Внерелизационные доходы учебных заведений и пути их повышения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анализ финансирования школ

 

В течение тысячелетия отечественная общеобразовательная школа была предметом обоюдных забот государства и общества, сферой эффективного социального партнерства различных общественных структур. Как уже было отмечено, она финансировалась по нескольким каналам: за счет казны, целевых взносов населения, пожертвований спонсоров, внебюджетных средств и т.п. В последние десятилетия школа оказалась фактически отторгнута от семьи и жестко привязана к политической и финансовой системам государства. Современные задачи общего образования (воспитать коммуникативность – умение жить вместе, развить природные творческие способности, привить интерес и навыки к самообучению, подготовить к решению жизненных проблем в динамично меняющихся условиях) невозможно решить без индивидуализации образования, углубления взаимодействия семьи и школы, внедрения высокоэффективных педагогических технологий. Это требует дополнительных затрат времени и душевных сил учителей и адекватного финансирования.

Принцип равной заинтересованности в качестве общего образования государства и семьи, положенный в основу многих правительственных документов, предусматривает: а) бюджетное финансирование деятельности школ в пределах государственных образовательных стандартов; б) внебюджетное финансирование дополнительного обучения. Однако эти каналы обеспечения школы обладают пока неудовлетворительными характеристиками и не содействуют изменению сложившегося отношения. Более того, продолжает расти отторжение от школы квалифицированных учителей, родителей, учащихся. Уже было отмечено в работе, что увеличение в достаточном количестве бюджетных средств ждать не имеет смысла, следовательно, школам необходимо привлекать средства населения за счёт оказания дополнительных услуг.

Согласно ст. 47 Закона «Об образовании», образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

· реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

· торговля покупными товарами, оборудованием;

· оказание посреднических услуг;

· долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

· приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

· ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Последний пункт данного списка позволяет образовательным учреждениям заниматься практически любым видом хозяйственной деятельности, не запрещенным законодательством.

Понятие предпринимательской деятельности, данное в Законе «Об образовании», не полностью соответствует определению, установленному ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 45 Закона, получение дохода от оказания платных образовательных услуг за вычетом доли учредителя (собственника) при реинвестировании этого дохода в данное образовательное учреждение не относится к предпринимательской деятельности. Согласно же ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Для примера, позволяющего проследить возможности внереализационных доходов рассмотрим состояние дел в двух школах (условно №1 и №2) Колпинском района с примерными условиями и количеством учеников. Ниже в таблице приведены данные на 2002 год по обеим школам. А также данные по финансированию за 2000 и 2001 года.

 

Таблица 10. Основные характеристики школ №1 и №2

  Школа №1 Школа №2
Количество учеников 783 770
Преподаватели 30 29
Наличие спортивного зала Да Да
Недофинансирование 48% 49%
Компьютерный класс Да (15 шт.) Да (20 шт.)
Компьютеры Пентиум 2 Пентиум 2
Средний ФОТ 1800 руб. 1760 руб.
Необходимость ремонта Да, 45% Да, 49%
Учебники 59% от необходимого 63% от необходимого
Подключение к интернету Да Да

 

Таблица 11. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №1 (из бюджетов различного уровня)

В процентах к итогу

Статьи финансирования 2005 год 2006 год Изменение %
Всего 100,0 100,0 Х
В том числе оплата труда 57,6 51,1 88,7
Социальные отчисления на оплату труда 18,1 17,4 96,1
Коммунальные платежи 8,4 14,4 171,4
Приобретение предметов снабжения 7,6 9,8 128,9

 

Более наглядно данные таблицы 11 выглядят на диаграмме 1.



Диаграмма 1. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №

 

 

Таблица 12. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №2 (из бюджетов различного уровня)

В процентах к итогу

Статьи финансирования 2000 год 2001 год Изменение %
Всего 100,0 100,0 Х
В том числе оплата труда 59,6 53,1 89,09
Социальные отчисления на оплату труда 16,1 19,4 120,5
Коммунальные платежи 9,4 12,4 131,91
Приобретение предметов снабжения 7,6 10,8 142,11

 

Диаграмма 2. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №2


На 71% (14,4/8,4 №1) и на 32% (12,4/9,4 №2) соответственно выросли доли расходов на оплату коммунальных платежей. Вместе с тем за 2000–2001 гг. общая численность учителей общеобразовательных школ оставалась стабильной, и не сократилась, при одновременном уменьшении доли финансируемых средств на оплату труда на 11%(51,1/57,6 №1) и на 10,9% (53,1/59,6 №2).

Дифференциация средней заработной платы работников школьного и начального профессионального образования на декабрь 2001 г. характеризуется следующими данными (см. табл. 13):

Таблица 13. Дифференциация средней заработной платы по профессиям и должностям работников школьного образования школы №1 и №2 за декабрь 2006 г.

Профессии и должности работников Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №1 Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №2
Преподаватели, учителя, 1521 1493
Из них Математики 1705 1598
Русского языка и литературы 1503 1496
Истории 1421 1418
Иностранного языка 1341 1305
1–3 (4) классов 1302 1297
Инструкторы по труду 1169 1208
Мастера производственного обучения 947 907

 

Проанализировав данные представленных выше таблиц, можно сделать вывод о том, что школы находятся примерно в одном положении, так как основные показатели у них практически совпадают.

Рассмотрим теперь особенности прав и обязанностей обоих образовательных учреждений в вопросах осуществления их основной деятельности. В компетенцию образовательных учреждений, детально описанную в п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании», включается:

· материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, что осуществляется в пределах собственных финансовых средств учреждений;

· предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

· установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

· установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

· установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 157.