Теоретическая глава (теоретические аспекты изучения факторинга как источника финансирования деятельности предприятия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В условиях финансового кризиса Банки ужесточили условия выдачи кредитов, поэтому предприятия вынуждены искать альтернативные источники финансирования. У компаний, срочно нуждающихся в средствах, все большую популярность приобретает факторинг – финансирование оборотных средств клиента факторинговой компанией (фактором) путем приобретения ею прав на получение будущего платежа за поставленные товары от должника. Таким образом, пользователь переуступает свою дебиторскую задолженность фактору, получая от него денежные средства. В результате он может получить 50–95% суммы долга без оформления кредита и предоставления обеспечения. Оставшуюся часть фактор выплачивает с вычетом комиссии после погашения задолженности со стороны дебитора. Обращаясь к фактору, клиент получает перевод своих долгов в денежные средства в объеме до 90–95% от суммы долга без оформления кредита и предоставления обеспечения, остальные пять-десять процентов фининститут возвращает после получения оплаты от дебитора.

Отсрочка платежа по контракту может достигать более 150 дней, хотя при этом сама услуга обходится пользователю несколько дороже, чем обычный кредит. С другой стороны, факторинг дает преимущество более простого процесса получения финансовых средств и выгоден отсутствием ограничения по размеру финансирования, так как может увеличиваться пропорционально росту продаж.[1]

Банкиры говорят о факторинге как о достойной альтернативе кредиту. Если цель компании – активный рост, факторинг, как никакой другой финансовый инструмент, сможет его обеспечить, поскольку позволяет совершить рывок вперед за счет резкого увеличения объема реализации.

На Западе факторинг является нормой жизни, его практикует большая часть компаний. В России же, это относительно «молодая» услуга, достаточной информацией о которой располагают далеко не все. Ни смотря на это, в постоянно меняющихся рыночных условиях, факторинг – один из наиболее эффективных методов развития и ведения конкурентной борьбы, позволяющий перевести бизнес на качественно новый уровень.

Актуальность проблемы факторинга для компании «М-Видео» заключается в том, что компания имеет большие размеры дебиторской задолженности и наблюдается ее значительный рост за 2006–2008 годы. Применение факторинга позволит компании увеличить финансирование своей текущей деятельности за счет вовлечения в оборот денежных средств, находящихся в данный момент в дебиторской задолженности. Вовлечение денежных средств в оборот приведет к росту товарооборота компании и улучшению ее финансовых показателей. Кроме того в условиях финансового кризиса «кредитный рычаг» для торговых сетей просуществовал чуть более двух лет, пока весной прошлого года не «закрылся» рынок облигаций, а осенью – кредитный рынок. Собственники компании считают, что получить внешнее финансирование в текущей ситуации возможно либо продав долю в бизнесе стратегическому инвестору, либо заложив ее банку-кредитору.

Объектом исследования данной работы является компания «М-Видео», а предметом исследования – использование факторинга как источника финансирования деятельности компании «М-видео».

Целью данной работы является изучение возможности применения для финансирования деятельности компании «М-Видео».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты применения факторинговых операций;

2) дать оценку финансовому состоянию компании «М-Видео» и состоянию уровня дебиторской задолженности на данном предприятии;

3) разработать механизм использования факторинга для финансирования деятельности компании «М-Видео» и дать оценку эффективности его применения.

В соответствии с целью и поставленными задачами работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе изучены теоретические аспекты осуществления факторинговых операций. Во второй главе дана оценка финансово-хозяйственной деятельности компании «М-Видео» и оценка уровня дебиторской задолженности данного предприятия. В третьей главе разработан механизм применения факторинговых операций для финансирования деятельности компании «М-Видео» и дана оценка его экономической эффективности.

 



Сущность и виды факторинга

 

Факторинг – финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью:

· незамедлительного получения большей части платежа;

· гарантии полного погашения задолженности;

· снижения расходов по ведению счетов.

Другое определение факторинга, заключается в том, что: факторинг – есть комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.[2]

Таким образом, факторинг – это форма финансирования, в основе которой лежат активы предприятия, в первую очередь такие, как дебиторская задолженность. Сумма финансовых средств, которую может получить предприятие, зависит от величины дебиторской задолженности и качества его клиентов (дебиторов). Возврат финансирования также обеспечивают клиенты предприятия. В отличие от других форм финансирования, основанных на оценке активов предприятия (т.н. asset-based finance, asset-based lending), в случае применения факторинга компания-фактор выкупает права требования к дебиторам предприятия, в то время как в других случаях активы служат, скорее, обеспечением выданного финансирования. Таким образом, при факторинге право собственности и право требования дебиторской задолженности переходят к фактору. Факторинг, как правило, не ограничивается финансированием и включает дополнительные услуги: защиту от рисков неплатежа или несвоевременного платежа, управление дебиторской задолженностью и её сбор.

Эта совокупность сервисов и является одним из основных преимуществ факторинга по сравнению с кредитованием, особенно для предприятий среднего и малого бизнеса, которые не имеют качественной кредитной экспертизы и достаточного человеческого ресурса, чтобы управлять своей дебиторской задолженностью. Во-первых, учет платежей, оформление и обработка счетов – всем этим видам деятельности свойствен эффект масштаба (т.е. потенциальная экономия при увеличении объема операций). Во-вторых, сбор долгов – это особый бизнес, который требует специального опыта и знаний. Малой фирме может быть просто не по карману нанять и подготовить специализированного кредитного менеджера.

Факторинг также исключительно подходит для обеспечения финансированием высоко рискованных, информационно закрытых предприятий, потому что процесс принятия решения о предоставлении финансирования базируется не на оценке риска заемщика, а на оценке риска его дебиторов. Таким образом, факторинг очень хорош в том случае, если дебиторами выступают крупные или иностранные компании, обладающие лучшим кредитным потенциалом, нежели клиент факторинговой компании. Наконец, необходимо отметить, что факторинг играет очень важную роль как финансовый инструмент в условиях слабого, не защищающего коммерческие интересы финансовых институтов законодательства и непрозрачной экономики.

По всему миру факторинг составляет доминирующий объем среди услуг, которые представляют собой финансирование, основанное на оценке активов предприятия (asset-based finance) и играет очень важную роль, как источник дополнительного финансирования для крупных корпораций и предприятий среднего и малого бизнеса. В факторинге актив, лежащий в основе финансирования, – это дебиторская задолженность, которую фактор покупает с дисконтом. Например, продавец может получить от фактора 80% стоимости от уступленных прав требований немедленно, и оставшиеся 20% (за минусом комиссий и процентов) после того, как дебитор полностью расплатится с фактором.

Так же, как традиционное кредитование, факторинг предназначен для увеличения оборотного капитала предприятий среднего и малого бизнеса. Но факторинг сильно отличается от обычного кредитования в первую очередь отношением к лежащим в основе активам. При банковском кредитовании залог рассматривается как возможный, но второй по счету и крайне нежелательный источник возврата кредита. При факторинге в первую очередь фактор ждет оплаты именно от приобретенного актива – уступленных прав требований, и только во вторую – от самого клиента, поэтому оценка его финансового состояния приобретает вторичный характер.

Факторинг может быть регрессным и безрегрессным . На хорошо развитых финансовых рынках преимущественно применяется безрегрессный факторинг, где фактор принимает на себя весь риск возможной неуплаты со стороны дебиторов. В Италии, например, доля безрегрессного факторинга в 2006 г. составила 64% (BCR, FCI «World Factoring Yearbook 2006/2007»). Аналогично, американские компании получили на безрегрессной основе 73 процента финансирования.

Но на развивающихся рынках, где очень трудно оценить риск неплатежа со стороны дебиторов, львиную долю составляет факторинг с регрессом, когда фактор имеет право вернуть купленные права требования клиенту в том случае, если дебитор вовремя не расплатился. В таком случае клиент возвращает ранее полученное финансирование фактору и платит соответствующие комиссии.[3]

Необходимо отметить, что факторинг может быть закрытым , когда дебитор не уведомляется об уступке права требования, и тогда клиент обязан после получения средств от дебитора немедленно перечислить их фактору сам. Или открытым , когда дебитор уведомляется о том, что его задолженность уступлена фактору, и он обязан платить фактору.

Как уже упоминалось, факторинг представляет собой комплексную услугу, которая включает в себя финансирование, оценку кредитного риска, управление и сбор дебиторской задолженности. Оценка кредитного риска включает в себя оценку кредитоспособности тех покупателей клиента, права требования к которым клиент собирается продать фактору. Фактор обычно делает оценку на основании собственной информации о платежной истории дебитора в сочетании с доступной публичной информацией о компании-дебиторе.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя мониторинг состояния дебиторской задолженности, сбор текущей и просроченной задолженности, нацеленный на минимальные потери, как для самого фактора, так и для клиента. Обычно данная услуга является очень важной составляющей для предприятий СМБ и представляет собой существенное преимущество по сравнению с обычным кредитованием.

Будучи комплексным продуктом, факторинг представляет собой уникальный продукт на финансовом рынке и в этом качестве он не имеет заменителей (продуктов-субститутов). Конечно, для каждой отдельной составляющей существуют заменители: для финансирования – это кредит, для управления дебиторской задолженностью – внутренние ресурсы предприятия, для страхования рисков – это страховые компании, но для полной замены факторинга аналогичного финансового продукта не существует.

 

Заключение

 

Написав данную работу, можно сделать следующие выводы.

1. У факторинга много преимуществ. Из всего спектра можно выделить два основных: пользуясь услугами фактора поставщик, который произвел отгрузку продукции покупателю, может сразу получить от фактора плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем. Обычно финансирование поставщика происходит на 90% от суммы поставки; факторинговые компании предоставляют целый спектр услуг по управлению дебиторской задолженностью. Главным образом это профилактика проблемных долгов и взыскание просроченной задолженности (если таковая возникла после начала обслуживания); факторинг помогает обеспечить потребность предприятия в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы. Кроме того, он открывает дополнительную возможность в работе с задолженностью мелких и средних предприятий. Существенное преимущество факторинга состоит в том, что факторинговые компании обеспечивают постоянный и тщательный учет положения дел у своих клиентов и всячески препятствуют возникновению денежных долгов.

2. Можно выделить две основные схемы факторинга, вокруг которых строятся все существующие виды факторинга: факторинг с правом регресса и факторинг без права регресса. Под регрессом понимается поручительство клиента перед Фактором за исполнение дебитором своих обязанностей по оплате товара. При факторинге с правом регресса клиент обычно уверен в платежеспособности дебитора и перекладывает на Фактора только риски ликвидности (риски просрочки платежа со стороны дебитора), льготный период (период от момента окончания отсрочки платежа до момента выставления регресса клиенту). В случае неплатежа дебитора клиент обязуется вернуть Фактору предоставленное финансирование. Следующая схема факторинга, более дорогостоящая безрегрессная схема, чаще всего бывает интересна организациям, не уверенным в платежеспособности своих дебиторов и желающим переложить эти риски на Фактора, ну и, конечно же, готовым за это платить. При такой схеме факторинга от клиента требуется только поставить товар дебитору и получить от него отметку о его приемке, заплатит или не заплатит дебитор – это уже проблемы Фактора.

3. Объектом изучения данной дипломной работы является компания «М-Видео». Компания М.ВИДЕО создана в 1993 году и является лидером рынка розничной торговли бытовой электроникой. Компания М.ВИДЕО представляет собой классически построенный сетевой бизнес с централизованным управлением и единой маркетинговой политикой. Соответственно, магазины в Москве предоставляют стандартный набор услуг, доступный каждому покупателю в любом магазине М.ВИДЕО, вне зависимости от города.

4. Анализ имущества компании показал, что размер имущества предприятия снизился на 523731 тыс. руб. или на 27,55% в 2007 году по сравнению с 2006 годом и на 246749 тыс. руб. в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Таким образом, можно отметить, что наблюдается тенденция снижения размера имущества предприятия и его источников. Произошло снижение как оборотных, так и внеоборотных активов предприятия. А с точки зрения источников имущества снизились только краткосрочные обязательства и были погашены долгосрочные обязательства. При этом собственный капитал предприятия вырос на 7,74% в 2007 году по сравнению с 2006 годом и на 15,43% в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Основным фактором роста собственного капитала предприятия послужил рост прибыли предприятия. Анализ оборотных активов показал, что основную долю в оборотных активах в 2006 году занимали запасы, а в 2008 году – дебиторская задолженность. Такое изменение структуры оборотных активов связано с ростом дебиторской задолженности и снижением размера запасов предприятия в основном запасы предприятия представлены товарами для перепродажи. Однако их доля снижается на протяжении анализируемого периода за счет более быстрого их снижения по сравнению со снижением расходов будущих периодов основные дебиторы предприятия – это прочие дебиторы и рост дебиторской задолженности в основном обусловлен ростом именно этой группы дебиторов. Они занимают и основную долю в дебиторской задолженности предприятия, которая увеличивается на протяжении всего анализируемого периода. При этом наибольшую долю занимает дебиторская задолженность длительностью менее 30 дней в 2006 году, а в 2008 году наибольшую долю занимает дебиторская задолженность длительностью от 30 до 60 дней. Это говорит о том, что качество погашения дебиторской задолженности уменьшилось и требуется корректировка условий договоров с покупателями и прочими дебиторами предприятия.

5. Ликвидность за анализируемый период возросла практически по всем показателям ликвидности. Основным фактором роста данных показателей является снижение краткосрочных обязательств предприятия в анализируемом периоде. Рост показателей ликвидности свидетельствует о росте качества оборотных активов предприятия. Однако, анализ качества финансирования оборотных активов показал, что рассматриваемое предприятие наращивает объем финансирования оборотных активов в основном за счет собственных средств. Это связано с ростом собственного капитала предприятия и уменьшением оборотного капитала и краткосрочных обязательств. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия показал, что она выросла, однако предприятие еще нельзя назвать финансово устойчивым, так как оно оснащено собственным капиталом в размерах меньших, чем предусмотрено нормативами. В итоге в 2006 году третий тип финансовой ситуации. То есть неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет положения реального собственного капитала и увеличения собственных оборотных средств, дополнительного привлечения дополнительных кредитов и заемных средств: недостаток (–) собственных оборотных средств; недостаток (–) долгосрочных источников формирования запасов; излишек (+) общей величины основных источников формирования запасов или равенство величин основных источников запасов. А в 2007 и 2008 годах для предприятия характерен первый тип финансовой ситуации. Это означает Абсолютная устойчивость финансового состояния (крайний тип финансовой устойчивости) при условии: излишек (+) собственных оборотных средств или равенство величин собственных оборотных средств и запасов.

6. Оборачиваемость оборотных активов в целом и запасов растет, а оборачиваемость дебиторской задолженности снижается. Снижение оборачиваемости дебиторской задолженности связано с ее ростом в анализируемом периоде. Оборачиваемость кредиторской задолженности снижается. Поэтому она не оказывает к концу анализируемого периода на продолжительность финансового цикла на предприятии. Продолжительность операционного цикла определялась продолжительностью оборота запасов, то в 2007 и 2008 годах продолжительность операционного цикла определялась исключительно продолжительностью оборота дебиторской задолженности. Проблемой для предприятия является вопрос ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. замедление оборачиваемости дебиторской задолженности в 2007 году привело к высвобождению денежных средств из оборота в сумме 876756 тыс. руб., а в 2008 году в результате роста оборачиваемости дебиторской задолженности произошло вовлечение дополнительного размера денежных средств в оборот в сумме 24847 тыс. руб. В результате ускорения оборачиваемости запасов произошло вовлечение дополнительного размера денежных средств в оборот в 1298233 тыс. руб. в 2007 году и 120937 в 2008 году. Таким образом, на основе анализа эффективности использования оборотных средств можно увидеть, что ускорение оборачиваемости отдельных видов оборотных средств может привести к росту денежных средств предприятия и росту тем самым его ликвидности.

7. В целом показатели рентабельности на предприятии возросли, включая рентабельность оборотных активов. Причем рентабельность оборотных активов по своей величине превышает рентабельность активов предприятия в целом и меньше рентабельности собственного капитала. Это говорит о том, что несмотря на рост эффективности хозяйственной деятельности предприятия эффективность использования собственного капитала выше, чем активов в целом и оборотных активов в частности.

8. Недостаток собственных оборотных средств, наличие дебиторской задолженности у компании «М – Видео» можно устранить, используя такую разновидность торгово-комиссионной операции как факторинг. Практическое использование факторинга обеспечивает повышение эффективности функционирования компании «М-Видео» за счет получает финансирование сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию компании «М-Видео» с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. при финансировании в рамках факторинга полностью решается проблема формирования оборотных средств предприятия, исчезает необходимость поиска залогового обеспечения для получения кредита в банке и, соответственно, не происходит роста кредиторской задолженности (как элемент повышения инвестиционной привлекательности предприятия). Кроме того, факторинговое финансирование имеет более целевую, чем традиционный кредит направленность: предприятие выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ему действительно нужны деньги. Следовательно, расчет эффективных процентных ставок при кредитовании и факторинге, в ряде случаев свидетельствует, что обслуживание при факторинге может быть даже дешевле, несмотря на более высокую номинальную ставку. Факторинговое финансирование в отличие от традиционного кредитования доступно информационно-непрозрачным предприятиям и предприятиям, имеющим «плохую» структуру баланса с точки зрения кредитной организации. У компании «М-Видео» не все финансовые показатели соответствуют нормативу, поэтому дальнейшее получение кредитов может быть затруднено. В комплекс услуг факторинга также входит работа, связанная с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, работа с дебиторами, которые задерживают оплату поставленной продукции. Факторинговые компании, накопившие длительный опыт работы на рынке, располагают всей необходимой информацией о деловой репутации и наличии прецедентов несвоевременного выполнения обязательств дебиторами. Факторинговые компании, по сути, осуществляют страхование рисков предприятия, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок. Вместе с тем, практическое применение факторинга не исключает использование традиционных банковских и страховых инструментов. Актуальность применения факторинга для компании «М – Видео» определяется тем, что компания долго боролась за доступ к дешевым и длинным деньгам, определяющим жизнеспособность стратегий развития бизнеса. «Кредитный рычаг» для торговых сетей просуществовал чуть более двух лет, пока весной прошлого года не «закрылся» рынок облигаций, а осенью – кредитный рынок. Собственники компании считают, что получить внешнее финансирование в текущей ситуации возможно либо продав долю в бизнесе стратегическому инвестору, либо заложив ее банку-кредитору.

9. Договор факторинга предлагается заключить с «Промсвязьбанком». В конце 2008 года «Промсвязьбанк» решился провести массированную экспансию в ритейл в качестве финансового агента, предлагающего краткосрочное беззалоговое финансирование поставок с отсроченным платежом, получившее известность как «факторинг». Для компании «М-Видео» лучше выбрать регрессионный факторинг, так как он более дешевый. Анализ выполнения требований на заключение договора факторинга показал, что компания «М-Видео» в состоянии выполнить все требования, для того чтобы заключить договор факторинга с ОАО «Промсвязьбанк». Схема факторинга на компании «М-Видео» будет выглядить следующим образом: поставка товара на условиях отсрочки платежа, уступка права требования долга по поставке Банку (или Фактору), финансирование (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки, оплата за поставленный товар, выплата остатка средств по поставке за минусом комиссии Фактора.

10. Анализ эффективности применения факторинга для компании «М-Видео» показал, что факторинг на 789023 тыс. руб. выгоднее, чем использование кредита. валовая прибыль возрастет на 327116 тыс. руб., прибыль от продаж возрастет на 57845 тыс. руб., прибыль до налогообложения возрастет на 57845 тыс. руб., чистая прибыль возрастет на 67370 тыс. руб. Применение факторинга приведет к тому, что показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия вырастут и превысят их нормативные значения, рост оборачиваемости дебиторской задолженности приведет к росту показателей рентабельности предприятия и снижения срока финансового цикла на предприятии на 47,34 дня.

Таким образом, предлагаемая программа применения факторинга для компании «М-Видео» является целесообразной и ее следует принять, начав ее реализацию в 2009 году. В результате ее реализации все финансовые показатели компании улучшатся и это создаст предпосылку для ее дальнейшего успешного развития на рынке и повышения ее конкурентоспособности.

 

 



Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо-Пресс», 2009. – 632 с.

2. Закона РФ №128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

3. Абрютина, М.С. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: ДИС, 2008. – 272 с.

4. Анализ финансовой отчётности. /Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – Москва: Омега-Л, 2007. – 452 с.

5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. /Под ред. Л.П. Ермоловича. – Минск: Интепресссервис: Экоперспектива, 2008. – 576 с.

6. Антюганов С.В. Антикризисное управление предприятием в условиях экономических реформ. Автореферат, дис. канд. экон. наук /ВолгоВятская академия гос. службы, Н. Новгород, 2008 – 24 с.

7. Бакадоров, В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия. – М.: Приор, 2008. – 96 с.

8. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 528 с.

9. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М: Финансы и статистика, 2007. – 207 с.

10. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М – М, 2007. – 224 с.

11. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Эльга: Ника – центр, 2008. – 527 с.

12. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента /Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. -175 с.

13. Бочаров, В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2008. – 218 с.

14. Вахрин, П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих структурах. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 224 с.

15. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 2007. -384 с.

16. Виханский О.С., Наумов А.К. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, прогресс. Учебник, М.: Изд. МГУ, 2008. – 364 с.

17. Внутрифирменное бюджетирование: В.Е. Хруцкий, В.В. Гамаюнов –2-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд. «Финансы и статистика», 2006. – 268 с.

18. Гаврилова А.Н., Попов А.А., Финансы организаций (предприятий) – М.: Кнорус, 2006.

19. Герасимова, В.А. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия в вопросах и ответах. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 224 с.

20. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2006. – 367 с.

21. Елисеева И.Н., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. – М. – Финансы и статистика, – 2006. – 542 с.

22. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 351 с.

23. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия. – М.: ЭКМОС, 2008. – 240 с.

24. Ильин А.И., Экономика предприятия. – М.: Новое знание, 2007. – 321 с.

25. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 368 с.

26. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Велби, 2008. – 424 с.

27. Ковалев, В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 559 с.

28. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 511 с.

29. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г., Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 421 с.

30. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.

31. Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2008. – 224 с.

32. Менеджмент: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под ред. Кузнецова Ю.В., Подлесных В.И. – СПб.: Издательский дом «Бизнесс-пресса», 2007. – 428 с.

33. Миллер, Н.Н. Финансовый анализ в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2006. – 224 с.

34. Орехов С.А., Факторинг. Управление корпоративными финансами. – М.: Издательство «Компания Спутник +», 2006. – 256 с.

35. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать свой бизнес. – М.: Изд-во «Ось-89», 2007. – 286 с.

36. Радченко, Ю.В. Анализ финансовой отчётности. – М.: Феникс, 2007. – 192 с.

37. Рынок факторинга и всемирный финансовый кризис // Компания, 2008, №6.

38. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2008. – 704 с.

39. Селезнёва, Н.Н. Анализ финансовой отчётности организации. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 584 с.

40. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 479 с.

41. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2007. – 656 с.

42. Управление организацией. /Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Салиматина Н.А. – М.: Инфра-М, 2007. – 542 с.

43. Фактор факторинга // Компания, 2008, №00.

44. Фролов М.И. Формирование организационных структур внутрифирменного управления. Автореферат дис. на соиск. Ученой степени кандидата экономических наук /РАГС. – М.: 2005. -19 с.

45. Хромов М.Ю. «Дебиторка. Возврат, управление, факторинг.» – СПб. Питер, 2008. – 354 с.

46. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 328 с.

47. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М. Банки и Биржи; ЮНИТИ, 2008. -742 с.

48. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие /Под ред. Градова А.П. – СПб, Специальная литература, 2008. – 425 с.

49. http://www.mvideo.ru/ – официальный сайт компании М-Видео

50. www.cfin.ru, Факторинг – финансовый инструмент развития российских компаний, РА «Эксперт РА»

51. raexpert.ru – Рейтинговое Агентство «Эксперт РА»


[1] Ильин А.И., Экономика предприятия. – М.: Новое знание, 2007. – с.115.

[2] Бланк, И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Эльга: Ника– центр, 2008.– с. 324.

[3] Орехов С.А., Факторинг. Управление корпоративными финансами. – М.: Издательство "Компания Спутник +", 2006. – с. 82.

[4] Хромов М.Ю. «Дебиторка. Возврат, управление, факторинг.»-СПб. Питер, 2008. – с. 252.

[5] Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2007.– с.234.

[6] Орехов С.А., Факторинг. Управление корпоративными финансами. – М.: Издательство "Компания Спутник +", 2006. – с.326.

[7] raexpert.ru - Рейтинговое Агентство "Эксперт РА"

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо-Пресс», 2009. - ст. 825.

[9] Закона РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности"

[10] www.cfin.ru, Факторинг - финансовый инструмент развития российских компаний, РА "Эксперт РА"

[11] raexpert.ru - Рейтинговое Агентство "Эксперт РА"

[12] raexpert.ru - Рейтинговое Агентство "Эксперт РА"

[13] raexpert.ru - Рейтинговое Агентство "Эксперт РА"

[14] http://www.mvideo.ru/ - официальный сайт компании М-Видео -Менеджмент

[15] http://www.mvideo.ru/ - официальный сайт компании М-Видео -Менеджмент

[16] http://www.mvideo.ru/ - официальный сайт компании М-Видео -Менеджмент

[17] http://www.mvideo.ru/ - официальный сайт компании М-Видео -Менеджмент

[18] Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика.– М.: Перспектива, 2007.– с.58.

[19] Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Перспектива, 2007.– с.57.

[20] Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика.[Текст] / Е.С. Стоянова. Учебник– М.: Перспектива, 2007.– с.58.

[21] Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2008.– с.38.

[22] Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ– ДАНА, 2008.– с.85.

[23] Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2008.– с.364.

[24] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2006. – с.94.

[25] Радченко, Ю.В. Анализ финансовой отчётности – М.: Феникс, 2007.– с.36.

[26] Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия.– М.: ЭКМОС, 2008.– с.52.

[27] Радченко, Ю.В. Анализ финансовой отчётности. – М.: Феникс, 2007.– с.38.

[28] Радченко, Ю.В. Анализ финансовой отчётности– М.: Феникс, 2007.– с.43.


Введение

 

В условиях финансового кризиса Банки ужесточили условия выдачи кредитов, поэтому предприятия вынуждены искать альтернативные источники финансирования. У компаний, срочно нуждающихся в средствах, все большую популярность приобретает факторинг – финансирование оборотных средств клиента факторинговой компанией (фактором) путем приобретения ею прав на получение будущего платежа за поставленные товары от должника. Таким образом, пользователь переуступает свою дебиторскую задолженность фактору, получая от него денежные средства. В результате он может получить 50–95% суммы долга без оформления кредита и предоставления обеспечения. Оставшуюся часть фактор выплачивает с вычетом комиссии после погашения задолженности со стороны дебитора. Обращаясь к фактору, клиент получает перевод своих долгов в денежные средства в объеме до 90–95% от суммы долга без оформления кредита и предоставления обеспечения, остальные пять-десять процентов фининститут возвращает после получения оплаты от дебитора.

Отсрочка платежа по контракту может достигать более 150 дней, хотя при этом сама услуга обходится пользователю несколько дороже, чем обычный кредит. С другой стороны, факторинг дает преимущество более простого процесса получения финансовых средств и выгоден отсутствием ограничения по размеру финансирования, так как может увеличиваться пропорционально росту продаж.[1]

Банкиры говорят о факторинге как о достойной альтернативе кредиту. Если цель компании – активный рост, факторинг, как никакой другой финансовый инструмент, сможет его обеспечить, поскольку позволяет совершить рывок вперед за счет резкого увеличения объема реализации.

На Западе факторинг является нормой жизни, его практикует большая часть компаний. В России же, это относительно «молодая» услуга, достаточной информацией о которой располагают далеко не все. Ни смотря на это, в постоянно меняющихся рыночных условиях, факторинг – один из наиболее эффективных методов развития и ведения конкурентной борьбы, позволяющий перевести бизнес на качественно новый уровень.

Актуальность проблемы факторинга для компании «М-Видео» заключается в том, что компания имеет большие размеры дебиторской задолженности и наблюдается ее значительный рост за 2006–2008 годы. Применение факторинга позволит компании увеличить финансирование своей текущей деятельности за счет вовлечения в оборот денежных средств, находящихся в данный момент в дебиторской задолженности. Вовлечение денежных средств в оборот приведет к росту товарооборота компании и улучшению ее финансовых показателей. Кроме того в условиях финансового кризиса «кредитный рычаг» для торговых сетей просуществовал чуть более двух лет, пока весной прошлого года не «закрылся» рынок облигаций, а осенью – кредитный рынок. Собственники компании считают, что получить внешнее финансирование в текущей ситуации возможно либо продав долю в бизнесе стратегическому инвестору, либо заложив ее банку-кредитору.

Объектом исследования данной работы является компания «М-Видео», а предметом исследования – использование факторинга как источника финансирования деятельности компании «М-видео».

Целью данной работы является изучение возможности применения для финансирования деятельности компании «М-Видео».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты применения факторинговых операций;

2) дать оценку финансовому состоянию компании «М-Видео» и состоянию уровня дебиторской задолженности на данном предприятии;

3) разработать механизм использования факторинга для финансирования деятельности компании «М-Видео» и дать оценку эффективности его применения.

В соответствии с целью и поставленными задачами работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе изучены теоретические аспекты осуществления факторинговых операций. Во второй главе дана оценка финансово-хозяйственной деятельности компании «М-Видео» и оценка уровня дебиторской задолженности данного предприятия. В третьей главе разработан механизм применения факторинговых операций для финансирования деятельности компании «М-Видео» и дана оценка его экономической эффективности.

 



Теоретическая глава (теоретические аспекты изучения факторинга как источника финансирования деятельности предприятия)

Сущность и виды факторинга

 

Факторинг – финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью:

· незамедлительного получения большей части платежа;

· гарантии полного погашения задолженности;

· снижения расходов по ведению счетов.

Другое определение факторинга, заключается в том, что: факторинг – есть комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.[2]

Таким образом, факторинг – это форма финансирования, в основе которой лежат активы предприятия, в первую очередь такие, как дебиторская задолженность. Сумма финансовых средств, которую может получить предприятие, зависит от величины дебиторской задолженности и качества его клиентов (дебиторов). Возврат финансирования также обеспечивают клиенты предприятия. В отличие от других форм финансирования, основанных на оценке активов предприятия (т.н. asset-based finance, asset-based lending), в случае применения факторинга компания-фактор выкупает права требования к дебиторам предприятия, в то время как в других случаях активы служат, скорее, обеспечением выданного финансирования. Таким образом, при факторинге право собственности и право требования дебиторской задолженности переходят к фактору. Факторинг, как правило, не ограничивается финансированием и включает дополнительные услуги: защиту от рисков неплатежа или несвоевременного платежа, управление дебиторской задолженностью и её сбор.

Эта совокупность сервисов и является одним из основных преимуществ факторинга по сравнению с кредитованием, особенно для предприятий среднего и малого бизнеса, которые не имеют качественной кредитной экспертизы и достаточного человеческого ресурса, чтобы управлять своей дебиторской задолженностью. Во-первых, учет платежей, оформление и обработка счетов – всем этим видам деятельности свойствен эффект масштаба (т.е. потенциальная экономия при увеличении объема операций). Во-вторых, сбор долгов – это особый бизнес, который требует специального опыта и знаний. Малой фирме может быть просто не по карману нанять и подготовить специализированного кредитного менеджера.

Факторинг также исключительно подходит для обеспечения финансированием высоко рискованных, информационно закрытых предприятий, потому что процесс принятия решения о предоставлении финансирования базируется не на оценке риска заемщика, а на оценке риска его дебиторов. Таким образом, факторинг очень хорош в том случае, если дебиторами выступают крупные или иностранные компании, обладающие лучшим кредитным потенциалом, нежели клиент факторинговой компании. Наконец, необходимо отметить, что факторинг играет очень важную роль как финансовый инструмент в условиях слабого, не защищающего коммерческие интересы финансовых институтов законодательства и непрозрачной экономики.

По всему миру факторинг составляет доминирующий объем среди услуг, которые представляют собой финансирование, основанное на оценке активов предприятия (asset-based finance) и играет очень важную роль, как источник дополнительного финансирования для крупных корпораций и предприятий среднего и малого бизнеса. В факторинге актив, лежащий в основе финансирования, – это дебиторская задолженность, которую фактор покупает с дисконтом. Например, продавец может получить от фактора 80% стоимости от уступленных прав требований немедленно, и оставшиеся 20% (за минусом комиссий и процентов) после того, как дебитор полностью расплатится с фактором.

Так же, как традиционное кредитование, факторинг предназначен для увеличения оборотного капитала предприятий среднего и малого бизнеса. Но факторинг сильно отличается от обычного кредитования в первую очередь отношением к лежащим в основе активам. При банковском кредитовании залог рассматривается как возможный, но второй по счету и крайне нежелательный источник возврата кредита. При факторинге в первую очередь фактор ждет оплаты именно от приобретенного актива – уступленных прав требований, и только во вторую – от самого клиента, поэтому оценка его финансового состояния приобретает вторичный характер.

Факторинг может быть регрессным и безрегрессным . На хорошо развитых финансовых рынках преимущественно применяется безрегрессный факторинг, где фактор принимает на себя весь риск возможной неуплаты со стороны дебиторов. В Италии, например, доля безрегрессного факторинга в 2006 г. составила 64% (BCR, FCI «World Factoring Yearbook 2006/2007»). Аналогично, американские компании получили на безрегрессной основе 73 процента финансирования.

Но на развивающихся рынках, где очень трудно оценить риск неплатежа со стороны дебиторов, львиную долю составляет факторинг с регрессом, когда фактор имеет право вернуть купленные права требования клиенту в том случае, если дебитор вовремя не расплатился. В таком случае клиент возвращает ранее полученное финансирование фактору и платит соответствующие комиссии.[3]

Необходимо отметить, что факторинг может быть закрытым , когда дебитор не уведомляется об уступке права требования, и тогда клиент обязан после получения средств от дебитора немедленно перечислить их фактору сам. Или открытым , когда дебитор уведомляется о том, что его задолженность уступлена фактору, и он обязан платить фактору.

Как уже упоминалось, факторинг представляет собой комплексную услугу, которая включает в себя финансирование, оценку кредитного риска, управление и сбор дебиторской задолженности. Оценка кредитного риска включает в себя оценку кредитоспособности тех покупателей клиента, права требования к которым клиент собирается продать фактору. Фактор обычно делает оценку на основании собственной информации о платежной истории дебитора в сочетании с доступной публичной информацией о компании-дебиторе.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя мониторинг состояния дебиторской задолженности, сбор текущей и просроченной задолженности, нацеленный на минимальные потери, как для самого фактора, так и для клиента. Обычно данная услуга является очень важной составляющей для предприятий СМБ и представляет собой существенное преимущество по сравнению с обычным кредитованием.

Будучи комплексным продуктом, факторинг представляет собой уникальный продукт на финансовом рынке и в этом качестве он не имеет заменителей (продуктов-субститутов). Конечно, для каждой отдельной составляющей существуют заменители: для финансирования – это кредит, для управления дебиторской задолженностью – внутренние ресурсы предприятия, для страхования рисков – это страховые компании, но для полной замены факторинга аналогичного финансового продукта не существует.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.