Научные аспекты управления имуществом предприятия и основы принятия инвестиционных решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Управление активами — профессиональное управление различными типами ценных бумаг (акциями, облигациями и т. д.) и другими активами (например, недвижимостью), целью которого является получение прибыли инвесторами. Инвесторами в данном случае могут выступать как компании (страховые компании, пенсионные фонды, корпорации и т. д.), так и частные инвесторы (непосредственно или с помощью коллективного инвестирования).[17]

Управление активами — большая и важная глобальная индустрия, распоряжающаяся активами, общей стоимостью в триллионы долларов.

Управление активами как бизнес включает в себя такие аспекты как поиск профессиональных инвестиционных менеджеров, исследования (отдельных активов и их классов), проведение торговых операций, маркетинг, внутренний аудит и подготовку отчетов для клиентов. Крупнейшими инвестиционными менеджерами являются компании со сложной структурой, соответствующей размеру контролируемых ими активов. Помимо инвесторов и управленцев активами, в работе компании-менеджера также задействованы сотрудники, следящие за соблюдением законодательных требований, внутренние аудиторы, финансовые ревизоры, компьютерные специалисты и сотрудники бэк-офиса.

Среди проблем ведения подобного бизнеса можно выделить основные:[18]

доход непосредственно связан с валюациями рынка;

выдающуюся доходность тяжело поддерживать на неизменном уровне, и крупные доли фонда могут быть изъяты клиентами в периоды понижения доходности; компании приходится нести высокие расходы, связанные с наймом успешных управленцев активами; доходность фонда в наибольшей степени зависит от способностей управленцев активами, однако клиенты больше склонны верить в какой-либо уникальный концепт инвестирования и внутреннюю дисциплину компании, чем в способности нескольких человек, занимающихся распределением активов; многие успешные аналитики, работая в сфере управления активами, накапливают достаточно средств, чтобы в будущем покинуть компанию и зарабатывать управлением собственных активов.

Наиболее успешными в мире инвестиционными компаниями являются те компании, которые смогли физически и психологически отделиться от банков и страховых компаний. Лучшие результаты и наиболее успешные бизнес-стратегии (в этой области) обычно принадлежат именно независимым инвестиционным компаниям.

Инвестиционные решения на предприятии должны вытекать из стратегических целей его бизнес-плана, т. е. из перспективного, а в конечном итоге решения должны быть направлены на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодняшний день, но и на будущее. Если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.

При разработке инвестиционных решений на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:[19]

· нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

· учет инфляции и фактора риска;

· экономическое обоснование инвестиций;

· формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;

· ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;

· выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционных решений в области управления активами предприятия.

Процесс управления оборотными активами на предприятиях включает следующие основные этапы (рис. 1.1).[20]


Рис. 1.1. Содержание основных этапов процесса управления оборотными активами на торговом предприятии.

 

1. Анализ оборотных активов. Целью этого анализа является выявление тенденций динамики общего их объема и состава, а также изучение эффективности их использования.[21]

На первом этапе анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов торгового предприятия - темпы изменения общей суммы оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема реализации товаров; удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.

На втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов торгового предприятия в разрезе следующих их видов: а) средства, авансированные в товарные запасы; б) средства, отвлеченные в дебиторскую задолженность; в) денежные средства; г) прочие виды оборотных активов. В процессе этого анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения их суммы, а также удельный вес отдельных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов торгового предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

На третьем этапе анализа изучается эффективность использования оборотных активов торгового предприятия. Эта эффективность характеризуется тремя важнейшими показателями - коэффициентом оборачиваемости оборотных активов; периодом оборота оборотных активов; уровнем рентабельности оборотных активов.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов определяется по следующей формуле:

 

 Р

Кооа = -------------,

 ОА

 

где КОоа - коэффициент оборачиваемости оборотных активов в рассматриваемом периоде;

Р - объем реализации товаров на предприятии в рассматриваемом периоде;

ОА - средняя сумма оборотных активов в рассматриваемом периоде (она рассчитывается по формуле средней хронологической).

Период оборота оборотных активов рассчитывается по следующим формулам:

 

 ОА                            Д

Пооа = --------- или Пооа = ----------------,

 Ро                          КОоа

 

где ПОоа - период оборота оборотных активов в днях;

ОА - средняя сумма оборотных активов в рассматриваемом периоде;

Ро - однодневный объем реализации товаров в рассматриваемом периоде;

Д - число дней в рассматриваемом периоде (360 - в году, 90 - в квартале, 30 - в месяце);

КОоа - коэффициент оборачиваемости оборотных активов.

Уровень рентабельности оборотных активов вычисляется по следующей формуле:

 

П х 100

Уроа = ------------------,

ОА

 

где УРоа - уровень рентабельности оборотных активов, в %;

П - сумма прибыли предприятия в рассматриваемом периоде:

ОА - средняя сумма оборотных активов в рассматриваемом периоде.

В процессе анализа динамики показателей эффективности использования оборотных активов изучаются основные факторы, вызвавшие их изменение (изменение объема реализации товаров; изменение общей суммы и состава этих активов и т.п.).

2. Оптимизация структуры оборотных активов. Процесс этой оптимизации охватывает два основных этапа.[22]

На первом этапе оптимизации на торговом предприятии рассчитываются нормативы отдельных видов оборотных активов, в первую очередь, средств, авансируемых в товарные запасы, отвлекаемых в дебиторскую задолженность и хранимых в форме остатка денежных средств (принципы их нормирования рассматриваются далее). Объем нормируемых средств отдельных видов оборотных активов определяется в первую очередь планируемым объемом реализации товаров и периодом их оборота на данном торговом предприятии.

На втором этапе оптимизации структура оборотных активов уточняется с позиций их ликвидности. Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными, общий уровень их ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности торгового предприятия по текущим финансовым обязательствам на протяжении всего планового периода. В целях управления ликвидностью оборотные активы торгового предприятия подразделяются на три группы: а) активы в готовых средствах платежа (денежные средства в кассе, на расчетных счетах и в иных формах; краткосрочные финансовые вложения); б) активы в быстроликвидной форме (краткосрочная дебиторская задолженность по текущим хозяйственным операциям); в) активы в слабо ликвидной форме (товарные запасы; запасы материалов; запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов; безнадежная дебиторская задолженность; другие виды). В процессе этого этапа оптимизации с учетом объема и графика платежного оборота торгового предприятия должна быть определена неснижаемая сумма оборотных активов в форме готовых средств платежа.

3. Обеспечение ускорения оборачиваемости оборотных активов. Ускорение оборачиваемости оборотных активов позволяет торговому предприятию существенно снизить потребность в них, так как между скоростью оборота этих активов и их размером существует обратно пропорциональная зависимость. Сумму оборотных активов, высвобождаемых в процессе ускорения их оборота, можно рассчитать по следующей формуле:[23]

 

Эоа = (ПОоаф — ПОоап) х Ро ,

 

где Эоа - достигаемая экономия суммы оборотных активов в процессе ускорения их оборота;

ПОоаф - период оборота оборотных активов в предплановом периоде, в днях;

ПОоап - планируемый период оборота оборотных активов, в днях;

Ро - планируемый однодневный объем реализации товаров.

Регулируя состав оборотных активов по периоду их обращения, можно добиться ускорения общей их оборачиваемости на предприятии.

4. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов. Как и любой вид активов, оборотные активы должны приносить торговому предприятию определенную прибыль. Эта прибыль генерируется в процессе обслуживания оборотными активами всей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить торговому предприятию и прямой доход в форме процентов и дивидендов в процессе их использования.[24]

Для управления рентабельностью оборотных активов их принято подразделять на две группы: а) оборотные активы, приносящие прямой доход в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые вложения в форме депозитных вкладов и отдельных фондовых инструментов; денежные активы на расчетном счете, по которым предусмотрено начисление депозитных процентов по размеру положительного их остатка); б) оборотные активы, не приносящие прямой доход (все иные их виды и формы).

5. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования. Все виды оборотных активов в той или иной степени подвержены риску потерь. Так, денежные активы в значительной мере подвержены риску инфляционных потерь; краткосрочные финансовые вложения - риску потери части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка, а также риску потерь от инфляции; дебиторская задолженность - риску невозврата или несвоевременного возврата, а также риску инфляционных потерь; запасы товаров и других материальных ценностей - потерям от естественной убыли и др. Поэтому процесс управления оборотными активами должен быть направлен на минимизацию риска их потерь, особенно в условиях действия инфляционных факторов.[25]

Процесс управления отдельными видами оборотных активов характеризуется определенными отличительными особенностями. С учетом этих особенностей на предприятиях торговли дифференцируются методы управления тремя основными видами оборотных активов: 1) средствами, авансируемыми в товарные запасы; 2) средствами, отвлекаемыми в дебиторскую задолженность; 3) денежными активами.

1. Управление средствами, авансируемыми в товарные запасы, является наиболее важной задачей менеджмента оборотных активов на предприятиях торговли (на этих предприятиях запасы товаров составляют 70-90% общей суммы оборотных активов). Основными задачами этого управления являются: а) определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование товарных запасов; б) обеспечение своевременного вовлечения в товарооборот излишних запасов товаров; в) реальное отражение в учете стоимости товарных запасов в условиях инфляции.[26]

Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование товарных запасов, осуществляется по формуле:

 

ОАтз = Нтз х Зо + ИОзк,

 

где ОАтз - сумма средств, авансируемых в товарные запасы в плановом периоде;

Нтз - норматив товарных запасов на конец планового периода, в днях;

Зо - однодневный объем реализации товаров в плановом периоде в ценах их закупки;

ИОзк - сумма издержек обращения, относимая на запасы товаров на конец планового периода.

Обеспечение своевременного вовлечения в товарооборот излишних запасов товаров достигается путем контроля размеров сверхнормативных запасов и разработкой мероприятий по ускорению их реализации. В отдельных случаях должна быть приостановлена поставка таких товаров на предприятие. Это позволяет высвободить из хозяйственного оборота торгового предприятия часть финансовых средств, а также снизить размеры потерь товаров в процессе их хранения.

Реальное отражение в учете стоимости товарных запасов «условиях инфляции требует соответствующей корректировки этой стоимости к моменту их реализации. Такая корректировка производится ежемесячно путем переоценки товарных запасов. Для проведения дооценки запасов товаров берется минимальная цена их закупки на начало месяца и максимальная цена их закупки, сложившаяся на конец месяца. Вся сумма дооценки идет на пополнение оборотных активов с соответствующим увеличением их норматива.

2. Управление средствами, отвлекаемыми в дебиторскую задолженность, на предприятиях розничной торговли осуществляется по двум основным направлениям: а) формированию приемлемых сроков расчета за поставляемые товары; б) формированию условий предоставления покупателям потребительского кредита.[27] При формировании приемлемых сроков расчета за поставляемые товары главной задачей менеджмента дебиторской задолженности является снижение доли поставок товаров на условиях предоплаты (авансовых платежей за товар).

3. Управление денежными активами подчинено задаче обеспечения постоянной платежеспособности торгового предприятия. Это управление включает: а) определение минимально необходимой потребности в денежных активах в плановом периоде; б) распределение общей потребности в денежных активах по видам валют; в) планирование потока платежей; г) обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов.[28]

 Определение минимально необходимой потребности в денежных активах в плановом периоде может быть осуществлено по формуле:

 

Рда

ДА min = -------------- х КНп,

КОда

 

где ДА min- минимально необходимая потребность в денежных активах в плановом периоде;

Рда - планируемый объем расходования денежных средств по закупке товаров и другим хозяйственным операциям торгового предприятия;

КОда - коэффициент оборачиваемости денежных активов в аналогичном по сроку предплановом периоде (он может быть скорректирован с учетом планируемых мероприятий по ускорению оборота денежных средств);

КНп - коэффициент неравномерности потока платежей.

Распределение общей потребности в денежных активах по видам валют осуществляется только на тех предприятиях торговли, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Основой такого распределения является планируемый объем операций на внутреннем и внешнем рынках.

Планирование потока платежей осуществляется в форме их планового графика на предстоящий период в разрезе основных видов денежных расходов предприятия. В процессе планирования обеспечивается выравнивание потока платежей по отдельным этапам планового периода (снижение коэффициента неравномерности потока платежей позволяет уменьшить общую потребность в денежных активах в плановом периоде).

Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов является важным средством их противоинфляционной защиты. Оно осуществляется за счет следующих мероприятий: согласования с обслуживающим банком условий текущего хранения остатка денежных средств с выплатой депозитного процента (при открытии контокоррентного счета); использования краткосрочных денежных инструментов (в первую очередь, депозитных вкладов в банках); использования краткосрочных фондовых инструментов для размещения резерва денежных активов (например, государственных краткосрочных облигаций), но при условии достаточной их ликвидности на фондовом рынке.

Если управление оборотными активами связано преимущественно с финансовыми аспектами торгового менеджмента, то управление внеоборотными активами связано в основном с производственно-технологическими его аспектами. Вместе с тем, часть функций этого управления входит в систему финансового его механизма.

Процесс управления основными средствами на предприятиях торговли включает следующие основные этапы (рис. 1.2).[29]

1. Анализ основных средств. На предприятиях торговли этот анализ проводится в целях изучения динамики общего их объема и состава, а также эффективности их использования.[30]

На первом этапе анализа изучается динамика общей суммы основных средств, используемых на предприятии, выявляются темпы этой динамики в сопоставлении с темпами изменения объема товарооборота и общей суммы активов, определяются изменения удельного веса основных средств в общей сумме внеоборотных и совокупных активов предприятия.

 

Рис. 1.2. Содержание основных этапов процесса управления основными средствами на торговом предприятии.

 

На втором этапе анализа изучается состав основных средств торгового предприятия и динамика отдельных их видов. В процессе этого анализа основные средства предприятия подразделяют на активные и пассивные их виды. К активным относят машины, механизмы, оборудование и инвентарь, используемые в торгово-технологическом процессе. К пассивным относят здания, торговые помещения и сооружения, используемые торговым предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности. Важнейшим показателем оценки состава основных средств является удельный вес активной части в общей их сумме.

На третьем этапе анализа определяется степень изношенности основных средств, характеризующая их «возраст». В этих целях рассчитываются коэффициент износа и коэффициент годности основных средств:

 


Иос ОСо

Киос = ------------; Кгос = -----------------,

ОС ОС

 

где Киос - коэффициент износа основных средств;

Кгос - коэффициент годности основных средств;

Иос - сумма износа основных средств;

ОСо - остаточная стоимость основных средств;

ОС - первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств.

Расчет этих коэффициентов осуществляется по основным средствам в целом, отдельным их видам и разновидностям.

На четвертом этапе анализа изучается интенсивность обновления основных фондов торгового предприятия. Эта интенсивность характеризуется рядом показателей, основными из которых являются:

а) коэффициент обновления основных средств. Он характеризует долю новых основных средств в общей их сумме и рассчитывается по формуле:

 

ОСн

Кобн = -----------,

ОСк

 

где Кобн - коэффициент обновления основных средств;

ОСн - стоимость вновь введенных основных средств в отчетном периоде;

ОСк - стоимость основных средств на конец отчетного периода;

б) коэффициент выбытия основных средств. Он характеризует долю выбывших основных средств в общей их сумме и рассчитывается по формуле:


ОСв

Квыб = ---------------,

ОКк

 

где Квыб - коэффициент выбытия основных средств;

ОСв - стоимость выбывших основных средств в отчетном периоде;

ОСк - стоимость основных средств на конец отчетного периода;

в) скорость обновления основных средств. Она характеризует средний период времени полного обновления всех основных средств. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:[31]

 

1

Соос = -------------,

Кобн

 

где СОос - скорость обновления основных средств;

Кобн - коэффициент обновления основных средств.

Указанные показатели рассчитываются в процессе анализа по основным средствам в целом, в том числе по активной их части.

На пятом этапе анализа изучается эффективность использования основных средств. Важнейшими показателями, характеризующими эту эффективность, являются:

а) фондоотдача. Она характеризует объем реализации товаров в расчете на единицу основных средств и рассчитывается по формуле:

Р

Фо = ------------,

ОС

 

где Фо - фондоотдача;

Р - общий объем реализации товаров в отчетном периоде:

ОС - средняя стоимость основных средств в отчетном периоде (рассчитанная как среднехронологическая);

б) фондоемкость. Она характеризует среднюю сумму основных средств, приходящихся на единицу реализации товаров и определяется по формуле:

 

ОС

Фе = ----------,

Р

 

где Фе - фондоемкость

ОС - средняя стоимость основных средств в отчетном периоде;

Р - общий объем реализации товаров в отчетном периоде.

в) уровень рентабельности основных средств. Он характеризует сумму прибыли в расчете на единицу основных средств и рассчитывается по формуле:

 

П х 100

Урос = ------------------,

ОС

 

где УРос - уровень рентабельности основных средств, в %;

П - сумма прибыли предприятия в отчетном периоде;

ОС - средняя стоимость основных средств в отчетном периоде.

Анализ показателей эффективности проводится по основным средствам торгового предприятия в целом.

2. Определение размера потребности в приросте основных средств. Развитие (воспроизводство) основных средств торгового предприятия осуществляется на простой и расширенной основе. Простое воспроизводство основных средств предусматривает их обновление в рамках накопленной суммы амортизационных отчислении - стоимость их в процессе такого воспроизводства не увеличивается. Расширенное воспроизводство основных средств представляет собой ввод в действие новых их видов не только за счет амортизационных отчислений, но и за счет других финансовых ресурсов - стоимость их в процессе такого воспроизводства возрастает.[32]

Общая потребность в приросте основных средств в планируемом периоде в процессе расширенного их воспроизводства определяется по следующей формуле:

 

D Пос = ПОос — Hoc + Вф + Вм ,

 

где D Пос - общая потребность в приросте основных средств в плановом периоде;

ПОос - общая потребность в основных средствах в соответствии с планируемым развитием товарооборота в плановом периоде (ее можно определить путем умножения плановой суммы реализации товаров на показатель фондоемкости);

Hoc - наличие основных средств на начало планируемого периода;

Вф - предполагаемое выбытие основных средств в планируемом периоде в связи с их физическим износом;

Вм - предполагаемое выбытие основных средств в планируемом периоде в связи с их моральным износом.

Потребность в приросте основных средств осуществляется в стоимостных показателях.

3. Определение форм удовлетворения потребности в приросте основных средств. Потребность в приросте основных средств может быть удовлетворена торговым предприятием двумя основными путями: а) за счет приобретения новых видов основных средств в собственность предприятия (сюда же относится и строительство собственных зданий и сооружении); б) путем их аренды (лизинга). Прирост собственных основных средств будет определять лишь их приобретение в собственность торгового предприятия. Он определяется по формуле:[33]

 

D ПСос =D Пос — Аос,

 

где DПСос - необходимый прирост собственных основных средств в плановом периоде:

D Пос - общая потребность в приросте основных средств в плановом периоде;

Аос - потребность в приросте основных средств, удовлетворяемая путем их аренды (лизинга).

С учетом этого прироста определяется общая стоимость основных средств на конец планового периода и их средняя стоимость в плановом периоде.

4. Обеспечение повышения эффективности использования основных средств. Оно заключается в управлении ростом фондоотдачи и рентабельности основных средств на торговом предприятии. Основные направления повышения этой эффективности рассмотрены в составе резервов экономии издержек обращения за счет совершенствования использования материально-технической базы торгового предприятия.






Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.