Концепция «творческого Я» А. Адлера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизируется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Но, в отличие от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. [9]

Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я», входящей в систему взглядов А. Адлера. Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру. Творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как развивается, пока остается без объяснений. [9]

Личностное время, является, пожалуй, самым важным показателем уровня развития индивидуальности, выступающим в роли интегратора, соотносящего в субъективном временном континууме показатели всех «часов». Внесознательно складывающаяся, аморфоподобная Я-концепция маленького ребенка еще не выходит за границы сенсомоторной сферы. Феномен связи хронологического возраста и личностного ощущения этого возраста получил название «психологического возраста», который считается интегральным показателем человека ко времени своей жизни и определяется как самооценка человеком себя на шкале собственного жизненного времени. Соответствие хронологического и психологического (личностно окрашенного) возраста свидетельствует об умении человека найти приемлемый для себя темп жизни, соотнести свои притязания и возможности. [16]

Кто мы? Поскольку мы – уникальные и сложные создания, у нас есть много возможностей дописать предложение «Я - …» (вы могли бы дать 5 ответов на этот вопрос? Каких?). Взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется нашей Я-концепцией. Элементы нашей Я-концепции – убеждения, с помощью которых мы определяем себя, представляют собой наши Я-схемы. Схемы – это шаблоны сознания, с помощью которых мы организуем наши миры.

Наши Я-схемы – наше восприятие самих себя как спортивных, слишком толстых, умных или каких-то еще – активно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию. Поскольку нам свойственно видеть себя главным действующим лицом, мы переоцениваем степень нацеленности на нас поведения окружающих. Так в фокусе нашего зрения находится наша собственная персона, мы с готовностью допускаем, что и окружающие постоянно замечают и оценивают нас.

Наши Я-концепции включают не только Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, но и наши возможные «Я», т.е. то, какими мы можем стать. По мнению Маркус и ее соавторов, наши возможные «Я» включают представления о себе таком, каким мы мечтаем стать, - богатым, изящным, страстно любимым и любящим «Я». В наши Я-концепции входят и те «Я», которыми мы боимся стать, - безработный «Я», нелюбимый «Я» и «Я», не справляющийся с учебной программой.

Наше понимание самих себя помогает упорядочить свои мысли и действия. Обрабатывая информацию, имеющую отношение к нам самим, мы хорошо запоминаем ее. [1]

От чего зависят наши Я-концепции? От множества разнообразных факторов, включая роли, которые мы исполняем, сравнения себя с окружающими, нашу социальную идентичность, наше восприятие оценки нас другими людьми, а также наши успехи и неудачи. Наше самопознание на удивление несовершенно. Зачастую мы сами не знаем, почему ведем себя так, а не иначе. Если мощные источники влияния нас не настолько очевидны, чтобы их мог заметить любой наблюдатель, мы сами тоже можем упустить их из виду.

Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно - регуляторную функцию в поведении личности. Термин Я-концепция появился в научном языке на рубеже XIX – XX веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. [25]

Каждый человек осуществляет биполяризацию своих переживаний: какую-то долю он рассматривает как часть самого себя, а другую относит к тому, что существует вне его, однако обязательного пространственного или временного совпадения между границами его представления о самом себе и действительными границами его тела не существует. Хотя представление человека о самом себе, бесспорно, ассоциируется с его телом, оно не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает.

Я-концепция, как и все прочее в символическом окружении конструируется путем избирательного восприятия и воображения. Ни один человек не может воспринять все, что происходит внутри его тела. Он избирательно реагирует на различные сигналы в различное время в зависимости от того, что он делает.

Хотя тело человека и его представления о себе самом связываются различными способами, свидетельства из разных источников убедительно показывают, что они раздельны и различны.

Большинство специалистов согласны в том, что у младенца нет Я-концепции, хотя факт существования его тела не вызывает сомнений. [28]



Наркозависимость

2.1 Общие аспекты зависимости

 

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Многие люди широко используют химические вещества, такие, как алкоголь, кофе, транквилизаторы. Большинству из них удается сохранять контроль над их употреблением на протяжении всей жизни, и только некоторые становятся настоящими рабами зависимости. [26]

Очевидно, что употребление наркотиков несформировавшейся личностью порождает серьезнейшие социально-психологические проблемы: невозможность нормального психического и физического созревания, школьную дезадаптацию, проблемы выбора профессии и занятости, затруднения в создании партнерских отношений, асоциальность и т.д. [10]

Специфической особенностью химической зависимости является наличие тесной связи между двумя ее аспектами - клиническим и психосоциальным. Это означает, что поведение, связанное с употреблением наркотиков, следует одновременно рассматривать и как комплекс социально-психологических проблем, и как следствие прогрессирующих физико-химических изменений в организме. На определенном этапе формирования аддикции (этапе физической зависимости) химические процессы в организме начинают играть роль в поддержании аддиктивного поведения. Для синдрома физической зависимости характерны определенные клинические признаки: [12]

Потребление наркотических средств, в принципе, аналогично потреблению алкоголя и табака: все эти вещества относят к «вредным благам», поскольку они дают потребителю субъективное ощущение удовольствия, но в то же время наносят его организму вред. Если потребление наркотиков происходит регулярно, то в организме потребителя происходят изменения, в результате которых постепенно формируется физическая и/или психическая зависимость от наркотиков. Состояние, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме наркотиков, называют наркоманией.

Патогенез наркоманий сложен, в процесс вовлекаются нейротропные, гуморальные, эндокринные, обменные и другие системы. Сдвиг в одной из них подготавливает изменения в другой. Происходит воздействие на синапсы промежуточного мозга с ослаблением передачи импульсов. На начальных стадиях наблюдаются нарушения реакции нейронов коры больших полушарий, гипоталамуса, ретикулярной формации. В поздних стадиях заболевания нарушаются рецептивные возможности нейронов и структурно-функциональная организация мозга. Под воздействием наркотиков изменяется метаболизм биогенных аминов мозга. Психические расстройства вызывают развитие астении и анергии. [32, www] Смертельные исходы, как правило, связаны с тотальным перерождением сердечной мышцы, нефропатией, присоединившейся инфекцией.

Независимо от механизма действия первоначальный прием наркотика способствует тому, что в организме человека происходит массированный выброс эндорфинов, их еще называют «гормонами радости». При этом у человека появляется чувство психологического комфорта, все воспринимается в радужных тонах, наркоман погружается в сладкие грезы. Подобные ощущения ведут формированию психологической зависимости. Эндорфины в небольших концентрациях присутствуют в крови всегда. Эта фоновая концентрация обеспечивает нам нормальное ежедневное душевное равновесие и самочувствие. Если сперва подавить выработку эндорфинов искусственным приемом наркотика, а потом отменить его, организм останется без необходимого уровня собственного гормона. В результате развивается глубокое депрессивное состояние, особенно часто оно вызывается недостаточностью дофамина и серотонина. [33, www]

Несмотря на некоторые различия в клинических проявлениях отдельных форм химической зависимости, последние имеют о6щие социально-психологические признаки. В основе данной аддикции лежит потребность продолжать прием наркотика с целью достижения чувства комфорта или устранения неприятных ощущений (например, абстинентного синдрома). Влечение к наркотику носит чрезвычайно сильный характер. Одним из указаний на злоупотребление наркотиками является социальная деградация, проявляющаяся, прежде всего, в быстро нарастающей социальной дезадаптации. При этом наблюдается снижение успеваемости, отказ от учебы или профессиональной деятельности, конфликты с социальным окружением, проблемы с законом, отход от семьи и друзей, сужение общения до наркоманического круга, изоляция. [37, www]

Параллельно с социальной деградацией происходит выраженное изменение характера. На фоне озабоченности наркотиком нарастает общая необязательность, формируется амотивационный синдром (утрата прежних интересов). Отрицание становится стилем поведения. Наркозависимый отрицает буквально все: факты употребления, правила, свои поступки, свою ответственность, наличие про6лем, наконец, зависимость и необходимость ее лечения. Попытки окружающих помочь зависимому или обесцениваются или вызывают агрессию. Если первоначально аддиктивная личность старается уйти от решения про6лем, то постепенно она вообще теряет способность к действиям. Депрессия, изоляция, беспомощность, нелады с законом - все это, наконец, приводит к осознанию серьезности проблемы. [8]

Толерантность – это повторное применение одной и той же дозы наркотика, которое часто приводит к ослаблению реакции на наркотик. Существует три основных типа толерантности, имеющие совершенно различные механизмы действия. Постоянное употребление наркотика приводит к определенной степени предрасположенной толерантности. Это объясняется возрастанием степени метаболизма наркотика, поэтому, человек, употребляющий наркотик, вынужден увеличивать дозу для достижения определенного уровня содержания наркотика в его организме. Другим типом толерантности является функциональная толерантность. Функциональная толерантность обозначает уменьшение чувствительности мозга и других частей центральной нервной системы к эффекту, производимому наркотиком. Третий механизм включает поведенческую установку человека поведенческая или приобретенная толерантность. Например, человек, имеющий значительный опыт воздействия алкоголя на двигательную координацию, может научиться компенсировать состояние интоксикации при помощи медленной ходьбы, чтобы не упасть, даже будучи сильно пьяным. [26]

Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «наркомания» можно поставить при наличии 3-х и более признаков, которые должны проявляться у человека несколько раз в течение 12 месяцев или постоянно в течение месяца, независимо от дальнейших периодов воздержания:[52]

1. Сильная потребность или переживание неодолимости потребности к употреблению наркотика (Влечение к наркотику, которое трудно перебороть).

2. Очевидное падение способности контролировать употребление наркотика. Это относится к трудности отказа от уже начатого приёма наркотика.

3. Употребление наркотика, что бы облегчить или устранить симптомы абстинентного синдрома и субъективная уверенность человека в эффективности такого действия («положительный опыт»).

4. Абстинентный синдром.

5. Рост толерантности к эффектам наркотика.

6. Сужение круга лиц, с которыми потребляется наркотик

7. Прогрессирующее пренебрежение к другим интересам и действиям, реализация которых доставляет (доставляла) удовольствие, в пользу употребления алкоголя/наркотика («сужение» круга интересов, их преимущественная концентрация на алкаголизации/наркотизации).

8. Настойчивость в стремлении продолжать употреблять алкоголь/наркотик, несмотря на явные признаки отрицательных воздействий.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 234.