Разделы РПД с внесенными изменениями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

 

Год утверждения программы: 2017

Разработчики рабочей программы дисциплины: 

Салин В.Н., Шпаковская Е.П., Ларионова Е.И.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 38.03.01 «Экономика»

ПРОФИЛИ «Финансы и кредит», «Учет, анализ и аудит», «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов»

Формы обучения: очная, заочная, ускоренная

Составитель актуализации: доцент кафедры «Экономика и финансы», к.э.н. Согрина Н.С.

 

Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»

протокол № 1  от 31 августа 2017 г.

 

 

Челябинск 2017
Содержание Приложения

 

Наименование разделов РПД стр.
1. Требования к результатам освоения дисциплины 3
2. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)     3
3. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием объемов (в академических часах) видов учебных занятий     4
4. Содержание практических и семинарских занятий 7
5. Формы внеаудиторной работы 8
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации 11
6.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине 11
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания 12
6.3 Этапы формирования компетенций 14
6.4 Шкала оценки сформированных компетенций 17
6.5 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений 17
6.6 Зачетно-экзаменационные материалы для промежуточной аттестации 23
7. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 25
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 26
9. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 27
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 28
11 Описание материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 30

 

 


Разделы РПД с внесенными изменениями

1. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Экономическая статистика» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ПКН – 5. Способность составлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую и статистическую отчетность с учетом международных стандартов и использовать их результаты для принятия управленческих решений

- ПКН – 6. Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях.

СК – 2. Способность анализировать, обобщать и систематизировать информацию

 

2. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары)
и самостоятельной работы обучающихся в семестре


Для очной, заочной, ускоренной форм обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Вид промежуточной аттестации – экзамен

Вид учебной работы по дисциплине

Очная

(«Финансы и кредит»/«ЭБХС»)

Заочная («Финансы и кредит», «Учет, анализ и аудит»)

Ускоренная («Финансы и кредит»/ «Учет, анализ и аудит»)

Всего

(в з.е. и часах)

Се-местр 3 /4

Всего

(в з.е. и часах)

Семестр 5

Всего

(в з.е. и часах)

Се- местр 4 в часах в часах в часах Общая трудоемкость дисциплины 5 з.е., 180 180 5 з.е., 180 180 5 з.е., 108 108 Аудиторные занятия 72 72 16 16 12 12 Лекции 18 18 4 4 4 4 Практические занятия 54 54 12 12 8 8 в т.ч. в интерактивных формах 54 54 12 12 8 8 Самостоятельная работа 108 108 164 164 96 96 В семестре 72 72 16 16 12 12 В сессию 36 36 36 36 36 36 Текущий контроль

расчтено - аналитическая работа

Вид промежуточной аттестации

экзамен

3. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием объемов (в академических часах) видов учебных занятий

Для очной формы обучения («Финансы и кредит»/«Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов)

Наименование темы (раздела) дисциплины

Всего

Трудоемкость в часах

Формы текущего контроля успеваемости

Аудиторная работа

Самостоя-тельная работа

Общая Лекции Практические и семинарские занятия в том числе занятия в интерактивной форме
1 Предмет, метод и задачи экономической статистики 7,5 1,5 0,5 1 1 6 Тестирование
2 Статистическое наблюдение. Представление результатов статистического наблюдения 19 7 1 6 6 12 Тестирование. Выполнение расчетно-аналитической работы
3 Обобщающие статистические показатели 21 9 2 7 7 12 Тестирование. Выполнение расчетно-аналитической работы
4 Выборочное наблюдение 8,5 2,5 0,5 2 2 6 Тестирование. Выполнение расчетно-аналитической работы
5 Статистическое изучение взаимосвязи социально - экономических явлений 13 5 1 4 4 8 Тестирование. Выполнение расчетно-аналитической работы
6 Изучение динамики социально- экономических явлений и процессов 16 8 2 6 6 8 Тестирование. Выполнение расчетно-аналитической работы
7 Индексный метод анализа 14 6 2 4 4 8 Тестирование. Выполнение расчетно-аналитической работы
8 Статистика населения и рынка труда 15 7 2 5 5 8 Тестирование. Выполнение расчетно-аналитической работы
9 Статистика производительности и оплаты труда 14 6 2 4 4 8 Тестирование. Выполнение расчетно-аналитической работы
10 Статистическое изучение национального богатства 14 6 1 5 5 8 Тестирование. Выполнение расчетно-аналитической работы
11 Система национальных счетов 14 6 2 4 4 8 Тестирование
12 Основные показатели статистики финансов 13 5 1 4 4 8 Тестирование
13 Статистическое изучение уровня жизни населения 11 3 1 2 2 8 Тестирование
Итого 180 72 18 54 54/ 75% 108 -

Содержание практических и семинарских занятий

Формы внеаудиторной работы

Трудоемкость

Указание разделов и вопросов, отводимых на самостоятельное освоение обучающимся

очная заочная/ ускорен-ная 1 Предмет, метод и задачи экономической статистики Подготовка к вопросам практического занятия, самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы и нормативных материалов 6 10/ 6 Возникновение статистики как науки. Значение закона больших чисел в выявлении и изучении статистических закономерностей развития социальных и экономических явлений и процессов общественной жизни. Отечественные и зарубежные источники статистической информации 2 Статистическое наблюдение. Представление результатов статистического наблюдения Самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы, подготовка к практическому занятию, выполнение заданий в рамках расчетно-аналитической работы 12 14 / 10 Достоверность результатов статистического наблюдения: виды и причины возникновения ошибок наблюдения. Статистический инструментарий. Представление результатов статистического наблюдения. 3 Обобщающие статистические показатели Подготовка к практическому занятию по лекционному материалу, самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы, выполнение заданий в рамках расчетно-аналитической работы 12 14 / 10 Степенные средние. Расчет средней величины по сгруппированным и несгруппированным данным. Виды степенных средних величин. Показатели формы распределения: коэффициенты асимметрии и эксцесса. 4 Выборочное наблюдение Подготовка к вопросам практического занятия, самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы и нормативных материалов, выбор и подготовка темы доклада 6 8/ 4 Классификация видов выборочного наблюдения. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Определение необходимой численности выборки. 5 Статистическое изучение взаимосвязи социально - экономических явлений Самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы, подготовка к практическому занятию, выполнение заданий в рамках расчетно-аналитической работы 8 12/ 8 Проверка значимости уравнения регрессии (с помощью F-критерия) и коэффициентов уравнения регрессии (с помощью t-критерия Стьюдента). Коэффициент эластичности. 6 Изучение динамики социально- экономических явлений и процессов Подготовка к практическому занятию по лекционному материалу, самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы, выполнение заданий в рамках расчетно-аналитической работы 8 14/ 10 Измерение периодических колебаний в динамических рядах. Индексы сезонности. Прогнозирование динамики развития социально-экономических явлений 7 Индексный метод анализа Самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы, подготовка к практическому занятию, выполнение заданий в рамках расчетно-аналитической работы 8 14/ 9 Классификация индексов. Индексный метод в факторном анализе. Территориальные индексы 8 Статистика населения и рынка труда Подготовка к практическому занятию по лекционному материалу, самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы, выполнение заданий в рамках расчетно-аналитической работы, выбор и подготовка темы доклада 8 14 / 10 Источники информации о населении. Показатели демографической нагрузки населения трудоспособного возраста. Понятие о таблицах смертности. Состав экономически неактивного населения. Баланс трудовых ресурсов. Классификация экономически активного населения по статусу в занятости. Статистика движения рабочей силы. Баланс рабочей силы. Балансы рабочего времени. 9 Статистика производительности и оплаты труда Подготовка к практическому занятию по лекционному материалу, самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы, выполнение заданий в рамках расчетно-аналитической работы, выбор и подготовка темы доклада 8 12 / 8 Статистические методы изучения факторов роста производительности труда. Взаимосвязь показателей среднего уровня оплаты труда. Взаимосвязь показателей среднего уровня оплаты труда. 10 Статистическое изучение национального богатства Подготовка к практическому занятию по лекционному материалу, самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы, выполнение заданий в рамках расчетно-аналитической работы 8 14 / 10 Определение объема национального богатства и чистой стоимости собственного капитала сектора экономики. Натуральная и стоимостная формы учета экономических ресурсов. Финансовые инвестиции и их формы. Статистическое изучение использования оборудования по численности, времени, мощности и объему работы. 11 Система национальных счетов Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов, выбор и подготовка темы доклада 8 14 / 8 Границы экономического производства в СНС. Основные понятия, группировки и классификации в СНС. Анализ динамики ВВП. Индекс-дефлятор ВВП. 12 Основные показатели статистики финансов Подготовка к практическому занятию, выполнение практических заданий по теме, работа с использованием обучающих тестов 8 12 / 8 Основные показатели статистики государственных финансов, денежного обращения, банковской, биржевой деятельности, страхования. Статистическое изучение инфляции. 13 Статистическое изучение уровня жизни населения Подготовка к практическому занятию по лекционному материалу, самостоятельное изучение отдельных вопросов темы на базе рекомендуемой литературы, выполнение заданий в рамках расчетно-аналитической работы 8 12 / 8 Статистическое обследование бюджетов домашних хозяйств. Анализ потребительского спроса, коэффициенты эластичности. Статистическое наблюдение в отраслях социальной сферы ИТОГО - 108 164 / 108 -

Оценка

Удовлетворительно Хорошо Отлично

ПКН – 5

 

расчтено - аналитическая работа расчтено - аналитическая работа расчтено - аналитическая работа Обсуждение вопросов по темам Обсуждение вопросов по темам Обсуждение вопросов по темам тесты Решение ситуационных задач Решение ситуационных задач, тесты

ПКН – 6

 

расчтено - аналитическая работа расчтено - аналитическая работа расчтено - аналитическая работа Обсуждение вопросов по темам Обсуждение вопросов по темам Обсуждение вопросов по темам тесты Решение ситуационных задач Решение ситуационных задач, тесты

СК – 2

расчтено - аналитическая работа расчтено - аналитическая работа расчтено - аналитическая работа Обсуждение вопросов по темам Обсуждение вопросов по темам Обсуждение вопросов по темам тесты Решение ситуационных задач Решение ситуационных задач, тесты

6.5 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений

Контрольные тесты

1 При каком виде статистической группировки изучается взаимосвязь между варьирующими признаками в пределах однокачественной совокупности?

а) аналитическая (факторная) группировка;

б) структурная группировка;

в) типологическая группировка.

2 Как называется метод статистического исследования экспериментальных данных, позволяющий определить степень линейной зависимости между переменными?

а) регрессионный анализ;

б) корреляционный анализ;

в) компонентный анализ.

3 По имеющимся данным определите моду:

Среднемесячная заработная плата, руб. 23843,9 28923,9 41336,5 24577,7
Численность работающих, чел. 201 211 200 221

а) 23843,9 руб.;

б) 28923,9руб.;

в) 41336,5 руб.;

г) 24577,7 руб.

4 По какой формуле рассчитывается величина равного интервала?

а) ;        б) ;  в) .

5 Какое понятие характеризует совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений, а также природных ресурсов, разведанных и вовлеченных в экономический оборот?

а) система национальных счетов;

б) национальное богатство;

в) оборотные фонды.

6 Закончите фразу: чем меньше величина трудоемкости, тем…

а) ниже уровень производительности труда;

б) выше затраты времени на производство единицы продукции;

в) выше уровень производительности труда.

7 Чему равна средняя списочная численность предприятия за апрель, если календарный фонд времени составил 5940 чел-дн.?

а) 5940 чел;

б) 192 чел;

в) 198 чел.

8 Формула используется для расчета:

а) 25%-ого распределения доходов;

б) 10%-ого распределения доходов;

в) 20%-ого распределения доходов;

г) 5%-ого распределения доходов.

9 Какой из показателей статистики национального богатства характеризует потребность предприятия в основных фондах?

а) фондоемкость;

б) фондоотдача;

в) фондовооруженность.

10 Какова степень взаимного влияния факторов, если коэффициент корреляции составил 0,31?

а) весьма слабая;

б) слабая;

в) умеренная;

г) заментая.

11 Определите темп прироста реальной заработной платы, если индекс потребительских цен составил 105%, а средняя располагаемая заработная плата повысилась на 9%?

а) 103,8%; 

б) 3,8%;

в) -3,7%.

12 Какова численность экономически активного населения, если численность населения в области по состоянию на 1.01.2017г. составила 3500716 чел, а численность занятых 1738,8 тыс. чел.?

а) 1761916 чел.;

б) 49,7%;

в) 3498977 чел.;

г) нет верного варианта ответа.

13 Неделимые первичные элементы статистической совокупности, выражающие ее качественную однородность, т.е. являющиеся носителями признаков – это…

а) статистическая совокупность;

б) единица совокупности;

в) статистический признак.

14 Какой показатель рассчитывается как отношение фактически достигнутого уровня в текущем периоде к уровню планируемого показателя за этот же период?

а) относительная величина динамики;

б) относительный показатель планового задания;

в) относительная величина выполнения плана.

15 Какой возраст считается экономически активным в соответствии с положениями Международной организации труда?

а) от 18 до 70 лет;

б) от 15 до 72 лет;

в) от 20 до 75 лет;

г) от 16 до 72 лет.

Задачи

Практикоориентированное задание 1

Имеются данные об общем распределении денежных доходов по равным 20-% группам населения (в % к итогу) в 2012г. и в 2017 г.

Группы населения 2012 год 2017 год
Первая (с наименьшими доходами) 5,2 5,3
Вторая 9,8 10
Третья 14,8 15,1
Четвертая 22,5 22,6
Пятая (с наибольшими доходами) 47,7 47,0
Итого: 100,0 100,0

Рассчитать индекс концентрации доходов Джини. Построить кривую Лоренца и сделать выводы.

Практикоориентированное задание 2

Среднегодовая численность постоянного населения области за год составила 3499 тыс. чел. За год в области родилось 48592 чел., умерло 48516 чел., механическое движение составило -380 чел.

Определите вероятную численность населения области на предстоящие два года, при условии, что коэффициент общего движения численности населения останется на прежнем уровне. Сделайте вывод.

 

 

Практикоориентированное задание 3

Имеются выборочные данные по 5 однородным предприятиям:

Данные

Номер предприятия

Энерговооруженность труда 1 рабочего, квт.-ч. 1,0 1,5 2,0   2,5 3,0
Выпуск готовой продукции на 1 рабочего, шт. 25 20 25 30 32

       Вычислить уравнение корреляционной связи и построить график.

 

Практикоориентированное задание 4

Таблица 1 - Производство продукции предприятия (в сопоставимых ценах), млн.руб.

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Объем продукции 101 108 110 117 122 128

Определить аналитические показатели ряда динамики производства продукции предприятия за 2012 -2017 гг.:

1) абсолютные приросты (цепные и базисные);

2) темпы роста (цепные и базисные);

3) темпы прироста (цепные и базисные);

4) абсолютное значение одного процента прироста;

5) средний абсолютный прирост;

6) средний темп роста за 2012 -2017 гг. и среднегодовой темп прироста;

7) среднегодовое производство продукции;

8) построить график производства продукции.

Полученные показатели представить в итоговой таблице.

 

Практикоориентированное задание 5

Имеются следующие данные по области

Виды экономической деятельности

Среднемесячная номинальная заработная плата, руб.

Среднесписочная численность работников, чел.

январь 2016г. октябрь 2016г. январь 2016г. октябрь 2016г.
Строительство 29748 29401 40985 41642
Обрабатывающие производства 31044   33941 305340 298814  
Оптовая и розничная торговля 29478   26928   101146 108783  

Определите общие индексы заработной платы переменного состава, постоянного и структурных сдвигов. Покажите их взаимосвязь. Сделайте выводы.

Практикоориентированное задание 6.

Имеются данные о распределении населения страны по размерам начисленной заработной платы в месяц.

Группы населения, руб. Доля населения, %
5000,1-5800,0 1,4
5800,1-7400,0 3,1
7400,1-9000,0 3,4
9000,1-10600,0 4,0
10600,1-13800,0 8,5
13800,1-17000,0 9,0
17000,1-25000 20,9
25000,1-35000,0 18,6
35000,1-50000,0 15,2
50000,1-75000,0 9,4
50000,1-75000,0 3,3
100000,1-250000,0 2,8
свыше 250000,0 0,4
Итого 100,0
Рассчитайте децильный коэффициент дифференциации доходов. Сделайте выводы.

 

Практикоориентированное задание 7.

Известны следующие данные по стране
Показатель, млрд. руб. 2016 г. 2017 г
Денежные доходы, в том числе:
- оплата труда, включая скрытую зарплату; 31531,8 34993,3
- доходы от предпринимательской деятельности; 4025,3 3876,3
- социальные выплаты; 8625,7 9664,3
- доходы от собственности; 2779,4 3504,6
- другие доходы. 958,4 1062,0
Денежные расходы, в том числе:    
-покупка товаров и оплата услуг; 36084,2 37807,6
- обязательные платежи и разнообразные взносы; 5654,6 6000,4
- сбережения; 3306,5 7487,2
- покупка валюты 2779,4 2230,2
Определить за каждый год следующие показатели и темпы их прироста: 1) номинальные денежные доходы;2) располагаемые денежные доходы;3) прирост (снижение) денег на руках у населения.Сделайте выводы.

Практикоориентированное задание 8.

 

Имеются следующие данные о численности населения страны за  год.

Показатель Значение
Численность населения, млн. чел. 146,3
Количество родившихся за год, чел. 1940579
Количество умерших за год, чел. 1908541
В течение года прибыло, чел. 4734523
В течение года выбыло, чел. 4489139
Определить все возможные коэффициенты естественного и миграционного движения населения страны на год. Сделать выводы.

Тематика расчетно-аналитической работы

1. Статистическое изучение расходов и потребления населения (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

2. Экономико-статистический анализ развития промышленного производства Челябинской области за последние 5 лет.

3. Экономико-статистический анализ развития сельского хозяйства Челябинской области за последние 5 лет.

4. Статистическое изучение национального богатства (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

5. Статистические методы изучения инвестиций (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

6. Статистические методы изучения трудовых ресурсов (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу, отраслям) за последние 5 лет).

7. Статистические методы анализа доходов населения (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

8. Статистическое изучение финансовых результатов деятельности предприятия (в практической части проанализировать данные по предприятию за последние 3 года на примере прибыли и рентабельности).

9. Статистические методы изучения прибыли (в практической части проанализировать данные по предприятию за последние 3 года).

10. Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции (в практической части проанализировать данные по предприятию за последние 3 года).

11. Статистическое изучение уровня жизни населения (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

12. Статистическое изучение здравоохранения (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

13. Статистическое изучение науки и инноваций (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет). 

14. Статистическое изучение макроэкономических показателей (в практической части проанализировать данные по России на примере валового внутреннего продукта последние 5 лет).

15. Статистические методы изучения валового регионального продукта (в практической части проанализировать данные за последние 5 лет).

16. Статистическое изучение заработной платы (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

17. Статистические методы изучения цен и инфляции (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

18. Статистическое изучение численности населения (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

19. Экономико-статистический анализ развития промышленного производства (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

20. Экономико-статистический анализ развития сельского хозяйства (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

21. Экономико-статистический анализ развития строительства (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

22. Экономико-статистический анализ развития розничной торговли (в практической части проанализировать данные по России или ФО (региону, области, городу) за последние 5 лет).

23. Экономико-статистический анализ развития строительства Челябинской области за последние 5 лет.

24. Экономико-статистический анализ развития розничной торговли Челябинской области за последние 5 лет.

25. Статистические методы анализа заработной платы населения (в практической части проанализировать данные по предприятию за последние 3 года).

26. Статистическое изучение основных фондов (в практической части проанализировать данные по предприятию за последние 3 года).

27. Статистическое изучение затрат на рабочую силу (в практической части проанализировать данные по предприятию за последние 3 года).

28. Статистическое изучение затрат на производство и реализацию продукции и услуг (в практической части проанализировать данные по предприятию за последние 3 года).

Нормативные правовые акты

1. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июля 2013 г. №251-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72844/.

Основная литература

2. Бережной В. И.Статистика в примерах и задачах: учеб. пос./В.И.Бережной, О.Б.Бигдай, О.В.Бережная, Киселева О.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

3. Глинский В. В. Статистика : учебник / В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.] ; под ред. В.Г. Ионина. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 355 с.  (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

4. Долгова В. Н. Статистика : учебник и практикум / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 626 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - ЮРАЙТ ).

5. Дудин, М. Н. Статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, М. Л. Лезина. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 374 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - ЮРАЙТ ).

6. Иванов Ю. Н. Экономическая статистика: Учебник / Иванов Ю. Н. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 584 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

7. Мелкумов Ян С. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие / Я.С. Мелкумов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 186 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

8. Мелкумов Ян С. Финансовые вычисления. Теория и практика: Учеб.-справоч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 408 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

9. Минашкин В. Г. Статистика : учебник для бакалавров / В. Г. Минашкин ; под ред. В. Г. Минашкина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. - 448 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - ЮРАЙТ ).

10. Мусина Е. М.Статистика. Краткий курс лекций и тестовые задания: Учебное пособие / Е.М. Мусина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 72 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

11. Непомнящая Н. В. Статистика: общая теория статистики, экономическая статистика. Практикум/НепомнящаяН.В., ГригорьеваЕ.Г. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 376 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

12. Пожидаева Е. С. Финансовая статистика: практикум : учеб. пособие / Е.С. Пожидаева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 193 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

13. Сергеева И. И. Статистика: Учебник / И.И. Сергеева, Т.А. Чекулина, С.А. Тимофеева. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

14. Статистика: Учебное пособие для студ., обуч. по напр. подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / Финуниверситет ; под ред. В.Н. Салина; Е.П. Шпаковской - М.: Кнорус, 2014 - 504 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - Znanium.com).

15.  Статистика : учебник для прикладного бакалавриата / под ред. И. И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 361 с.

16. Статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Мхитарян [и др.] ; под ред. В. С. Мхитаряна. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 464 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - ЮРАЙТ ).

17. Статистика : учебное пособие / М.Г. Назаров под ред. и др. - Москва : КноРус, 2016. - 406 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - BOOK.ru).

18. Статистика : учеб. пособие / А.М. Ляховецкий, Е.В. Кремянская, Н.В. Климова и др. - Москва : КноРус, 2016. - 362 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - BOOK.ru).

Дополнительная литература

19. Статистика. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / И. И. Елисеева [и др.] ; под ред. И. И. Елисеевой. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 514 с

20. Козлов А. Ю. Статистический анализ данных в MS Excel: Учебное пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф. Шишов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

21. Лысенко С. Н. Общая теория статистики: Учебное пособие / С.Н. Лысенко, И.А. Дмитриева. - Изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 219 с. (Доступ к текст тексту через ЭБС - Znanium.com).

22. Хуснутдинов Р. Ш. Математическая статистика: Учебное пособие / Р.Ш. Хуснутдинов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 205 с. (Доступ к тексту через ЭБС - Znanium.com).

 

9. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1.Всемирная Таможенная Организация (WCO) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org.

2.Всемирная торговая организация (WTO) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org.

3.Всемирный банк (World Bank) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org - этот сайт предоставляет информацию о деятельности Банка и его подразделений в различных регионах мира. На сайте также можно найти ссылки на некоторые международные организации. Используйте стартовую страницу на русском языке - http://www.worldbank.org/eca/russian.

4.Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ebrd.org.

5.Европейский Союз [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://europa.eu.int.

6.Европейский центральный банк (ECB) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecb.int.

7.Единый портал внешнеэкономической информации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru .

8.Журнал «Forbes» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbesrussia.ru.

9.Международная таможенная организация (WCO) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org.

10. Международный банк реконструкции и развития (IBRD) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org/html/extdr/backgrd/ibrd.

11. Министерство Финансов Российской Федерации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.

12. Министерство экономического развития РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main.

13. Организация Объединенных Наций [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org.

14. Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opec.org .

15. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oecd.org.

16. Россия – ЕС: партнерство для модернизации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.formodernization.com.

17. Торгово-промышленная палата РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tpprf.ru.

18. Федеральная таможенная служба РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.

19. Федеральное Казначейство [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru.

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью дисциплины «Экономическая статистика» является формирование научного экономического мировоззрения и базовых знаний в области статистической методологии, что предполагает решение следующих задач:

1) освоение теоретических и методологических основ статистического метода исследования социально-экономических явлений и процессов;

2) приобретение и закрепление практических навыков:

- проведения статистического исследования: статистического наблюдения, обработки и анализа полученной информации;

- проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- анализа и интерпретации микро- и макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономические явления и процессы, показателей системы национальных

- счетов, подготовки статистических обзоров и отчетов.

Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний.

Для успешного освоения курса предлагается перечень основной и дополнительной учебной литературы. Рекомендуется при изучении дисциплины использовать нормативные правовые акты, действующие в РФ на момент изучения дисциплины; экономическую литературу; ИНТЕРНЕТ-ресурсы, ресурсы информационно-правовых систем «Гарант», «Консультант-Плюс» др.

Работа с лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом.

Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления - речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника - документа, статьи, книги и т.п.).

При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Интерактивные занятия позволяют преподавателю сконцентрировать внимание студентов на определенных темах дисциплины. В ходе изучения дисциплины студент должен находиться в активном взаимодействии с преподавателем.

На практические занятия необходимо приносить с собой рекомендуемую литературу, калькулятор.

Практические занятия по дисциплине «Экономическая статистика» проводятся в активной и интерактивной формах обучения. Это предполагает, что каждый студент должен быть способен не только изложить основы статистических методов исследования и методику расчета статистических показателей, но и принять активное участие и групповом обсуждении алгоритма решения задач, хода выполнения практического задания. При подготовке к практическим занятиям следует использовать не только лекции, но и рекомендованные литературные источники. Каждую задачу необходимо доводить до окончательного решения. Демонстрировать понимание проведенных расчетов и содержание исчисленных показателей.

Самостоятельная работа включает в себя выполнение заданий, которые ориентированы на более глубокое освоение материала дисциплины «Экономическая статистика». Cтуденты должны выполнить предусмотренную учебным планом расчетно-аналитическую работу. Выполнение данной работы проводится с целью подготовки обучающихся к осуществлению расчетной, проектной, аналитической деятельности посредством формирования профессиональных компетенций, связанных со сбором, обработкой, анализом и интерпретацией данных, необходимых для решения профессиональных задач, с использованием статистического аппарата и современных информационных технологий.

В процессе выполнения расчетно-аналитической работы студенты должны продемонстрировать не только знание теоретических основ учебной дисциплины, но и умение применять статистическую методологию к изучению и анализу конкретных данных, формулировать и аргументировать выводы и рекомендации.

Индивидуальные задания в рамках расчетно-аналитической работы формируются преподавателем кафедры, ведущим практические занятия в студенческой группе.

В процессе выполнения расчетно-аналитической работы студенты должны продемонстрировать не только знание теоретических основ учебной дисциплины, но и умение применять статистическую методологию к изучению и анализу конкретных данных, формулировать и аргументировать выводы и рекомендации.

Расчетно-аналитическая работа должна содержать краткое изложение теоретических положений, связанные с выполняемым студентом заданием, самостоятельные расчеты, выводы по полученным результатам. Расчеты, проводимые при выполнении конкретных индивидуальных заданий, должны быть достаточно подробными, сопровождаться указанием формул, последовательности расчетных процедур, что позволит преподавателю оценить адекватность применяемых студентом статистических методов обработки и анализа данных.

Расчетные процедуры должны выполняться с применением программы «Microsoft Excel». Результаты расчетов следует оформить в таблицах.

Заключительная часть расчетно-аналитической работы (или каждого ее раздела в соответствии с индивидуальным заданием) должна содержать анализ и интерпретацию полученных результатов расчета показателей.

Оформление расчетно-аналитической работы выполняется в соответствии с требованиями Челябинского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, изложенными в методическое пособии: Якушев А. А. Правила оформления контрольных работ, курсовых проектов, научных и выпускных квалификационных работ / Якушев А. А.; Челябинский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ: 2015. – 47 с.

Собственные расчеты студентов приводятся полностью. Все формулы должны быть приведены отдельными строками, с обязательной расшифровкой обозначений, использованных в них. Графики, диаграммы, рисунки и др. наглядные изображения должны быть выполнены на компьютере.

Расчетно-аналитическая работа сдается в установленные преподавателем сроки. Выполненная работа оценивается преподавателем по следующим критериям: степень самостоятельности при выполнении работы, соответствие заданию (полнота выполнения задания), структура и логика изложения материала, аргументация сделанных выводов, корректность использования методов обработки статистической информации, привлечение отечественных и зарубежных источников информации (если это предусмотрено заданием), соблюдение требований к оформлению работы, сроки выполнения и сдачи работы.

 

11. Описание материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Материально-техническая база Челябинского филиала Финансового университета, необходимая для осуществления образовательного процесса по данной дисциплине включает в себя специальные помещения для проведения лекций, семинарских занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, необходимыми для представления информации большой аудитории.

Помещения для самостоятельной работы студентов включают в себя библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами необходимой учебной и учебно-методической литературой и иными материалами; компьютерные классы (ауд.401, 402) с возможностью работы в «Интернет»; аудитории для консультационной деятельности.

Студентам и преподавателям обеспечивается доступ, в том числе удаленный, в том числе и в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных (в т.ч. международным реферативным базам данных научных изданий) и информационным справочным системам.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

 

Год утверждения программы: 2017

Разработчики рабочей программы дисциплины: 

Салин В.Н., Шпаковская Е.П., Ларионова Е.И.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 38.03.01 «Экономика»

ПРОФИЛИ «Финансы и кредит», «Учет, анализ и аудит», «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов»

Формы обучения: очная, заочная, ускоренная

Составитель актуализации: доцент кафедры «Экономика и финансы», к.э.н. Согрина Н.С.

 

Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»

протокол № 1  от 31 августа 2017 г.

 

 

Челябинск 2017
Содержание Приложения

 

Наименование разделов РПД стр.
1. Требования к результатам освоения дисциплины 3
2. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)     3
3. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием объемов (в академических часах) видов учебных занятий     4
4. Содержание практических и семинарских занятий 7
5. Формы внеаудиторной работы 8
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации 11
6.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине 11
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания 12
6.3 Этапы формирования компетенций 14
6.4 Шкала оценки сформированных компетенций 17
6.5 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений 17
6.6 Зачетно-экзаменационные материалы для промежуточной аттестации 23
7. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 25
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 26
9. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 27
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 28
11 Описание материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 30

 

 


Разделы РПД с внесенными изменениями

1. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Экономическая статистика» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ПКН – 5. Способность составлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую и статистическую отчетность с учетом международных стандартов и использовать их результаты для принятия управленческих решений

- ПКН – 6. Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях.

СК – 2. Способность анализировать, обобщать и систематизировать информацию

 

2. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары)
и самостоятельной работы обучающихся в семестре


Дата: 2019-07-30, просмотров: 198.