Зачетно-экзаменационные материалы для промежуточной аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет, метод, задачи статистики.

2. Этапы статистического исследования.

3.  Виды статистической отчетности.

4. Способы наглядного представления результатов статистического наблюдения.

5. Статистические группировки. Виды группировок.

6. Абсолютные и относительные величины. Понятие. Виды. Единицы измерения.

7. Средние величины, их виды и значение в статистическом анализе.

8. Особенности определения средних в дискретных и интервальных вариационных рядах.

9. Показатели вариации (абсолютные и относительные).

10. Правило сложения дисперсий. Виды дисперсий и их сущность.

11. Структурные средние, их виды. Порядок нахождения структурных средних в дискретных и интервальных вариационных рядах.

12. Сущность выборочного метода наблюдения. Преимущества и недостатки. Понятие и виды ошибок результатов выборочного наблюдения. Способы распространения результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

13. Виды индексов: индивидуальные и сводные (общие); агрегатные и средние индексы; индексы количественных и качественных показателей; цепные и базисные индексы.

14. Взаимосвязь индексов качественных показателей: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

15. Понятие ряда динамики. Виды рядов динамики. Характеристики ряда динамики: абсолютные приросты; темп роста и прироста; абсолютное значение одного процента прироста.

16. Методы выявления зависимости изменения во времени уровней ряда: метод укрупнения интервалов, скользящих средних, аналитического выравнивания.

17. Индексы сезонности.

18. Показатели степени тесноты связи между признаками: для количественных признаков (корреляционное отношение, коэффициент корреляции, коэффициент ранговой корреляции, коэффициент корреляции знаков; для качественных альтернативных признаков (коэффициенты контингенции, ассоциации).

19.  Определение параметров уравнения регрессии. Оценка существенности параметров уравнения регрессии.

20. Показатели демографической нагрузки населения.

21. Абсолютные и относительные показатели миграции населения.

22. Абсолютные и относительные показатели естественного движения населения.

23. Таблицы смертности и средней продолжительности жизни. Методы исчисления перспективной численности населения.

24. Состав трудовых ресурсов. Баланс трудовых ресурсов. Показатели естественного и миграционного движения трудовых ресурсов.

25.  Коэффициенты трудоспособности, занятости, экономической активности населения.

26. Понятие и состав экономически активного населения, занятых и безработных. Показатели, характеризующие уровни экономической активности, занятости и безработицы населения.

27. Показатели численности и состава персонала организации. Методы исчисления средней численности работников организации. Показатели движения персонала предприятия.

28.  Состав рабочего времени. Балансы рабочего времени. Показатели использования рабочего времени.

29. Показатели уровня производительности труда. Взаимосвязь между показателями уровня производительности труда и их динамики.

30. Анализ динамики производительности труда с помощью показателей выработки и трудоемкости продукции. Натуральный, трудовой и стоимостный методы измерения динамики производительности труда.

31. Статистические методы изучения влияния различных факторов на изменение производительности труда.

32. Статистика оплаты труда: фонд заработной платы и его состав; показатели среднего уровня оплаты труда и взаимосвязь между ними; анализ динамики среднего уровня оплаты труда.

33. Анализ динамики заработной платы. Понятие и состав затрат на рабочую силу.

34.  Понятие национального богатства и значение его статистического изучения. Состав национального богатства. Определение объема национального богатства.

35.  Понятие и состав основных фондов. Виды стоимостной оценки основных фондов. Балансы основных фондов. Показатели состояния, движения и использования основных фондов.

36. Показатели использования основных фондов. Статистическое изучение динамики фондоотдачи и фондоемкости продукции. Определение прироста продукции за счет улучшения использования основных фондов.

37. Статистическое изучение оборудования, как активной части основных фондов: численность, состав, мощность оборудования, показатели, характеризующие его использование.

38. Статистическое изучение материальных оборотных средств: состав материальных оборотных средств, показатели их использования.

39. Понятие и границы экономического производства в СНС. Рыночное и нерыночное производство. Классификация субъектов экономической деятельности.

40. Производственный метод исчисления ВВП: выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, валовой внутренний продукт в рыночных ценах. 

41. Стоимостные показатели продукции отраслей экономики.

42. Метод формирования ВВП по источникам доходов. Валовой национальный доход.

43. Исчисление ВВП методом конечного использования. Конечное потребление. Валовое накопление.

44. Показатели статистики рынка товаров и услуг: товарооборот, статистическое изучение его объема, структуры и динамики, товарные запасы, скорость товарного обращения, обеспеченность товарооборота товарными запасами.

45. Понятие и состав издержек производства и обращения. Показатели уровня и динамики себестоимости продукции (индивидуальные и общие индексы себестоимости продукции, показатели экономии затрат, обусловленные изменением уровня себестоимости продукции).

46. Статистическое изучение уровня и динамики затрат на рубль продукции. Показатели статистики издержек обращения.

47. Показатели прибыли и рентабельности. Анализ факторов, влияющих на их изменение.

48.  Понятие о системе национальных счетов. Принципы построения и анализа счетов. Счет производства.

49. Методология построения и система показателей счетов образования и распределения доходов.

50. Методология построения и система показателей счета использования доходов и счета товаров и услуг.

51. Система показателей, характеризующих уровень жизни населения.

52. Система показателей статистики финансов.

 

 

7. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

 

Основной задачей промежуточной аттестации является повышение качества и прочности знаний обучающихся, приобретение и развитие навыков самостоятельной работы, укреплению обратной связи между преподавателем и обучающимся.

Промежуточная аттестация осуществляется самостоятельно преподавателем, ведущим практические (семинарские) занятия, в рамках учебной нагрузки.

Экзамен является промежуточным контролем для дисциплины «Экономическая статистика» и служит формой оценки уровня освоения обучающими учебного материала и могут проводиться как в форме устного, так и письменного опроса. Результат оценки указан в разделе 6.2 «Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций» данной разработки.

 

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

Нормативные правовые акты

1. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июля 2013 г. №251-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72844/.

Основная литература

2. Бережной В. И.Статистика в примерах и задачах: учеб. пос./В.И.Бережной, О.Б.Бигдай, О.В.Бережная, Киселева О.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

3. Глинский В. В. Статистика : учебник / В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.] ; под ред. В.Г. Ионина. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 355 с.  (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

4. Долгова В. Н. Статистика : учебник и практикум / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 626 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - ЮРАЙТ ).

5. Дудин, М. Н. Статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, М. Л. Лезина. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 374 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - ЮРАЙТ ).

6. Иванов Ю. Н. Экономическая статистика: Учебник / Иванов Ю. Н. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 584 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

7. Мелкумов Ян С. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие / Я.С. Мелкумов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 186 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

8. Мелкумов Ян С. Финансовые вычисления. Теория и практика: Учеб.-справоч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 408 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

9. Минашкин В. Г. Статистика : учебник для бакалавров / В. Г. Минашкин ; под ред. В. Г. Минашкина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. - 448 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - ЮРАЙТ ).

10. Мусина Е. М.Статистика. Краткий курс лекций и тестовые задания: Учебное пособие / Е.М. Мусина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 72 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

11. Непомнящая Н. В. Статистика: общая теория статистики, экономическая статистика. Практикум/НепомнящаяН.В., ГригорьеваЕ.Г. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 376 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

12. Пожидаева Е. С. Финансовая статистика: практикум : учеб. пособие / Е.С. Пожидаева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 193 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

13. Сергеева И. И. Статистика: Учебник / И.И. Сергеева, Т.А. Чекулина, С.А. Тимофеева. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

14. Статистика: Учебное пособие для студ., обуч. по напр. подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / Финуниверситет ; под ред. В.Н. Салина; Е.П. Шпаковской - М.: Кнорус, 2014 - 504 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - Znanium.com).

15.  Статистика : учебник для прикладного бакалавриата / под ред. И. И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 361 с.

16. Статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Мхитарян [и др.] ; под ред. В. С. Мхитаряна. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 464 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - ЮРАЙТ ).

17. Статистика : учебное пособие / М.Г. Назаров под ред. и др. - Москва : КноРус, 2016. - 406 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - BOOK.ru).

18. Статистика : учеб. пособие / А.М. Ляховецкий, Е.В. Кремянская, Н.В. Климова и др. - Москва : КноРус, 2016. - 362 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - BOOK.ru).

Дополнительная литература

19. Статистика. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / И. И. Елисеева [и др.] ; под ред. И. И. Елисеевой. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 514 с

20. Козлов А. Ю. Статистический анализ данных в MS Excel: Учебное пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф. Шишов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

21. Лысенко С. Н. Общая теория статистики: Учебное пособие / С.Н. Лысенко, И.А. Дмитриева. - Изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 219 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - Znanium.com).

22. Хуснутдинов Р. Ш. Математическая статистика: Учебное пособие / Р.Ш. Хуснутдинов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 205 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

 

9. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1.Всемирная Таможенная Организация (WCO) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org.

2.Всемирная торговая организация (WTO) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org.

3.Всемирный банк (World Bank) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org - этот сайт предоставляет информацию о деятельности Банка и его подразделений в различных регионах мира. На сайте также можно найти ссылки на некоторые международные организации. Используйте стартовую страницу на русском языке - http://www.worldbank.org/eca/russian.

4.Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ebrd.org.

5.Европейский Союз [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://europa.eu.int.

6.Европейский центральный банк (ECB) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecb.int.

7.Единый портал внешнеэкономической информации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru .

8.Журнал «Forbes» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbesrussia.ru.

9.Международная таможенная организация (WCO) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org.

10. Международный банк реконструкции и развития (IBRD) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org/html/extdr/backgrd/ibrd.

11. Министерство Финансов Российской Федерации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.

12. Министерство экономического развития РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main.

13. Организация Объединенных Наций [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org.

14. Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opec.org .

15. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oecd.org.

16. Россия – ЕС: партнерство для модернизации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.formodernization.com.

17. Торгово-промышленная палата РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tpprf.ru.

18. Федеральная таможенная служба РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.

19. Федеральное Казначейство [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru.

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью дисциплины «Экономическая статистика» является формирование научного экономического мировоззрения и базовых знаний в области статистической методологии, что предполагает решение следующих задач:

1) освоение теоретических и методологических основ статистического метода исследования социально-экономических явлений и процессов;

2) приобретение и закрепление практических навыков:

- проведения статистического исследования: статистического наблюдения, обработки и анализа полученной информации;

- проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- анализа и интерпретации микро- и макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономические явления и процессы, показателей системы национальных

- счетов, подготовки статистических обзоров и отчетов.

Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний.

Для успешного освоения курса предлагается перечень основной и дополнительной учебной литературы. Рекомендуется при изучении дисциплины использовать нормативные правовые акты, действующие в РФ на момент изучения дисциплины; экономическую литературу; ИНТЕРНЕТ-ресурсы, ресурсы информационно-правовых систем «Гарант», «Консультант-Плюс» др.

Работа с лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом.

Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления - речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника - документа, статьи, книги и т.п.).

При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Интерактивные занятия позволяют преподавателю сконцентрировать внимание студентов на определенных темах дисциплины. В ходе изучения дисциплины студент должен находиться в активном взаимодействии с преподавателем.

На практические занятия необходимо приносить с собой рекомендуемую литературу, калькулятор.

Практические занятия по дисциплине «Экономическая статистика» проводятся в активной и интерактивной формах обучения. Это предполагает, что каждый студент должен быть способен не только изложить основы статистических методов исследования и методику расчета статистических показателей, но и принять активное участие и групповом обсуждении алгоритма решения задач, хода выполнения практического задания. При подготовке к практическим занятиям следует использовать не только лекции, но и рекомендованные литературные источники. Каждую задачу необходимо доводить до окончательного решения. Демонстрировать понимание проведенных расчетов и содержание исчисленных показателей.

Самостоятельная работа включает в себя выполнение заданий, которые ориентированы на более глубокое освоение материала дисциплины «Экономическая статистика». Cтуденты должны выполнить предусмотренную учебным планом расчетно-аналитическую работу. Выполнение данной работы проводится с целью подготовки обучающихся к осуществлению расчетной, проектной, аналитической деятельности посредством формирования профессиональных компетенций, связанных со сбором, обработкой, анализом и интерпретацией данных, необходимых для решения профессиональных задач, с использованием статистического аппарата и современных информационных технологий.

В процессе выполнения расчетно-аналитической работы студенты должны продемонстрировать не только знание теоретических основ учебной дисциплины, но и умение применять статистическую методологию к изучению и анализу конкретных данных, формулировать и аргументировать выводы и рекомендации.

Индивидуальные задания в рамках расчетно-аналитической работы формируются преподавателем кафедры, ведущим практические занятия в студенческой группе.

В процессе выполнения расчетно-аналитической работы студенты должны продемонстрировать не только знание теоретических основ учебной дисциплины, но и умение применять статистическую методологию к изучению и анализу конкретных данных, формулировать и аргументировать выводы и рекомендации.

Расчетно-аналитическая работа должна содержать краткое изложение теоретических положений, связанные с выполняемым студентом заданием, самостоятельные расчеты, выводы по полученным результатам. Расчеты, проводимые при выполнении конкретных индивидуальных заданий, должны быть достаточно подробными, сопровождаться указанием формул, последовательности расчетных процедур, что позволит преподавателю оценить адекватность применяемых студентом статистических методов обработки и анализа данных.

Расчетные процедуры должны выполняться с применением программы «Microsoft Excel». Результаты расчетов следует оформить в таблицах.

Заключительная часть расчетно-аналитической работы (или каждого ее раздела в соответствии с индивидуальным заданием) должна содержать анализ и интерпретацию полученных результатов расчета показателей.

Оформление расчетно-аналитической работы выполняется в соответствии с требованиями Челябинского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, изложенными в методическое пособии: Якушев А. А. Правила оформления контрольных работ, курсовых проектов, научных и выпускных квалификационных работ / Якушев А. А.; Челябинский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ: 2015. – 47 с.

Собственные расчеты студентов приводятся полностью. Все формулы должны быть приведены отдельными строками, с обязательной расшифровкой обозначений, использованных в них. Графики, диаграммы, рисунки и др. наглядные изображения должны быть выполнены на компьютере.

Расчетно-аналитическая работа сдается в установленные преподавателем сроки. Выполненная работа оценивается преподавателем по следующим критериям: степень самостоятельности при выполнении работы, соответствие заданию (полнота выполнения задания), структура и логика изложения материала, аргументация сделанных выводов, корректность использования методов обработки статистической информации, привлечение отечественных и зарубежных источников информации (если это предусмотрено заданием), соблюдение требований к оформлению работы, сроки выполнения и сдачи работы.

 

11. Описание материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Материально-техническая база Челябинского филиала Финансового университета, необходимая для осуществления образовательного процесса по данной дисциплине включает в себя специальные помещения для проведения лекций, семинарских занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, необходимыми для представления информации большой аудитории.

Помещения для самостоятельной работы студентов включают в себя библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами необходимой учебной и учебно-методической литературой и иными материалами; компьютерные классы (ауд.401, 402) с возможностью работы в «Интернет»; аудитории для консультационной деятельности.

Студентам и преподавателям обеспечивается доступ, в том числе удаленный, в том числе и в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных (в т.ч. международным реферативным базам данных научных изданий) и информационным справочным системам.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.