Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исследование основных показателей деятельности проведем на основе анализа прибыльности и эффективности и в таблице 2.7.

Выручка от реализации увеличилась на 53680 тыс.руб. и составила 216813 тыс.руб. в 2008г., при этом темп роста составил 132,9%. Прирост выручки в 2009г. был зафиксирован на уровне 2%, что соответствует 4336 тыс.руб.

 

Таблица 2.7

Анализ основных показателей деятельности ОАО «Интерно-М» за 2007-2009гг.

Показатели

2007

2008

2009

Отклонения,

(+ -)

Темп роста, %

2008 к 2007 2009 к 2008 2008 к 2007 2009 к 2008
Выручка от продажи 163133 216813 221149 53680 4336 132,9 102,0
Себестоимость продукции 165591 215416 217786 49825 2370 130,1 101,1
Прибыль от продаж -2458 1397 3363 3855 1966 -56,8 240,7
Результат от прочих операций 22 7 -2292 -15 -2299 31,8 -32742,9
Результат от внереализационных операций 10382 -67 -306 -10449 -239 -0,6 456,7
Прибыль до налогообложения 7946 1337 765 -6609 -572 16,8 57,2
Чистая прибыль -92 7050 133 7142 -6917 -7663,0 1,9
Рентабельность продукции -1,48 0,65 1,54 2,13 0,90 -43,7 238,2
Рентабельность продаж -1,51 0,64 1,52 2,15 0,88 -42,8 236,1
Рентабельность капитала 27,22 4,27 2,51 -22,95 -1,76 15,7 58,8
Рентабельность собственного капитала 87,40 -0,80 1,15 -88,20 1,95 -0,9 -143,8
Рентабельность средств производства 80,38 13,56 9,15 -66,82 -4,41 16,9 67,5

 

Темп роста расходов предприятия рассчитан на уровне 130,1% в 2008г. и 101,1% в 2009г. Таким образом, по сравнению с убытком 2007г. 2458 тыс.руб. в 2008г. была получена прибыль в размере 1397 тыс.руб., а в 2009г.- 3363 тыс.руб.

В целом прибыль до налогообложения в 2007г. составила 7946 тыс.руб., в 2008г.- 1337 тыс.руб., а в 2009г.-765 тыс.руб. При этом в 2008г. чистая прибыль была получена в размере 7050 тыс.руб., 2009г.-133 тыс.руб., а в 2007г. был получен убыток 92 тыс.руб.

 

Рис. 2.1. Динамика показателей рентабельности ОАО «Интерно-М»

 

Вследствие полученных убытков ряд показателей за 2007-2008гг. отрицательные. Так, рентабельность продаж увеличилась с -1,50ед. до 0,64 ед., рентабельность обычной деятельности снизилась с 4,8ед. до 0,61ед. Также наблюдается значительное снижение чистой, экономической рентабельности и рентабельности собственного и перманентного капитала. При этом валовая рентабельность возросла с -1,50ед. до 0,64 ед., а затратоотдача с -1,48ед. до 0,64ед. в 2008г. В 2009г. продолжился рост рентабельности продаж до 1,5211ед., при этом бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности продолжила снижаться и достигла отметки 0,3459 ед. Чистая, экономическая, рентабельность собственного и перманентного капитала значительно увеличились в 2009г., достигнув положительных значений. Валовая рентабельность и затратоотдача выросли в 2009г. до 1,52ед. и 1,54ед. соответственно.

 

Рис. 2.2. Динамика показателей прибыли до налогообложения ОАО «Интерно-М»

 

Диаграмма прибыли до налогообложения за 2007-2009годы свидетельствует о значительном падении прибыли в 2008 г. и дальнейшем снижении данного показателя в 2009г. в 2 раза. Оценить динамику основных фондов ОАО «Интерно-М» можно в таблице 2.8.

 


Таблица 2.8

Анализ динамики основных фондов ОАО «Интерно-М»

Показатели

2007

2008

2009

+, –

%

2008 к 2007 2009 к 2008 2008 к 2007 2009 к 2008
Среднегодовая стоимость ОФ, всего 7572 7274 5926,5 -298 -1347 96,1 81,5
Производственные ОФ 7572 7274 5926,5 -298 -1347 96,1 81,5
В том числе              
- отраслей, оказывающих услуги - - - - - - -
- отраслей, производящих товары 7572 7274 5926,5 -298 -1347 96,1 81,5

 

Исследование показало, что за период 2007-2009гг. стоимость основных фондов неизменно снижалась. В 2008г. снижение составило 298 тыс.руб. или 3,9%, а в 2009г. 1347 тыс.руб. или 18,5%.

Наглядно проанализировать динамику основных фондов можно на рис.2.3

 

Рис. 2.3. Динамика основных фондов ОАО «Интерно-М»

 

Диаграмма динамики основных фондов свидетельствует о сохранении объема в 2008г. на уровне 2007г., а затем снижение данного показателя на 18,5%. При этом среднегодовая стоимость основных фондов на конец периода составила 5926,5 тыс.руб. Анализ эффективности использования основных фондов проведем в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Показатели использования основных фондов ОАО «Интерно-М»

Показатели

2007

2008

2009

Отклонения, +, –

Темп роста, %

2008 к 2007 2009 к 2008 2008 к 2007 2009 к 2008
1. Объем товаров, тыс. руб. 163133 216813 221149 53680 4336 132,9 102,0
2. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 12778 13499 14460 721 961 105,6 107,1
3. Стоимость активной части ОПФ, тыс. р. 12778 13499 14460 721 961 105,6 107,1
4. Доля активной части ОФ 100 100 100 0 0 100,0 100,0
5. Прибыль до налогообложения, т. руб. 7946 1337 765 -6609 -572 16,8 57,2
6. Среднесписочная численность рабочих, чел. 296 325 361 29 36 109,8 111,1
7. Фондоотдача, руб. 12,77 16,06 15,29 3,29 -0,77 125,8 95,2
8. Фондоотдача активной части, руб. 12,77 16,06 15,29 3,29 -0,77 125,8 95,2
9. Фондовооруженность, тыс. руб./ чел. 43,17 41,54 40,06 -1,63 -1,48 96,2 96,4
10. Фондорентабельность ОФ, % 62,19 9,90 5,29 -52,28 -4,62 15,9 53,4

 

Анализ показал, что эффективность использования увеличилась в 2008г. на 3,29 руб. или 25,8%, а затем снизилась в 2009г. на 77 коп. или 4,8%.

Фондорентабельность значительно снизилась в анализируемом периоде: в 2008г. на 52,28%, в 2009г. на 4,62% и составила 5,29%

Следующим этапом анализа является изучение коэффициентов основных фондов в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10

Анализ коэффициентов основных фондов ОАО «Интерно-М»

Группы основных фондов

Коэффициенты

ввода выбытия износа годности прироста
Основные средства, всего 0,06 0,004 0,62 0,38 0,07
Здания - - - - -
Сооружения - - - - -
Машины и оборудование 0,13 0,007 0,69 0,31 0,15
Транспортные средства - - 0,59 0,41 -
Инвентарь 0,04 0,03 0,29 0,61 0,008
Прочие - - 0,58 0,52 -

Анализ показал, что обновление основных фондов практически не производится. Степень износа составляет 62%, соответственно доля годности составляет 0,38 в целом по всем основным фондам. Наибольшая степень изношенности выявлена по машинам и оборудованию 69%, наименьшая по инвентарю 29%.

Анализ численности проведем в таблице 2.11. Анализ показал, что в 2009г. запланировано было увеличение численности на 30 чел., фактически численность выросла на 36 чел., таким образом, превышение планового показателя составило 6 чел. При этом изменилась структура численности: если в 2008г. руководители составляли 8,9%, то в 2009г. 9,7%, хотя плановый показатель составил 9%.

 

Таблица 2.11

Анализ численности ОАО «Интерно-М»

Показатели

 

2008

2009

Отклонение

план

факт

плана от базы

факта от базы

факта от плана

чел. % чел. % чел. % чел % чел % чел. %
Всего 325 100,0 355 100,0 361 100,0 30 109,2 36 111,1 6 101,7
- специалисты 296 91,1 323 91,0 326 90,3 27 109,1 30 110,1 3 100,9
-руководители 29 8,9 32 9,0 35 9,7 3 110,3 6 120,7 3 109,4

 

Наглядно рассмотреть динамику численности можно на рис. 2.4.

Диаграмма численности работников ОАО «Интерно-М» свидетельствует о том, что данный показатель вырос в 2009г. на 36 человек или 11,1%, составив в 2009г. 361чел.


Рис. 2.4. Динамика численности ОАО «Интерно-М»

 

Анализ затрат на 1 рубль товаров проведем в таблице 2.12.

 

Таблица 2.12

Анализ затрат ОАО «Интерно-М»

Показатели

2007

2008

2009

+,-

%

2008 к 2007 2009 к 2008 2008 к 2007 2009 к 2008
1. Выручка от реализации товаров, тыс. руб. 163133 216813 221149 53680 4336 132,9 102,0
2. Себестоимость товаров, тыс. руб. 165591 215416 217785 49825 2369 130,1 101,1
3. Затраты на рубль товаров, коп. 1,02 0,99 0,98 -0,02 -0,01 97,9 99,1

 

Исследование показало, что увеличение оказанных товаров составило 53680 тыс.руб. в 2008г. и 4336 тыс.руб. в 2009г., то есть на 32,9% и 2% соответственно. Выявлено отставание темпа роста себестоимости товаров: в 2008г. 49825 тыс.руб. или 30,1% и в 2009г. 2369 тыс.руб. или 1,1%. Таким образом, затраты на 1 рубль товаров снизились на 0,02 коп. и 0,01 коп., а следовательно увеличилась прибыль предприятия.

Наглядно рассмотреть динамику проданных товаров и затрат можно на рис.2.5.,2.6.


Рис. 2.5. Динамика продажи товаров ОАО «Интерно-М»

 

Диаграмма выручки от реализации товаров показывает значительный рост в 2008г., в 2009г. изменения незначительны. Прирост в 2008г. составил 53680тыс.руб. или 32,9%, а в 2009г. – 4336тыс. руб. или 2%.

 

Рис. 2.6. Динамика затрат ОАО «Интерно-М»

 

Динамика затрат в 2007-2009гг. аналогична выручке от реализации: значительный рост в 2008г., в 2009г. изменения незначительны.

Анализ финансовой устойчивости проведем в таблице 2.13. Анализ финансовой устойчивости показал, что собственных источников достаточно для формирования запасов и затрат.


Таблица 2.13

Абсолютные показатели финансовой устойчивости

Показатели 2007 2008 2009
1. Внеоборотные активы (стр.190) 8311 6322 5542
2. Собственный капитал (стр.490) 11592 11500 11633
3. Долгосрочные обязательства (стр.590) 378 465 214
4. Краткосрочные кредиты (стр.610) 0 0 0
5. Запасы (стр.210) 2356 2813 2044
6. Функционирующий капитал 11970 11965 11847
7. Всего источников 11970 11965 11847
Излишек (недостаток) СК 9236 8687 9589
Излишек (недостаток) ФК 9614 9152 9803
Излишек (недостаток) всего источников 9614 9152 9803
Тип финансовой устойчивости абсолютная абсолютная абсолютная

 

Таким образом, можно говорить об абсолютной независимости в рамках данной методики анализа.

Диаграмма капитала свидетельствует о сохранении собственного капитала в течение анализируемого периода на одном уровне: от 11500тыс руб. до 11633 тыс.руб. При этом заемный капитал значительно вырос в 2008г., а затем снизился в 2009г., стремясь к уровню собственного капитала.

 

Рис. 2.7. Динамика показателей собственного и заемного капитала ОАО «Интерно-М»


Рис. 2.8. Динамика денежных средств ОАО «Интерно-М»

 

Диаграмма остатка денежных средств показывает накопления наиболее ликвидных активов в 2007г. более 1500 тыс.руб., в 2008-2009гг. более 3000тыс.руб.

 

Рис. 2.9. Динамика показателей финансовой устойчивости ОАО «Интерно-М»

 

Динамика показателей финансовой устойчивости свидетельствует о стабильном положении анализируемого предприятия.


Рис. 2.10. Динамика показателей ликвидности ОАО «Интерно-М»

 

Повышение коэффициента текущей ликвидности свидетельствует о росте возможностей предприятия погашать свои текущие обязательства.

Анализ деловой активности проведем в таблице 2.14.

 

Таблица 2.14

Динамика показателей деловой активности

Показатели

2007

2008

2009

+, -

2008 к 2007 2009 к 2008
1. Выручка от продажи 163133 216813 221149 53680 4336
2. Среднегодовая стоимость имущества 28188 34491 26490 6303 -8001
3. Среднегодовая стоимость основных средств 8311 6322 5542 -1989 -780
4. Средний остаток оборотных средств 19877 28169 20948 8292 -7221
5. Дебиторская задолженность 15748 22272 15756 6524 -6516
6. Кредиторская задолженность 16218 20800 14501 4582 -6299

 

Анализ показал, что при увеличении выручки от продаж в 2008г., наблюдалось увеличение показателей активов и пассивов, кроме основных средств: их снижение составило 1989 тыс.руб. В 2009г. при увеличении выручки от реализации на 4336 тыс.руб. наблюдается снижение всех показателей активов и пассивов баланса, при этом положительным можно считать лишь снижение дебиторской и кредиторской задолженности.

Динамику дебиторской и кредиторской задолженности рассмотрим на рис.2.11,2.12.

Анализ динамики дебиторской задолженности свидетельствует о росте показателя в 2008г. на 6524 тыс.руб., а затем снижение в 2009г. до прежнего уровня. Данный показатель в 2009г. составил 15756 тыс.руб.

 

Рис. 2.11. Динамика дебиторской задолженности ОАО «Интерно-М»

 

Рис. 2.12. Динамика кредиторской задолженности ОАО «Интерно-М»

 

Анализ динамики кредиторской задолженности свидетельствует о динамике аналогичной изменениям дебиторской задолженности.

Следующим направлением анализа бухгалтерской отчетности служит исследование доходов и расходов организации, оценка эффективности деятельности. Проанализируем доходы, расходы и прибыль ОАО «Интерно-М» на основе формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

 

Таблица 2.15

Анализ динамики доходов и расходов ОАО «Интерно-М» за 2007-2009гг.

Показатели

2007

2008

2009

Отклонения,

(+ -)

Темп роста, %

2008 к 2007 2009 к 2008 2008 к 2007 2009 к 2008
Выручка от продажи 163133 216813 221149 53680 4336 132,9 102,0
Себестоимость продукции 165591 215416 217786 49825 2370 130,1 101,1
Прибыль от продаж -2458 1397 3363 3855 1966 -56,8 240,7
Результат от прочих операций 22 7 -2292 -15 -2299 31,8 -32742,9
Результат от внереализационных операций 10382 -67 -306 -10449 -239 -0,6 456,7
Прибыль до налогообложения 7946 1337 765 -6609 -572 16,8 57,2
Чистая прибыль -92 7050 133 7142 -6917 -7663,0 1,9

 

Результатом исследования стало следующее: выручка от реализации увеличилась на 53680 тыс.руб. и составила 216813 тыс.руб. в 2008г., при этом темп роста составил 132,9%. Прирост выручки в 2009г. был зафиксирован на уровне 2%, что соответствует 4336 тыс.руб.

Темп роста расходов предприятия рассчитан на уровне 130,1% в 2008г. и 101,1% в 2009г. Таким образом, по сравнению с убытком 2007г. 2458 тыс.руб. в 2008г. была получена прибыль в размере 1397 тыс.руб., а в 2009г.- 3363 тыс.руб.

В целом прибыль до налогообложения в 2007г. составила 7946 тыс.руб., в 2008г.- 1337 тыс.руб., а в 2009г.-765 тыс.руб. При этом в 2008г. чистая прибыль была получена в размере 7050 тыс.руб., 2009г.-133 тыс.руб., а в 2007г. был получен убыток 92 тыс.руб.

Влияние факторов на прибыль оценивается следующим образом:


1. Фактор «выручка от реализации»

 

Пв = ((В1 – В0) Ч Р0) / 100 %

 

где В1, В0 – выручка в отчетном и базисном периодах;

 Р0 – рентабельность продаж в базисном периоде.

2. Фактор «себестоимость»

 

Пс = В1 (УС1 – УС0) / 100 %

 

где УС1, УС0 – доля себестоимости в выручке, %.

 

Таблица 2.16

Факторный анализ прибыли от продаж

Показатели %
1. Изменение выручки от продажи 8
2. Изменение уровня себестоимости 47
Всего 55

 

Факторный анализ прибыли от продажи свидетельствует об изменении прибыли на 8% за счет изменения выручки и на 47% за счет изменения себестоимости. Общее увеличение прибыли за счет действия двух факторов составило 55%.

Оценка эффективности работы предприятия в условиях переменных цен и инфляции производится с помощью показателей рентабельности. Рентабельность рассчитывается, как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объёму реализованной продукции. Коэффициент рентабельности капитала показывает, сколько балансовой или чистой прибыли получено с одного рубля стоимости имущества. Он рассчитывается по следующей формуле:


или

 

где П – прибыль до налогообложения, тыс. руб.,

К – стоимость имущества, тыс. руб.

Коэффициент рентабельности собственных средств показывает долю прибыли в собственных средствах предприятия.

 

 

или

 

 

где СК – собственные средства, тыс. руб.,

Пч – нераспределенная (чистая прибыль) прибыль, тыс. руб.

Данный показатель показывает, сколько прибыли получается с каждого рубля, вложенного предприятием из собственных средств (акционерный капитал или уставной фонд).

Коэффициент рентабельности производственных фондов – показывает, сколько прибыли получено предприятием на рубль средств, вложенных в основные фонды и материальные оборотные средства.

 


где Ф – среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.;

МОС – средний остаток материальных оборотных средств.

Коэффициент рентабельности продаж показывает доли прибыли от продаж в выручке и определяется по формуле:

 

 

или

 

 

где Пп – прибыль от продаж, тыс. руб.,

 В – выручка от продажи продукции, тыс. руб.

Коэффициент рентабельности продукции – показывает, сколько прибыли получило предприятие на рубль затрат

 

 

Исследование эффективности деятельности предприятия необходимо анализом рентабельности в таблице 2.17.

За счет полученного в 2007г. убытка по основной деятельности ряд показателей рентабельности отрицательные. Прибыль 2008г. позволила достичь рентабельности продукции 0,64ед., рентабельности продаж 0,64ед., рентабельности капитала 4,26 ед. При этом рентабельность собственного капитала снизилась до -0,79 ед., а рентабельности средств производства до 13,56ед. Исследование показало, что в 2009г. прирост рентабельности продукции составил 0,8961 ед. Увеличилась также рентабельность продаж на 0,8768 ед. и рентабельность собственного капитала на 1,9481 ед. Рентабельность капитала снизилась на 1,75ед. и составила 2,5079 ед. Той же тенденции подверглась рентабельность средств производства: её снижение составило 4,4093 ед., а показатель достиг 9,1526 ед.

 

Таблица 2.17

Анализ динамики показателей рентабельности ОАО «Интерно-М» за 2007-2009гг.

Показатели

2007

2008

2009

Отклонение, (±)

2008 к 2007 2009 к 2008
1. Рентабельность продукции -1,4844 0,6485 1,5446 2,1329 0,8961
2. Рентабельность продаж -1,5067 0,6443 1,5211 2,1511 0,8768
3. Рентабельность капитала 27,2165 4,2662 2,5079 -22,9503 -1,7582
4. Рентабельность собственного капитала 87,3985 -0,7968 1,1513 -88,1953 1,9481
5. Рентабельность средств производства 80,3804 13,5619 9,1526 -66,8185 -4,4093

 

Следующим этапом оценки эффективности деятельности является анализ прибыльности (таблица 2.18).

 

Таблица 2.18

Анализ прибыльности ОАО «Интерно-М» за 2007-2009гг.

Наименование показателя

2007

2008

2009

Отклонение, (±)

2008 к 2007 2009 к 2008
1. Рентабельность продаж -1,5067 0,6443 1,5211 2,1511 0,8768
2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности 4,8709 0,6167 0,3459 -4,2542 -0,2707
3. Чистая рентабельность 4,3216 -0,0424 0,0601 -4,3641 0,1026
4. Экономическая рентабельность 24,1476 -0,2936 0,4367 -24,4411 0,7303
5. Рентабельность собственного капитала 87,3985 -0,7968 1,1513 -88,1953 1,9481
6. Валовая рентабельность -1,5067 0,6443 1,5210 2,1511 0,8767
7. Затратоотдача -1,4844 0,6485 1,5445 2,1329 0,8960
8. Рентабельность перманентного капитала 85,3976 -0,7687 1,1184 -86,1664 1,8872

 

Вследствие полученных убытков ряд показателей за 2007-2008гг. отрицательные. Так, рентабельность продаж увеличилась с -1,50ед. до 0,64 ед., рентабельность обычной деятельности снизилась с 4,8ед. до 0,61ед. Также наблюдается значительное снижение чистой, экономической рентабельности и рентабельности собственного и перманентного капитала.

При этом валовая рентабельность возросла с -1,50ед. до 0,64 ед., а затратоотдача с -1,48ед. до 0,64ед. в 2008г. В 2009г. продолжился рост рентабельности продаж до 1,5211ед., при этом бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности продолжила снижаться и достигла отметки 0,3459 ед. Чистая, экономическая, рентабельность собственного и перманентного капитала значительно увеличились в 2009г., достигнув положительных значений. Валовая рентабельность и затратоотдача выросли в 2009г. до 1,52ед. и 1,54ед. Соответственно.

 












Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.