Понятие материального запаса. Цель создания запаса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие материального запаса. Цель создания запаса

Запасы представляют собой совокупность средств производства, хранящихся на разных стадиях производства и обращения, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.

В отличие от поставок, которые в основном имеют форму динамичных материальных потоков, в запасах преобладает статичная форма материальных потоков. По сути, запас является следствием нарушения непрерывности материальных потоков. Когда ресурсы перестают перемещаться, возникают запасы.

Материальные запасы (т.е. продукция, ожидающая потребления) составляют значительную часть оборотных средств предприятия. Они являются наименее ликвидными краткосрочными активами, представляют собой по сути «замороженные» денежные (оборотные) средства.

Основная цель создания запасов — образование определенного буфера между последовательными поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок.

Создание запасов подчинено достижению следующих целей:

-страхование сбоев в поставках.

-защита от повышения закупочных цен.

-экономия на оптовых скидках.

-экономия на транспортировке.

-повышение эффективности производства.

-повышение эффективности обслуживания потребителей.

 

Причины создания запаса.

Причина 1. Непрерывность процесса производства или потребления.

Производство изделий или продажа товаров непрерывны, поэтому в сфере товарного обращения создаются материальные запасы.

Причина 2. Сезонность производства.

Многие виды продукции производятся сезонно (к примеру, сельскохозяйственная продукция), но требуются потребителям постоянно в течение года.

Причина 3. Сезонность спроса.

По отдельным видам товаров в некоторые периоды года возникает «пиковый спрос», следовательно, к этому моменту создаются запасы. К примеру, кондитерские изделия к праздникам.

Причина 4. Длительное время транспортировки.

Перевозка товаров требует определенного времени, поэтому в период между заказом и поступлением товаров на склад необходимо создавать запас.

Причина 5. Партионность производства.

Предприятия производят продукцию партиями, а приобретаются товары конечными покупателями штучно. Запас в этом случае сглаживает неравномерность производства, распределения и потребления товаров.

Причина 6. Неравномерность спроса (стохастичность выходящих материальных потоков).

Продавец точно не знает, сколько купят единиц товара по каждой номенклатурной позиции, поэтому вынужден создавать запасы.

Причина 7. Колебание сроков поставки товаров (стохастичность входящих материальных потоков).

Происходит по причине опозданий при отгрузке или несоблюдении сроков доставки.

Причина 8. Значительные колебания цен на товары.

В этом случае запасы создаются для сглаживания цен на товары или сырье.

 

Классификация запасов по месту нахождения.

Все запасы в экономике определены как совокупные запасы. Они включают сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства.

Совокупные запасы подразделяются на два вида: производственные и товарные.

Производственные запасы – это запасы, которые формируются в организациях-потребителях (сырье, детали, незавершенное производство и т.д.).

Товарные запасы – это запасы, которые находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Запасы в каналах сферы обращения подразделяются на запасы в пути и запасы на предприятиях торговли. Запасы в пути (или транспортные запасы) находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям

 

Показатели запасов.

Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций. Главный недостаток абсолютных показателей — невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Относительные показатели позволяют сопоставить величину товарных запасов с товарооборотом предприятия.

1. Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующей формуле:

где Утз — уровень товарных запасов в днях товарооборота; ТЗконец — товарный запас на конец анализируемого периода, р.; ТОодн — однодневный товарооборот за анализируемый период, р.; VTО — объем товарооборота за анализируемый период, р.; Д — количество дней в анализируемом периоде. Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

2. Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения. Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующей формуле:  где Обдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота; ТЗ — средний товарный запас за анализируемый период, р.; ТОодн — однодневный товарооборот за анализируемый период, р.; VTO — объем товарооборота за анализируемый период, р.; Д — число дней в периоде.

Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:

 где ТЗ — средний товарный запас за определенный период, р.; ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3, …, ТЗn — величина товарных запасов на определенные даты анализируемого периода, р.; n — количество дат, за которые берется величина запасов.

Товарооборачивоемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

 Скорость товарного обращения или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам:

 де Обр — товарооборачиваемость в числе оборотов; Обдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота; VTО — товарооборот за анализируемый период, р.; ТЗ — средний товарный запас за анализируемый период, р ; Д — число дней в периоде.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период. Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитов и т. п. Величина товарных запасов должна быть оптимальной для предприятия, т е. этот запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию товарной массы. Ведь деньги, вложенные в товарный запас, это замороженные средства, это деньги, которыми нельзя пользоваться. Поэтому предприятия стремятся увеличить оборачиваемость товаров, чтобы при меньшей площади складов и меньших затратах на содержание запасов получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. На основании анализа и учета движения товарного запаса следует рассчитывать показатели оборачиваемости товарного запаса с тем, чтобы определить, какой темп оборачиваемости является наилучшим для каждого наименования товаров.

Виды движения запаса.

В целом все виды движения запаса без учета конкретных характеристик поставок и потребления можно свести к 4 вариантам.

1) \|\|\|\| 2) /\/\/\/\ 3) /|/|/|/| 4) | | | | [ось y – объем, ось x – время]

Первые три могут быть объединены в одну группу- пилообразное движение запасов, что указывает на необходимость накопления запаса для обслуживания потребления в случае Когда поставляющее звено цепи поставки не может обеспечить работу на условиях поставки по схеме "точно в срок".

Четвертый вариант отражает движение запаса при максимальной согласованности характеристик потребления и поставок. Такое поведение запаса соответствует работе систем управления стандартов MRP. Организация системы планирования всех этапов бизнеса ориентирована на потребность готовой продукции на предприятии. В общем случае движение запаса испытывает на себе самое разнообразное сочетание характеристик поставки и отгрузки, как во времени, так и по объему. Но в целом имеет вид Пилообразного изменения.

 

 

Виды потребности в запасе

Под потребностью в сырье и материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.
Потребность в материалах на определенный период называется периодической потребностью. Она складывается из первичной, вторичной и третичной.
Под первичной понимается потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также в покупных запасных частях.
Под вторичной понимается потребность в комплектующих узлах, деталях и сырье, необходимых для выпуска готовых изделий.
Пример: Мебельная фабрика выпускает рабочие столы для комплектования кухонной мебели. В столе размещается мойка, которая, в свою очередь, комплектуется смесителем холодной и горячей воды. Потребность в мойке и смесителях именуется вторичной, поскольку она может быть определена из первичной потребности (количества рабочих столов).
Под третичной понимается потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающемся инструменте.
В зависимости от учета наличных запасов различают брутто- и нетто-потребности в материалах.
Под брутто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период без учета запасов на складе или в производстве.
Под нетто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период с учетом наличных запасов. Она определяется как разность между брутто-потребностью и наличными складскими запасами к определенному сроку.
На практике суммарная потребность в материалах увеличивается относительно показателя брутто на дополнительную потребность. Т.о.
Общая Брутто потребность = Брутто потребность + дополнительная потребность, которая включает проведение экспериментов, выполнение образцов, повышение потребностей, связанных с ремонтом или содержанием оборудования, резерв на случай недопоставок.

 











XYZ.

Х. Запас данной группы характеризуется высокой стабильностью спроса. Этот факт позволяет наладить pаботу с поставщиком. Расхождение характеристик поставки и спроса может быть минимальным, минимизация является единственно верным подходом к управлению запасами этой категории. Необходимо учесть, что минимизация как подход к управлению не требует минимизации размера запаса. Главное в минимизации акцент на налаживание взаимоотношений с поставщиком, результатом которого будет поставка, близкая к схеме «точно в срок. Запас группы может рассматриваться как отрицательное явление в организации.

Y. потребление продукции номенклатуры запаса по группе Y имеет явно выраженные тенденции. Сезонные колебания устойчивый рост или снижение. Успешная организация поставок по схеме точно в срок» как от внешних поставщиков, так и от внутренних звеньев маловероятна. Запас этой группы выполняет свою основную служит буфером, сглаживающим расхождение возможных поставок и имеющегося спроса. Главным является вопрос оптимизации уровня запаса, который должен обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей при минимуме общих затрат на его создание и поддержание. в отношении группы Y должен применяться подход, основанный на oптимизации уровня запаса. Запас группы Y необходим для поддержания обслуживания потребителей.

Z. к группе Z относятся номенклатурные позиции, не имеющие ни тенденций, ни постоянства спроса. Следовательно, прогноз потребности в этих позициях возможен с довольной низкой точностью. Выбор остаётся между минимизацией (вплоть до исключения) и максимизацией (исходя из финансовых возможностей). Это долны решить руководители.

Понятие материального запаса. Цель создания запаса

Запасы представляют собой совокупность средств производства, хранящихся на разных стадиях производства и обращения, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.

В отличие от поставок, которые в основном имеют форму динамичных материальных потоков, в запасах преобладает статичная форма материальных потоков. По сути, запас является следствием нарушения непрерывности материальных потоков. Когда ресурсы перестают перемещаться, возникают запасы.

Материальные запасы (т.е. продукция, ожидающая потребления) составляют значительную часть оборотных средств предприятия. Они являются наименее ликвидными краткосрочными активами, представляют собой по сути «замороженные» денежные (оборотные) средства.

Основная цель создания запасов — образование определенного буфера между последовательными поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок.

Создание запасов подчинено достижению следующих целей:

-страхование сбоев в поставках.

-защита от повышения закупочных цен.

-экономия на оптовых скидках.

-экономия на транспортировке.

-повышение эффективности производства.

-повышение эффективности обслуживания потребителей.

 

Причины создания запаса.

Причина 1. Непрерывность процесса производства или потребления.

Производство изделий или продажа товаров непрерывны, поэтому в сфере товарного обращения создаются материальные запасы.

Причина 2. Сезонность производства.

Многие виды продукции производятся сезонно (к примеру, сельскохозяйственная продукция), но требуются потребителям постоянно в течение года.

Причина 3. Сезонность спроса.

По отдельным видам товаров в некоторые периоды года возникает «пиковый спрос», следовательно, к этому моменту создаются запасы. К примеру, кондитерские изделия к праздникам.

Причина 4. Длительное время транспортировки.

Перевозка товаров требует определенного времени, поэтому в период между заказом и поступлением товаров на склад необходимо создавать запас.

Причина 5. Партионность производства.

Предприятия производят продукцию партиями, а приобретаются товары конечными покупателями штучно. Запас в этом случае сглаживает неравномерность производства, распределения и потребления товаров.

Причина 6. Неравномерность спроса (стохастичность выходящих материальных потоков).

Продавец точно не знает, сколько купят единиц товара по каждой номенклатурной позиции, поэтому вынужден создавать запасы.

Причина 7. Колебание сроков поставки товаров (стохастичность входящих материальных потоков).

Происходит по причине опозданий при отгрузке или несоблюдении сроков доставки.

Причина 8. Значительные колебания цен на товары.

В этом случае запасы создаются для сглаживания цен на товары или сырье.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 279.