Исторический процесс — это совокупность всех общественных отношений, в которых находится человек. Он живет, работает, создает материальные и духовные ценности. Поэтому смысл истории предполагает анализ этих отношений под углом зрения их изменения и развития. Проблематика смысла истории охватывает деятельность людей, творящих собственную историю и интересующихся направленностью ее развития. Раскрытие смысла истории означает раскрытие имманентной логики исторического процесса. Кроме того, понятие смысла истории предполагает чувство социальной ответственности каждого члена общества, необходимость осознания своего места и своей роли в данных обстоятельствах, общность переживания за будущее человечества. Безусловно, при анализе направленности исторического процесса нельзя игнорировать вопросы исторического познания, так как этот процесс непрерывен, в нем прошлое и настоящее неразрывно связаны, и адекватное знание о настоящем можно получить лишь при учете опыта прошлых поколений. Таким образом, спектр проблем, охваченных понятием смысла истории, довольно широк. Главное же при изучении смысла истории — это выяснение направленности развития общества, анализ тех вопросов, от которых зависит судьба мировой цивилизации. И всякий раз осмысление истории происходит в связи с возникновением труднейших и сложнейших проблем в ходе развития человеческого общества. Так, в эпоху Возрождения осмысление исторического процесса происходило через призму человека, его места в историческом, поле. В Новое время смысл истории рассматривается через рациональное объяснение развития социума по восходящей линии. Философия истории этой эпохи, как правило, движима духом романтизма и верой в неограниченный прогресс человечества. В настоящее время анализ смысла истории связан с изучением планетарного мышления, с универсализацией ценностей, с решением глобальных проблем современности. Детерминация (от. лат. determinare - определять) - это процесс определения сути одних явлений через другие.Основы знаний о детерминации были заложены в мировой философии еще с древнейших времен. Учение о всеобщей взаимосвязи явлений (детерминизм) означало, что все явления (в т.ч. и социальные) в природе и обществе взаимосвязаны, ничто в мире не происходит само по себе, каждое из явлений, будучи следствием какого-либо другого явления, при этом выступает в роли причины третьего явления или условия для четвертого и т.д. При этом в данном процессе относительно социальных явлений нет фатальной предрасположенности, неизбежности: детерминизм признает за обществом и за отдельной личностью возможность повлиять на ход событий, изменить его, избежать негативных последствий или смягчить их. В период Средневековья в европейской философии господствовал т.н. механистический детерминизм, который как раз отрицал вышеуказанную роль личности, низведя личность к детали механизма общества. С развитием же науки, механистический детерминизм ушел в историю, будучи вытесненным детерминизмом диалектическим. Противоположностью детерминизму в философии является индетерминизм - учение о принципиальной непознаваемости явлений, о наличии высшей злой и доброй воли, под которой понимались в разное время либо Божественная сила, либо астральная, либо идеологическая: Индетерминистские воззрения в отдельных случаях встречаются и .сегодня,, но какого-либо существенного научного значения они не имеют.Что касается категорий, применяемых для описания детерминации, то они традиционны. Это причина - явление, порождающее другое явление; условие - явление, не порождающее следствие, но порождающее его причину или способствующее его появлению; следствие - искомое явление, порожденное причиной при помощи условий; детерминанты - вышеуказанные причины и условия
Дата: 2019-11-01, просмотров: 327.