В сравнении с Конституцией 1918 г., в конституции 1924 г. значительно выросло число вопросов, относящихся к ведению центральных органов власти.
Национальная политика ВКП (б). (В связи с образованием СССР, большевистская партия, именовавшаяся ранее «Российская коммунистическая партия (большевиков)» с 1925 г. стала именоваться «Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)».
Вторым аспектом проблемы образования СССР являлась национальная политика. Эта политика осуществлялась по ряду направлений.
Главным - было преодоление разницы в уровне жизни разных народов за счет большего финансирования национальных регионов. На протяжении всей дальнейшей истории действовало правило «больше тому, кто слабее».
Второе направление - уточненение административных границ проживания отдельных народов. Например, в 1924-1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии.
На территории Туркестанской АССР Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. Это давало возможность более полно развивать национальные культурно-бытовые традиции.
Третье направление - вовлечение в систему управления национальных регионов национальные кадры. Это давало возможность формироваться национальной государственности.
Конституция состояла из двух разделов:
I. Декларация об образовании СССР.
II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи).
Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР. Большого юридического значения эта часть не имела
Договор состоял из 11 глав:
1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.
2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве.
К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР.
3. О съездах Советов СССР (порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.).
4. О ЦИК
5. О Президиуме ЦИК СССР
6. Об СНК СССР
7. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений", но и рассмотрение, и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками.
8. О Народных комиссариатах СССР (состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.).
9. Об ОГПУ (посвящена работе Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), созданного "в целях объединения революционных, усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК. Надзор за его действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда.
10. раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав. Почти все они должны были, "подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществлять в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов" и советских органов СССР).
11. О гербе, флаге, столице СССР.
Ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, а ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах, указанных в Конституции и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. На СССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик. Согласно Конституции в исключительную компетенцию Союза входили следующие вопросы:
* союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших внешние сношения и внешняя торговля;
* объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами;
* установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения;
* руководство транспортом и связью;
* утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы;
* установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде;
* установление основных начал социальной политики - здравоохранения, образования;
Дата: 2019-11-01, просмотров: 187.