Религия в современном мире
Содержание
1. Тенденции современной религиозной динамики
2. Новые религиозные движения: общие понятия
3. «Нью эйдж» как социокультурный феномен
4. Конфессиональная структура современной Беларуси
Список использованных источников
Новые религиозные движения: общие понятия
В последнее время в мире появилось много новых религиозных движений, групп, сект, чаще их называют «новые культы», «нетрадиционные религии», «деструктивные тоталитарные секты», которые объявляют, что только у них можно спастись, познать истину, победить зло. За десятилетия атеистической идеологии в нашей стране люди оказались не подготовленными к наплыву псевдодуховности, который обрушился на их сознание после открытия «железного занавеса». Человеку, который не обладает достаточной информацией, трудно выработать правильное отношение к происходящему. Существуют множество фактов, свидетельствующих о том, как чреват неверный выбор непредвиденными, часто неприятными последствиями для доверчивых искателей истины: разрушаются семьи, теряются деньги и собственность, подрываются психическое и физическое здоровье, и даже люди, покинувшие секту тратят годы на то, чтобы вернуться к самостоятельной жизни. Сектанты охотятся за цветом нации: их интересуют талантливые, энергичные, разумные молодые люди. Тысячи таких юношей и девушек навсегда покинуло науку, производство, семью и сферу нормальных человеческих отношений вообще для того, чтобы отдать всего себя тому или иному «гуру» или «мессии».
Разновидности новых культов
Секты существуют столько, сколько существует человечество: всегда были группы фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое: систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их сознание. Человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию: от избиений и изнасилований до изматывающей истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. Когда же они заболевают или их производительность сильно понижается, их просто выкидывают на улицу.
Секта – закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основнокй культурообразующей общине (или основным общинам) страны или региона.
Тоталитарная секта – авторитарная организация, лидер которой, стремясь к власти над своими последователями и их эксплуатации, скрывает свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.
Признаки новых культов
– В сектах поклонение Богу заменяется поклонением богоподобному лидеру или созданной им организации. Во главе стоит «гуру», «пророк», «Отец», «Спаситель», «Мессия», «Учитель», который формирует у завербованных отношение страха и рабской любви к нему. Руководство секты объявляется непогрешимым,
– Существуют разные уровни информации об организации и ее доктрине: для внешнего мира, вновь завербованных, каждой ступени посвящения и, наконец, верхушки. Сведения, соответствующие различным уровням, не только не взаимодополняют друг друга, а элементарным образом не согласуются между собой. Другими словами, непосвященным сообщается ложь.
– На последователей оказывается очень мощное психологическое, нередко гипнотическое, воздействие. Обычно им внушается, что только они спасутся, а все остальные погибнут.
– Все люди, пребывающие вне секты, оказывают они ей сопротивление или нет, объявляются находящимися во власти сатаны.
– В сектах жестко контролируется сознание и имущество адептов. При этом руководитель секты живет в условиях несравненно лучших, чем его последователи, и обладает колоссальным состоянием.
Контролирование сознания включает несколько этапов:
1) Отказ от всего прошлого и отрыв от внешнего мира, разрыв прежних связей: человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в секту.
2) Разделение сознания и воли человека (чаще всего посредством мантры, физических нагрузок и недосыпания, отсутствия личного пространства, мощного группового давления).
3) Массивная индоктринация – внушение нового учения, новой веры (посещение собраний, слушание гуру в наушниках весь день, выполнение домашнего задания – выучить определенное количество трудов гуру). Цель – отучить логически мыслить, расслабление воли и т.п.
Цель контролирования сознания – подавление воли человека и создание феномена, который психиатры называют «синдром зависимого типа личности».
– Новояз – особый язык секты. Основывается на принципе: кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Происходит тонкая подмена понятий: когда в слова, известные и понятные, вкладывается, совершенно другой, вытекающий из учения секты, смысл - человек невольно начинает мыслить категориями секты.
– «Бомбардировка любовью» - грубая лесть и попытка сыграть на тщеславии, который применяют сектанты по отношению к новичку: ему постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, все время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо сделал, что сюда пришел.
Основные признаки тоталитарных сект:
1) Наличие гуру (лидера).
Организация.
3) Метод – это то, что делает лидера лидером. Должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, ключи от него находятся в руках гуру. До конца метод непередаваем, вне организации его воспринять нельзя.
4) Эзотерический разрыв. При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании секты, о том, что будет потом. Человека отрывают от внешнего мира (мантра, посещение собраний, на которых постепенно сообщается истинное учение секты и проч.), и только значительно позже, исподволь сообщается об истинном учении секты.
Все новые культы можно разделить на три группы:
1. Псевдохристианские культы. К ним относятся те, которые называют Библию одним из главных источников своей веры. При этом все эти культы имеют более важные для них, чем Библия, авторитеты: самозваных пророков – основателей этих культов и их «писания». Все они называют себя христианами, скрывают свое официальное название, так как им известно, что ни одна христианская церковь их христианами не признает. К таким культам относятся свидетели Иеговы, церковь Объединения (или муниты), церковь Иисуса Христа святых последних дней (или мормоны), церковь Последнего Завета (секта Виссариона), Богородичный Центр, Белое Братство и др.
2. Псевдовосточные культы. Такое определение говорит о происхождении главных идей этих культов с Востока (в основном из Индии, Китая и Японии), хотя почти все они стали распространяться по миру из США. Это объясняется тем, что в Америке в результате соответствующей переработки они стали привлекательными для людей западной цивилизации. Люди обратились к Западу в надежде испить из чистого источника, однако многие перепутали и припали вместо этого к канализационной трубе. К псевдовосточным культам относятся движение кришнаитов (Международное общество сознания Кришны), трансцендентальная медитация (ТМ), «Ашрам Шамбалы», «сахаджа-йога», «Брахма Кумарис», культ Саи Бабы и проч.
3. Синкретические или объединяющие в себе разнородные компоненты. В основу этих сект положены в различных пропорциях элементы вероучений христианства, буддизма, индуизма вместе с элементами оккультизма, теософии, а также фрагментами современных научных теорий. К ним относятся церковь Сайентологии (Дианетика), New Age (Новый Век, Эра Водолея), культ Раджниша (Ошо), последователи Рерихов, Карлоса Кастанеды и др.
Секты и Церковь
С точки зрения социологии, у сект есть несколько принципиальных особенностей, отличающих их от церкви:
Таблица 1 – Отличие церкви от секты
ЦЕРКОВЬ | СЕКТА |
Открыта миру, она преображает мир и человеческую культуру, обогащает и возвышает человека. | Противопоставляет себя миру, проклинает его, но при этом как раковая опухоль, живет за счет него. |
Традиционные христианские конфессии созидательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу. Например,протестантская производственная и предпринимательская этика, католические ордена милосердия, православные бытовые и семейные традиции. | Многочасовое попрошайничество на улицах и навязчивое приставание к людям - вот плоды «созидательного труда» членов сект. |
Воспитывает любовь к людям и уважает человеческую свободу. Между членами традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен. | Внушает ненависть ко всем несогласным и применяет самые различные методы для полного подчинения себе нового последователя. Деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен. |
Почти все великие творцы культурных ценностей были членами какой-либо церкви. | Ни одна секта не дала миру никаких выдающихся произведений искусства, памятников литературы и философской мысли и никак не обогатила человеческую цивилизацию. |
Примеры некоторых тоталитарных сект:
Свидетели Иеговы – это религиозно-политическая и коммерческо-издательская организация, которая, претендуя на звание христианской, образовала в современном мире активную и агрессивную секту.
Секта была основана в 1879 г. в Америке молодым и богатым, но малообразованным коммерсантом Ч.Расселом, который ранее был членом одной из протестантских общин. Рассел основал свою религию, решив, что он самый великий пророк Бога после апостола Павла. Организация новой религии была проведена с использованием американских коммерческих принципов. В течение века эта секта (центр ее находится в Бруклине (Нью-Йорк) стала богатейшей религиозной компанией, называвшейся «Сторожевая башня», распространилась в 200 странах, насчитывает несколько миллионов последователей, издает журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь!». Иеговисты используют следующие методы вербовки новых членов: Посещение домов, навязчивое приставание на улице с целью беседы на религиозные темы (излюбленная тема – конец света), маскировка своей веры под христианскую, раздача книг и журналов, которые, став членом секты, необходимо оплачивать и проч.
Свидетели Иеговы не признают никакой земной власти, кроме своей собственной организации и ее законов; не занимаются благотворительностью, кроме как с целью пропаганды и саморекламы; Не допускают сдачи анализов крови и ее переливания, когда их оперируют. Известны случаи смерти детей иеговистов, родители которых не согласились на переливание крови.
Религиозные взгляды «свидетелей»:
– Бог – это только Иегова. Христос – это не Бог, а творение Божие. Святой Дух – не Бог. Не существует и Святой Троицы.
– Душа не является бессмертной.
– Очень скоро Христос вернется на землю, чтобы основать здесь тысячелетнее царство со столицей в Иерусалиме. В этот период все будут счастливо жить на земле, ставшей раем. «Свидетели» займут важные места в правительстве земли, президентом которой будкт Христос, премьер-министром – Авраам, а министрами – выдающиеся деятели Ветхого Завета.
– Вместо богослужения иеговисты проводят три собрания в неделю с обсуждением библейских и организационных вопросов. Их единственный праздник – иудейская Пасха. Крещением называется простая церемония принятия в организацию.
– Начало Второго Пришествия Христа иеговисты предсказывали много раз на конкретный год: 1914, 1918, 1921, 1931, 1975, 1984. Каждый раз, когда указанный год заканчивался, секта теряла много разочарованных последователей.
– Второе Пришествие иеговисты представляют кровавым Армагеддоном, когда Христос в виде архангела Михаила сойдет на землю и возглавит воинство Иеговы, и все неверные (неиговисты) будут физически истреблены. В битве верные иеговисты получат оружие и будут помогать Христу расправиться со всеми неверными. Полное спасение получат лишь 144 тысячи иеговистов, для них – первое воскресение и управление землей. Остальные иеговисты будут счастливо и вечно жить на земле.
Итак, очевидно, что секта Свидетелей Иеговы не имеет ничего общего с христианством.
Религия в современном мире
Содержание
1. Тенденции современной религиозной динамики
2. Новые религиозные движения: общие понятия
3. «Нью эйдж» как социокультурный феномен
4. Конфессиональная структура современной Беларуси
Список использованных источников
Тенденции современной религиозной динамики
Эпоха, в которую вступает человек XXI века, характеризуется мировоззренческим плюрализмом, смешением понятий о добре и зле, истине и лжи, секуляризацией общества. Резко сокращается сфера серьезного религиозного мышления и серьезной теологии, но в тоже время разрастаются сферы эзотерически-оккультных практик и теорий. Человек будто приглашается на пир, где, отвыкший за десятилетия к критическому отбору духовных яств, отдает предпочтение приятным глазу, но смертельно опасным для жизни тела и души «блюдам», предлагаемым лжепророками, учителями, гуру, экстрасенсами, колдунами. И становится неважно, в кого и во что верить, претенциозная «вера в душе» оборачивается отпадением человека от традиционной проверенной веками деятельной веры в Бога, которая в полной мере реализуется только в священном церковном пространстве.
Мировые религии принимают вызов атеистически настроенного современного мира и по-разному адаптируются к создаваемым условиям.
К основным тенденциям современной религиозной динамики можно отнести:
– Активизация миссионерской деятельности традиционных религий, осознание важности религиозного просвещения людей, особенно молодежи. Так, в учебных заведениях Беларуси введен курс «Основы православной культуры», в России - «Основы религиозной этики», где на выбор учеников и родителей происходит знакомство с вероучением христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
– Определенное размывание, фрагментация классических религиозных систем, синтетичность форм. Например, взаимодействие культурных систем черной Африки и появление афрохристианства и афроислама.
– Религиозный фундаментализм, проповедующий стойкое неприятие современности, критику светской жизни, освобожденной от власти религии, выступающий против западной модели развития и провозглашающий традиционные ценности. Например, движение фундаменталистов в Индии, Афганистане и проч.
– Теология освобождения, получившая распространение в странах третьего мира. В этом регионе, характеризующимся политической нестабильностью, зависимостью от американского капитала, ростом населения и нищеты, католическая церковь является одновременно консервативной силой и выразителем интересов простого народа. В 1968 г. католический епископский совет в Меделлине (Колумбия) осудил насилие и выступил в защиту бедных. Это знаменовало рождение теологии освобождения, использующей марксистский анализ для обличения социальной несправедливости. Правящая элита жестоко расправилась с церковью бедняков, в 1980 году в результате гражданской войны были убиты тысячи ее активистов, священников и монахов. В период кризиса коммунистической идеологии теоретики теологии освобождения стали акцентировать внимание на проблемах защиты окружающей среды.
– Экуменическое движение, направленное на достижение взаимопонимания, консолидации, соизмерения позиций крупных церквей и конфессий по важным проблемам современной жизни. В 1948 году был создан Всемирный совет церквей, который включает сегодня около 330 Церквей из 100 стран. Высшим органом власти является Ассамблея ВСЦ, созываемая раз семь лет. Цель ВСЦ – способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви. Русская Православная Церковь вступила во ВСЦ в 1961 г., и участвует в богословских дискуссиях, оставаясь твердым в отношении «акрибии» - сохранения чистоты веры. Помня о догматической грани, которая делает невозможным церковное общение православных с иными конфессиями, Православие не распространяет эту грань на человеческое общение, выражение добрых чувств, взаимопомощь и обмен людей своими жизненно-опытными открытиями и переживаниями. В рамках экуменического проекта Римско-католическая церковь отдала приоритет достижению единства в вопросах веры; ведется активный диалог с нехристианскими вероисповеданиями, например, с Организацией исламской конференции (1969) и Буддийским советом (1984). В 1986 г. многие религиозные лидеры молились о мире в итальянском городе Ассизи, родине святого Франциска.
– Интерес к эзотерике, мистике, оккультным теориям и практикам. Ряд учений – теософия, антропософия и проч. – претендуют на масштабный культурный синтез и установление духовного господства в мире.
– С последней трети XX активно стали множиться как клетки раковой опухоли на организме государств новые религиозные движения: тоталитарные секты, деструктивные культы, мистические, сатанинские и неоязыческие сообщества.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.