Как я уже писала, одним из основных проявлений реформирования бюджетной системы стало закрытие всех расчётных счетов организаций (с 1 октября 2005 года). В результате чего бюджетные организации осуществляют операции только по лицевому счёту и кассе. Конечно, коммерческая деятельность в бюджетных организациях как велась, так и будет продолжать вестись, но при этом заказчиком выступает сам город. Соответственно доходы от коммерческой деятельности теперь учитываются в бюджете города. Эти суммы учитываются на лицевых счетах бюджетного учреждения.
Приведу небольшой пример. Если раньше договор об аренде помещений заключался с отделом образования, то сейчас он заключается непосредственно с КУГИ (комитет управления государственным имуществом).
Те же средства, которые раньше перечислялись на расчётные счета отдела образования, теперь попадают на счёт учёта средств бюджета, а те средства, которые попадали на счета отдела через кассу, должны быть направлены на расчётный счёт бюджета.
Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов, с составлением единого баланса по указанным средствам, и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
Оплата потребителем услуги (работы, товара), перечисление учреждению целевых средств и безвозмездных поступлений производятся в безналичной и наличной формах непосредственно на текущие счета по учету средств бюджета Санкт-Петербурга.
При оплате потребителем услуги (работы, товара) за наличный расчет в кассу учреждения, отдел образования вносит денежную наличность в учреждение банка с учетом установленного лимита остатка кассы. Денежная наличность вносится на текущие счета по учету средств бюджета Санкт-Петербурга для зачисления доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые для управлений Комитета финансов по районам Санкт-Петербурга.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в полном объеме отражаются на лицевом счете отдела и непосредственно на счёте учреждения, у которого возникли доходы, открытом в Комитете финансов, и учитываются в смете доходов и расходов в части предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Перечисление предусмотренных налоговым законодательством налогов и сборов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений, не включаемых в состав расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется Комитетом финансов от имени и по поручению отдела образования с отражением указанных платежей на лицевых счетах отдела в уменьшение поступлений доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При этом отдел самостоятельно осуществляют расчет сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет, обеспечивают контроль за сроками их уплаты и несут ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Перечисление предусмотренных налоговым законодательством налогов и сборов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений, включаемых в состав расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном утвержденной распоряжением Комитета финансов от 26.04.2001 №45‑р Инструкцией о порядке финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга и ведения лицевых счетов главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им бюджетных учреждений при казначейской системе исполнения бюджета.
Доходы, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поступившие в бюджет Санкт-Петербурга и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на лицевые счета соответствующих бюджетных учреждений и используются на финансирование расходов этих учреждений в пределах утвержденных ассигнований по бюджету Санкт-Петербурга на следующий за отчетным финансовый год.
Включение доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в состав доходов бюджетов не означает, что они не будут являться объектом учета в бюджетных учреждениях. Можно предположить, что внебюджетные средства трансформируются в дополнительные объемы финансирования, получаемые бюджетными учреждениями из бюджета, по примеру доходов от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества. Вследствие этого отпадет необходимость нумерации субсчетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях по признакам и значительно уменьшится объем учетной работы. Формирование баланса по внебюджетной деятельности, а также казначейские процедуры исполнения бюджетов предполагают новые подходы к учету, казалось бы, традиционных объектов учета. К ним относятся расходы к распределению и материалы при осуществлении бюджетной и внебюджетной деятельности.
1.2 Расходы отдела образования
Финансирование расходов распорядителей ассигнований федерального бюджета и осуществление кассовых расходов производится с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. Перечисление средств федерального бюджета на текущие бюджетные и расчетные счета организаций, открытые в учреждениях банков, не производится.
При исполнении сметы расходов бюджетными учреждениями различают кассовые и фактические расходы.
Кассовые расходы – это суммы, выданные банком с бюджетных или текущих счетов бюджетных учреждений на их расходы. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены. Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета по отдельным сметам подразделений, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату. Учет кассовых расходов позволяет контролировать целевое расходование бюджетных средств.
Фактические расходы – это действительные расходы организации по исполнению сметы. Фактические расходы более полно свидетельствуют об окончательно произведенных расходах, чем кассовые. Их учет позволяет контролировать как ход фактического исполнения сметы расходов учреждения в целом, так и соблюдение установленных норм расходов по отдельным статьям и структурным подразделениям.
Централизованная бухгалтерия размер экономии по смете определяет в целом по данным ведомости наблюдений, которая ведется по статьям и видам учреждений.
Лицевые счета открываются распорядителям ассигнований федерального бюджета. Через лицевые счета, открытые в организациях Федерального казначейства, осуществляются:
1) финансирование расходов учреждений, организаций, предприятий на основании бюджетных назначений утвержденных смет расходов и других обоснований и расчетов, подтверждающих необходимость производимых расходов;
2) межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам, дотациям;
3) компенсации, субвенции, субсидии, целевые программы;
4) предоставление средств федерального бюджета на условиях возвратности и платности;
5) расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.
Сами же бюджетные учреждения несут ответственность за:
§ целевое использование бюджетных средств;
§ соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг при утверждении смет доходов и расходов;
§ эффективное использование бюджетных средств;
§ достоверность и своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с использованием бюджетных средств.
Перечисление средств бюджета Санкт-Петербурга на счета главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений, открытые в учреждениях банков, не производится, за исключением бюджетных счетов, открытых для получения финансирования следующих расходов:
- оплата труда и начисления на оплату труда;
- канцелярские и хозяйственные расходы;
- командировки и служебные разъезды;
- оплата междугородних переговоров;
- социальные и компенсационные выплаты (расходы)
Как было отмечено выше, отдел образования представляет органу, исполняющему бюджет, заявки на расходование бюджетных средств с указанием показателей бюджетной классификации Российской Федерации. К заявкам применяются правила оформления документов в соответствии с инструкциями органа, исполняющего бюджет, и Банка России.
Орган, исполняющий бюджет проверяет представленные документы на предмет целевого использования бюджетных средств, наличия достаточного остатка лимитов, открытого финансирования, соблюдения установленных правил расчетов, правильности указания реквизитов. При этом часть заявок может быть отложена, отбракована или исполнена частично. Орган, исполняющий бюджет, принимает решение о зачислении средств на лицевой счет получателя средств. Орган, исполняющий бюджет, производит отражение сумм перечисленного получателю финансирования на его лицевом счете в день осуществления операции.
Заявка отдела образования исполняется платежным поручением органа, исполняющего бюджет, на банковский счет контрагента, указанный в заявке на расходование бюджетных средств от получателя средств. Списание средств с лицевого счета получателя средств производится следующим операционным днем. При этом сумма списания отражается по дебету лицевого счета получателя средств и по кредиту счета органа, исполняющего бюджет. На следующий день после совершения операций по лицевому счету орган, исполняющий бюджет, выдает выписку из лицевого счета с приложением документов (заявок), явившихся основанием для осуществления операции.
Получатель средств до осуществления расходного платежа по его лицевому счету представляет органу, исполняющему бюджет, средств документы, подтверждающие наличие у получателя средств денежных обязательств, возникших в результате заключения договоров, соглашений, контрактов с исполнителями работ (услуг), оплата которых производится за счет средств городского бюджета. Несоответствие представленных документов сметным назначениям, в необходимых случаях – Государственному заказу, а также сомнительность представленных документов служит основанием для отказа в приеме заявки и осуществлении расхода бюджетных средств.
Процедура осуществления кассового расхода за счет средств городского бюджета состоит из передачи органом, исполняющим бюджет, в учреждение банка собственных платежных поручений, подготовленных на основании заявок получателей средств с отражением операций на лицевом счете.
Ежемесячно, не позднее 5‑го числа месяца следующего за отчетным, получатели средств и орган, исполняющий бюджет, осуществляют сверку операций по финансированию и расходованию средств, учтенных на лицевых счетах получателей средств. Сверка производится путем представления органом, исполняющим бюджет, получателю средств выписки из лицевого счета и копии карточки лицевого счета в электронном виде и на бумажном носителе, составленных на 1‑ое число месяца, следующего за отчетным, сформированных нарастающим итогом с начала отчетного месяца.
Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.
Смета расходов – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление, поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в смете ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств. Перераспределять средства возможно.
Формы сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трех частей: в первой части указывается наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам; во второй части отражаются показатели оперативного плана начало и конец года, а также среднегодовые; в третьей части приводятся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее элементам.
Порядок ведения бухгалтерского учета смет в отделе установлен Инструкцией о ведении бухгалтерского учёта №70н, которая предусматривает:
Ø план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;
Ø мемориально-ордерную форму ведения учета (приложение 6);
Ø способ применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;
Ø формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
Ø методы оценки активов и обязательств;
Ø корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;
Ø другие вопросы организации бухгалтерского учета.
Основываясь на Инструкции рассмотрим виды расчётов и расходов.
Учёт с поставщиками и подрядчиками. У отдела образования, как и во всех других организациях, есть свои поставщики и подрядчики. Организация покупает товары, питание для учеников, товарно-материальные ценности, пользуется услугами телефонных компаний, получает счета за свет и т.д.… Но прежде всего организация заключает договора на оказание услуг и поставку товара, в которых прописана ответственность, сроки действия, порядок оплаты и другие условия. Чаще всего по таким договорам оплата происходит после оказания услуг. Например, отдел образования закупил партию столов для школ, предварительно заключив договор с организацией-поставщиком, последний, в свою очередь, вместе с товаром передаёт отделу образования документы на мебель, счет, накладную и счёт-фактуру (оплата по безналу с отсрочкой). Отдел образования приходует себе на склад столы, одновременно делая запись в журнале расчётов с поставщиками и подрядчиками о сумме задолженности перед организацией – поставщиком. Когда по договору наступает время оплаты товара, то отдел образования делает платёжное поручение на имя поставщика и вместе с документами, подтверждающими получение товара передаёт в районное отделение комитета финансов Санкт-Петербурга. Отдел образования составляет поручения на оплату расходов за поставленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги в соответствии c заключенными договорами, счетами-фактурами, актами выполненных работ, иными документами, являющимися основанием для финансирования, зарегистрированными в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами при осуществлении закупок товаров и услуг, а также на расходы, предусмотренные утвержденной сметой доходов и расходов отдела и в пределах лимитов бюджетных обязательств на месяц, утвержденных главным распорядителем средств.
После получения выписки с лицевого счёта о перечислении денежных средств поставщику, делает запись в регистре по учёту с поставщиками и подрядчиками о списании задолженности перед организацией-поставщиком.
В договоре может быть прописана любая форма оплаты (наличный и безналичный расчёт), а также может быть отмечена предоплата. В учёте в связи с этим практически ничего не изменяется, только при предоплате возникает задолженность организации-поставщика отделу до момента отгрузки товара. При оплате за наличный расчёт меняется только перечень документов, передаваемых организацией-поставщиком отделу образования: cчёт на оплату меняется на кассовый чек и корешок от приходного кассового ордера.
На отчётную дату все полученные, но не оплаченные накладные, счета-фактуры и акты оказания услуг составляют кредиторскую задолженность отдела образования, указанную в балансе за отчётный период. Оплаченные счета, услуги по которым ещё не выполнены, или не привезены товарно-материальные ценности, представляют собой выданные авансы поставщикам, которые уменьшают в балансе сумму кредиторской задолженности отдела.
В учёте расчётов с поставщиками и подрядчиками заполняются следующие регистры: по учёту расчетов учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками за выполненные работы, а также начисление и выплата сумм заработной платы, денежного довольствия и стипендий, а также оплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат. Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги ведется в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками; Карточке учета средств и расчетов. О расчётах по заработной плате скажу ниже.
Расчёты по оплате труда. Система оплаты труда определяется тарифной системой и формами оплаты труда. Тарифная система организации базируется на тарифной сетке (устанавливается система разрядов, классов, определяющих квалификацию работников и работ); тарифной ставке (устанавливается размер оплаты за определенный период времени); квалификационных требованиях к объему знаний, соответствующих определенному разряду или классу. Тарифная система должна учитывать установленный законодательством минимальный размер оплаты труда, ниже которого оплата труда отдельного работника не может быть установлена.
В качестве основных применяются сдельная форма оплаты труда, при которой заработок работника зависит от его выработки, и повременная форма оплаты труда, при которой заработок зависит от отработанного работником времени. Наряду с указанными используются другие формы оплаты труда, которые в основном являются разновидностями сдельной и повременной форм оплаты труда и отличаются от них размерами, видами и методами распределения дополнительных выплат и вознаграждений. Работники организации могут получать оплату труда в форме заработной платы, выплат социального характера, пособий и других выплат, не входящих в состав фонда заработной платы и выплат социального характера.
Выплаты средств на оплату труда работников организации как сумма их вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда составляют фонд заработной платы (оплаты труда) организации.
Для осуществления табельного учета и контроля за трудовой дисциплиной применяют табели учета использования рабочего времени. Табельный учет охватывает всех работников. Каждому присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины. Оформленные табели сдаются в бухгалтерию.
Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. При налогообложении доходов работников их размер увеличивается, в частности, на расходы организации по платному обучению работника (включая членов его семьи), не связанному с производственной необходимостью; командировочные расходы сверх норм, установленных законодательством; разница между рыночной стоимостью квартиры, проданной работнику, и суммой, уплаченной работником; стоимость жилья, переданного в собственность работникам, и др.
На основании расчётных ведомостей составляется ведомость на перечисление заработной платы с лицевого счёта на пластиковые карточки сотрудникам. Эта система намного удачнее и удобнее, поскольку нет необходимости выдавать деньги на руки сотрудникам и не надо вести платёжных ведомостей с подписями сотрудников. Работник снимает деньги с карточки тогда, когда ему это удобно, а также нет такого понятия, как депонированная заработная плата.
Аналитический учет расчетов по заработной плате ведется в Журнале операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию. Аналитический учет расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат ведется в Журнале по прочим операциям; Карточке учета средств и расчетов.
Расчёты с подотчётными лицами. Авансы под отчет выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается. На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтерии проставляется соответствующий счет аналитического учета счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам.
Работники организации могут получать из кассы наличные деньги по отчет на хозяйственные, представительские и командировочные расходы. Организация выдает наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителем по согласованию с банком, осуществляющим его кассовое обслуживание. При этом следует руководствоваться порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным указанным выше Письмом Центрального Банка Российской Федерации. Для получения денег под отчет работник подает заявление на имя руководителя организации, в котором указывает сумму и назначение аванса. Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других расходов. При наличии задолженности по предыдущему авансу подотчетные суммы не выдаются. На заявление о выдаче аванса бухгалтер проставляет статью, на которую должен быть отнесен расход и делает отметку об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущему авансу. Подотчетные суммы расходуются только на те цели, на которые выдан аванс. Передача наличных денег, выданных под отчет одним лицом другому, не допускается.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах и провести окончательный расчет по ним. К авансовому расчету прилагаются оправдательные документы (квитанции, чеки), подтверждающие правильность произведенных расходов. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчет. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают их в кассу организации.
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников данной организации. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям, работникам – кредиторам. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям – прочими кредиторами.
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженность отражаются по их видам.
Учет расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется на счете «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», который подразделяется по следующим видам:
- «Расчеты по недостачам»;
- «Расчеты по специальным видам платежей»;
- «Расчеты по платежам в бюджет»;
- «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;
- «Расчеты в порядке плановых платежей».
«Расчеты по недостачам» – в журнале отражаются суммы недостач, растрат и хищений денежных средств и материальных ценностей, отнесенных на виновных лиц, а также суммы, внесенные в кассу организации в возмещение причиненного ущерба или поступившие на счет в учреждении банка. Аналитический учет ведется в книге учета счетов и расчетов по каждому виновному лицу, дате возникновения и сумме недостачи.
«Расчеты по специальным видам платежей» – журнал предназначен для учета расчетов с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, музыкальных школах, расчетов с работниками за питание.
«Расчеты по платежам в бюджет» – в журнале отражаются суммы, подлежащие перечислению в бюджет по удержанным налогам из заработной платы и другим налогам и платежам, а также перечисление этих налогов в бюджет. Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов расчетов на многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов.
Счет «Расчеты по платежам в бюджеты» включает следующие счета:
1. «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Данным налогом облагают доходы сотрудников и сторонних работников (физических лиц), которые являются внештатными сотрудниками или работают по договору подряда. Известно, что заработная плата начисляется ежемесячно. Сразу же после начисления заработной платы у сотрудников изымается подоходный налог 13% и 35% с учётом льгот, предоставленных государством. На руки сотрудники получают меньшую сумму. То есть организация берёт на себя право уплачивать НДФЛ за сотрудников и она выступает в роли налогового агента. В журнале по этому налогу отражаются суммы изъятого из заработной платы сотрудников налога и его перечисление в бюджет. Аналитический учёт ведётся в отдельности по каждому сотруднику в отдельности, так как в конце года отдел образования предоставляет в налоговую инспекцию данные на каждого сотрудника об удержанном и оплаченном налоге на доходы физических лиц.
2. «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации». Этот налог уплачивает сама организация (отдел образования). Рассчитывается исходя из начисленной заработной платы сотрудника до изъятия и уплаты налога на доходы физических лиц. ЕСН состоит из нескольких налогов. Это: ФСС (Фонд социального страхования) – 3,2% от заработной платы; взносы в ПФ (Пенсионный фонд) – 20% от заработной платы; фонды медицинского страхования (федеральный и территориальный) – 2,8%. В журнале отражаются суммы начисленного и уплаченных налогов. Аналитический учёт ведётся в отдельности по каждому сотруднику в отдельности.
3. «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
4. «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Под прочими налогами понимаются транспортный налог и налог на имущество.
Транспортным налогом облагаются те организации, которые имеют на своём балансе транспортные средства. Именно их стоимость и мощность двигателя – показатели, по которым рассчитывается налог.
Налог на имущество рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имеющегося на балансе имущества, его ставка – 2%. В журналах, как и в остальных налогах, отражаются начисления и уплаты по каждому виду налогов.
5. «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральным законом от 02 января 2000 года №10‑ФЗ «О страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год» определена обязанность учреждений по производству отчислений на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с Правилами отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска бюджетные учреждения отнесены к первому классу профессионального риска, которому соответствует тариф взносов в размере 0,2%. Суммы отчислений на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний зачисляются на счета фонда социального страхования РФ.
Аналитический учёт ведётся по отчислениям на каждого сотрудника в отдельности.
«Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в журнале учитываются расчеты с прочими дебиторами и кредиторами. Аналитический учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами ведется по каждому контрагенту в отдельности.
«Расчеты в порядке плановых платежей» учитываются расчеты с поставщиками, осуществляемые не по каждой отдельной сделке, а путем периодического перечисления средств в сроки и размерах, заранее согласованных сторонами.
Отчетность организации
Порядок составления и представления бюджетными учреждениями бухгалтерской отчетности регулируется Приказом Минфина России от 15 июня 2000 года №54н, которым утверждена Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью.
Отчетность учреждения представляет собой систему показателей, характеризующих условия и результаты его работы за определенный период. Составление отчетности – завершающий этап учетного процесса. Она составляется по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета.
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений, являясь заключительной стадией учетного процесса бюджетных учреждений, представляет собой исключительный по важности источник информации для законодателей, налогоплательщиков, главных распорядителей о том, на какие цели были израсходованы государственные средства, как выполнен основной финансовый план государства или муниципального образования. На основе анализа сводной отчетности об исполнении федерального бюджета, составляемой органом, ответственным за исполнение соответствующего бюджета, пользователи информации могут сделать вывод о качественных характеристиках результатов исполнения бюджета соответствующего уровня. В то же время внутри года – при формировании квартальных отчетов – первостепенное значение приобретает показатель финансирования расходов, характеризующий выполнение государством, муниципальными образованиями в лице исполнительных органов возложенных на них обязанностей перед бюджетными учреждениями и иными получателями средств бюджета. Данные по финансированию от кассовых расходов будут отличаться на сумму остатков на лицевых (бюджетных) счетах распорядителей и получателей бюджетных средств.
Баланс бюджетного учреждения построен по односторонней форме.
Несмотря на отраслевые особенности бюджетных организаций, все они составляют балансы исполнения сметы доходов и расходов в строгом соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29 июля 1998 года №34н и письмом Министерства финансов РФ от 15 февраля 1993 года №12 «О порядке составления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими на бюджете» (с изменениями и дополнениями от 03 августа 1993 года, 25 июля 1994 года, 27 июня 1995 года, 26 августа 1997 года). Эти документы определяют единый порядок организации бухгалтерского учета, ведения счетов текущего учета, составления сводных годовых отчетов, заполнения форм годовой квартальной и месячной отчетности, а также единый порядок представления и утверждения бухгалтерских отчетов и балансов, оценки их статей и проведения инвентаризации статей баланса.
Баланс исполнения сметы доходов и расходов является основным отчетным документом, необходимым для управления финансовой и хозяйственной деятельностью бюджетного учреждения, ее анализа, контроля за исполнением по назначению предоставленных учреждению средств. По данным баланса можно определить, как уменьшаются материальные запасы, сокращается дебиторская задолженность, наличие которой указывает на несвоевременность платежей между организациями. В балансе виден размер фактически произведенных учреждением расходов по бюджету.
Бухгалтерский баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами. До составления баланса обязательна сверка записей в учете оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и остатками по синтетическим счетам.
Годовой и квартальные отчеты представляются в сброшюрованном виде с оглавлением. Страницы отчетов нумеруются. Баланс исполнения сметы расходов, все формы отчетности и объяснительные записки к годовому и квартальным отчетам подписываются руководителем учреждения, главным бухгалтером и руководителем планово-финансовой службы.
Кроме представления бухгалтерской отчетности действующее законодательство возлагает на бюджетную организацию обязанности по представлению государственной статистической отчетности. Порядок представления данной отчетности регламентируется положением о порядке предоставления государственной статистической отчетности в РФ, утвержденным постановлением Госкомстата России от 14 августа 1992 года №130.
Отчетность представляется по месту регистрации учреждения в территориальных органах государственной статистики в сроки и по формам, утверждаемым постановлениями Госкомстата России.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и
главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя или получателя средств, а при наличии в штате финансово – экономических служб подписывается руководителями этих служб.
Учитывая ту ответственность, которая лежит на органах, обеспечивающих исполнение бюджета соответствующего уровня (Минфин России, органы федерального казначейства, финансовые органы) в части формирования отчета об исполнении бюджетов, им предоставлено право применять меры принуждения к главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств, не соблюдающим установленный порядок формирования и представления бухгалтерской отчетности об исполнении смет доходов и расходов, вплоть до приостановления финансирования.
2. Анализ процесса финансирования образовательных учреждений
2.1 Структура отдела образования, его цели, функции, задачи
В аналитической части сначала необходимо остановиться непосредственно на структуре отдела образования, его функциям и задачам.
В соответствии с Положением об отделе образования:
Ø отдел народного образования является структурным подразделением Администрации Колпинского района г. Санкт-Петербурга.
Ø Имеет гербовую печать, штамп.
Ø Деятельность отдела образования направлена на обеспечение реализации Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов, функционирования системы образования города Санкт-Петербурга на уровне государственных нормативов.
Ø Главной задачей деятельности отдела народного образования является обеспечение соблюдения и исполнения законодательства РФ, нормативно-правовых актов муниципальными образовательными учреждениями в области образования в целях:
Ø – реализации принципов государственной политики в области образования;
- соблюдения конституционных прав граждан на образование и социальных гарантий участников образовательного процесса;
Ø – сохранения единого образовательного пространства через соблюдение образовательных и социальных стандартов, нормативов системы образования;
Ø - формирование условий и результатов образования в пределах компетенции органов управления образованием образовательных учреждений;
Ø - проведения анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования или ее составляющих.
Ø Отдел народного образования руководствуется в своей деятельности Законом РФ «Об образовании», Конституцией РФ, указами президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, постановлениями и распоряжениями Главы Администрации Колпинского района города Санкт-Петербурга, нормативно-правовыми актами регионального органа управления образованием, учредительными документами образовательных учреждений и их локальными нормативно-правовыми актами.
Ø Осуществление контроля за исполнением муниципальными образовательными учреждениями, должностными лицами законодательства РФ в области образования.
Ø Осуществление инспекционного контроля муниципальных образовательных учреждений, деятельности руководителей образовательных учреждений по вопросам:
– реализации прав граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования; обеспечение гражданам возможности выбора образовательного учреждения;
– предоставления и достоверности показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях;
– деятельности муниципальных образовательных учреждений и их руководителей, направленной на осуществление государственной политики в области образования;
- использование финансовых средств, выделяемых учредителем на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;
– сохранности и эффективности используемого имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения;
- обеспечения и создания условий для ведения образовательной деятельности, организации внеурочной воспитательной деятельности;
– предоставление дополнительных образовательных услуг, соблюдение законодательства в предоставлении платных образовательных других услуг потребителям.
Ø Обеспечение подготовки и проведения ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях, укрепления учебно-материальной базы.
Ø Создание необходимых сервисных служб для оказания помощи образовательным учреждениям (методической, психологической, юридической, психологической, юридической, социологической).
Ø Работа с руководящими и педагогическими кадрами: формирование заказа на подготовку педагогических кадров, создание условий для повышения квалификации, охране труда и социальной защите.
Ø Разработка программ, положений об условиях конкурсов, проведения городских олимпиад и иных массовых мероприятий с учащимися и педагогическими кадрами.
Ø Участие в формировании местных бюджетов и фондов развития образования, привлечения дополнительных источников финансирования.
Ø Финансирование отдела народного образования осуществляется в пределах бюджетной сметы и дополнительных внебюджетных источников финансирования.
Ø Отдел народного образования осуществляет свою деятельность на основе утвержденного положения, годового и квартальных планов работы, должностных инструкций замещаемых должностей муниципальных служащих.
Ø Обязанности специалистов отдела народного образования определяются должностными инструкциями, утвержденными начальником отдела и положения об отделе народного образования.
Ø Для осуществления деятельности за отделом образования закрепляется муниципальное имущество (помещение, оборудование, техника) на праве оперативного управления.
Ø Оценка деятельности народного образования определяется по направлениям:
Ø - степень рационализации сети муниципальной, образовательной системы;
Ø - диверсификация (расширение, разнообразие) образовательных услуг;
Ø - степень удовлетворенности потребностям образовательной системы, функционирующих сервисных служб и их влияния на образовательную систему;
Ø - степень удовлетворенности детей, родителей предлагаемыми образовательными услугами и их доступностью;
Ø – положительная динамика формальных показателей эффективности работы образовательной системы (по качеству реализуемых образовательных услуг, через аттестацию образовательных учреждений);
Ø - эффективность системы повышения квалификации, профессионализма педагогов, руководителей оперативного и опережающего его характера (через аттестацию педагогических и руководящих кадров);
Ø - наличие соответствующей нормативно-правовой базы управления на уровне отдела, образовательного учреждения;
Ø – наличие комплексно-целевых программ и их направленность на развитие образования на муниципальном уровне, их реализуемость;
Ø - эффективность инспекционного контроля деятельности муниципальных образовательных учреждений;
– оценка деятельности муниципальных образовательных учреждений.
Ø Отдел народного образования ответственен перед органами государственной власти, органами местного самоуправления за реализацию права, граждан на получение установленного Законом РФ «Об образовании» обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях.
Ø Для решения основных задач и проблем образования отдел образования устанавливает и поддерживает контакты с государственными, муниципальными службами, предприятиями, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественными организациями.
Отдел народного образования возглавляет начальник, назначенный Главой администрации и находящийся в прямом его подчинении.
С 1 января 2005 года в отделе образования произошло изменение его структуры. Бухгалтерская служба стала отдельным звеном в отделе. Теперь отдел заключает договор с централизованной бухгалтерией по ведению учёта. Остановимся на отделе бухгалтерского учёта и отчётности. Бухгалтерия является отдельным структурным подразделением и подчиняется начальнику отдела образования. Она возглавляется главным бухгалтером; остальные работники бухгалтерии назначаются и увольняются приказом генерального директора по представлению главного бухгалтера Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации, другими нормативными актами, утверждёнными в установленном порядке, приказами и распоряжениями генерального директора. Основными задачами являются: организация учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении операций и их целесообразностью и. д…. Функции бухгалтерии вытекают из её основных задач и способствуют своевременному и качественному управлению финансами:
· Организация учёта основных фондов, материалов, денежных средств и других ценностей предприятия, исполнения смет расходов и доходов;
· Организация расчётов по заработной плате с работниками учреждений, находящихся в ведении отдела образования;
· Составление отчётных балансов и бухгалтерской отчётности;
· Принятие мер по предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений, обеспечение своевременности оформления материалов по недостачам, растратам, хищениям и другим злоупотреблениям, осуществление контроля за передачей этих материалов в судебно-следственные органы;
· Осуществление контроля за своевременным оформлением приёма и расхода денежных средств и товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонда заработной платы, исчислением и выдачей всех видов премий, вознаграждений, пособий, соблюдением установленных должностных окладов, обоснованием и законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;
· Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчётной дисциплины, расходования полученных средств по назначению;
· Применение утверждённых в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учётной документации, строгое соблюдение порядка оформления этой документации;
· Обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского архива.
В централизованной бухгалтерии существует своя структура, в которую входят:
· Плановый отдел (все виды тарификации, контингента);
· Общий отдел (авансовые отчёты, договора, оплата счётов, начисление заработной платы, больничных, отпускных, различных видов компенсаций);
· Отдел питания (учёт питания, родительских выплат и т.д.…);
· Касса (выдача денег и их учёт);
· Отдел технического надзора (вопросы строительства и капитального ремонта образовательных учреждений – школ, детских садов, лицеев, гимназий, отделений дополнительного образования).
Необходимо отметить, что централизованная бухгалтерия самостоятельно не финансируется, хотя считается отдельным звеном. Всё выше сказанное имеет отношение к бухгалтерии, теперь же вернёмся непосредственно к структуре отдела.
Как уже было сказано, главой отдела является начальник отдела образования, он координирует работу разных подразделений учреждения, руководит образовательной системой района, а также является связующим звеном между Администрацией Колпинского района, комитетом по образованию и директорами школ, лицеев, детских садов и т.д.…
Следующим в схеме отдела образования идёт заместитель начальника отдела образования, в чьей компетенции находятся курирование вопросов, с капитальным строительством, ремонтом и, как и начальник отдела, связан с заинтересованными структурами в Администрации Колпинского района и различными комитетами. В подчинении заместителя начальника находятся специалисты по административно-хозяйственной части, технологи, инженеры по энергетике, снабжению и т.д.…, то есть сотрудники, которые занимаются вопросами строительства.
В прямом подчинении начальника отдела находятся специалисты отдела, руководители структурных подразделений (централизованной бухгалтерии, учебно-методического центра, психологического центра, хозяйственной группы) и руководители образовательных учреждений. Полномочия и должностные обязанности начальника отдела народного образования определяются главой администрации. В отделе образования по новому штатному расписанию 7 главных специалистов и 2 ведущих. Главные специалисты занимаются вопросами:
- лицеев, гимназий, школ, находящихся на территории района,
- воспитательной работы, дополнительного образования;
- кадровыми вопросами, аттестации педагогических и руководящих работников, бухгалтерии;
- Дошкольных учреждений, вопросами, связанными с их работой;
- Травматизма, благоустройства, планирования работы;
- Лицензирования, уставов образовательных учреждений;
- Патриотического воспитания, физической культуры и спорта, охраны жизнедеятельности.
К ведению ведущих специалистов относятся такие вопросы, как
1. внебюджетные доходы (платные услуги, аренда государственного имущества, спонсирование);
2. летняя оздоровительная компания;
3. информатизация;
4. больные дети, обучающиеся на дому.
Как мы видим, районный отдел образования заведует делами всех учреждений, стоящим у него на балансе. Так как образовательных учреждений в районе такого города как Санкт-Петербург достаточно много, поэтому для управления их делами нужна достаточно подвижная и простая структура отдела. Сотрудники должны чётко понимать распределение обязанностей между собой и стараться оптимизировать свою работу, так как функций у отдела образования очень много. Ещё одной отличительной чертой структуры и функций сотрудников отдела является их стопроцентная подчинённость Администрации Колпинского района города Санкт-Петербурга. Это позволяет решать возникающие проблемы как на низком, так и на территориальном уровнях.
Планируемые и фактические расходы, их анализ
Согласно статье 243 БК, «Основы казначейского исполнения федерального бюджета», в РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Последующие статьи раздела VIII БК развивают основную концептуальную установку на казначейское исполнение бюджетов.
Казначейская система исполнения бюджетов основывается на лимитах денежных средств, которые комитет финансов «разрешает потратить» на те или иные нужды. В конечном варианте лимиты – ведомственная и функциональная структуры расходов, которые разделены на подгруппы с собственном номером целевой и экономической статьёй с проставленной напротив суммой затрат.
Казначейское исполнение бюджета – это не только хорошо, но и необходимо. Переход на казначейское исполнение бюджета позволяет экономить бюджетные средства, усилить контроль, сократить возможности для разбазаривания денег. Это также стимулирует руководителей бюджетных организаций более эффективно использовать выделенные бюджетные средства, искать пути, как сделать на эти деньги больше.Обычно вопросами эффективности использования бюджетных денег в городе занимаются только мэр и финансисты. В отраслях городского хозяйства нет заинтересованности в экономии денег, в том, чтобы научиться жить по средствам и при этом еще и развивать отрасль. В большинстве случаев расходы, которые финансисты должны оплатить, преподносят постфактум, а если эти расходы не оплачиваются, образуются и растут задолженности бюджета тем организациям и предприятиям, которые произвели какие-то услуги (работы) населению или бюджетным организациям.Расходная часть бюджета – это тоже своего рода лимиты по определённым статьям затрат, но только в более широком разрезе. Лимит отдела образования представляет собой структуру расходов с более полной и точной классификацией расходов в образовательных целях.
Классификации расходов бюджета по экономическому содержанию выделено приоритетное место в бюджетном законодательстве РФ. Это может объясняться тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств и как она была использована. При этом возможно повышение эффективности бюджетных расходов, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболее эффективно.
Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов является функциональный признак. Такая классификация бюджетных затрат является наиболее распространенной. Как правило, при публикации бюджетов в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку.
Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств бюджета на выполнение конкретных функций органов власти.
Для анализа необходимо проследить, как именно получаются лимиты расходования денежных средств и кто их рассчитывает.
Разработку финансового плана организуют плановый отдел и бухгалтерия под руководством главного бухгалтера. Существуют сметы расходов на одного ребёнка, ученика по учёбникам, питанию, канцелярским товарам. Соответственно, для того, чтобы узнать какое количество необходимо для школы и детского сада, необходимо расходы на одного ребёнка умножить на количество детей. Также рассчитываются и затраты школ.
Для составления плана по оплате труда, существует тарифная сетка и разряды по каждому работнику, что даёт возможность спрогнозировать заработную плату одного человека. Соответственно, чтобы проанализировать общий фонд заработной платы, необходимо сложить все заработные платы. Аналогично рассчитывается единый социальный налог и другие затраты на нужды отдела образования, которые группируются, как было сказано выше, по отдельным статьям.
Рассчитываются не только расходы учреждений, но и их доходы. В данном случае имеются ввиду внереализационные доходы (сдача в аренду, спонсорская помощь, платные услуги и т.д.…). Внереализационные доходы являются своего рода страховкой от уменьшения суммы государственного финансирования. Данные расчёты оформляются также в виде плана.
За полгода до наступления отчётного года, отдел образования направляет свой план в вышестоящие организации (районную администрацию, комитет финансов) свои расчёты, где начинается проверка данных, а также делается анализ необходимости расходов.
После утверждения комитетом финансов годового плана, данные направляются обратно в отдел образования, где составляется поквартальная разбивка доходов и расходов финансового плана. Поквартальная разбивка является основой для учета исполнения финансового плана в течение года. Плановый отдел и бухгалтерия доводят до подразделений, осуществляющих платную образовательную деятельность, выполнение доходной части в рамках платных образовательных программ, прочей платной деятельности, показатели по утвержденным в Финансовом плане доходам.
Финансовый план исполняется в пределах полученных сумм бюджетных внебюджетных доходов с учетом остатков средств на начало календарного года с соблюдением установленных норм законодательства и требований внутренних процедур санкционирования и финансирования. В течение года структурные подразделения осуществляют расходы, производят закупку товаров, работ и услуг в пределах, установленных бюджетами (сметами доходов и расходов) подразделений, а также доведенных лимитов. Ответственность за соблюдение смет и лимитов соответствующего подразделения, а также за принятие финансовых обязательств в пределах фактически полученных доходов подразделения, несет его руководитель.
Понятно, что хорошее или плохое существование учреждений, находящихся в ведомстве отдела образования Колпинского района зависит от утверждённого плана лимитов расходования целевых средств.
Далее в таблице №1 приведены данные по расходам за несколько лет комитета по образованию Колпинского района по нескольким группам расходов.
Таблица №1. Ведомственная структура расходов городского бюджета в разрезе комитета по образованию | |||||||||
№ | Наименование | 2005 фактически | 2006 фактически | изменен., тыс. руб. | 2005 фактически | изменен., тыс. руб. | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | ||||
1 | Комитет по образованию и проч. | 1299687 | 100,00 | 1519863 | 100,00 | 220176 | 1771762 | 100,00 | 251899 |
2 | Текущие расходы | 179097 | 13,78 | 108814 | 7,16 | -70283 | 191129 | 10,79 | 82315 |
3 | Оплата труда | 50634 | 3,90 | 65449 | 4,31 | 14815 | 86899 | 4,90 | 21450 |
4 | Капитальные расходы | 2286 | 0,18 | 2000 | 0,13 | -286 | 3010 | 0,17 | 1010 |
5 | Дошкольное образование из них: | 456233 | 35,10 | 597634 | 39,32 | 141401 | 615976 | 34,77 | 18342 |
6 | Текущие расходы | 219528 | 16,89 | 249315 | 16,40 | 29787 | 260392 | 14,70 | 11077 |
7 | Оплата труда | 219873 | 16,92 | 332629 | 21,89 | 112756 | 336624 | 19,0 | 3995 |
8 | Капитальные расходы | 16832 | 1,2 | 15690 | 1,03 | -1142 | 18960 | 1,07 | 3270 |
9 | Общее образование из них: | 611437 | 47,04 | 745966 | 49,08 | 134529 | 874748 | 49,37 | 128782 |
10 | Текущие расходы | 310657 | 23,90 | 326852 | 21,51 | 16195 | 386297 | 21,80 | 59445 |
11 | Оплата труда | 294731 | 22,68 | 398654 | 26,23 | 103923 | 448560 | 25,32 | 49906 |
12 | Капитальные расходы | 6049 | 0,46 | 20460 | 1,34 | 14411 | 39891 | 2,25 | 19431 |
Как видно из таблицы 1 объёмы финансирования увеличиваются из года в год, причём в 2005 году они возросли на 14,5% то есть на 220176 тысяч рублей по сравнению с 2004 годом, а в 2006 – на 16,57% или 251899 тысяч рублей по сравнению с 2005 годом. При этом из года в год наблюдается возрастание объёмов финансирования. Это положительный момент. Почему же тогда существующее положение дел в наших школах и детских садах оставляет желать лучшего?
В таблице 1 отмечено, что большая часть расходов на образования идёт на заработную плату, за исключением пункта 1 «Комитет по образованию и проч.». Дело в том, что в данной графе сгруппированы данные по школам-интернатам, диспетчерских служб, адресным программам, туристическим программам, конкурсам, Дома творчества юных, детским домам и т.д.… В этой категории очень большие затраты на содержание имущества и текущие расходы.
Для бюджетных учреждений существует такое понятие, как «защищённые статьи», по которым недофинансирование в пределах тарифов запрещено. Расходы на заработную плату – это самая важная защищённая статья. Далее следуют расходы по налогам с заработной платы (ЕСН) и коммунальные платежи, которые необходимо финансировать для нормальной работы учебных заведений.
У дошкольных учреждений затраты на заработную плату составляли в 2004 году – 48,19%, в 2005 – 55,66%, в 2006 – 54,65%, у общеобразовательных в 2004 году – 48,2%, в 2005 – 53,44%, в 2006 – 51,28% соответственно. Это связано с проводимой в России политикой увеличения заработной платы преподавателям и учителям и доведения размера оплаты труда до среднего в стране. Тем не менее заработная плата у работников сферы образования продолжает оставаться крайне низкой.
Если проанализировать текущие расходы, то можно увидеть, что текущие расходы увеличиваются не намного, а по комитету образования и проч., вообще практически не изменены. В 2002–2004 годах увеличивался фонд оплаты труда, поэтому и увеличивался и единый социальный налог, так как он рассчитывается от заработной платы, следовательно, финансирование на текущие расходы практически не увеличено, потому что единый социальный налог приравнен к текущим расходам. 15% выделяемых средств приходится на оплату коммунальных услуг. Расходы на покупку продуктов питания крайне незначительны и составляют менее 1% в сумме расходов на образование. Оставшиеся 22% составляют прочие расходы, к которым относятся расходы на приобретение материалов, канцелярских товаров, текущий и капитальный ремонт зданий и т.д. Такое распределение средств позволяет обеспечивать работу школы, однако его трудно считать эффективным.
Длительное недофинансирование учебных расходов, а также затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонты ведет к увеличению риска различных аварий в образовательных учреждениях, к отставанию результатов обучения от современных требований.
Для более полного анализа ситуации ниже приведены данные по планируемым и фактическим расходам образовательных учреждений Колпинского района за 2002, 2003, 2004 года.
Таблица 3. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.)
Вид расходов | 2004 год | Изм. | |
План | Факт | ||
Государственные образовательные учреждения | 705367 | 611437 | -93930 |
Дошкольные образовательные учреждения | 458962 | 456233 | -2729 |
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч. | 159873 | 126319 | -33554 |
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду | 154767 | 105698 | -49069 |
Всего | 1478969 | 1299687 | -179282 |
Таблица 4. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.
Вид расходов | 2005 год | Изм. | |
План | Факт | ||
Государственные образовательные учреждения | 869341 | 745966 | -123375 |
Дошкольные образовательные учреждения | 649831 | 597634 | -52197 |
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч. | 147964 | 102631 | -45333 |
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду | 100593 | 73632 | -26961 |
Всего | 1767729 | 1519863 | -247866 |
Таблица 5. Расходы отдела образования по Колпинскому району (тыс. руб.)
Вид расходов | 2006 год | Изм. | |
План | Факт | ||
Государственные образовательные учреждения | 1006974 | 874748 | -132226 |
Дошкольные образовательные учреждения | 794531 | 615976 | -178555 |
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч. | 347364 | 186391 | -160973 |
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду | 120597 | 94647 | -25950 |
Всего | 2269466 | 1771762 | -497704 |
Таблицы №3, 4, 5 по сути показывают, почему и насколько в отделе имеет место недофинансирование общего образования. Понятно, что в идеальном варианте планируемые расходы (то есть те, которые указаны в заявке отдела образования на финансирование следующего года) должны быть равны или меньше фактически профинансированных расходов. Это, конечно, утопия. На сегодняшний день недофинансирование составляет 20–30%. Данные представлены в таблице 6.
Таблица 6. Разница между планируемыми расходами и фактическим финансированием в %.
Вид расходов | 2004 | 2005 | 2006 |
Государственные образовательные учреждения | -13,32% | -14,19% | -13,13% |
Дошкольные образовательные учреждения | -0,6% | -8,03% | -22,74% |
Внешкольная работа, Дома Творчества Юных и проч. | -21% | -30,64% | -46,34% |
Общие расходы, не относящиеся ни к одному виду | -31,71% | -26,80% | -21,52% |
Разница в различии плана финансирования от фактического объясняется двумя основными причинами.
Во-первых, это несогласие комитета финансов с планом расходование денежных средств. Существует определённый среднегородской показатель (индекс), на который умножаются /или делятся планируемые расходы. Как он образуется? Предположим, у нас в городе 500 школ, которые необходимо отремонтировать, за один год отремонтировано 25, за второй – тоже 25, следовательно, осталось профинансировать 450, при этом расходы на ремонт все учебных заведений будут составлять 1000000 тысяч рублей. 50 отремонтированных школ не потребуют отделки в течение 5 лет. Учитывая все эти значения, выводится одно определённое значение, на которое следует учитывать при финансировании статьи «ремонт». И так практически с каждой статьёй. Если расчёты комитета не совпадают с расчётами отдела образования, или имеются лишние, направленные не на нужды образования, то такие статьи не финансируются вообще или финансируются не полностью, что создаёт интервал между планом и фактом.
Вторая причина состоит в том, что в бюджете может быть просто не предусмотрено средств для удовлетворения всех нужд отделов образования. В таком случае финансируются наиболее приоритетные статьи расходов. Это также увеличивает разницу между фактическими и планируемыми расходами.
Для анализа ситуации рассмотрим вопрос, который имеет косвенное значение к существующей ситуации в системе общего образования – это демографическая ситуация. Характерные для современной России демографические процессы оказывают серьезное влияние на ситуацию в образовании на всех его уровнях. В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: контингенты обучаемых сократились в период 1995–2004 гг. на 13,2%, к 2010 г. сокращение составит по сравнению с 1995 г. 36,4%. В начальном и среднем профессиональном образовании сокращение общей численности учащихся только начинается.
За десятилетний период (1988–1998) рождаемость в стране снизилась вдвое, соответственно сократилась и численность детей в системе дошкольного образования. При этом часть детей, посещающая ДОУ, сократилась до 54%, а общее число ДОУ и число воспитателей уменьшилось на 31%. Это обусловлено тем, что в последнее десятилетие стала распространяться практика воспитания детей дошкольного возраста дома.
Плохое финансирование приводит к следующим результатам:
– в вопросах материально-технической базы системы образования. Недофинансирование системы образования привело к тому, что степень износа основных фондов в системе образования превышает 31%. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) составляет 1,2%. Вместе с тем в последние годы началось обновление материальной базы и оборудования в образовательных учреждениях всех уровней образования. В 2003 г. расходы федерального бюджета на приобретение оборудования составили 12 миллионов рублей. Большое значение в обновлении оборудования сыграла программа компьютеризации школ. В результате на 100 учащихся общеобразовательных школ пришлось 2,5 компьютера;
– в вопросах кадрового состава системы образования. В настоящее время в системе образования занято около 5,9 млн. чел., или 9% от общей численности занятых в экономике. Средний возраст работников системы образования составляет 40,1 лет. В общем образовании стаж педагогической работы свыше 15 лет имеет более 52% учителей. В этом сегменте системы образования обновление кадрового состава идет медленно, не исключение и Колпинский район;
– в вопросах экономики системы образования. В период 2002–2004 гг. росли бюджетные расходы в расчете на 1 обучающегося: рост бюджетного финансирования в расчете на 1 обучающегося в среднем в общем образовании – 39,3%, в дошкольном – почти 31%. (табл. 7).
Таблица 7. Бюджетные расходы на образование в расчете на 1 обучающегося (тыс. руб.)
2004 | 2005 | 2006 | |
Дошкольное образование | 14,3 | 17,8 | 18,7 |
Общее образование | 10,8 | 12,0 | 15,6 |
Начальное профессиональное образование | 16,6 | 19,8 | 21,1 |
Среднее профессиональное образование | 12,2 | 16,5 | 17,4 |
Высшее профессиональное образование | 20,7 | 20,8 | 21,4 |
В системе общего образования продолжает сохраняться выраженная дифференциация удельных расходов по субъектам Российской Федерации (табл. 8).
Таблица 8. Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 обучающегося (тыс. руб.)
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Фактические расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 обучающегося | ||||
Среднее значение по субъектам РФ | 8,0 | 10,0 | 10,8 | 12,0 |
Минимальное значение | 3,2 | 4,4 | 6,7 | 6,8 |
Максимальное значение | 44,8 | 64,4 | 73,5 | 90,4 |
Уровень дифференциации | 14,5 | 14,6 | 10,9 | 13,3 |
Расходы на обще образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 обучающегося с учетом региональных коэффициентов удорожания стоимости бюджетных услуг | ||||
Среднее значение по субъектам РФ | 4,6 | 7,2 | 10,3 | 9,1 |
Минимальное значение | 1,6 | 2,5 | 4,2 | 4,4 |
Максимальное значение | 13,4 | 18,6 | 19,3 | 17,4 |
Уровень дифференциации | 8,4 | 7,5 | 4,6 | 3,95 |
Вместе с тем по данным таблиц можно констатировать, что политика выравнивания бюджетных расходов, проводимая Минфином, дает определенные результаты. С учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, дифференциация расходов в расчете на одного учащегося в период 2000–2003 гг. снизилась более чем в 2 раза.
Если проанализировать структуры расходов, а также недофинансирование бюджета для городских школ в 2000 году и с 2002 по 2004 года, то можно сказать, что недофинансирование существенно понижается (с 66% до 13–14%). Это связано с тем, что из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42% всех расходов на социальную политику, 57% – на здравоохранение и физкультуру, 42% – на культуру и искусство, 66% – на жилищно-коммунальное хозяйство, 67% – на образование.
Ещё одной причиной увеличения финансирования системы образования может служить повышение количества платных услуг. В последнее время резко возрос спрос на факультативные занятия по иностранным языкам и информатике, а также по другим предметам. В финансовой плане на год в составе бюджетного финансирования включаются и предварительные расчёты по внебюджетным средствам (по заключенным договорам на аренду и т.д.…). Средства, полученные сверх кассового плана (заявки) перечисляются на единый бюджетный счёт и увеличивают финансирование бюджетного учреждения, через которое совершена сделка.
Но несмотря на возрастание объёмов финансирования, средств для хорошего функционирования образовательной системы выделяют по-прежнему не достаточно. Так как в начале 90-х годов финансирование было крайне низким, скоро учебные заведения столкнутся с проблемой физического устаревания товарно-материальных ценностей и основных средств, для восстановления которых, или приобретения новых потребуются огромные затраты.
К сожалению, прогнозировать увеличение доходов бюджета, необходимых для покрытия всех необходимых затрат, не представляется возможным. Известно, что государство проводит политику «уменьшения налогового бремя», а главным источником поступления денежных средств в бюджет являются именно налоги и другие обязательные платежи, возможно, что доходы наоборот будут уменьшаться. Поэтому одним из самых возможных решений проблемы финансирования образовательных учреждений остаётся увеличение бюджетных поступлений, а также спонсорская помощь. При превышении фактически полученных в центральный бюджет доходов над запланированными, сумма превышения направляется в учреждение расходуется в соответствии с установленным порядком. Дополнительные доходы подразделений расходуются в соответствии с их внутренними документами.
Практика расширения внебюджетной деятельности остается главным образом прерогативой учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В структуре этого вида деятельности преобладают платные образовательные услуги. Доходы от внебюджетной деятельности учреждений областного и федерального подчинения увеличились в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составили 113 млн. 240,7 тысяч рублей. Доходы по внебюджетной деятельности областных образовательных учреждений составили 42,6% от бюджетного финансирования, а учреждений федерального подчинения –31,1%. Заработанные средства в первую очередь направлялись на заработную плату и оказание материальной помощи сотрудникам, а затем уже на приобретение расходных материалов, оборудования и оплату коммунальных услуг.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.