[Развитие сети школьных музеев]
[Укрепление статуса школьного музея]
[Общественные музеи]
[Деятельность музеев, прошедших паспортизацию]
[1980-1990 гг.]
[Реформирование правового поля деятельности школьных музеев]
[Литература к теме]
Школьным музеям в советский период истории России придавалось достаточно большое значение. Их стремительный количественный рост в 1950-60-е годы вызвал необходимость регламентации деятельности, включения в структуру культурно-просветительных, идеологических институтов, организации контроля за сбором и использованием памятников истории и культуры, объектов природы.
Органы образования в этот период неоднократно издавали различного рода методические рекомендации, поощрявшие педагогов и учащиеся к созданию школьных музеев, объяснявшие основные принципы и правила их создания. Однако эти рекомендации не всегда соответствовали существовавшим научным требованиям в области комплектования музейных фондов, их учета и хранения, экспозиционного и иных форм использования. Поэтому органы культуры начали проводить систематическую работу по организационному и научно-методическому обеспечению деятельности школьных музеев. В 1962 г . Научно-исследовательским институтом музееведения Министерства культуры РСФСР было издано специальное методическое пособие, в котором были даны рекомендации по организации и содержанию деятельности школьных музеев. Здесь же была отражена и позиция органов культуры по отношению к школьным музеям: «каждый школьный музей — это частица (пусть очень маленькая) огромной сети музеев нашей страны, являющихся хранилищами источников наших знаний о природе и обществе» [1].
Таким образом, органы культуры увидели в школьных музеях потенциальных помощников государственных музеев в собирании, хранении и использовании памятников истории и культуры, объектов природы как национального достояния.
Это концептуальное положение нашло свое отражение в «Положении о музейном фонде Союза ССР», утвержденном приказом Министра культуры СССР № 273 от 26 июля 1965 г . во исполнение постановления Совета Министров СССР от 2 июня 1965 г . № 428 «О музейном фонде Союза ССР». В «Положении о музейном фонде Союза ССР», в частности, было записано, что основными хранилищами музейного фонда Союза ССР, наряду с государственными, академическими, учебными и ведомственными музеями, являются «народные музеи, действующие на общественные началах» [2].
Под народными музеями в этот период понимались музеи, которые создавались и действовали на общественных началах в государственных учреждениях и общественных организациях, получившие этот статус решением местных исполнительных органов власти [3]. В том же порядке статус народного получал и школьный музей.
Этим же положением была определена и основная схема взаимодействия общественных музеев с государственными, которая сводилась к следующему: памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, которые комплектуют и используют общественные музеи, являются составной частью музейного фонда Союза ССР; памятники истории и культуры, объекты природы, входящие в фонды общественных музеев, включаются в состав музейного фонда Союза ССР путем постановки их на учет ближайшим по профилю государственным музеем, который организует их научное хранение и правильное использование; в этот же государственный музей передаются музейные предметы в случае прекращения деятельности общественного музея [4].
Таким образом, школьный музей как один из видов народного музея стал официальным хранителем определенной части национального историко-культурного достояния, входящего в музейный фонд Союза ССР
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЯ
Успех любого дела во многом зависит от его организации. По отношению к школьным музеям проблемы организации можно рассматривать, по меньшей мере, в трех смыслах: создание и обеспечение деятельности музея; структура музея; музей как общественное объединение в учреждении образования. Деление это в известной степени условно, поскольку эти формы организации взаимосвязаны, осуществляются, преимущественно, комплексно и, вместе с тем, отражают разные стороны деятельности актива школьного музея.
Школьные музеи, как правило, возникают в силу двух основных причин. Чаще всего к идее создания школьного музея приходят в процессе проведения длительной, иногда многолетней, туристско-краеведческой работы, когда накопленные краеведческие материалы как бы заставляют задуматься об их дальнейшем использовании, а сложившаяся система туристско-краеведческой деятельности вселяет уверенность, что создание школьного музея — задача вполне реальная и обеспечена необходимыми ресурсами: краеведческими материалами, материальными возможностями, энтузиастами — педагогами и учащимися.
Иногда идея создания школьного музея возникает как ведущая, и вся система туристско-краеведческой деятельности в учреждении образования организуется и направляется на реализацию подобного проекта.
Однако в любом случае перед инициаторами создания школьного музея возникает множество организационных проблем, без решения которых невозможно осуществить задуманное.
В первую очередь необходимо сформировать актив школьного музея из педагогов, учащихся и их родителей. В состав актива школьного музея могут входить и другие местные жители, изъявившие желание участвовать в реализации проекта. Понятие «актив школьного музея» достаточно динамичное и не предполагает какого-то жесткого ценза по возрасту, социальному составу, количеству и т.п., главное, чтобы на всех этапах создания и деятельности музея активное участие принимали учащиеся.
На собрании (конференции) актива школьного музея целесообразно решить первые организационные вопросы: избрание руководителя школьного музея, при необходимости и его заместителей; выборы Совета школьного музея — органа ученического самоуправления; формирование попечительского органа, например, Совета содействия школьному музею или Попечительского совета школьного музея, функции которого заложены в его названии.
После избрания органов, осуществляющих руководство и координацию деятельности будущего школьного музея, можно приступать к решению других организационных вопросов. Одна из важнейших научно-организационных задач — разработка концепции школьного музея. Под концепцией музея следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей: его профиль и название, статус в музейной сети, назначение его функций и методы их реализации, структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использования, экспозиционные и просветительные формы работы, общественно полезную деятельность музея в области охраны и использования культурного и природного наследия родного края, специализацию актива музея и повышение его квалификации, организацию взаимосвязей музея с государственными органами и общественными организациями, формирование материальной базы музея и т.п.
Концепция музея — это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. В дальнейшем, по ходу реализации проекта, в концепцию музея придется вносить какие-то коррективы, однако эти изменения, как правило, не оказывают принципиального влияния на осуществление тех целеустановок, которые сформулировал в концепции актив школьного музея. Вместе с тем, разрабатывая концепцию музея, не стоит увлекаться фантастическими прожектами, а следует исходить из реальных возможностей, которыми располагает данное учреждение образования и данный актив школьного музея. Программа создания и деятельности музея должна быть сформирована таким образом, чтобы каждое поколение учащихся достигало бы конкретных результатов в ее осуществлении, чтобы каждый учащийся, принявший участие в деятельности музея, получил моральное удовлетворение от проделанной им работы и от сознания собственного вклада в общее дело.
Собиранию идей и предложений для формирования концепции музея может способствовать проведение в учреждении образования специальных конференций, конкурсов и т.п. Это поможет выявить склонности учащихся к тому или иному виду музейной деятельности, послужит своеобразной рекламой идеи создания музея среди обучающихся, педагогов, местных жителей.
У школьного музея очень сложный социальный статус. С одной стороны, школьный музей — это общественное объединение в учреждении образования со своим руководящим органом (собрание, конференция актива школьного музея) и исполнительным органом (Совет школьного музея). С другой стороны — это структурное подразделение учреждения образования, и руководитель этого учреждения несет ответственность и за деятельность актива школьного музея, и за историко-культурные ценности, хранящиеся в музее, и за то, чтобы школьный музей действовал в рамках существующего законодательства. С третьей стороны, школьный музей — это своего рода общественное учреждение культуры, и обязанность руководителя музея — организовать его работу таким образом, чтобы она соответствовала тем нормам и требованиям, которые предъявляются к учреждениям музейного типа.
В связи с этим активу школьного музея целесообразно разработать и принять устав школьного музея, в котором необходимо достаточно четко продумать и зафиксировать принципы внутримузейной демократии, ответственность музея перед учреждением образования, другими учредителями и перед государством. Большое значение этой процедуры заключается в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии и исполнении устава, дети осваивают принципы демократии и технологии осуществления демократических норм, получают представление о собственных правах и обязанностях по отношению к активу школьного музея, к учреждению образования и к государству.
По решению собрания (конференции) актива школьного музея устав может и не быть зарегистрированным в местных органах юстиции, а играть роль внутреннего документа в учреждении образования, определяющего статус, функции, формы работы и иные условия деятельности музея как общественного объединения без образования юридического лица.
Для реализации основных направлений деятельности музея создаются профильные функциональные группы: поисково-собирательская, осуществляющая комплектование музейного собрания; фондовая, обеспечивающая учет и хранение фондов; экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций и выставок музея; массово-просветительская группа для проведения экскурсий, лекций, бесед, встреч с гостями музея, музейных праздников, других массовых мероприятий, opганизации публикаций в местных СМИ и т.п.
Эти группы могут называться и по-другому, равно как и создаваться иные функциональные структуры, в зависимости от концепции музея и фантазии его актива. Например, в некоторых школьных музеях создаются группы переписки, группы музейного оборудования, группы моделирования музейных предметов и др. Суть не в количестве и названии групп, а в том, чтобы создать условия для добровольного и творческого участия детей в реализации всех основных направлений и видов музейной деятельности.
Как показывает практика, такие группы целесообразно создавать на добровольных началах и организовывать их работу на принципах ученического самоуправления, самостоятельного обеспечения своего участка деятельности с отчетностью перед Советом школьного музея. Рационально если учащиеся — руководители таких функциональных групп входят в состав Совета школьного музея.
Важно, чтобы деятельность каждой функциональной группы курировал взрослый из числа педагогов или попечителей музея. Естественно, желательно, чтобы взрослый наставник имел профессиональные представления о тех видах музейной деятельности, которые осуществляют его подопечные. В этом случае он сможет не только профессионально грамотно организовать работу группы, но и проводить систематические занятия с ней по повышению квалификации.
В функции поисково-собирательской группы входят вопросы комплектования музейного собрания. При этом если в музейно-краеведческой деятельности принимают участие и другие подразделения учреждения образования (классы, кружки, студии, клубы), то в задачи поисково-собирательской группы входит координация их работы, разработка краеведческих заданий, анализ выполнения планов и программ по комплектованию и т.п.
Поисково-собирательская группа организует тематическое и систематическое комплектование, комплектование «по горячим следам событий», оказывает помощь фондовой группе в поиске недостающих в коллекциях музейных предметов и т.п. Например, в коллекции часов нет ходиков с кукушкой, и задача поисково-собирательской группы — собирать и анализировать информацию, проводить консультации, вести переписку, давать объявления, чтобы найти желаемый предмет.
Одна из основных задач поисково-собирательской группы — организация краеведческих экспедиций, особенно летних, т.к. это наиболее благоприятное время для осуществления комплексных краеведческих изысканий. Поэтому необходимо заблаговременно планировать летние экспедиции, вести разработку маршрутов, готовить необходимое снаряжение и оборудование, изучить регионы предполагаемой работы. С целью осуществления предварительной договоренности с местными органами власти, выявления возможных объектов исследования и источников комплектования краеведческих материалов, определения условий работы экспедиции и т.д., можно провести пилотажные исследования — совершить кратковременные туристские походы в дни зимних и весенних каникул, однодневные походы в выходные и праздничные дни, которые помогут решить многие организационные вопросы и максимально обеспечить успех будущих экспедиций. Например, по согласованию с местными органами власти, с руководителями предприятий, возможно, будет избрана такая форма работы экспедиции, как лагерь труда и отдыха или уточнено наиболее удобное время для проведения краеведческой экспедиции. Последнее, в частности, очень важно, если работа экспедиции планируется в сельской местности. Жители села, как правило, большую часть лета заняты интенсивным трудом не только в колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах, но и на собственном подворье. В это время жители села не особенно охотно идут на контакты с «приезжими». Другое дело, если эти «приезжие» живут некоторое время рядом и участвуют в сельскохозяйственных работах, тогда у местных жителей возникает уважение и доверие к участникам экспедиции. Кроме того, цикличность сельскохозяйственных работ, отмечание государственных и религиозных праздников позволяют участникам экспедиции найти соответствующие паузы в занятости жителей села и использовать их для решения краеведческих задач.
Ответственная организационно-методическая и научная задача в процессе сбора краеведческих материалов — регулярное и правильное ведение полевых документов учета и описания самих выявленных предметов музейного значения, объектов живой культуры и разносторонней информации о них и среде их бытования. Эту работу должны выполнять специальные ответственные лица из числа участников экспедиции. Ведение полевых документов — дело профессионально сложное, поэтому ответственным за ведение полевой документации целесообразно пройти предварительную подготовку под руководством педагогов, почитать специальную литературу, проконсультироваться у специалистов музейного и архивного дела, в местных краеведческих обществах и отделениях Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Специалисты могут подсказать также, какое оборудование необходимо для хранения в экспедиции собранных краеведческих материалов.
Организационные вопросы работы фондовой группы связаны с оперативным проведением экспертизы (оценки) поступивших в музей краеведческих материалов для вынесения решения об их дальнейшем использовании: включить в основной или научно-вспомогательный фонды школьного музея; передать на хранение в государственный (муниципальный) музей или архив; возвратить владельцу и т.п. Задача экспертной оценки собранных краеведческих материалов чрезвычайно сложна и ответственна, поэтому очень важно, чтобы в работе фондовой группы наряду с учащимися принимали участие взрослые: педагоги, члены попечительского совета, местные краеведы, специалисты музеев, архивов, вузов, отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Можно рекомендовать приглашение отдельных специалистов на те заседания фондовой группы, на которых рассматриваются предметы музейного значения, являющиеся объектами изучения этих специалистов — археологические, этнографические, нумизматические, документальные и т.п.
После вынесения решений фондовой комиссии, которые фиксируются в протоколах ее заседаний, все предметы музейного значения и сопровождающие их материалы (полевые документы, легенды, фотоснимки) должны быть переданы по назначению.
Музейные предметы, которые остаются в основном и научно-вспомогательном фондах школьного музея, необходимо оперативно зарегистрировать в «Главной инвентарной книге» музея. Если в музее ведется раздельный учет основного и научно-вспомогательного фондов (что представляется более рациональным для школьного музея), то необходимо провести регистрацию в соответствующих инвентарных книгах учета, а сами музейные предметы, снабдив их необходимыми шифрами, поместить в соответствующие фонды и коллекции музея. Полезно, если в процессе учета и описания музейных предметов в инвентарных книгах примут участие те юные краеведы, которые участвовали в их комплектовании, т.к. в их памяти хранится масса полезных сведений об источниках комплектования, о среде бытования предметов музейного значения, условиях хранения, способах использования и другой научно значимой информации.
В функции фондовой группы входит и организация комплектования музейных коллекций «на полноту», т.е. поиск предметов, которых не достает в тематических, а чаще систематических коллекциях, контроль за температурно-влажностным режимом хранения музейных предметов в фондах и экспозиции, выдача (с обязательным учетом) музейных предметов для использования в экспозиции, на уроках, в различных формах просветительной работы и многое другое. Фондовая группа организует научное изучение и атрибуцию музейных предметов, составление и ведение паспортов, инвентарных карточек музейных предметов, коллекционных и топографических описей и т.п., в зависимости от реальных возможностей школьного музея. Фондовая группа может, например, привлечь других учащихся учреждения образования к сбору и изготовлению специальных емкостей для хранения музейных предметов (коробок, папок, конвертов).
Организационные функции экспозиционно-выставочной группы включают в себя задачи не только экспозиционного проектирования и создания экспозиций, но и контроля за ее состоянием, реэкпозиции отдельных разделов стационарной экспозиции, ее расширения новыми разделами и материалами, разработки и создания музейных выставок.
Одна из организационных задач этой группы — изучение опыта и тенденций экспозиционно-выставочной работы государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек, общественных музеев других организаций. Это поможет более успешно решать собственные экспозиционные проблемы, а также может стать одной из форм повышения квалификации актива школьного музея.
В функции экскурсионно-просветительской группы входит организация разработки обзорных и учебно-тематических экскурсий и их проведения по стационарной экспозиции и на музейных выставках, подготовка и проведение лекций, бесед, конкурсов, тематических вечеров и музейных праздников. Каждый из видов этой деятельности имеет свою специфику, свои организационно-методические особенности. Успешная их реализация зависит от творческой изобретательности организаторов, их увлеченности своей работой.
Особая ответственность за решение организационных вопросов лежит на Совете школьного музея, поскольку он является одновременно органом коллегиального руководства деятельностью школьного музея и исполнительным органом музея как общественного объединения. Поэтому при разработке концепции школьного музея, его устава необходимо тщательно продумать и прописать функции Совета школьного музея, сферу его компетенции в решении проблем как внутримузейной деятельности, так и за его пределами. К компетенции Совета школьного музея обычно относят: проведение научных, отчетных и отчетно-выборных конференций (собраний); координацию деятельности, рассмотрение планов и отчетов функциональных групп школьного музея и иных краеведческих объединений (поисково-собирательских групп, классов, кружков, отрядов), участвующих в реализации концепции музея, в охране объектов культурного и природного наследия родного края; организацию профессиональной подготовки и повышения квалификации учащихся в области краеведения, музейного дела, охраны памятников истории и культуры, объектов природы; осуществление творческих связей с государственными органами, научными учреждениями и общественными организациями; обсуждение проблем материально-технического обеспечения; вопросы успеваемости и дисциплины актива школьного музея; отчетность перед руководством и педагогическим советом учреждения образования и т.п.
Функции Совета школьного музея и функциональных групп могут быть при необходимости сформулированы и в специальных положениях о них.
Предложенная модель организации основных направлений и форм деятельности школьного музея — не плод авторской фантазии, а своего рода компиляция различных элементов этой схемы, используемых в практике школьных музеев и краеведческих объединений учащихся. Это тот максимум, к которому должен стремиться актив школьного музея в организации своей деятельности. В действительности же лишь немногие школьные музеи способны достаточно полно реализовать подобную модель.
На практике часто сравнительно небольшой актив школьного музея организует и осуществляет все направления и виды музейной деятельности. Одни и те же учащиеся участвуют и в комплектовании фондов, и в их учете, и в создании музейной экспозиции, и в проведении экскурсий и т.д.
Однако и в этом случае полезно создавать функциональные группы школьного музея. При этом одни и те же члены актива школьного музея будут выполнять разные ролевые функции. Например, ответственный за работу фондовой группы в экспедиции по комплектованию фондов может быть рядовым участником и отвечать, скажем, за ведение «Полевой описи», а председатель Совета музея может быть рядовым экскурсоводом в экскурсионно-просветительской группе. Совмещение разных ролевых функций в школьном музее может способствовать расширению диапазона специализации учащихся в области музейного дела и краеведения, формированию их организаторских и исполнительских навыков.
В целом же участие детей в решении организационных вопросов создания и работы школьного музея способствует лучшему осмыслению ими задач и содержания своей деятельности, выработке профессиональных навыков, пониманию сущности демократии, своих прав и обязанностей в обществе, формирует и развивает чувство ответственности за доверенный участок работы, прививает навыки коллективной и индивидуальной деятельности, социальной активности.
|
Дата: 2019-11-01, просмотров: 286.