Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как уже было сказано, методологическое значение использования понятия «структура» связано с тем, что оно позволяет фиксировать не только необходимые элементы модели, но и характер связей между ними, устойчивость этих связей при изменении внешних и внутренних условий проектирования. В этом случае на первое место выходит анализ отношений и связей элементов, позволяющий вести исследование в намеченном русле. Предлагаемый подход можно считать развитием системного подхода, активно разрабатывавшегося М.С. Каганом.

Теоретическая модель дает возможность создания на ее базе предметов дизайна, а также их оценки. Это могут быть повседневные вещи, пользовательские интерфейсы, различные процессы. Предметом проектирования и оценки может быть любой объект, вступающий во взаимодействие с человеком, в рамках разрабатываемой модели он будет представлен как предмет.

Основанием построения модели являются способности человека. Как было сказано, понятие «человек», используемое в работе, подразумевает сочетание личностных качеств и познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. В ряде случаев может оказаться важным, что человек представляет собой сочетание: эмоционального и рационального, или неповторимых отличительных качеств с общими.

Для удобства объяснений оснований и принципов построения модели представим человека в двух ролях: проектирующий предметный мир с помощью модели – это «оператор», и потребляющий предметный мир, созданный при помощи модели – это «субъект». Под оператором понимается специалист, работающий с моделью, он может быть: инженерным психологом, эргономистом, инженером-проектировщиком, физиологом, дизайнером, маркетологом, в общем, любым специалистом, проектирующим среду взаимодействия человека с предметным миром. «Субъект» – человек, взаимодействующий с предметом проектирования от смежных специалистов, проектирующих отдельные стороны предмета до потребителя. То есть по отношению к оператору все остальные проектировщики, так же как и потребитель, являются субъектами, то есть один оператор по отношению к другому является субъектом. Необходимо отметить, что оператор и субъекты являются «участниками проекта» – это основной источник для проектирования и оценки предметов дизайна в разрабатываемой модели. Также необходимо отметить, что далее в тексте термины «оператор» и «субъект» в ряде случаев будут заменяться на синонимы: проектировщик и потребитель или дизайнер и потребитель, т.е. синонимы более близкие к тексту по смыслу и сохраняющие логическую конструкцию отношений, обозначенную выше.

Таким образом, при определении границ теоретической модели создания гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна необходимо иметь в виду два взаимосвязанных процесса: 1) со стороны оператора – это процесс гармоничного создания предмета; 2) и со стороны субъекта – это процесс гармоничного использования предмета.

 

Рис. 4. Определение границ теоретической модели

 

Качества и характеристики теоретической модели связаны с системой «оператор – предмет», а также с системой «субъект – предмет», что позволяет не только производить теоретический анализ, но, в дальнейшем, проектировать и оценивать предмет.

Обе системы и процессы, в них происходящие, подобны друг другу, поэтому их можно представить с помощью более общего принципа – принципа гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром.

 

 


Рис. 5. Модель как промежуточное звено между предметом, оператором и субъектом

 

Рис. 6. Принцип гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром

 

Для того чтобы создать механизм, отслеживающий степень соответствия и несоответствия человека и предмета, необходимо представить внутренний мир человека как структуру, относительно которой можно было бы приводить предметный мир в соответствие с человеком. В ходе этой работы, на основании сравнительного анализа проектных практик ритуала и дизайна, выделяются два основных принципа – это принцип целостности, или соответствия предметного мира способностям человека, и принцип движения, или соответствия изменений человеку. Первый генетически восходит к проектированию в традиционных культурах, второй представляет собой специфическую черту дизайн-проектирования.

Принцип соответствия предметного мира способностям человека

Первая сторона соответствия – это познавательные способности, дающие возможность получать и обрабатывать информацию, наиболее наглядно их можно представить в форме внимания и восприятия:

· Внимание можно уподобить своеобразной двери, через которую «мир входит в душу человека». Для дизайнера эта дверь важна, прежде всего, как граница способности воспринимать окружающий мир и воздействовать на него. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирование другой.

· Восприятие можно представить как форму овладения среды потребителем. Восприятие как бы подставляет значения переменных в окружающий человека предметный мир. Восприятие представляет собой наименее изученное, но в то же время важное звено в когнитивных процессах. И, пожалуй, работа именно с этим процессом требует от дизайнера особенной интуиции.

Что дает проектировщику владение познавательными способностями потребителя, и как проследить соответствие и несоответствие потребителя с окружающим миром в этой плоскости? Здесь уместно сравнение разрабатываемой модели с антропометрической моделью человека. В качестве предмета, наглядно отражающего антропометрическую модель, рассмотрим велосипед. Его форма четко определена морфологическими и количественными параметрами тела человека: конструкция велосипеда несет на себе «отпечаток» ног и рук человека, пропорции учитывают центр тяжести, цепная передача рассчитана с учетом физических возможностей человека и т.д. При несоблюдении одного их этих антропометрических параметров велосипед не поедет, это на столько же очевидно, как и очевидно физическое тело самого человека. Взаимодействие же с предметом на психическом уровне подобно взаимодействию с предметом на физическом уровне. Подобно, но не очевидно.

Познавательные способности так же имеют количественные, качественные и структурные характеристики. Современная психология позволяет с достаточно высокой степенью точности зафиксировать эти свойства. Например, новая методика оценки свойств внимания, разработанная НИИ охраны труда г. Екатеринбурга, позволяет осуществить фиксацию и количественное измерение познавательных свойств с помощью компьютерной программы, в которой содержится ряд тестов. С их помощью программа получает информацию о человеке, обрабатывает ее и выдает в форме готовой к применению, например, оценки профессиональной пригодности. То есть психологическое тело человека поддается анализу и вербализации, так же как и физическое тело, но, в отличие от последнего, здесь необходим инструментарий, связывающий результаты «психологического измерения» с профессиональной деятельностью, в которой они применяются. Поскольку подробное рассмотрение психологических вопросов не является целью данной работы, для дальнейшего построения модели из вышесказанного необходимо выделить два момента:

· Возможность и необходимость учета психосоматических характеристик человека в дизайн-проектировании.

· Последовательная реализация главного качества этой модели – целостности.

Последнее требует пояснения. Преимущество антропометрической модели заключается в том, что все части тела собраны в одно целое, это позволяет дизайнеру проектировать вещи для человека, а не для руки, головы или глаз в отдельности. При проектировании таких предметов как обувь, шлем, очки учет остальных, не участвующих напрямую, частей тела проявляется в различных ситуациях использования предмета. Целостность является существенной характеристикой, особенно если учесть тот факт, что сознанию свойственно сосредотачиваться на конкретных деталях, отделяя их от всего остального. Даже проектируя велосипед, мы не всегда замечаем, что руки, ноги, сила, вес и размер существуют в нас всегда одновременно, именно поэтому в ранних конструкциях велосипеда переднее колесо в погоне за скоростью обогнало рост человека. На иные велосипеды приходилось взбираться по лестнице. Разумеется, такая конструкция была весьма неустойчива, особенно если учесть отсутствие тормозов.

Психические процессы необходимо рассматривать как целое, однако психологам свойственно разделять эту целостность. Основное внимание в психологической литературе уделено локальному рассмотрению каждого психического процесса и лишь очень немного – принципам, объединяющим их в одно целое.

Одно из понятий, позволяющих исследовать целостность восприятия предметного мира, – это гештальт – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля – закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. Этот принцип мы и возьмем за основу для дальнейшего построения модели как «форму упаковки» или целостного представления окружающего мира.

Как для проектировщика, так и для потребителя в первую очередь важно ее соответствие когнитивно-познавательным способностям человека. Отсюда первый шаг проектирования – представление проектного материала в форме гештальта, или, точнее, впечатления. Впечатление – это целостная смысловая единица, формируемая в сознании человека при взаимодействии с окружающим миром. Оно ограничено, с одной стороны, внутренними факторами – познавательными способностями и опытом человека, с другой стороны, внешними факторами – ситуацией, в которой находится человек.

 


Рис. 7. Схема формирования впечатления

 

Впечатление – это такая единица моделирования, которая позволяет по отношению к субъекту обеспечить соответствие проектируемой вещи человеку, по отношению к оператору – представить проектный материал в удобной для работы форме. Ей является представление массива впечатлений как динамического систематизированного взаимодействия частей и целого. Адекватно представить человека и предметный мир в их взаимосвязи как структуры позволяет именно впечатление, поскольку оно предполагает наличие и взаимодействие двух сторон – предметного мира и человека.

Исследование структуры предметного мира произведено в статье Д.А. Азрикана «Методическая модель объекта дизайна», где автор подчеркивает преимущества структурного[2] подхода к предметному миру, представляющему собой многоуровневую целостность, в которой элементы более низкого уровня со временем становятся частями более высокоорганизованных систем. Достоинством подхода Д.А. Азрикана является то, что, говоря о проектировании целостной предметной среды, он не предлагает радикальных решений в духе Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье. Формирование такой среды, по его мнению, не может происходит рывками, минуя ступени развития. Отталкиваясь от этого тезиса, автор предлагает перекрестный метод, использующий принцип повышения степени целостности формы объекта путем его преобразования в систему в ходе проектирования. Модель вещи представляет собой отражение вариантов ее включения в существующие комплексы вещей – продукционный, функциональный, средовой, а сама вещь естественно «вписывается» в существующее окружение, поскольку изначально мыслится как часть более высокоорганизованного целого, не занимая «экологических ниш» традиционных изделий. Предлагая структуру объективно существующего предметного мира, Д.А. Азрикан, тем не менее, оставляет вне поля зрения человека, воспринимающего этот мир. Другими вариантами представления структуры предметного мира можно считать машиностроительные чертежи, а также структуру файлов в операционных компьютерных системах.

Отсюда, одну из задач разрабатываемой модели можно сформулировать как учет впечатления на протяжении всего процесса проектирования по отношению к оператору, а также учет впечатления при любой ситуации использования предмета – по отношению к субъекту. Для соблюдения этих условий необходимо вывести принципы систематизации большого количества впечатлений.

Рассмотрим взаимодействие субъекта с предметом с точки зрения организации впечатлений. В качестве предмета возьмем мобильный телефон, просто потому что он находится под рукой автора. Принципы формирования впечатлений всеобщи, а наполнение индивидуально; для того, чтобы добраться до причин различного наполнения, необходимо сначала вывести сами принципы, что позволяет основываться автору на личных примерах. Самонаблюдение показывает, что впечатление представляет собой структуру, имеющую разные уровни.

Так, первое впечатление, частью которого оказался мобильный телефон, связано с ситуацией выбора одного предмета среди ряда прочих, лежащих на столе – стопка книг, телефон, компьютер, принтер, рабочие бумаги. После того, как телефон выбран, в рамках второго впечатления оказались кнопки, цвет, возможность позвонить, дизайн телефона, экран. На этом этапе можно говорить о том, что предмет целиком заполняет впечатление. При попытке позвонить с него в рамках третьего впечатления оказывается номер набираемого абонента, изображение на экране, цифры на кнопках, материал кнопок, упругость нажатия, то есть предмет выходит за рамки впечатления. В процессе разговора телефон существует как форма, лежащая в руке, остальную его часть составляет разговор с абонентом – и в этом случае предмет опять становится частью объективной стороны впечатления.

Теперь рассмотрим проектирование предмета с точки зрения организации впечатлений. Как правило, первое впечатление – это техническое задание, полученное от заказчика или сформулированное дизайнером самостоятельно – идеальная проекция еще не существующего в реальности предмета. В свою очередь, задание делится на ряд задач, те, в свою очередь, также детализируются; в итоге проектировщик имеет объем информации о предмете, выходящий за рамки его впечатления. В отличие от потребителя предмет для проектировщика еще не формализирован, поэтому он очень гибко реагирует на рассмотрение любой задачи проектирования, как бы «прилипая» к ней, принимая ее форму, в то время как сама задача затрагивает только незначительную часть структуры предмета. В свою очередь, проектируемый предмет может составлять только часть впечатления в сравнении с аналогичными предметами или различными ситуациями, в которых он потенциально может находиться.

На основе рассмотренных примеров видно, что впечатление при взаимодействии человека с предметом проектирования может быть разного уровня. Оно как бы «упаковывает» и «распаковывает» предмет для человека и ситуации, в которой он находится. Лучше всего представить многоуровневость впечатления как динамическое взаимодействие частей и целого, иначе говоря, – структуру. Тогда следующий шаг заключается в определении элементов этой структуры.

Понятия, конкретизирующие представление о целостности

Отношения между впечатлениями можно представить с помощью понятий «объект» и «предмет», которые для удобства анализа могут далее в тексте заменяться на синонимичные им термины «ситуация» и «фактор». Тогда первое впечатление – это все, что мы видим на столе. Здесь предметом является телефон. Во втором впечатлении – телефон уже выступает как объект, соответственно, его предметное наполнение: кнопки, цвет, экран и т.д. В третьем впечатлении – объектом становится звонок по телефону, в рамках которого находятся такие предметы, как номер набираемого абонента, экран, цифры на кнопках и т.д. Полученную структуру можно представить в виде схемы. Необходимо отметить, что в качестве объекта и предмета могут выступать не только внешние, но и внутренние факторы.

 

Рис. 8. Место предмета в структуре впечатления

 

Выводимая структура напоминает отображение файлов и папок в компьютере. Впечатления – папки с файлами, а связи между ними – дерево файлов. Существенным отличием между структурой впечатлений и структурой файлов является объем впечатления и принципы его наполнения, рассмотрение которых приводится в главе далее. Структура взаимодействия частей и целого строится по принципу уровней впечатления – от общего к более детальному. Построение схемы начинается с объектов, которым принадлежат рассматриваемые предметы. Каждый объект и предмет имеет свой порядковый номер. Обозначение ведется по принципу: объект более детального уровня наследует порядковый номер предыдущего объекта и через точку содержит свой порядковый номер, такой же принцип выбран в обозначении предметов, только вместо точки ставится косая черта. Таким образом, схема дает наглядное представление о том на каком уровне целостного восприятия субъекта находится тот или иной объект по отношению к предмету проектирования. Напомним, что в качестве субъекта был выбран автор работы, при участии нескольких субъектов структура впечатлений по отношению к предмету изменится, эта ситуация будет рассматриваться далее в работе.

Для того чтобы определить, каким образом и с помощью чего внешние факторы воздействуют на человека, можно представить ситуацию, взаимодействующую с человеком как набор стимулов разной силы. Соответственно, каждый предмет ситуации обладает определенным стимулом по отношению к субъекту, который находится в этой ситуации. Громкий звук, яркий цвет, активная пластика привлекают внимание и активируют определенные потребности, но если громкий звук постоянен, в заводском цехе или ночном клубе, человек адаптируется к нему, сознание человека делает его тише. И наоборот, слабый звук, легкий оттенок, едва заметная шероховатость поверхности сами по себе не привлекают внимания, но могут быть усилены сознанием человека. Примером такого усиления может служить рассуждение главного героя произведения Пола Остера «Книга иллюзий» о немом кино: «Мы смотрим эти фильмы через пропасть забвения, и как раз те вещи, которые нас разделяли, больше всего и поражают воображение: эта немота, это отсутствие цвета, этот рваный, убыстренный ритм. Все эти препятствия, конечно, затрудняют наше восприятие, но зато они освобождают образы от вериг жизнеподобия. Эти препятствия всегда стояли между нами и самим фильмом, так что нам не надо было притворяться, будто это реальный мир. Мир был плоским экраном и существовал в двух измерениях. Третье измерение было у нас в голове».

Представленная схема позволяет зафиксировать в проекте любой объект внешних и внутренних факторов с учетом целостного восприятия субъекта. При этом возникает ряд вопросов по использованию оператором структуры впечатлений.

Вопросы по наполнению:

· По каким принципам происходит направление развития и раскрытия структуры впечатлений?

· По каким принципам оператор формирует массив впечатлений?

· Каким образом оператор контролирует впечатления всех участников проекта по отношению к проектируемому предмету?

Вопросы по проектированию:

· Каким образом оператор должен принимать решения на основе представленной схемы, каким образом они фиксируются?

· Каким образом проходит работа со структурой на различных этапах проектирования.

Ответы на них формулируются в ходе рассмотрения принципа изменения человека и окружающего мира.

В раскрытии этого принципа необходимо доказать и признать ведущую роль потребностей человека как деятельного и целостного существа. Здесь мы еще раз возвращаемся к схеме формирования впечатления как пересечения двух областей – человека и окружающего мира. На схеме показано, что пересечение формируется со стороны окружающего мира в форме ситуации, которую можно представить как содержание внешних факторов, ограниченное впечатлением. Со стороны человека – в форме потребностей, которые можно представить как содержание внутренних факторов человека, ограниченное впечатлением. И ситуация, и потребности в совокупности представляют собой наполнение впечатления.

Потребность – понятие, включающее в себя представление о ряде психических процессов, отвечающих за взаимодействие человека с предметным миром – своеобразный «переходник», связывающий человека с ситуацией. Другими словами, потребности человека являются источником наполнения структуры впечатлений. То есть источник изменения и формирования впечатлений находится в области мотивационных процессов, которые необходимо представить проектировщику в удобной и наглядной форме для практического применения.

Потребность как состояние личности всегда обусловлена наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется субъекту. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой человека, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Содержание понятия «потребность» имплицитно включает в себя представление о движении и изменении психики. Так, потребности определяются как особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», – отражение степени соответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах. Поскольку деятельность человека протекает в различных условиях, также в ходе деятельности человек сам создает эти условия, потребности можно представить как процесс, связанный с движением по изменению внутренних и внешних факторов

Связь потребностей с психическими свойствами человека

Мы рассматриваем впечатление, содержание которого зависит от того, что необходимо человеку в тот или иной момент времени. Обычно говорят: человек видит то, что хочет увидеть. А хочет человек того, что ему необходимо, то, в чем он нуждается, поэтому, говоря о человеке, из всех психических процессов мы в первую очередь будем рассматривать именно этот – потребность, связывая с ним другие свойства и качества человека.

Потребность – предпосылка и инструмент воздействия человека на окружающий мир. Жизнь протекает и развивается через процесс реализации потребностей. И чем более высок уровень потребностей, чем интенсивнее происходит их реализация, тем ярче и насыщеннее жизнь человека. Здесь необходимо пояснение разницы потребностей и процесса потребления как такового, для того чтобы избежать аналогии с обществом потребления, которое предполагает пассивное присвоение человеком готового продукта, снижение его самостоятельности и не является идеалом гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром. Для нас важен не сам факт механического удовлетворения потребности, а изменения человека, происходящие в результате. В процессе реализации потребностей человек может раскрывать себя, приближаться к себе, и, чем многообразнее круг реализации потребностей, тем более многогранно происходит этот процесс, и наоборот – реализация потребностей может запускать разрушающие человека механизмы. Каким образом этот аспект влияет на проектирование и использование предметного мира, более подробно рассматривается далее в работе.

Потребности представляют собой отражение внутреннего состояния человека по отношению к ситуации. Они связывают внутренний мир человека с любой ситуацией и поэтому становятся наиболее подвижной изменяемой частью психики. Их теоретическая фиксация тем не менее необходима, иначе какая-то часть задач постоянно будет ускользать от проектировщика.

Именно понимание продукта проектирования как ответа на потребности позволяет представить задачу в ясной для дизайнера форме, соответствующей его профессиональному инструментарию. Рассматривая методы проектирования, Е. Мэтчетт также представляет человека через потребности для удобства процесса проектирования.

Во-первых, хотя потребности и делят обычно на материальные и духовные, в нашем исследовании мы можем абстрагироваться от этого, понимая, что любая потребность может быть в равной степени важной для человека.

Во-вторых, там, где есть потребности, необходим продукт их удовлетворения, т.е. понятие предполагает выход на взаимосвязь человека и предметного мира, интересующий нас в наибольшей степени.

В-третьих, при обращении к материалу потребностей все остальные психологические понятия мотивации: диспозиции, цели, интересы, задачи, желания и намерения – можно выразить через них.

В-четвертых, потребности являются побудительной силой взаимодействия человека с предметным миром, т.е. представляют собой источник человеческой деятельности.

Условия развития или деструкции личности в процессе реализации потребностей

Деструкция личности возможна в тех случаях, когда:

А) потребности противоречат друг другу;

Б) потребности низкого уровня приводят к тому, что в жизнедеятельности задействована только «часть» человека, т.е. он выступает как частичное, неполное существо.

Развитие личности возможно в тех случаях, когда:

А) противоречия отсутствуют, потребности имеют общий вектор реализации;

Б) деятельность вызвана потребностью высокого уровня, предполагающей в ходе своего удовлетворения наиболее полную задействованность человека.

Исходя из этого получается, что в одних случаях уровни потребностей могут рассматриваться как имеющие причинно-следственный характер, а в других случаях – с точки зрения конгруэтности, целостности проявления человека. Подробнее об этом сказано ниже.

Если рассматривать потребность как несоответствие человека окружающему миру, то, чем больше и многообразнее это несоответствие, тем совершеннее и насыщеннее жизнь человека. Само по себе наличие потребностей обеспечивает протекание жизни и перемены в ней, движение человека, т.е. оно развивает личность. Однако существует ряд потребностей, удовлетворение которых деструктивно, разрушительно для человека. Они уводят человека от конгруэтности и гармонии с внешним миром. Особенно активно это происходит в процессе существования человека во второй природе, для которого характерна активация потребностей, противоречащих друг другу. Т.е. удовлетворение происходит разрушающим для человека образом.

Деятельность как результат взаимодействия внутренних и внешних факторов

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае мы говорим о потребностях во втором – о стимулах, исходящих от сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Соответственно, выделяют диспозиционную и ситуационную мотивации как аналоги внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому практически любое действие человека следует рассматривать как двоякодетерминированное, диспозиционно и ситуационно.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия потребностей и ситуации. Активация той или иной потребности обеспечивает адекватное взаимодействие человека с окружающим миром. Следовательно, определение границ внутренних факторов с помощью потребностей дает проектировщику ясное представление о наполнении содержании впечатления.

Это предполагает рассмотрение впечатления как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Закономерности изменения внутренних и внешних факторов

В разрабатываемой модели в случае соответствия предмета способностям человека главным критерием является целостность взаимодействия человека с окружающим миром. В случае соответствия наполнению впечатления главным критерием является учет изменения человека и окружающего мира. Движение вызвано постоянным изменением ситуации, в которой находится человек, и его адаптацией к этим изменениям.

Процесс изменения потребностей как взаимодействие внутренних и внешних факторов представим в виде схемы.

 

Рис. 9. Взаимодействие человека и окружающей среды

 

Читать эту модель следует так: человек организует свою деятельность в соответствии с потребностями. Деятельность, в свою очередь, ведет к изменениям то социальной, то природной среды, то обеих сразу. Изменение окружающей среды затем воздействует на восприятие реальности и, соответственно, ведет к изменению потребностей. Потребности рассматриваются как источник целеполагания, которое может быть спроецировано на реальность и способствовать ее пониманию. Материализация целей в отношении окружающей среды по-своему преобразует ее воздействие на потребности и т.д. Система не замкнута на себя. Она открыта внешнему воздействию, что предполагает изменение окружающей среды и, таким образом, всей системы в целом.

Процесс изменения происходит перманентно – вещи обманывают проектировщика «постоянством» формы. В этом заключается обозначенное выше противоречие между человеком и предметом: вещь меняет восприятие себя по отношению к себе в процессе проектирования и дальше в процессе использования.

Итак, восприятие предметного мира как бы «кодируется» внутренними и внешними факторами. В таком случае задача дизайнера – суметь вычислить источники кодировки и воспользоваться ими.

Стереотип как механизм, мешающий учету динамики окружающего мира.

Причина, по которой существующие методы проектирования не могут быть применены в сегодняшней ситуации, – возросшая скорость движения и разная скорость движения различных элементов окружающего мира. Этого не учитывают ритуалы традиционных культур, которые поэтому не могут быть применены для решения существующих проектных задач. Движение представляет собой одну из существенных детерминант, влияющих на проектирование, определяющих его. Оно и вызывает необходимость в проектировании, и способно стать помехой. Определяющее значение движения уже рассмотрено выше, рассмотрим его в роли препятствия для проектировщика. Основную причину препятствия составляют стереотипы оператора и субъекта.

Понятие «стереотип». Взаимосвязь стереотипов и потребностей

Прежде всего, необходимо обозначить форму, в которой стереотипы рассматриваются в данной работе.

Один из примеров работы стереотипов дает факт первого восприятия обществом информации об изобретении радио: «Мировое сообщество довольно равнодушно встретило известие о новом способе передачи радиоволн. Незадолго до того лондонская почта отвергла и идею телефона на том основании, что не перевелись пока еще рассыльные, а вот теперь никто не может понять, зачем нужен беспроволочный телеграф, когда замечательно работает проволочный».

Иллюстрируя связь стереотипов и потребностей, можно сказать, что в данном примере главной является потребность в передаче информации, выраженная через ряд других потребностей: обращение к рассыльным, использование телеграфа, которые, в свою очередь, также выражены через ряд потребностей, актуальных на то время и потерявших актуальность сегодня. Все вместе можно представить как устойчивую структуру потребностей, подкрепленных положительным опытом. И рассыльные, и проволочный телеграф эффективно выполняли свою функцию, и поставить их под сомнение было весьма сложно. Изобретение радио и телефона не имело такого опыта в сознании потребителей. Что касается осознания потенциальных возможностей в результате применения радио и телефона и реализации потребности в общении на более высоком уровне, то они были сложны для восприятия и с легкостью возмещались уже существующими возможностями, которые давали рассыльные и телеграф и проблемами, связанными с внедрением новых технологий.

Необходимо отметить, что опыт, закрепляющий структуру потребностей, может быть не только положительным, но и отрицательным. Следовательно, формулировка стереотипа будет выглядеть следующим образом: стереотип – это устойчивая структура потребностей, подкрепленная определенным опытом.

Формирование и свойства стереотипа

Стереотипы не рассматриваются нами исключительно как негативное или позитивное явление. Стереотипы – это устойчивые формы мышления и поведения, обусловленные природными возможностями человека, позволяющие использовать их оптимально, т.е. с наибольшей эффективностью.

Стереотипы задаются внешними условиями. В течение жизни человек полноценно усваивает лишь те стереотипы, воспринять которые позволяют его индивидуальные возможности, внутренние условия. Знания, умения, навыки, взгляды, оценки, пристрастия человека есть некий набор стереотипов. Люди оформляют свою внешность, укрепляют здоровье, отдают дань санитарии и гигиене, решают широчайший круг профессиональных задач, знакомятся, принимают пищу, высказывают своё отношение к глобальным проблемам, признаются в любви и занимаются ею стереотипно. До них точно так же поступали многие поколения людей. Они же научили этому следующие поколения. Даже если кто-то пытается оригинальничать или, скажем, бороться против общепринятых стереотипов, он делает это тоже стереотипно. Социум порождает стереотипы и оригинального, и протестного, и маргинального, и даже асоциального поведения. По существу, личность во многом складывается из усваиваемых ею в течение всей жизни стереотипов. И уникален в человеке только набор его стереотипов.

Будучи рассматриваемыми изнутри, стереотипы представляют собой одну из форм инструментов взаимодействия человека с окружающим миром, освоения, ориентации. Взаимодействие человека с реальностью происходит при участии стереотипов. В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его. Во всей неразберихе внешнего мира мы выхватываем то, что дает нам наша культура, и мы имеем очевидную тенденцию воспринимать эту информацию в форме стереотипов. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки внутренних и внешних ограничений, в которых он находится. Стереотип работает как «подходящий ключ», позволяющий сориентироваться субъекту в окружающей реальности.

Под стереотипом социолог У. Липпман, введший в обиход эту категорию, понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные чувств до того, как эти данные дойдут до сознания. Другими словами, стереотип это производная восприятия – целостная упаковка большого объема информации, не вмещающейся в объем кратковременной памяти человека. Если рассматривать эту формулировку с точки зрения потребностей, то можно заметить, что стереотип содержит инструментарий в виде структуры потребностей, отвечающей на ту или иную ситуацию. В свете сказанного необходимо ясное представление о том, как помогают и мешают стереотипы в работе проектировщика. В нашем случае лучше всего представить стереотипы как полезные и мешающие проектированию и использованию предметного мира. Показать, как одни и те же качества стереотипа мешают и помогают взаимодействию человека с предметом. Стереотипизация процесса мышления в психологическом плане связана с установкой, формирующейся в процессе предшествующей практики людей. Под установкой, составляющей психологическую почву стереотипа, подразумевают готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, в определенном свете, исходя из предшествующего опыта восприятия.

Достоинства присутствия стереотипов

Компактная форма так же позволяет стереотипу выполнять функции коммуникации. Так, социолог Р. Бинкли называет стереотип «величайшим всеобщим знаменателем». Стереотипы дают возможность быстро понять смысл и сущность явления, служат прочным фундаментом сознательного отношения человека к жизни, к различного рода явлениям и процессам, надежным компасом его поведения. Стереотип позволяет «упаковать» большое количество информации, что существенно облегчает освоение действительности, позволяя экономить усилия.

Недостатки присутствия стереотипов в восприятии и мышлении Д.В. Ольшанский полагает, что стереотип – это стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта, обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда не существенные его черты. Таким образом, стереотип может непозволительно упростить объект или существенно препятствовать гибкости мышления при восприятии нового объекта или явления.

К.Г. Рыхальская, психолог и бизнес-консультант, определяет стереотип как упрощённое, заранее принятое представление о чем-либо, формирующееся с детства и связанное с ценностями, убеждениями и осознанными потребностями человека, тем самым подчеркивая устойчивость и глубину функционирования этого механизма. Проблема заключается в том, что, даже настроившись на сознательное преодоление стереотипа, человек не может управлять этим процессом полностью и находится во власти стереотипов.

Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин в определенной мере сводят воедино предыдущие определения. Они рассматривают стереотип как весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлениях, стремлении быстро понять смысл и сущность явления.

Здесь необходимо отметить, что так называемая примитивность стереотипов объясняется ограниченными способностями человека. Как уже было сказано выше, стереотип это слепок восприятия, ограниченный рамками нашего внимания. В данном случае неверно говорить о примитивности, структура восприятия может быть очень глубокой. Ограничения способностей человека иногда действительно искажают и упрощают реальность, но это частный случай. Главное достоинство ограничений в том, что они предоставляют возможность использовать информацию, накопленную опытом. Каждый человек обладает индивидуальным личным опытом, особой формой восприятия окружающего мира, на основе которого в его голове создается так называемая «картина мира», включающая в себя объективную часть и субъективную оценку действительности. Следовательно, стереотип может изменяться за счет получения субъектом нового опыта.

У. Липпман утверждает, что стереотипы часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт. Одно из главных свойств стереотипа – это устойчивость его внутренних связей. Чем больше информации содержит в себе стереотип, тем сильнее эти связи. Липпман подчеркивает важность этого явления: «Система стереотипов, возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе,… а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком».

Устойчивость внутренних связей негативно проявляется, когда сила нового опыта не в состоянии реконструировать структуру стереотипа. Стереотип относится к сфере идеального, но влияет на реальность путем создания псевдореальности, один из главных критериев – соответствие ее окружающему миру. В случае соответствия стереотип как инструмент, помогает человеку осуществлять деятельность, в случае несоответствия – мешает протеканию деятельности. Согласно Кацу и Брейли, «стереотип – это устойчивое представление, мало согласующееся с теми реалиями, которое оно стремится представить, и вытекающее из присущего человеку свойства сначала определить явление, а потом уже его пронаблюдать» . Стереотип задает границы и направление восприятия: человек видит только то, что хочет видеть. Картина окружающего мира меняется. Потенциал, содержащийся в стереотипе, не всегда адекватен реальности, но он используется.

Важным качеством стереотипа является его эмоциональная окрашенность. Она связывает стереотип с предшествующим опытом переживания действительности, даже если этот опыт вытеснен в бессознательное. Соответственно, стереотип проявляется интенсивно и эмоционально.

Стереотип может соответствовать или не соответствовать окружающему миру как месту приложения усилий, деятельности человека. В случае соответствия стереотип обеспечивает гармоничное и более быстрое протекание деятельности, собирая человека в одно целое. В случае несоответствия стереотип, как неправильный ключ, – не открывает, а ломает замок. В этом случае потребности, содержащиеся в стереотипе и не реализующиеся в нем, «упираются» в потребности, требующие этой реализации, и, чем больше несоответствие стереотипа реальности, тем сильнее это противоречие, тем разрушительнее оно воздействует на человека.

Выводы по стереотипам

Стереотип как структура потребностей является одновременно ограничением и возможностью для гармоничного протекания деятельности. Поведение человека, имеющего определенный набор стереотипов, может показаться иррациональным для наблюдателя, имеющего собственные стереотипы. Этот момент необходимо учитывать при анализе процесса проектирования.

Проектировщику важно помнить, что сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека. Их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом, влечет за собой раздражение, чувство дискомфорта, приводит к серьезным нарушениям психического равновесия, вплоть до стрессовых состояний, которые могут стать причиной инсульта или инфаркта. Именно поэтому работу со стереотипами следует вести очень осторожно. Именно по этому надо не разрушать, а разбирать стереотипы, или переключать сознание человека с одного стереотипа на другой.

Таким образом, задачу проектировщика можно представить либо как переключение субъекта с одного стереотипа на другой, либо как создание нового опыта, организующего потребности определенным образом, для решения существующих проблем или восприятия возможностей создания нового стереотипа. Создание нового опыта – способ, который позволяет безболезненно, не разрушая существующих стереотипов, выработать новый. Это делает актуальной разработку понятий, позволяющих проектировщику изменять связи в структуре потребностей. Речь идет не о непосредственном удовлетворении той или иной потребности с помощью вещи, поскольку это достаточно ограниченный и конечный путь, но об изменении структуры, в которой находится потребность, что позволяет связать ее с другими потребностями и, соответственно, обеспечивает более полную реализацию человека, высокую степень его конгруэтности. О том же говорит американский теоретик дизайна В. Папанек, различая «мимолетные желания» человека, которые чаще всего удовлетворяет рыночно ориентированный дизайн, и «подлинные потребности», не поддающиеся манипуляциям.

Стереотипы – это своеобразный конструктор, посредством которого человек взаимодействует с окружающим миром. Он же представляет собой часть человека, поскольку создан им, на основе собственного опыта. Можно сказать, что потребности являются элементами этого конструктора.

Несоответствие стереотипа реальности выражается в наличии блокирующих потребностей, мешающих осуществлению деятельности.

Связи между потребностями

Следствием существования стереотипов является связь потребностей друг с другом. Чем шире эта структура, тем крепче связи между потребностями и тем сложнее ее нарушить. Не существует отдельной потребности, оторванной от других. Одно из основных положений, выводимых нами и влияющих на проектирование, заключается в том, что реализация потребности или создание новой, как правило, основана на изменении структуры потребностей, а не на реализации той потребности, которая лежит на поверхности. Не всегда продуктивно отвечать только на потребность, лежащую на поверхности, которая в наибольшей степени заметна для проектировщика. Появление и реализация потребностей носит системный характер, поэтому приложение усилий проектировщика к реализации потребностей, находящихся на поверхности, зачастую не приводит к желаемому результату.

Перманентное изменение человека и окружающего мира приводит к появлению новых проблемных ситуаций. И если изменение ситуации, в которой находится субъект, очевидно, и зафиксировать его достаточно просто, то состояние потребностей не очевидно и требует дополнительного внимания проектировщика, а иногда и проведения психологических исследований. Также необходимо учитывать тот факт, что проектируемый предмет в ходе создания и использования взаимодействует с различными субъектами, потребности которых порой прямо противоположны друг другу.

Чтобы проследить движение потребностей, необходимо найти способ, фиксирующий изменение потребностей. Для этого нужно разработать ряд понятий, учитывающих свойства и движение потребностей человека или позволяющих проектировщику ориентироваться в них, а также использовать их в различных ситуациях.

Структура потребностей. Рабочие понятия

Количество потребностей человека ограничено активностью его взаимодействия с окружающим миром на протяжении всей его жизни, это число сопоставимо с бесконечным. Для работы оператора над проектом необходимо выделить тот объем потребностей, с которым ему будет удобно работать.

Для этого в работу вводятся понятия: активированные и потенциальные потребности. Активированные потребности – верхушка «айсберга» – это те потребности, которые являются источником наполнения впечатления и ограничены впечатлением, а так же выступают причиной поведения человека. Потенциальные – подводная часть «айсберга» – не влияют на поведение и расположены глубже, чем уровень впечатления. Разделение потребностей на активированные и потенциальные дает оператору представление о том, на основе каких потребностей строится впечатление субъекта, а также на основе каких потребностей его можно построить.

Активированные потребности дают проектировщику реальную картину происходящего, представление о субъекте и ситуации, в которой он находится. Потенциальные же потребности – это материал, который дает проектировщику возможности для осуществления поиска альтернативных решений.

Потребность более высокого уровня – это то, от чего движется субъект, потребности более низкого – это то, к чему он приходит – это проекция потребностей более высокого уровня на ситуацию.

Структура активации потребностей

По мнению А. Маслоу, любой поведенческий акт детерминирован совокупностью нескольких или всех базовых потребностей. При этом взаимодействие субъекта с окружающим миром происходит посредством элементарных потребностей, таких как – нажать на кнопку, открыть дверь, распечатать страницу. Эти потребности активируются базовыми потребностями при взаимодействии человека с окружающим миром. Каждая из перечисленных элементарных потребностей может быть порождена любой из базовых. Например, потребность «нажать кнопку» может быть активирована как базовой потребностью в выживании, так и базовой потребностью в самореализации. Так же «нажатие кнопки» может быть активировано потребностью «запустить программу» или из простого любопытства. Принципиально здесь то, что потребность «нажатия кнопки» вызвана потребностью более высокого порядка, и то, что между базовыми потребностями и элементарными существует ряд связующих потребностей, например: потребность «запустить программу». Для представления потребностей оператору в форме, удобной для работы, необходимо структурировать их так, чтобы зафиксировать все дерево потребностей, от базовых до элементарных.

Необходимо отметить и тот факт, что уровни потребностей находятся в постоянном и активном движении. «Г.В. Олпорт пришел к выводу, что любое действие, первоначально подчиненное какой-то определенной цели и служившее лишь механизмом ее достижения, может превратиться в мотив, обладающий самостоятельной побудительной и направляющей силой» Другими словами, «нажатие кнопки» может активировать потребность в «запуске программы».

Для установления связей и зависимостей потребностей друг от друга предлагается структура, более высокий уровень которой составляют активирующие потребности, более низкий уровень – активируемые. Потребности низкого уровня представляют собой проекцию потребности более высокого уровня на ситуацию их реализации. Предложенная структура способна гибко реагировать на изменения мотивационной структуры человека.

Из сказанного ясно, что в человеке сосуществует множество различных потребностей, но он взаимодействует с ситуацией только через ограниченное их число. Наибольший интерес для проектировщика представляет характер связи всех существующих потребностей с теми, которые непосредственно включены в ситуацию. Зная их, можно понять и причины той или иной проблемы, вызывающей к жизни дизайн-проектирование, и алгоритм ее решения.

Впечатление как посредник между ситуацией и потребностью

Впечатление можно представить как обратную сторону потребностей или обратную сторону ситуации. Через впечатление можно рассмотреть ситуацию, в которой оно возникло и потребности, на основе которых оно возникло. Если рассматривать формирование впечатлений с точки зрения структуры потребностей, то, как сказано выше, наполнение впечатления происходит и со стороны ситуации, и со стороны потребностей. Предлагаемый небольшой опыт, проделанный прямо по ходу написания текста, позволяет проследить наполнение впечатлений со стороны потребностей: мы пытаемся выбрать объект, который мог бы стать подходящим примером в иллюстрировании этой части рассуждений. Проследив появление потребностей в ходе выбора одного предмета из множества, лежащих на столе, их взаимодействие и группировку, можно сделать вывод, что потребности обусловливают объем и количество увиденных человеком объектов, т.е. структуру впечатления.

 

Рис. 10. Структура потребностей, обуславливающая структуру впечатления

 

Каждый объект человек видит с точки зрения определенной потребности. Следовательно, с помощью впечатления можно вычислить потребность, благодаря которой это впечатление было получено. В связи с этим можно предположить, что структура потребностей подобна структуре впечатлений.

Ситуация, в которой оказывается человек, дает возможности реализации одних потребностей и блокирует другие. Факторы, способствующие реализации потребности, в дальнейшем будут называться «возможностями», факторы, мешающие реализации потребностей, «проблемами». Обратная сторона возможностей и проблем – это движущие и блокирующие потребности.

Структура активации потребностей подобна структуре активации впечатлений. В процессе работы оператора с моделью развитие структуры проекта может идти от впечатлений и от потребностей.

Свойства потребностей

Вторая природа определяет присутствие в модели представлений о весе и направлении потребностей, позволяющих проектировщику дифференцировать потребности для проектирования и оценки продуктов дизайна.

Вес – сила потребности для человека. Мы используем понятие «вес», потому что оператор постоянно сравнивает потребности друг с другом, и потребность, наделенная наибольшим весом, направляет действие. Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность. Вес потребности определяется в зависимости от индивидуальности человека при взаимодействии человека с реальностью. Доминирующая потребность активирует действие, которое проходит по направлению доминирующей потребности.

Направление – способ удовлетворения потребности. По отношению к модели направление будет выражено в виде блокирующей и движущей потребности. Т.е. потребность, реализация которой в реальности встречает какое-либо препятствие со стороны внутренних или внешних факторов, может быть представлена в модели как блокирующая потребность. В случае если внутренние или внешние факторы дают дополнительный стимул для реализации потребности, такая потребность будет называться движущей. Направление потребности возникает при взаимодействии с реальностью.

Как блокирующие или движущие, потребности могут рассматриваться по отношению к определенному действию.

Движение с уровня на уровень и от одной ситуации к другой происходит благодаря весу потребности. Систему потребностей человека можно представить как особого рода генетическую структуру, в которой у каждой потребности есть одна или несколько предшествующих, и, соответственно, она тоже может выступать основанием для появления одной или нескольких потребностей другого уровня. Все они вырастают из базовых потребностей человека. Вес, или сила, потребности – это результат взаимодействия нескольких потребностей, имеющих разное направление и обусловленных степенью несоответствия предметного мира человеку. Несоответствие не следует трактовать как целиком негативное состояние, поскольку именно оно подталкивает человека к деятельности. Чем больше несоответствие, тем больше напряжение, организующее проявление веса потребности. Потребность – ответ на зафиксированную степень несоответствия человеку окружающего мира.

Высокий вес может быть у потребности с любой направленностью. Низкий вес потребности приводит к тому, что она не влияет на деятельность непосредственно.

Наличие предмета может усиливать вес потребности. Например, инструмент, качественно выполняющий свою функцию, поддерживает работу специалиста. Так, штатив, позволяющий удобно управлять фотоаппаратом, поддерживает вес потребности в работе фотографа. Приведенный выше пример с черно-белым кино тоже демонстрирует вариант усиления веса потребности. Сам по себе вес потребности – относительная величина, которая может быть определена только по отношению к другим потребностям.

Движущие и блокирующие потребности

Используя разрабатываемую модель проектирования, проектировщик в большей степени будет работать не с ситуацией, а с потребностями человека. Чем полнее его представление о них, тем более адекватен результат проекта. Учитывая динамическую картину психики человека, помимо веса потребностей необходимо говорить об их направленности. Дифференциацию можно начать с того, что любая потребность способна выполнять две функции – быть движущей либо блокирующей по отношению к действиям человека. Движущая потребность – это та, которая стимулирует деятельность. Соответственно, блокирующая потребность останавливает деятельность.

Если вес показывает степень несоответствия в человеке, то направление потребностей – место, где это несоответствие существует. То есть, направление потребностей связано со степенью активности человека в его отношениях с предметным миром.

Картина диалектических взаимодействий блокирующих и движущих потребностей довольно разнообразна, и мы не ставим задачей разработку какой-либо типологии.

Блокирующая потребность может трансформироваться в движущую в случае, когда благодаря особенностям ситуации она оказывается связанной с потребностями более высокого уровня, в контексте которых она проявляется. Наоборот, движущая потребность превращается в блокирующую по мере нарастания удовлетворенности человека, а также в случае появления в структуре впечатления того или иного предмета, обладающего более высоким весом и активирующая другие потребности.

Если блокирующей выступает потребность более низкого уровня, то она препятствует удовлетворению потребности более высокого уровня.

На смену «амплуа» потребности оказывает влияние изменение ситуации, приводящее ко взгляду на предмет как бы со стороны и необходимости его оценки глазами другого человека.

Здесь играют роль длительность и характер эволюции отношения человека к вещи. Приобретение и привыкание порождают разные эмоции и, соответственно, влияют на направленность потребностей. Все приведенные примеры доказывают необходимость для проектировщика представлять картину потребностей индивида как динамичную и способную к изменениям.

Решение конкретных задач происходит с двух сторон: за счет изменения направления потребностей, и за счет изменения веса потребностей.

Два приема работы при решении конкретных задач:

1. переключить направление потребности, превращая ее из блокирующей в движущую;

2. «выместить» блокирующую потребность движущей.

Оба метода работают по одному принципу – с помощью предмета проектировщик уменьшает вес блокирующих потребностей и увеличивает вес движущих.

Блокирующие потребности – это те потребности, которые останавливают движение человека. Все активированные потребности можно считать движущими или блокирующими, важно то, что по отношению друг к другу они противоположны, а какие в результате будут движущими, а какие блокирующими это определяет проектировщик, руководствуясь задачами, поставленными перед ним в техническом задании.

Проявление синтеза свойств потребностей

Через потребность высокого веса происходит активация потребностей более низкого, при этом активированные потребности могут носить разнонаправленный характер.

Проблема принятия решения для осуществления деятельности является одной из причин противоречий для человека, а, следовательно, и причиной неконгруэнтности. Проблема принятия решения осложняется путаницей величины потребностей разных уровней. Чем выше уровень потребности, тем более широкое влияние она имеет на человека в различных ситуациях, и наоборот низкий уровень потребности, являясь проекцией потребностей высокого уровня, влияют на узкий круг ситуаций, которые зачастую не повторяются вовсе. Проблема в том, что вес высокой и низкой потребности ощущается субъектом одинаково. Потребность в развитии семьи обладает меньшим весом, чем потребность в удаче, когда человек проигрывает все семейные сбережения в игровом автомате. Причем подсознательно человек понимает либо чувствует разницу между уровнями, осознавая, что семья значительно более важный фактор, чем виртуальная удача. Однако разум не в состоянии предъявить человеку всю широту влияния семьи на его жизнь, из-за ограниченности своего объема и из-за интенсивности стимулов, которые повышают вес низких потребностей, вымещая из сознания потребности высокого уровня и направляя деятельность.

Критерии проекта

Основные критерии разрабатываемой модели – степень соответствия внешней и внутренней конгруэнтности. Все конфликты и несоответствия, обозначенные в первой главе, в конечном счете, охватываются этими двумя понятиями. Внешняя конгруэтность связана с когнитивной активностью и познавательными способностями, т.е. с той частью человека, которая взаимодействует с окружающим миром. Соответствие проектируемого предмета требованию внешней конгруэнтности связано с учетом целостности познавательных процессов по отношению к целостности рассматриваемого предмета. В случае если проектировщик предъявляет потребителю предмет, восприятие которого выходит за рамки его познавательных способностей, попытка понять предмет перегружает сознание потребителя и блокирует его дальнейшие действия в этом направлении. В случае если проектируемый предмет является частью впечатления, субъект может отвлечься на другой предмет в рамках своего впечатления, и тогда дальнейшие его действия будут детерминироваться внешними обстоятельствами. И в том, и в другом случае внешняя неконгруэнтность определяется степенью несоответствия смысловой целостности предмета и границ впечатления. Д.А. Норман, говоря об этом феномене, использует формулировки «зазор исполнения» и «зазор оценки». Вычленение зазоров, по его мнению, позволяет проанализировать причины неудачного дизайна и практических выводов по возможности его улучшения.

 

Рис. 11. Выражение внешней конгруэнтности через впечатление

 

Так же необходимо отметить и то, что подход к созданию впечатлений может быть: субъективным – собственное представление проектировщика о проектных ситуациях; и объективным – использование социологических данных и исследований психологов. Каждый из этих способов имеет достоинства и недостатки, но в любом случае окончательный выбор совершается проектировщиком.

Однако самый важный критерий проекта – соответствие внутренней конгруэнтности. Вторая природа предстоит перед человеком в виде реальности со столь высокой степенью разрозненности, что человек при взаимодействии с ней теряет свою целостность из-за возникающих противоречий между потребностями. Конгруэнтность достигается за счет отсутствия внутренних противоречий в человеке. В свою очередь, противоречия складываются из потребностей, направленных в разные стороны. Потребности, направляя деятельность человека в разные стороны, нарушают целостность человека, согласованность между его психологическими и физическими частями, и, как результат, происходит ослабление производимых действий либо негативное ощущение от реализации потребности. Это можно показать с помощью схемы. В первом случае активированные ситуацией потребности существуют в человеке как одно целое, во втором активированные потребности разделяют человека на взаимодействующую с ситуацией часть и остальную часть.

 

Рис. 12. Выражение внутренней конгруэнтности через впечатление

 

Задача проектировщика состоит в том, чтобы посредством предмета разрешить внутренние противоречия, добиться конгруэнтности процесса реализации потребностей. Другими словами, дизайнер заранее просчитывает процесс взаимодействия человека с окружающим миром – в контексте структуры согласованных потребностей, в конкретной проектной ситуации с точки зрения определенного субъекта и представляет ее посредством предмета в форме, объединяющей человека в единое целое для конгруэнтной реализации его потребностей. То, насколько целостно происходит процесс реализации потребности, определяет степень гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром и является главным критерием качества проектируемого предмета.

Также необходимо отметить и то, что соответствие внутренней конгруэнтности возможно только при условиях соответствия внешней.

Выводы по главе II

· Выведены существующие проектные практики, разрешающие конфликт между человеком и предметным миром – ритуал и дизайн, проведен сравнительный анализ процесса создания предметного мира посредством этих практик.

· Исследование ритуала показывает, что наиболее продуктивным и гуманным в нем является учет условий проектирования и потребления.

· Динамическая составляющая дизайна позволяет включить в его систему не только проектировщика и предмет, но и потребителя.

· На основе гипотезы о необходимости синтеза продуктивных сторон проектирования в ритуале и дизайне выведены структурные элементы модели и определено их содержание.

· Исследованы основные психические процессы, обеспечивающие взаимодействие человека с предметным миром, представление о которых является решающим условием создания гармоничной предметной среды с помощью средств дизайн-проектирования.

Выведение методологических понятий, влияющих на работу дизайнера в проектировании предметного мира, и принципов построения ситуации предметного окружения дает необходимую информацию для создания и апробации в третьей главе модели создания гармоничной предметной среды средствами дизайна.

 

 





Дата: 2019-07-30, просмотров: 234.