочий между центральным правительством и местными органами власти.

Для этого в августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) организовало специальную ко­миссию. Ее руководитель - И.В. Сталин - полагал, что либерализм в сфере национально­го строительства времен гражданской войны был вызван ее экстремальными условиями. И настаивать на их сохранении после окончания войны политически нецелесообразно, поскольку это порождает хаос, конфликты и обиды, мешает проводить единую хозяйст­венную политику. По его мнению, националисты лишь прикрывались коммунистиче­ским флагом, а на самом деле вступили на путь сепаратизма. И.В. Сталин стремился най­ти такую форму объединения, которая заставила бы республики подчиниться центру.

Исходя из этого, он разработал проект автономизации. В соответствии с ним Украина, Белоруссия и закавказские республики входили в РСФСР на правах автономных. (С Бу­харской, Хорезмской и Дальневосточной республиками предполагалось сохранить преж­ние договорные отношения).

В письме от 22 сентября И.В. Сталин доказывал В.И. Ленину, что надо спешить с созданием нового государства, т.к. время работает против объединения. Созданная По­литбюро комиссия, некоторые партийные лидеры Украины (например, В. Затонский и Д.З. Мануильский), Центральные комитеты компартий Азербайджана и Армении под­держали сталинский план создания унитарного государства. Но Грузия и Украина вы­ступили резко против.

В.И. Ленин не считал идею создания уни­тарного государства принципиально ошибочной, но на тот момент несвоевременной. Поэтому предложил создать федеративный союз независимых, суверенных, равноправ­ных республик. Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев поддержали В.И. Ленина. Комиссия ЦК РКП (б) также одобрила его проект.

Конституция 1924 г.

Работа над новой конституцией началась в январе 1923 г. Конституционная комиссия активно работала с национальными республиками и облас­тями. Итогом этой работы, в частности, стало создание в ЦИК второй палаты - Совет На­циональностей, из представителей национальных регионов.

 Однако работой комиссии были довольны далеко не все. Ее критики считали, что комиссия поднимает не самые важные вопросы.

В апреле 1923 г. на XII съезде РКП (б) республиканские руководители попытались ослабить властные полномочия центральных государственных органов. Однако сделать этого не удалось.

В мае 1923 г. И.В. Сталин добился ареста члена своего наркомата (Народного комис­сариата по делам национальностей) Султан-Галиева, выступавшего за создание мусуль­манской автономии из народов Поволжья и Приуралья. Остальные руководители уже не выступали. Большевистские руководители полагали, что унита­ризм является более приемлемой формой коренной реконструкции всего общества, не­жели федерация:

- большевики собирались строить общество пролетарского братства, где

национальность не будет иметь значения.

Главная причина провала идеи создания демократического федеративного госу­дарства состояла в том, что власть в новом государстве прочно контролировала РКП (б), а она была устроена недемократично.

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенные через одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик.

К ним относились наркоматы:

* внутренних дел;

* юстиции;

* земледелия;

* просвещения;

* здравоохранения;

* социального обеспечения и др.

После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Сохранялось классовое понятие избирательного права. Данная конституция – типичная конституция власти, в ней не урегулированы вопросы из сферы прав и свобод граждан, не затрагивается сфера избирательного права, большое внимание уделяется механизму организации власти в СССР, реализации принципа федерализм

Цели НЭПа были следующие:

снять социальную напряженность, укрепить социальную базу Советской власти, обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, преодолеть международную изоляцию и восстановить политические и экономические отношения с другими государствами.

Переход к НЭПу был законодательно оформлен декретами ВЦИК, СНК и решениями VIII Всероссийского съезда Советов.

  Реформы проводились в сельском хозяйстве, промышленности. Реформировалась финансовая система. Были проведены следующие реформы: в сельском хозяйстве: замена продразверстки продовольственным налогом. Продналог определялся задолго до посевной и был в два раза меньше по размеру, чем продразверстка. Кроме того, беднякам предоставлялись хозяйственные льготы, зажиточным категориям сельского населения – повышенный налог; восстановление свободной торговли. Оставшуюся после уплаты налога продукцию крестьяне могли реализовывать по рыночной цене; предоставление крестьянам права выбора форм землепользования.

Коммуны и колхозы, образовавшиеся в Гражданскую войну, распались и получили распространение кооперативы (Кооперация – торговая или производственная общественная организация, создаваемая на средства ее членов – пайщиков). По отдельным отраслям сельскохозяйственного производства кооперация объединила до 90 % всех хозяйств. Однако запрет на куплю, продажу, завещание, дарение, залог земли не был снят – земля оставалась в собственности государства;

После длительных обсуждений в мае 1922 г. ВЦИК принял «Основной закон о трудовом землепользовании», разрешавший аренду земли и наем батраков.

   в промышленности: перестройка управления народным хозяйством. Усиливаются плановые начала в развитии экономики. В 1920 г. принимается Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), по которому намечалось построить 30 – 35 тыс. км железных дорог, из них 3,5 тыс. км электрифицировать.

В самом начале 1921 г. создается Госплан для планирования хозяйственной деятельности во главе с Г. М. Кржижановским, специалистом энергетиком.

 Госплан приступил к разработке первых годовых планов теплоснабжения и восстановления отдельных отраслей промышленности. В 1925 г. отраслевые планы впервые сливались в единый годовой план промышленности и строительства. Планирование принимало всеобъемлющий характер;

 В годы НЭПа произошли изменения в государственном аппарате. децентрализация системы управления промышленностью.

Совет рабочей и крестьянской обороны был реорганизован в Совет труда и обороны.

Было осуществлено разграничение компетенции СНК и СТО. В ведении последнего оставались экономические функции: утверждение хозяйственных планов, отчетов экономических наркоматов, руководство отдельными отраслями промышленности.

 ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий, превратился в координационный центр. Основная масса предприятий, ранее подчиненных ВСНХ,  

были переданы территориальным (губернским совнархозам), находившихся в введении ВСНХ. В 1923 г. в структуре ВСНХ создаются: Главное экономическое управление и Центральное управление государственной промышленности (внутри которого создавались отраслевые отделы).

Главное экономическое управление осуществляло регулирование промышленности в целом, Центральное управление руководило трестами.

Сократилось число главков и центров ВСНХ, сократилась и численность аппарата управления. Основной формой управления стали тресты объединения однородных или взаимосвязанных предприятий. Тресты работали на условиях хозрасчѐта, самоокупаемости. Они сами решали, что производить, где реализовывать продукцию. Казна за долги трестов не отвечала. Тресты получили полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Наиболее крупными трестами являлись «Югосталь», «Донуголь», «Химуголь», «Государственный трест машиностроительных заводов», «Сахаротрест», «Азнефть», «Северолес» и др. К концу 1922 г. 421 трест объединял 90 % всех промышленных предприятий.  

В мае 1922 г. при СТО была создана комиссия по внутренней торговле (Комвнутторг), преобразованная в Наркомат внутренней торговли. В 1925 г. Наркомторг объединяется с Наркомвнешторгом.

В декабре 1921 г. была реорганизована ВЧК. Вместо нее создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД. С образованием СССР ГПУ было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. На местах создавались политические отделы. В составе ГПУ и политических отделов создавались особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и во флоте, и транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и государственных преступлений.

Власть предоставила возможность создавать мелкие и средние частные предприятия, сдавать предприятия в аренду своим и иностранным предпринимателям (концессия). Однако при этом государство по-прежнему сохраняло монополию на внешнюю торговлю, контроль над отраслями тяжелой промышленности, транспортом. Полностью вне рынка оставались энергетика, металлургия, нефтедобыча и нефтепереработка,                  

добыча каменного угля, оборонная промышленность. Отдельные попытки перевода железных дорог на хозрасчет нельзя признать удачными; разрешено использование наемного труда. Однако с самого начала Советская власть стремилась всячески ограничить степень свободы для частных предпринимателей. По декрету ВЦИКа и СНК от 7 июля 1921 г. число наемных рабочих на частных предприятиях не должно было превышать 10 – 20 человек; осуществлен переход на сдельную оплату труда и выплату заработной платы не продуктами, а твердым рублем. В городах платными стали коммунальные услуги, транспорт, жилье, посещение театров, музеев, бань;

финансовая реформа: была создана банковская система, возобновлено денежное обращение. В октябре 1921 г. начал работать Государственный банк РСФСР, который пользовался правом выпуска собственных банкнот, обеспеченных золотом; в конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец. Старые бумажные купюры были упразднены, взамен выпущены советские денежные знаки в 1, 2, 5, 10, 20 и 50 червонцев, обеспеченные золотом. Золотой советский рубль был равен 5 долларам, 14,5 центам США. В результате реформы советские деньги стали конвертируемыми; осенью 1922 г. в стране создаются фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа по свободному курсу валюты и золота.

Таким образом, сущность нэпа состояла в использовании элементов рыночной экономики при сохранении большевиками «командных высот» в политике и экономике (руководящая роль РКП (б), государственный сектор, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли).

Нэп стал быстро давать положительные результаты, которые выражались в следующем.   1. В 1922 г. был собран неплохой урожай, что позволило отменить карточную систему распределения продуктов.

 2. С 1924 г. крестьяне стали платить налог не в натуральной, а в денежной форме, что говорило о восстановлении в стране нормальных товарно-денежных отношений.

 3. Вырос национальный доход страны. По данным официальной статистики уровень национального дохода в 1925 – 1926 гг. превысил уровень национального дохода 1921 г. в 2,3 раза. 

4. Благодаря нэповским реформам к 1926 – 1929 гг. по многим количественным показателям в сельском хозяйстве и промышленности был достигнут уровень 1913 г., преодолена разруха на транспорте. Валовая продукция сельского хозяйства, достигавшая в 1921 г. 60 % довоенного уровня, уже в 1926 г. превзошла его на 18 %.      Промышленность к 1925 г. достигла 73 % от довоенного уровня.

 Однако несмотря на столь внушительные успехи новой экономической политики партийно-государственное руководство СССР к концу 1920-х гг. полностью отказывается от этого курса. Почему?

1. Свобода экономической деятельности не была дополнена демократическими переменами в политической жизни общества. Нэп был враждебно встречен рядовыми коммунистами и воспринимался как отступление от идеалов социализма.

2. переход к рынку привел к усилению социального расслоения; способствовал формированию «новой буржуазии» (нэпманов) и «новой аристократии» (партийносоветской номенклатуры). Одновременно росло число безработных в среде промышленного пролетариата. Многим рабочим не нравились усиление интенсивности труда на производстве, восстановление руководящей роли инженерно-технических работников, их большие заработки. Нэп расшифровывали как «новую эксплуатацию пролетариата».

3. РКП (б) в условиях острейшего дефицита инвестиций в современные отрасли тяжелой промышленности не выдерживает курса на равноценный обмен между городом и деревней, начинает перекачивать средства из сельского хозяйства в промышленность, искусственно взвинчивая цены на промышленные товары и понижая закупочные цены на зерно. Непоследовательная политика большевиков по отношению к деревне приводит к кризисам 1923 − 1924 гг., 1925 − 1926 гг., 1927 − 1928 гг., а затем и к свертыванию нэпа.

  Для реализации плана социалистической индустриализации нужен был дешевый хлеб на экспорт, а также для обеспечения армии и городов.

Для выхода из хлебозаготовительного кризиса 1927 − 1928 гг. был предпринят комплекс административных мер: конфискация имущества, принудительный выкуп тракторов и сельхозтехники, изъятие земельных излишков у зажиточных крестьян; введение системы контрактации, по которой крестьянин был обязан определенную часть урожая сдавать государству по столь низкой цене, что производство хлеба для него становится убыточным. Это привело к резкому сокращению посевов зерновых. Таким образом, в конце 1920-х гг. начинается ликвидация частных хозяйств, кооперативов в деревне и в городе. Полностью частные предприятия были закрыты к 1931 г

Конституции 1918 г. закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства, ставила задачу полного подавления буржуазии. Все это без каких-либо изменений было перенесено в Конституцию 1924 г. Всякий, кто использовал наемный труд или жил на процент с капитала, был лишен политических прав.

Поэтому НЭП фактически был не­конституционной политикой. В этих условиях экономические и социальные свободы граждан не могли быть стабильными и долговременными. Достаточно было изменения расстановки сил в руководстве большевистской партии, чтобы дарованные частникам и предпринимателям свободы без труда устранялись одним или несколькими декретами.

Проекты создания союзного государства. Образование СССР.

К началу 20-х гг. на территории бывшей российской империи существовало не­сколько независимых советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербай­джанская, Армянская, Грузинская, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная.

Дальневосточная республика - временное государственное образование в Восточ­ной Сибири и на Дальнем Востоке. Ее создание было вызвано стремлением большевист­ского правительства избежать войны с Японией, войска которой оккупировали часть Дальнего Востока. Эта республика была создана в 1920 г. Площадь - свыше 15 кв. км, на­селение - население - 1,8 млн. человек. В феврале 1922 г Красная Армия перешла в насту­пление и к ноябрю 1922 г. вытеснила японцев с Дальнего Востока. Решением ВЦИК Дальневосточная республика была присоединена к РСФСР.

Украина и Белоруссия были включены в состав РССР в 1918-1919 гг., Армения и Азербайджан, Бухара и Хорезм - в 1920 г., Грузия - в 1921, Дальневосточная республика - в 1922 г. Руководство в этих республиках было передано местным коммунистам.

Тем не ме­нее, и они стремились к определенным политическим и экономическим свободам. Напри­мер, Азербайджан и Грузия пытались самостоятельно вести торговлю с соседними страна­ми, срывали монополию внешней торговли, введение единой денежной единицы.  

 Непрерывные конфликты (прежде всего, с Киевом и Тифлисом, требовали юридического разграничения полномочий между центральным правительством и местными органами власти.

Для этого в августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) организовало специальную ко­миссию. Ее руководитель - И.В. Сталин - полагал, что либерализм в сфере национально­го строительства времен гражданской войны был вызван ее экстремальными условиями. И настаивать на их сохранении после окончания войны политически нецелесообразно, поскольку это порождает хаос, конфликты и обиды, мешает проводить единую хозяйст­венную политику. По его мнению, националисты лишь прикрывались коммунистиче­ским флагом, а на самом деле вступили на путь сепаратизма. И.В. Сталин стремился най­ти такую форму объединения, которая заставила бы республики подчиниться центру.

Исходя из этого, он разработал проект автономизации. В соответствии с ним Украина, Белоруссия и закавказские республики входили в РСФСР на правах автономных. (С Бу­харской, Хорезмской и Дальневосточной республиками предполагалось сохранить преж­ние договорные отношения).

В письме от 22 сентября И.В. Сталин доказывал В.И. Ленину, что надо спешить с созданием нового государства, т.к. время работает против объединения. Созданная По­литбюро комиссия, некоторые партийные лидеры Украины (например, В. Затонский и Д.З. Мануильский), Центральные комитеты компартий Азербайджана и Армении под­держали сталинский план создания унитарного государства. Но Грузия и Украина вы­ступили резко против.

В.И. Ленин не считал идею создания уни­тарного государства принципиально ошибочной, но на тот момент несвоевременной. Поэтому предложил создать федеративный союз независимых, суверенных, равноправ­ных республик. Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев поддержали В.И. Ленина. Комиссия ЦК РКП (б) также одобрила его проект.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 272.