Анализ внебюджетного финансирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Напомним, что источниками финансирования школы являются средства бюджета, выделяемые по установленному нормативу:

· доход от оказания дополнительных платных образовательных и иных услуг;

· добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц;

· кредиты банков и иных кредиторов, при условии его погашения и выплаты банковского процента за счет внебюджетных средств;

· доход от предпринимательской деятельности;

другие источники в соответствии с законодательством РФ.

К сожалению, бюджетное финансирование школы не обеспечивает эффективных условий для саморазвития школы и возникновения нового качества образования. Поэтому привлечение сторонних дополнительных средств – задача по сути любой школы, которая ставит перед собой задачу развиваться и давать требуемые знания детям.

Для реализации центральной идеи проекта и создания работоспособных механизмов внебюджетного финансирования в настоящее время есть все необходимые и достаточные правовые предпосылки и условия:

– Закон «Об образовании» гарантирует права общественности в решении вопросов, связанных с содержанием, организацией и финансированием образовательной деятельности школы (ст. 35, 41, 50, 52).

– Закон «Об образовании» гарантирует права школ и учителей в выборе педагогически наиболее целесообразных форм обучения и воспитания (ст. 55).

– Закон не запрещает основным работникам школ использовать школьное имущество для внеурочной работы с учащимся. Более того, принципы государственной образовательной политики нацеливают на более эффективное использование материальных фондов школ (ст. 2, 4 закона «Об образовании»).

– Закон «Об общественных объединениях» одним из источников формирования имущества определяет добровольные взносы и не ограничивает порядок и формы их использования. В частности, не запрещает выплачивать материальное вознаграждение физическим лицам, оплачивать закупку юридическими лицами материальных ценностей.

– Налоговый кодекс надежно защищает интересы школ и общественных объединений в области спонсорского финансирования образовательной деятельности.

Необходимо ещё раз напомнить, что источники условно можно разделить на четыре группы: спонсорские взносы, плата за оказание дополнительных образовательных услуг, родительские взносы на содержание и развитие школы и услуги, связанные с реализацией школьного имущества.

Спонсорами школ, как правило, становятся предприятия, дети работников которых (обычно руководителей) учатся в этих школах. Развит этот источник слабо. Многочисленные призывы к хозяйственникам войти в попечительские советы и упорядочить финансовую поддержку школ, сделать ее плановой и гарантированной, широкого отклика пока не получили. (Преуспевающие хозяйственники тем и преуспевают, что умеют хорошо считать деньги). Обещанные же льготы для учреждений и предприятий, спонсирующих школу, пока в российское законодательство не вошли.

Плата за оказания дополнительных образовательных услуг является существенным каналом денежных поступлений, однако далеко не массовым. Несмотря на то, что в Колпинском районе платными образовательными услугами занимаются 100% школ, ими охвачены 57% учащихся. По Российской Федерации в целом эти цифры много ниже. И это несмотря на то, что, согласно опросам, практически все граждане нашего города готовы вносить в школу от 1000 до 5000 руб. в месяц и больше.

Об этом свидетельствует и тот факт, что опросы фирмы «X» родителей и учащихся школ города Санкт-Петербурга показали, что 93% семей (против 15%) готовы доплачивать 3–10 тыс. рублей в год за обучение своих детей по основным школьным предметам, если оно носит индивидуальный характер и нацелено на развитие природных способностей ребенка.

Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Сдача в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.

Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Необходимо остановиться на том, как рассчитываются нормативы по дополнительным услугам в школах (на примере школы №1), а далее сравнить общие данные по расходам обеих школ. Примером будет служить расчёт дополнительных услуг по образованию в школе №1.

Протокол заседания Совета школы №1 о развитии дополнительного обучения, на котором принимается решение: активизировать работу по разработке планов работ и учебных программ по дополнительному обучению, развивающему интерес к учебе и природные способности учащихся, считать взносы родителей на финансирование дополнительного обучения не платой за дополнительное образование, а целевыми спонсорскими средствами, направляемыми на развитие просветительской деятельности школы, считать целевые спонсорские средства общественной собственностью родителей, которые направлять на следующее:

– фонд развития школы;

– материальное вознаграждение учителям, ведущим дополнительное обучение, и оплату причитающихся налогов;

– приобретение оборудования, инвентаря и материалов для учебной работы;

– отчисление в общественный фонд на покрытие расходов, связанных с хозяйственным учетом денежных средств.

В результате заседания была получена следующая таблица с комментариями:


Таблица 14. Исходные данные для расчёта курсов по дополнительному образованию

Наименование Ед. изм Примечание Колич. в% от п. 4

Исходные данные

1 Ставка учителя по ЕТС руб./час   25   2 Численность группы чел.     10   3 Договорная цена часа занятий с группой руб./час   30   4 Сумма взносов за час дополнительных занятий с группой руб./час п. 2 хп. 3 300  

Калькуляция

5 Фонд развития школы руб./час 31% – 44% 94 – 133 31% – 44% 6 Отчисление в общественный фонд руб./час 7% от п. 4 21 7% 7 Оборудование, инвентарь, материалы руб./час 35% от п. 1 9 3% 8 Материальное вознаграждение учителя руб./час п. 4 – п. 5 – п. 6 – п. 7 1,358 130–101 43% – 34% 9 Единый социальный налог руб./час 35,8% от п. 8 46 -36 15% – 12%

Примечания:

1. Ставка по ЕТС (п. 1) задается по штатному расписанию.

2. Сумма по п. 3 устанавливается по протоколам родительских собраний.

3. Суммы по п. 7 и 8 могут изменяться учителем без увеличения общей суммы.

4. Доли фонда развития школы (п. 5) и материального вознаграждения (п. 8) устанавливаются по взаимной договоренности между учителем и администрацией школы.

5. Коммунальные платежи и иные накладные расходы, связанные с дополнительным обучением, оплачиваются из фонда развития школы.

 

Доход, полученный образовательным учреждением от оказания дополнительных услуг, используется школой по собственному усмотрению. Он может направляться на развитие материальной базы школы, на увеличение расходов на заработную плату всем сотрудникам школы, причем не только тем, кто непосредственно оказывал эти услуги. Поступление и расходование средств от оказания платных дополнительных образовательных услуг осуществляется по смете доходов и расходов. Эта смета обсуждается Школьным советом и утверждается директором школы, а также финансовыми органами.

Условно можно разбить все расходные статьи в такой смете на две категории:

· общие статьи, присущие всякому образовательному учреждению (фонд заработной платы (ФЗП) сотрудников и педагогов, начисления на ФЗП, коммунальные платежи, хозяйственные и канцелярские расходы, расходы на учебно-методические материалы);

· специфические расходные статьи.

Рассмотрим особенности планирования расходов на оплату труда. Нормальная практика состоит в том, что Школьный совет определяет, прежде всего, базовые цифры. Анализируется величина доходов, устанавливается их доля (или абсолютная величина), направляемая на формирование фонда заработной платы и фонда, идущего на соответствующие начисления.

Независимо от того, оказываются ли дополнительные образовательные услуги в комплексе или по отдельным позициям, формируется фонд оплаты труда педагогов, участвующих в дополнительном образовании, и фонд заработной платы иных сотрудников школы, задействованных при реализации платных услуг.

Формирование фонда оплаты труда педагогов происходит следующим образом. Как правило, труд педагогов четко регламентирован по времени (классно-урочными рамками), и с этой точки зрения нетрудно оценить степень вовлеченности каждого конкретного педагога в реализацию дополнительного образования, анализируя количество уроков. Кроме того, должна учитываться и квалификация отдельных педагогов. На практике, однако, ситуация более дифференцирована: при равном количестве часов занятий реальная значимость деятельности того или иного педагога различна.

В рассматриваемой школе №1 принята определенная система формирования заработной платы педагогов, задействованных в работе по оказанию дополнительных образовательных услуг.

1. Определяется «базовая оплата»: педагогу присваивается разряд (в том случае, если педагог уже работает в школе, этого не требуется), после чего он тарифицируется в зависимости от количества часов. Таким образом, «базовая оплата» в точности соответствует той, которую педагог получал бы в любом другом государственном (муниципальном) образовательном учреждении за соответствующее количество часов.

2. Рассчитывается «доплата за час»: решением школьного совета устанавливается определенная величина доплаты за каждый проведенный урок в системе образования, независимо от разряда, учебного предмета, стажа и т.д.

3. Практика показала, что развитая система образования, качество которых напрямую связано с качеством образования, получаемого учащимися в рамках государственного учебного плана, требует существенного перераспределения доходов, получаемых в системе дополнительного образования в пользу педагогов, задействованных в реализации государственной образовательной программы. Этого требует и принцип социальной справедливости (в противном случае учителя, проводящие уроки по основному расписанию и в системе дополнительного общего образования, получают существенно отличающуюся заработную плату), и желание администрации и родителей сохранить в образовательном учреждении квалифицированные педагогические кадры (иначе педагоги будут просто переходить в систему дополнительного образования, где уровень доходов на практике выше, чем в государственном образовании – проблема, более чем актуальная для российской школы). В результате уже на протяжении ряда лет школьный совет школы №1 принимает решение, устанавливающее такой же уровень доплат за час для учителей, задействованных в основном учебном процессе, как и для учителей, задействованных в системе дополнительного образования.

4. Индивидуальная доплата: как уже отмечалось выше, при прочих равных условиях (часах преподавания, квалификации, учебном предмете и т.д.) вклад различных педагогов в реализацию образования различен. К этому нужно добавить и специфические экономические факторы: для успешной работы в сфере платных услуг зачастую требуется не просто высокая педагогическая квалификация, но и определенные менеджерские способности. Более того, в ряде случаев можно прямо говорить о том, что решающими для успешного функционирования системы дополнительного образования являются именно организационные способности задействованных в ней педагогов и сотрудников. Для того, чтобы дифференцированно оценить вклад каждого педагога, в школе применяется система индивидуальных доплат.

Смета внебюджетных доходов и расходов школы №1, утвержденная на 2006 г., представлена в таблице 15.

 

Таблица 15. Смета внебюджетных доходов и расходов школы №1, утвержденная на 2006 г.

ДОХОДЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ

Форма 0501010

 

Наименование показателя

Код строки

Внебюджетные средства

 

Всего

В том числе по кварталам

 

I

II

III

IV

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Доходы и поступления, подлежащие распределению по экономическим нормативам

010

 

 

 

 

 

 

Поступления из бюджета (средств отрасли) по нормативам

 

 

 

 

 

 

 

Другие поступления – всего

020

530310

115410

100960

70910

243030

 

в том числе:

030

 

 

 

 

 

 

доход от реализации производимой продукции (работ, услуг)

 

 

 

 

 

 

 

социальные доплаты и компенсации населению (пенсия сиротам)

040

 

 

 

 

 

 

платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами (возмещение расходов)

050

 

 

 

 

 

 

поступление из Префектуры

060

 

 

 

 

 

 

поступления из Управы

070

 

 

 

 

 

 

платные образовательные услуги

080

167930

58090

45970

8840

55030

 

процент от реализации проездных билетов

090

 

 

 

 

 

 

зарплата учащихся

100

 

 

 

 

 

 

1,5% от товарного кредита

110

 

 

 

 

 

 

прочие поступления (родительская плата)

120

362380

57320

54990

62070

188000

 

Проценты банка за пользование временно свободными средствами учреждения

130

 

 

 

 

 

 

Прибыль

140

 

 

 

 

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.