Тенденции современной религиозной динамики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Религия в современном мире



Содержание

1. Тенденции современной религиозной динамики

2. Новые религиозные движения: общие понятия

3. «Нью эйдж» как социокультурный феномен

4. Конфессиональная структура современной Беларуси

Список использованных источников



Новые религиозные движения: общие понятия

В последнее время в мире появилось много новых религиозных движений, групп, сект, чаще их называют «новые культы», «нетрадиционные религии», «деструктивные тоталитарные секты», которые объявляют, что только у них можно спастись, познать истину, победить зло. За десятилетия атеистической идеологии в нашей стране люди оказались не подготовленными к наплыву псевдодуховности, который обрушился на их сознание после открытия «железного занавеса». Человеку, который не обладает достаточной информацией, трудно выработать правильное отношение к происходящему. Существуют множество фактов, свидетельствующих о том, как чреват неверный выбор непредвиденными, часто неприятными последствиями для доверчивых искателей истины: разрушаются семьи, теряются деньги и собственность, подрываются психическое и физическое здоровье, и даже люди, покинувшие секту тратят годы на то, чтобы вернуться к самостоятельной жизни. Сектанты охотятся за цветом нации: их интересуют талантливые, энергичные, разумные молодые люди. Тысячи таких юношей и девушек навсегда покинуло науку, производство, семью и сферу нормальных человеческих отношений вообще для того, чтобы отдать всего себя тому или иному «гуру» или «мессии».

Разновидности новых культов

Секты существуют столько, сколько существует человечество: всегда были группы фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое: систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их сознание. Человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию: от избиений и изнасилований до изматывающей истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. Когда же они заболевают или их производительность сильно понижается, их просто выкидывают на улицу.

Секта – закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основнокй культурообразующей общине (или основным общинам) страны или региона.

Тоталитарная секта – авторитарная организация, лидер которой, стремясь к власти над своими последователями и их эксплуатации, скрывает свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.

Признаки новых культов

– В сектах поклонение Богу заменяется поклонением богоподобному лидеру или созданной им организации. Во главе стоит «гуру», «пророк», «Отец», «Спаситель», «Мессия», «Учитель», который формирует у завербованных отношение страха и рабской любви к нему. Руководство секты объявляется непогрешимым,

– Существуют разные уровни информации об организации и ее доктрине: для внешнего мира, вновь завербованных, каждой ступени посвящения и, наконец, верхушки. Сведения, соответствующие различным уровням, не только не взаимодополняют друг друга, а элементарным образом не согласуются между собой. Другими словами, непосвященным сообщается ложь.

– На последователей оказывается очень мощное психологическое, нередко гипнотическое, воздействие. Обычно им внушается, что только они спасутся, а все остальные погибнут.

– Все люди, пребывающие вне секты, оказывают они ей сопротивление или нет, объявляются находящимися во власти сатаны.

– В сектах жестко контролируется сознание и имущество адептов. При этом руководитель секты живет в условиях несравненно лучших, чем его последователи, и обладает колоссальным состоянием.

Контролирование сознания включает несколько этапов:

1) Отказ от всего прошлого и отрыв от внешнего мира, разрыв прежних связей: человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в секту.

2) Разделение сознания и воли человека (чаще всего посредством мантры, физических нагрузок и недосыпания, отсутствия личного пространства, мощного группового давления).

3) Массивная индоктринация – внушение нового учения, новой веры (посещение собраний, слушание гуру в наушниках весь день, выполнение домашнего задания – выучить определенное количество трудов гуру). Цель – отучить логически мыслить, расслабление воли и т.п.

Цель контролирования сознания – подавление воли человека и создание феномена, который психиатры называют «синдром зависимого типа личности».

– Новояз – особый язык секты. Основывается на принципе: кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Происходит тонкая подмена понятий: когда в слова, известные и понятные, вкладывается, совершенно другой, вытекающий из учения секты, смысл - человек невольно начинает мыслить категориями секты.

– «Бомбардировка любовью» - грубая лесть и попытка сыграть на тщеславии, который применяют сектанты по отношению к новичку: ему постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, все время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо сделал, что сюда пришел.

Основные признаки тоталитарных сект:

1) Наличие гуру (лидера).

Организация.

3) Метод – это то, что делает лидера лидером. Должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, ключи от него находятся в руках гуру. До конца метод непередаваем, вне организации его воспринять нельзя.

4) Эзотерический разрыв. При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании секты, о том, что будет потом. Человека отрывают от внешнего мира (мантра, посещение собраний, на которых постепенно сообщается истинное учение секты и проч.), и только значительно позже, исподволь сообщается об истинном учении секты.

Все новые культы можно разделить на три группы:

1. Псевдохристианские культы. К ним относятся те, которые называют Библию одним из главных источников своей веры. При этом все эти культы имеют более важные для них, чем Библия, авторитеты: самозваных пророков – основателей этих культов и их «писания». Все они называют себя христианами, скрывают свое официальное название, так как им известно, что ни одна христианская церковь их христианами не признает. К таким культам относятся свидетели Иеговы, церковь Объединения (или муниты), церковь Иисуса Христа святых последних дней (или мормоны), церковь Последнего Завета (секта Виссариона), Богородичный Центр, Белое Братство и др.

2. Псевдовосточные культы. Такое определение говорит о происхождении главных идей этих культов с Востока (в основном из Индии, Китая и Японии), хотя почти все они стали распространяться по миру из США. Это объясняется тем, что в Америке в результате соответствующей переработки они стали привлекательными для людей западной цивилизации. Люди обратились к Западу в надежде испить из чистого источника, однако многие перепутали и припали вместо этого к канализационной трубе. К псевдовосточным культам относятся движение кришнаитов (Международное общество сознания Кришны), трансцендентальная медитация (ТМ), «Ашрам Шамбалы», «сахаджа-йога», «Брахма Кумарис», культ Саи Бабы и проч.

3. Синкретические или объединяющие в себе разнородные компоненты. В основу этих сект положены в различных пропорциях элементы вероучений христианства, буддизма, индуизма вместе с элементами оккультизма, теософии, а также фрагментами современных научных теорий. К ним относятся церковь Сайентологии (Дианетика), New Age (Новый Век, Эра Водолея), культ Раджниша (Ошо), последователи Рерихов, Карлоса Кастанеды и др.

Секты и Церковь

С точки зрения социологии, у сект есть несколько принципиальных особенностей, отличающих их от церкви:

 

Таблица 1 – Отличие церкви от секты

ЦЕРКОВЬ СЕКТА
Открыта миру, она преображает мир и человеческую культуру, обогащает и возвышает человека. Противопоставляет себя миру, проклинает его, но при этом как раковая опухоль, живет за счет него.
Традиционные христианские конфессии созидательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу. Например,протестантская производственная и предпринимательская этика, католические ордена милосердия, православные бытовые и семейные традиции. Многочасовое попрошайничество на улицах и навязчивое приставание к людям - вот плоды «созидательного труда» членов сект.  
Воспитывает любовь к людям и уважает человеческую свободу. Между членами традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен. Внушает ненависть ко всем несогласным и применяет самые различные методы для полного подчинения себе нового последователя. Деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен.
Почти все великие творцы культурных ценностей были членами какой-либо церкви. Ни одна секта не дала миру никаких выдающихся произведений искусства, памятников литературы и философской мысли и никак не обогатила человеческую цивилизацию.

 

Примеры некоторых тоталитарных сект:

Свидетели Иеговы – это религиозно-политическая и коммерческо-издательская организация, которая, претендуя на звание христианской, образовала в современном мире активную и агрессивную секту.

Секта была основана в 1879 г. в Америке молодым и богатым, но малообразованным коммерсантом Ч.Расселом, который ранее был членом одной из протестантских общин. Рассел основал свою религию, решив, что он самый великий пророк Бога после апостола Павла. Организация новой религии была проведена с использованием американских коммерческих принципов. В течение века эта секта (центр ее находится в Бруклине (Нью-Йорк) стала богатейшей религиозной компанией, называвшейся «Сторожевая башня», распространилась в 200 странах, насчитывает несколько миллионов последователей, издает журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь!». Иеговисты используют следующие методы вербовки новых членов: Посещение домов, навязчивое приставание на улице с целью беседы на религиозные темы (излюбленная тема – конец света), маскировка своей веры под христианскую, раздача книг и журналов, которые, став членом секты, необходимо оплачивать и проч.

Свидетели Иеговы не признают никакой земной власти, кроме своей собственной организации и ее законов; не занимаются благотворительностью, кроме как с целью пропаганды и саморекламы; Не допускают сдачи анализов крови и ее переливания, когда их оперируют. Известны случаи смерти детей иеговистов, родители которых не согласились на переливание крови.

Религиозные взгляды «свидетелей»:

– Бог – это только Иегова. Христос – это не Бог, а творение Божие. Святой Дух – не Бог. Не существует и Святой Троицы.

– Душа не является бессмертной.

– Очень скоро Христос вернется на землю, чтобы основать здесь тысячелетнее царство со столицей в Иерусалиме. В этот период все будут счастливо жить на земле, ставшей раем. «Свидетели» займут важные места в правительстве земли, президентом которой будкт Христос, премьер-министром – Авраам, а министрами – выдающиеся деятели Ветхого Завета.

– Вместо богослужения иеговисты проводят три собрания в неделю с обсуждением библейских и организационных вопросов. Их единственный праздник – иудейская Пасха. Крещением называется простая церемония принятия в организацию.

– Начало Второго Пришествия Христа иеговисты предсказывали много раз на конкретный год: 1914, 1918, 1921, 1931, 1975, 1984. Каждый раз, когда указанный год заканчивался, секта теряла много разочарованных последователей.

– Второе Пришествие иеговисты представляют кровавым Армагеддоном, когда Христос в виде архангела Михаила сойдет на землю и возглавит воинство Иеговы, и все неверные (неиговисты) будут физически истреблены. В битве верные иеговисты получат оружие и будут помогать Христу расправиться со всеми неверными. Полное спасение получат лишь 144 тысячи иеговистов, для них – первое воскресение и управление землей. Остальные иеговисты будут счастливо и вечно жить на земле.

Итак, очевидно, что секта Свидетелей Иеговы не имеет ничего общего с христианством.

Религия в современном мире



Содержание

1. Тенденции современной религиозной динамики

2. Новые религиозные движения: общие понятия

3. «Нью эйдж» как социокультурный феномен

4. Конфессиональная структура современной Беларуси

Список использованных источников



Тенденции современной религиозной динамики

Эпоха, в которую вступает человек XXI века, характеризуется мировоззренческим плюрализмом, смешением понятий о добре и зле, истине и лжи, секуляризацией общества. Резко сокращается сфера серьезного религиозного мышления и серьезной теологии, но в тоже время разрастаются сферы эзотерически-оккультных практик и теорий. Человек будто приглашается на пир, где, отвыкший за десятилетия к критическому отбору духовных яств, отдает предпочтение приятным глазу, но смертельно опасным для жизни тела и души «блюдам», предлагаемым лжепророками, учителями, гуру, экстрасенсами, колдунами. И становится неважно, в кого и во что верить, претенциозная «вера в душе» оборачивается отпадением человека от традиционной проверенной веками деятельной веры в Бога, которая в полной мере реализуется только в священном церковном пространстве.

Мировые религии принимают вызов атеистически настроенного современного мира и по-разному адаптируются к создаваемым условиям.

К основным тенденциям современной религиозной динамики можно отнести:

– Активизация миссионерской деятельности традиционных религий, осознание важности религиозного просвещения людей, особенно молодежи. Так, в учебных заведениях Беларуси введен курс «Основы православной культуры», в России - «Основы религиозной этики», где на выбор учеников и родителей происходит знакомство с вероучением христианства, ислама, иудаизма, буддизма.

– Определенное размывание, фрагментация классических религиозных систем, синтетичность форм. Например, взаимодействие культурных систем черной Африки и появление афрохристианства и афроислама.

– Религиозный фундаментализм, проповедующий стойкое неприятие современности, критику светской жизни, освобожденной от власти религии, выступающий против западной модели развития и провозглашающий традиционные ценности. Например, движение фундаменталистов в Индии, Афганистане и проч.

– Теология освобождения, получившая распространение в странах третьего мира. В этом регионе, характеризующимся политической нестабильностью, зависимостью от американского капитала, ростом населения и нищеты, католическая церковь является одновременно консервативной силой и выразителем интересов простого народа. В 1968 г. католический епископский совет в Меделлине (Колумбия) осудил насилие и выступил в защиту бедных. Это знаменовало рождение теологии освобождения, использующей марксистский анализ для обличения социальной несправедливости. Правящая элита жестоко расправилась с церковью бедняков, в 1980 году в результате гражданской войны были убиты тысячи ее активистов, священников и монахов. В период кризиса коммунистической идеологии теоретики теологии освобождения стали акцентировать внимание на проблемах защиты окружающей среды.

– Экуменическое движение, направленное на достижение взаимопонимания, консолидации, соизмерения позиций крупных церквей и конфессий по важным проблемам современной жизни. В 1948 году был создан Всемирный совет церквей, который включает сегодня около 330 Церквей из 100 стран. Высшим органом власти является Ассамблея ВСЦ, созываемая раз семь лет. Цель ВСЦ – способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви. Русская Православная Церковь вступила во ВСЦ в 1961 г., и участвует в богословских дискуссиях, оставаясь твердым в отношении «акрибии» - сохранения чистоты веры. Помня о догматической грани, которая делает невозможным церковное общение православных с иными конфессиями, Православие не распространяет эту грань на человеческое общение, выражение добрых чувств, взаимопомощь и обмен людей своими жизненно-опытными открытиями и переживаниями. В рамках экуменического проекта Римско-католическая церковь отдала приоритет достижению единства в вопросах веры; ведется активный диалог с нехристианскими вероисповеданиями, например, с Организацией исламской конференции (1969) и Буддийским советом (1984). В 1986 г. многие религиозные лидеры молились о мире в итальянском городе Ассизи, родине святого Франциска.

– Интерес к эзотерике, мистике, оккультным теориям и практикам. Ряд учений – теософия, антропософия и проч. – претендуют на масштабный культурный синтез и установление духовного господства в мире.

– С последней трети XX активно стали множиться как клетки раковой опухоли на организме государств новые религиозные движения: тоталитарные секты, деструктивные культы, мистические, сатанинские и неоязыческие сообщества.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.