Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов аудиторской проверки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Правиле (стандарте)№ 5 «Аудиторские доказательства» установлены единые требования к количеству и качеству доказательств, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Наиболее распространенными способами получения аудиторского доказательства при аудите расчетов с покупателями и заказчиками являются:

1. Проверка расчетов (пересчет арифметических расчетов аудируемого лица);

2. Запрос;

3. Подтверждение;

4. Опрос персонала;

5. Прослеживание;

6. Аналитические процедуры

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица.

Подтверждение – это ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор может запросить подтверждение суммы кредиторской задолженности непосредственно у кредиторов).

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, установление причин таких ошибок и искажений.

Полученные таким образом аудиторские доказательства должны обязательно удовлетворять двум требованиям - достаточности аудиторских доказательств для обоснованных выводов и надлежащему характеру собранных аудиторских доказательств.

Обратимся к программе аудита и рассмотрим какие аудиторские процедуры используются при получении доказательств на каждом этапе реализации программы.

1. Проверка учетной политики в части учета расчетов с покупателями и заказчиками.

При анализе учетной политики целесообразно использовать процедуру инспектирования, а также процедуру тестирования. При этом составляются соответствующие рабочие документы (табл. 3.6).

 

Таблица 3.6 - РДА №1 "Анализ учетной политики"

№ п/п Элемент учетной политики Нормативная база Допустимые варианты Вариант закрепленный в учетной политике Примечание (описание нарушений, выводы аудитора)
1. Порядок организации бухгалтерского учета (в части расчетов с покупателями и заказчиками) Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ а)бухгалтерская служба; б)бухгалтер; в) специализированная организация по договору; г) руководитель. Бухгалтер Полное соответствие
2. Формы первичных учетных документов Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98 г.). а) унифицированные формы; б) специализированные формы. Хозяйственные операции оформляются первичными документами унифицированных форм Соответствует
3. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах   Законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно. Приводится в приложении к учетной политике.  
4. График документооборота (в части учета расчетов с покупателями и заказчиками) Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ Формируется организацией самостоятельно. Формируется самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике. Нарушение срока сдачи документов в бухгалтерию
5. Проверка формы расчетов с покупателями и заказчиками б) Указание ЦБ РФ от 20.06.07 №1843-У (ред. от 28.04.2008) «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридических лиц или кассу индивидуального предпринимателя» а)Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. а)наличная форма расчетов; б)безналичная форма расчетов. Приводится в приложении к учетной политике: до 100000 руб. – наличная форма свыше - безналичная форма расчетов. Соответствует нормативным документам.

 

2. Правовая оценка хозяйственных договоров с покупателями и заказчиками.

Проверяя хозяйственные договора с покупателями и заказчиками, аудитор также использует процедуру инспектирования. Он просматривает обороты по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в регистрах синтетического учета, устанавливает соответствие оборота по указанным счетам с наличием договора.

Так как договор является основным документом, который регулирует отношения между участниками, то он должен быть составлен в соответствии с правилами законодательства, только после этого он будет иметь юридическую силу.

Проверка договоров в ООО «Росметалл» показала, что формы договоров соответствуют действующему законодательству. В процессе проверки договоров были выявлены два недостающих договора. Поэтому аудитор должен заполнить следующий рабочий документ (табл. 3.7):

 

Таблица 3.7 - РДА №2 «Перечень договоров с покупателями и заказчиками, отсутствующих на момент аудиторской проверки»

Номер и дата отсутствующего договора с покупателями и заказчиками Разъяснения уполномоченного лица Признак наличия договора на конец проверки
1 2 3
Договор поставки профнастила №407 от 29.12.2008 Бухгалтер по расчетам сказал, что договор находится на подписи у заказчика. Присутствует, составлен в соответствии с законодательством.
Договор поставки оцинкованных листов №56 от 03.03.2008 Договор был составлен в одном экземпляре для оплаты, находится в бухгалтерии заказчика. Составлен второй экземпляр, подписан обеими сторонами.

 

3. Аудит организации первичного учёта расчётов с покупателями и заказчиками.

Проверяя расчеты, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях, при необходимости запросить в банках копии документов.

При проверке своевременности и правильности отражения операций по реализации было установлено, что отражение операций по предоставлению услуг покупателям и заказчикам ведется в соответствии с учетной политикой предприятия и соответствует нормам действующего законодательства.

При проверке наличия и правильности оформления первичных учетных документов по расчетам с покупателями и заказчиками был заполнен следующий рабочий документ (табл. 3.8).


Таблица 3.8 - РДА №3 «Проверка оформления первичной документации»

Дата проверки Наименование первичного документа Дата документа Номер документа Содержание хозяйственной операции Заключение аудитора
04.04.09 Товарно-транспортная накладная 04.05.08 19 Выставлена товарно-транспортная накладная, которая не была подписана руководителем организации Первичный документ оформлен с нарушением приложения к учетной политике.

 

В ООО «Росметалл» все первичные документы на месте и соответствуют законодательству РФ. Если бы отсутствовал какой-либо первичный документ, то заполняется следующий рабочий документ (табл. 3.9). Аудитор должен был бы получить разъяснения по поводу данного обстоятельства у ответственного сотрудника аудируемого лица.

 

Таблица 3.9 - РДА №4 «Перечень отсутствующих первичных документов»

Даты, номера или иные идентификационные признаки отсутствующих первичных документов Разъяснения уполномоченного лица Признак наличия документов на конец проверки
1 2 3
Копия платежного поручения, подтверждающая оплату выставленного счета №1426 от 10.09.08 Утеряна Заказана и получена из банка копия платежного поручения получена

 

Учет расчетов с покупателями и заказчиками автоматизирован и ведется в программе «1С Бухгалтерия». Проводки в 1С формируются на основании введенных документов: актов выполненных работ и счетов-фактур по покупателям.

4. Аудит состояния задолженности покупателей и заказчиков.

На этом этапе необходимо проверить правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Суммы, не истребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев когда в его действиях отсутствует умысел.

5. Проверка правильности отражения в учете дебиторской и кредиторской задолженности.

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности является одной из важных процедур аудита, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными деньгами представляют возможности для мошенничества, растрат и искажений данных финансовых отчетов. Необходимо принимать это во внимание и знать типичные методы совершения и скрытия подобных действий.

В сфере текущих обязательств мошеннические и ошибочные действия значительно отличаются от аналогичных действий в отношении текущих активов. Зачастую служащие подделывают документы, содержащие обязательства, составляют фиктивные обязательства для обеспечения неверных кассовых выплат.

При сверке расчетов обращают внимание на соблюдение следующих правил:

- аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику;

- дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.

При выборочной проверке счетов-фактур, которые выписывались покупателям, была проверена правильность начисления суммы НДС. Во всех проверенных счетах не вызвала сомнений правильность отражения НДС, который выделен отдельной строкой или графой. Таким образом, можно сделать вывод, что налог был начислен в соответствии с законодательством.

Поскольку на предприятии полностью автоматизирован бухгалтерский учет, начисление НДС производится точно, своевременно и без ошибок.

В результате проверки регистров бухгалтерского учета установлено, что проводки по взаиморасчетам с покупателями и заказчиками составляются в соответствии с учетной политикой предприятия и нормативными документами (табл. 3.10).

 

Таблица 3.10 - РДА №5 «Проверка корреспонденции счетов бухгалтерского учета по расчетным операциям»

Дебет Кредит Содержание операции
62/1 в разрезе наименований покупателей 90/1/1 в разрезе видов услуг Отражается начисление платы физическим и юридическим лицам за товар
62/2 в разрезе наименований покупателей 90/1/1 в разрезе видов услуг Отражается начисление платы за оказанные услуги по ксерокопированию, согласованию технических условий и другие услуги на основании утвержденных калькуляций.
51 в разрезе расчетных счетов 62/1 в разрезе наименований покупателей Поступила на расчетный счет оплата за товар
50 62/1 в разрезе наименований покупателей Поступила в кассу предприятия оплата за товар
60 в разрезе поставщиков 62/1 в разрезе наименований покупателей Произведен взаимозачет с поставщиком на основании договора
50 62/2 в разрезе наименований покупателей Поступила в кассу предприятия оплата за предоставленные разовые услуги по ксерокопированию, согласованию технической документации и т.д.

Проверка правильности расчетов итоговых оборотов и сальдо по счетам, а также различных учетных регистров не представляет технических трудностей

Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области компьютерной обработки данных, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно.

При проведении аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материально ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регистрации и т.д.

Так как в ООО «Росметалл» бухгалтерский учет, аудитор должен составить рабочий документ «Анализ применяемой предприятием автоматизированной системы учета» (табл. 3.11).

 

Таблица 3.11 - РДА №6 «Анализ применяемой предприятием автоматизированной системы учета»

№ п/п Раздел учета Используемый программный продукт Разделение прав доступа Ответственные пользователи Соответствие прав пользователей должностным обязанностям Примечание
1. Учет расчетов с покупателями. 1С Бухгалтерия Все работники бухгалтерии имеют доступ к программе. Бухгалтер по расчетам Имеет соответствующее высшее образование. Корреспонденция счетов выполняется в системе компьютерной обработки данных.
2. Распечатка платежных поручений, счетов фактур, акт выполненных работ. 1С Бухгалтерия Все работники бухгалтерии имеют доступ к программе. Бухгалтер по расчетам Имеет соответствующее высшее образование.  
3. Регистрация первичных документов в учетных регистрах. 1С Бухгалтерия Все работники бухгалтерии имеют доступ к программе Бухгалтер-кассир Изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно Составляется электронная версии журналов операций.
4. Закрепление товарно-материальных ценностей за материально ответственными лицами. 1С Бухгалтерия Все работники бухгалтерии имеют доступ к программе Бухгалтер по материалам Прошла курс обучения в области информационных технологий.  

 

На завершающем этапе аудиторской проверки аудитор обобщает всю полученную в ходе аудита информацию, обрабатывает ее и на этой основе формирует профессиональное мнение. По итогам аудиторской проверки аудиторская организация должна предоставить необходимую информацию руководству аудируемого лица.

Цель предоставления письменной информации - доведение до руководства проверяемого экономического субъекта сведений о выявленных недостатках, которые могут привести к существенным ошибкам в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, письменная информация должна содержать предложения по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Качественными характеристиками письменной информации с точки зрения ее содержания являются: существенность, краткость, содержательность, отсутствие фактических неточностей. Еще одна цель письменной информации - обоснование мнения, выраженного в аудиторском заключении о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом необходимо показать объем и характер работ, приведенных в ходе аудита, продемонстрировать достаточность собранных аудиторских доказательств для выражения мнения аудитора.

Логическим завершением проведенной аудитором работы являются рекомендации аудируемой организации по исправлению и улучшению ведения ее бухгалтерского учета и отчетности в целом.

Объем предоставляемой письменной информации может меняться в зависимости от масштабов деятельности аудируемой организации; обязательств перед аудируемым лицом согласно договору; результатов аудита; вида подготавливаемого аудиторского заключения.

Аудитор должен составить рабочий документ, указанный в таблице 3.12, в котором найдут свое отражение все обнаруженные им искажения.

 

Таблица 3.12 - РДА № 7 «Выводы и рекомендации по результатам проведения аудиторских процедур»

№ п/п Содержание процедуры Краткая характеристика нарушения Последствия Рекомендации аудитора
1. Экспертиза хозяйственных договоров, заключенных с покупателями и заказчиками У ООО «Росметалл» отсутствует на момент проведения аудиторской проверки два договора: Договор поставки профнастила №407 от 29.12.2008 ; Договор поставки оцинкованных листов №56 от 03.03.2008   Не соблюдаются законодательные акты. Оформить договора, согласно действующему законодательству, подписать и подшить ко всем остальным документам.
2. Проверка организации первичного учёта расчётов с покупателями и заказчиками. Отсутствует систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой внутреннего контроля. Нарушаются положения учетной политики. Необходимо службе внутреннего контроля систематически проверять первичную документацию на наличие необходимых подписей
3. Проверка реальности дебиторской задолженности Договор не оплачен покупателем в срок. Имеется дебиторская задолженность с истекшим сроком давности Аудируемая организация должна уделить должное внимания получению от покупателей и заказчиков денежных средств за выполненные работы.
4. Проверка полноты и точности регистрации документа в учётных регистрах Имеются договора не подписанные одной из сторон, на которых не поставлены штампы. Аудируемая организация заполняет часть первичных документов, руководствуясь законодательным нормами Рекомендуется обратить внимания на нормативные и законодательные документы.

 

Большинство выявленных нарушений свидетельствует о недостаточном контроле со стороны службы внутреннего контроля.

После того как работниками и должностными лицами ООО «Росметалл» будут внесены исправления, будет подготавливаться окончательный вариант письменной информации.

Аудитор проводит проверку и оценку исправлений, внесенных ООО «Росметалл» в данные бухгалтерского учета и отчетности. С учетом внесенных исправлений (или выраженного клиентом несогласия вносить исправления) аудитор формирует соответствующее мнение о типе аудиторского заключения.





Заключение

 

В результате проведенного в данной курсовой работе исследования можно отметить, что ООО «Росметалл», имея многолетний опыт работы на рынке, обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли.

ООО «Росметалл» успешно работает на рынке металлопроката г. Н.Новгорода.

Основным направлением деятельности ООО «Росметалл», является снабжение продукцией из оцинкованной стали, а также водосточными системами предприятий и организаций строительной индустрии, агропромышленного комплекса, транспорта, промышленных предприятий города Н.Новгорода и области.

Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129.

Наличие системы внутреннего контроля в ООО «Росметалл» не предусмотрено. Контроль осуществляется работниками организации путем проведения проверок наличия и правильного оформления документов.

При написании данной курсовой работы была изучена литература и нормативные документы по бухгалтерскому учету и аудиту расчетов с покупателями и заказчиками.

Был проведен общий анализ деятельности ООО «Росметалл».

Изучены нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками и основные формы расчетов с покупателями и заказчиками.

Рассмотрены бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Росметалл», документальное оформление операций по расчетам с покупателями и заказчиками, синтетический и аналитический учет операций с покупателями и заказчиками, порядок проведения инвентаризации по расчетам с покупателями и заказчиками.

При написании курсовой работы были определены цель, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с покупателями и заказчиками. Рассмотрены этапы планирования, определен уровень существенности, рассчитан аудиторский риск, составлены план и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками. Проведен сбор аудиторских доказательств, составлены рабочие документы аудитора, обобщены результаты аудиторской проверки.

Вполне естественно, что в рамках курсовой работы не были полностью раскрыты все аспекты аудита расчетов с покупателями и заказчиками, однако в данной работе исследованы и описаны все существенные принципы и подходы к аудиту расчетов с покупателями и заказчиками имеющие практическое значение.



Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009); Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.04.2009).

2. Налоговый кодекс Российской Федераци: Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 26.11.2008, с изм. от 17.03.2009); Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.04.2009).

3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 03.11.2006).

4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 26.03.2007).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006). Утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 18.09.2006).

9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 26.03.2007).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 27.11.2006).

11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 27.11.2006).

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008). Утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н.

13. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П) (ред. от 22.01.2008) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2002 №4068).

14. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 (ред. от 07.10.2004 № 532).

15. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита». Утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 (ред. от 07.10.2004 № 532).

16. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита». Утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 (ред. от 07.10.2004 № 532).

17. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите». Утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 (ред. от 07.10.2004 № 532)

18. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства». Утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 (ред. от 07.10.2004 № 532).

19. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение». Утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 (ред. от 07.10.2004 № 532).

20. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности». Утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 (ред. от 19.11.2008).

21. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 16 «Аудиторская выборка». Утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 (ред. от 07.10.2004 № 532).

22. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 20 «Аналитические процедуры». Утв. Постановлением Правительства от 23.09.2002 № 696 (ред. от 16.04.2005 № 228).

23. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте от 22.01.1998 Протокол № 2).

24. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. 18.09.2006).

25. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 18.09.2006).

26. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

27. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения, и отпуска товаров в организациях торговли. Утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5.

28. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (ред. от 11.05.2006).

29. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (ред. 03.05.2000).

30. Богатая, И.Н., Аудит: Учебное пособие. / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 475 с. – (высш. обр.).

31. Данилевский, Ю.А. Аудит: Учебное пособие. / Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 544 с.

33. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2007. – 592 с.

34. Подольский, В.И., Аудит: Учебник для вузов / Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др.; под ред. проф. В.И.Подольского. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2007. – 583 с.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 270.