Западная философия ХХ в., её особенности и основные направления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наиболее существенными чертами современной западной философии являются следующие:

● отсутствие органического единства, выражающееся в возникновении и трансформации многочисленных полемизирующих друг с другом направлений и школ, имеющих свою проблематику, методы и способы мышления, свой понятийный аппарат и т. д.;

● претензия на надпартийность и на снятие противоположности идеализма и марксизма;

● превращение проблемы человека в центральную проблему философствования;

● попытки, усвоив методологию некоторых специальных наук о человеке, подменить философию этими науками;

● связь некоторых течений и школ с религией;

● под маркой демонстрации плюрализма мнений беспощадная борьба с идеями, несущими угрозу капитализму;

● господство антидиалектического образа философского мышления, выражающегося в прямой враждебности к диалектике и попытках объявить ее противоположной науке;

● эклектицизм;

● противоречивость отношения к науке, «сциентизм» и «антисциентизм»;

● распространение иррационализма, выражающееся в стремлении ограничить возможности знания, чтобы дать место мистике, в попытках свести философию к мифологии и к изотерическим учениям;

● утрата социально-исторического оптимизма.

 

Основные направления:

1. позитивизм - в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками (Конт, Тэн, Милль, Спенсер, Мах, Авенариус, Пуанкаре, Дюэм, Рассел, Шлик, Карнап, Гедель, Нейрат, Витгенштейн).

2. экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире - уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»); проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни. Представители - Шестов, Бердяев, Камю, Сартр, Кьеркегор, Ясперс.

3. неофрейдизм - ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Представители - Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм.

4. герменевтика - основные проблемы: "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; "герменевтический круг" - циклический характер процесса понимания (Хайдеггер, Гадамер, Рикер, Шлейермахер).

5. религиозная философия - Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизирующих друг с другом и связанных с различными конфессиями. Главной чертой религиозно-философских учений является содержа­щееся в них явное или скрытое доказательство необходимости существова­ния религии и полезности ее благотворного влияния на человека. Вместе с тем современная религиозная философия - это не религия, а философия, причем идеалистическая, особая система онтологических, гносеологических, антропологических принципов бытия, познания и оцен­ки мира. В основе религиозной онтологии лежат учения о боге и доказательства его существования, деления бытия на высшее и низшее. Доказательства бытия бога могут быть рациональными, построенными по канонам разума и науки, или иррациональными, апеллирующими к мистическому откровению, человеческой психологии, эмоциям. (Соловьев, Булгаков, Шелер).

6. неотомизм - основывался на философии Фомы Аквинского. Бытие рассматривается как сущность (единое и определенное) и как существование (вечное божественное творение). Каждый человек - это центр мироздания, и только Бог и сам человек способны осмыслить сущность личности. Другими человек познается лишь как объект. Высшим типом познания является чувственное познание. Человек состоит из души и тела. Свобода выбора приобщает человека к Богу, который помогает реализации личности и покровительствует ее творчеству и культуре. (Ж. Маритен, Ф. Веттер, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер)

 

24. Типы мировоззрения, особенности философии как формы мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

 

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил И. Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

 

От других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат, опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину, а как весь совокупный опыт развития человека.

 

Философия выступает в 2 направлениях:

1. Как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

 

25. Философское знание, его специфика, структура и функции.

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. Филосовское знание – это культура разумного мышления.

Специфика:

двойственность: имеет много общего с научным знание, в то же время не является научным знанием в чистом виде;

предмет философии шире предмета исследования любой конкретной науки;

предельно общий, теоретический характер;

сложная структура (включает онтологию, гносеологию, аксиологию, праксиологию, социологию, культурологию, логику, этику, эстетику и т. д.);

содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основании иных наук;

является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени;

в нём одновременно – объективное описание мира в целом и субъективная, личная позиция философа;

рефлексивно;

динамично, т. е. находится в развитии.

 

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

Основные ф-ции:

1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;

2)обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

 

26. Ф. Энгельс об основном вопросе философии, проблема его актуальности в современном философском знании.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении бытия и сознания, материи и духа. Этот вопрос по-разному решался на протяжении истории. Ф. Энгельс даёт классификации ОВФ в зависимости от решения вопроса.

1. Онтологическая - каково бытие? Материальное или духовное?

А) Бытие телесно, вещественно. Это породило материализм. Он всегда был связан с развитием науки.

Б) Бытие духовно, идеально. Оно само есть мысль. Вещи являются производными от духа. Это идеализм: объективный (независящий от человека; бытие - объективное духовное сознание, есть некий мировой дух, порождающий человека, мир, сюда можно отнести религию) и субъективный (принадлежащий человеку, зависящий; бытие - порождение человеческого сознания, представления этого сознания).

В философии наблюдается переход от идеализма объективного к субъективному. Есть и другие варианты кроме идеализма и материализма.

а) Бытие двойственно, т.е. дуализм, где материальное и духовное не зависят друг от друга.

б) Бытие и духовно и материально - пантеизм.

2. Гносеологическая - может ли сознание знать бытие? Есть ли тождество сознания и бытия?

А) Да (гностический).

Б) Агностицизм, т.е. человек не может знать бытие таким, каково оно есть. Мы никогда не знаем то, что есть на самом деле. Мы знаем только наши представления.

В) Скептицизм - ощущения могут представлять нам правильные положения. Но мы этого не знаем.

Энгельс считает, что истинная философия - борьба материализма и идеализма, где отражается борьба разных общественных сил, классов. Материализм представлял всегда прогрессивные классы, а идеализм - консервативные.

 

27. Эволюция представлений о материи. Материя как философская категория.

Картина мира может быть сформирована на основе различных типов мировоззрения – религиозного, естественнонаучного, мифологического и т. д. К формированию картины мира с позиций научного знания стремился философский материализм. Основным понятием в философском материализме является понятиематерии(«вещь», «вещество»). Впервые оно появилось в работах Аристотеля.Это понятие вбирает в себя длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла. По мнению сторонников философского материализма, мир – это движущаяся материя в различных ее проявлениях.

Понятие «материя» прошло три этапа в своем историческом развитии:

Первый этап. Наглядно-чувственные представления о материи появились в ранних древнегреческих философских учениях. Считалось, что материя есть то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы». В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. д. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап. В эпоху Возрождения и особенно в Новое время преобладали механические представления о материи. В этот период считалось, что материя – это совокупность физических тел и процессов (И. Ньютон, Ж. Ламетри, Д. Дидро и др.).

● С точки зрения третьего этапа, диалектико-материалистического, материя – это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.

Универсальные свойства материи:

1. Материи присуща объективность существования. Она существует вне и независимо от человека и человечества.

2. Неисчерпаемость материи означает огромное разнообразие его сторон, свойств, явлений и состояний.

3. Бесконечность материи означает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в материальном мире.

4. Свойство отражения говорит о способности предметов воспроизводить в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов.

5. Материя обладает такими свойствами, как целостность и структурность. Являясь относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны материального мира непосредственно или опосредованно взаимосвязаны друг с другом.

 

28. Проблема движения как способа существования материи. Виды движения и их взаимосвязь.

Движение - это способ существования материального мира. Мир без движения существовать не может. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не вносится в мир извне, а является самодвижением материального мира, т.е. оно внутренне присуще материи. Движение в применении к материи - это любое изменение вообще.

Понятие «движение» противоположно понятию «покой». Движение абсолютно, покой относителен. Покой относителен, во-первых, потому, что любой предмет, находящийся в пространстве, покоится по отношению к одной системе координат и движется по отношению к другой системе. Например, дом, который покоится по отношению к земной поверхности, движется вместе с Землей по отношению к Солнцу.

Во-вторых, покой относителен и в смысле его временности. Состояние покоя любой системы рано или поздно нарушается. До тех пор, пока предмет остается собою, он находится в относительном покое, но со временем любой предмет меняется и даже исчезает.

Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Он выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями:

● неживой природе присущи механические, физические, химические формы движения;

● живой природе - биологическая форма;

● обществу - социальная форма движения.

Механическое движение - пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, - не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не механический процесс. «В механике, - писал Ф. Энгельс, - мы не встречаем никаких качеств». Но уже в физике любое изменение - это переход количества в качество.

Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация и.т.д.

Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, - указывал Ф. Энгельс, - невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений». Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

Социальное движение (с которым связано и мышление).

 

29. Основные философские подходы к пониманию происхождения и сущности сознания.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

● Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук (мозг, искусственный интеллект, применение медикаментов отражается на «сознании»). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания: образы в уме человека, господствие сознание над этими образами.

● Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

● Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

● Умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа: сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание – свойство исключительно человеческое.

● Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения, одной из них является теория монад: теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

● Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что: жизнь имеет смысл, приобретенные инстинкты, использование опыта, сложные действия животных (треб.сознания).

● Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение.

 

30. Естественнонаучное и философское понимание пространства и времени.

Неотъемлемой формой существования материи является пространство и время. В истории философии существовало 2 основных подхода к определению сути пространства и времени:

Субстанциональная. Родоначальники - Демокрит, Платон. Пространство и время - это самостоятельные субстанциональные сущности. Пространство - это пустое вместилище совокупных атомов. Время - это чистая длительность, равномерно текущая из прошлого в будущее является вместилищем событий.

Реляционная. Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемая взаимодействующими субъектами (Аристотель).

Обе эти концепции не отрицают объективного (не зависимого от нашего сознания) существования пространства и времени.

Существует точка зрения, что пространство и время - это субъективные формы в которых человек упорядочивает свои чувственные впечатления (Кант, Беркли, Юм, Мах) - зависят от принимающего субъекта: 3-х мерное зрение - человек, 2-х мерное - таракан.

Новое время 17-19 вв - ньютоновские представления о пространстве и времени, а именно «ньютоновское пространство» - неподвижное, непрерывное, однородное, 3-х мерное вместилище материи, а время - однородная, равномерная, вечная неизменная длительность.

В начале 20 в. появилась теория относительности Эйнштейна - она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и величины взаимодействующих материальных систем (вблизи больших объектов время течет медленнее).

В современной картине время и пространство не разделяют, и имеет место пространственно-временной континуум (4х мерность). В современной материальной философии пространство - форма бытия материи, которое выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время - это форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и смену их состояний.

 

31. Мышление и язык. Проблема создания искусственного интеллекта.

Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее однако, и противоречий между ними.

Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.

1. Средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию.

2. Орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей.

3. Язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания.

Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества:

1. Мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям.

2. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу национален.

3. Порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, (люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание в одно и тоже слово).

Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», рассматривает вопросы:

a. Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений?

b. Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек?

c. Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером?

Философские проблемы создания искусственного интеллекта можно разделить на две группы, условно говоря, «до и после разработки ИИ». Первая группа отвечает на вопрос: «Что такое ИИ, возможно ли его создание, и, если возможно, то как это сделать?» Вторая группа (этика искусственного интеллекта) задаётся вопросом: «Каковы последствия создания ИИ для человечества?» Течение трансгуманизма считает создание ИИ одной из важнейших задач человечества.

 

32. Основные формы материализма и разновидности идеализма.

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления:

а) материализм;

б) идеализм;

в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Ламетри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности идеализма:

1. Объективный - провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2. Субъективный идеализм (Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и.т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное.

 

33. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях.

Деятельность – это способ существования человека, ибо только в деятельности и посредством деятельности человек создает необходимые для своего существования условия. Объектом этой деятельности выступает не только природная среда, но и общество, а целью – осмысленное преобразование природного и социального мира и удовлетворение на этой основе разнообразных потребностей. Достижение этой цели невозможно без широкой системы знаний о мире и обществе. Вот почему познавательное отношение человека к действительности является необходимым элементом всей системы его отношений к миру. Познание – это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности с целью получения истинных знаний о ней.

Уже это определение познания приводит нас к заключению о том, что познание для своего осуществления требует развитого сознания и культуры, содержащей социально значимые программы деятельности и поведения человека. А это означает, что содержание познания, формы и способы его осуществления зависят от особенностей конкретно-исторических этапов развития общества и культуры. На ранних этапах антропосоциогенеза познание непосредственно включено в предметно-практическую деятельность человека, осуществляется в чувственно-образной форме и направлено на обобщение и осмысление непосредственного жизненного опыта. Это духовно-практическая форма познавательной деятельности, которая воплощается в обыденном познании или здравом смысле. На более поздних и развитых этапах исторического развития познание выделяется из структур практической деятельности в качестве самостоятельного вида духовного производства и приобретает духовно-теоретическую форму. На этом основании можно выделить мифологическое, религиозное, эстетическое, философское и научное познание.

Познавательную деятельность нельзя сводить только к акту мышления. В познавательном процессе участвует все сознание, чувства, память, воля, воображение. В познавательном отношении проявляется духовная активность человека, в нем присутствуют убеждения, вера, ошибки и иллюзии. Это является основанием для разнообразных, часто противоречивых, интерпретаций познания. Но как бы ни отличались друг от друга различные концепции познания, общим для всех их был вопрос о том, возможно ли познание, способен ли человек к содержательному и объективно значимому познанию. В этом вопросе – специфика философского подхода к проблеме познания, воплощенном в теории познания или гносеологии – специальном разделе философии, ориентированном на исследование познания.

В историко-философском процессе проблема познаваемости мира и адекватности полученных знаний объектам реальности решалась с позиций гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма. Сторонники первой позиции признают принципиальную познаваемость мира, наличие у человека необходимых и достаточных для этого способностей и средств и считают, что полученные в процессе познания знания адекватно отображают свойства объектов внешнего мира. На позиции гносеологического оптимизма стояли Аристотель, Бекон, Декарт, Спиноза, Гегель, Маркс.

Сложность познавательного процесса, специфика субъективных способностей человека и неоднозначность полученных результатов познания порождают скептицизм, не отрицающий способность познания, но ставящий ее под сомнение. У человека, по мнению скептиков, нет никаких средств, с помощью которых можно было бы установить наличие связи между нашими знаниями и предметами внешнего мира. На таких позициях стояли Аркесилай, Секс Эмпирик, а в Новое время скептицизма придерживались Гассенди, Бейль, но прежде всего Юм, разработавший аргументированную систему скептицизма.

Идея скептицизма становится основанием на котором возникает агностицизм. Сторонники его (Беркли, Кант) отрицают способность человека к объективно-содержательному познанию и сводят познание к сумме субъективных переживаний либо априорных конструкций, не связанных с объектами действительности.

Так в истории философии ставилась проблема познания, способы и средства решения которой образуют проблемное поле гносеологии, направленной на выявление статуса субъекта в познании, анализ структуры познавательного отношения, разработку форм и методов познания, исследование условий истинности полученных знаний. Как же эта проблема решалась в историко-философском процессе?

    

34. Проблема истины в философии и науке. Знание, истина, ценность.

Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий, находится в одном ряду с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота. Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем. Целью познания является получение истинного знания. Однако процесс познания приводит не только к истине, но и к заблуждениям. Заблуждение - это неверное отражение мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление, что Земля плоская и покоится на трёх китах, что Солнце вращается вокруг Земли и др. Заблуждение не надо путать с ложью. Ложь - это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей. Что же такое истина? Сложнейший вопрос, на который нет однозначного ответа. Существует ряд теорий истины. Классическая теория истины. Истина - это соответствие наших знаний действительности. Соответствие знаний действительности проверяется практикой. Однако практика является относительным критерием истины, так как далеко не все идеи и теории можно проверить на практике, поэтому и столько споров об истине разгорается. Прагматическая теория истины. Истина - это такое знание, которое приносит пользу людям. Экзистенциальная теория истины. Истина - это то, в чём в данный момент не сомневается человек. Конвенциональная теория истины. Истина - это соглашение, договор (конвенция) учёных. Плюралистическая концепция истины. Утверждается множественность истин об одном и том же объекте. Каждая из них в чём-то верна, отражает то или иное свойство объекта, и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них. Классическая теория выделяет следующие свойства истины: 1. объективность. Содержание истины не зависит от субъекта, его мнений или желаний. Истина отражает то, что есть на самом деле, даже если это нам не нравится. В таком случае люди склонны не замечать или не признавать истину. 2. конкретность. Знание зачастую отражает общее правило, общую закономерность. Но поскольку мир очень разнообразен, в разных условиях общие закономерности проявляются по-разному. Поэтому невозможно говорить об истинности знания, не принимая в расчёт конкретные условия, при которых знания сопоставляются с действительностью. 3. абсолютность и относительность. Абсолютная истина - это абсолютно полное и точное знание о предмете, относительная истина - недостаточно полное знание. Абсолютная истина - это идеал, к которому должно стремиться познание. В реальности всякая истина относительна, в каких-то отношениях она неполная, неточная. Например, для обыденного мышления утверждение «Земля имеет форму шара» - абсолютная истина, однако современная наука утверждает, что форма Земли - геоид. Критерием истинности знания является практика. Практика - это деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Виды практики - трудовая деятельность, социальные реформы, научный эксперимент. Практика является основным способом проверки на достоверность полученных в процессе познания сведений, гипотез, теорий. Возведение относительных истин в ранг абсолютных, превращение их в не подлежащие критике и уточнению догмы называется догматизмом. Догматизм ведёт к застою познания, неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться истина. Противоположная точка зрения, согласно которой все наши знания относительны, в них нет ничего точного и объективного, все они представляют собой всего лишь субъективные, то есть личные мнения, называется релятивизмом. Релятивизм ведёт к отрицанию возможности познания мира, к агностицизму.

    

35. Противоположность диалектики и метафизики. Особенности синергетической методологии.

Понятие диалектика в античности в Древней Греции означало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем под диалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ей метод исследования - диалектический. Диалектика - философское учение о всеобщем и полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мира и о всеобщих связях существующего в мире. Составная часть философии.

Понятие метафизика впервые встречается в работах Аристотеля и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чем собственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определенная концепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования. Это было тогда, когда естествознание еще только накапливало сведения о явлениях природы, поэтому явления, процессы, предметы природы рассматривались вне связи друг с другом и как неизменные, раз и навсегда данные. Но когда таких сведений о явлениях природы было накоплено много и потребовалось установить взаимосвязи между ними метафизический метод оказался ограниченным, односторонним, не способным решать новые задачи. На смену ему приходит диалектика, как последовательно-научная теория, последовательно-научный метод исследования.

Противоположность диалектики и метафизики состоит в следующем.

С позиции метафизики предметы, процессы, явления мира рассматриваются:

- вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.

- в основном как неизменные, раз и навсегда данные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо, т.е. только как количественные изменения, но отрицаются коренные качественные изменения.

- не раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений.

С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются:

- во взаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга.

- в движении, изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренных качественных изменений.

- раскрывается внутренний источник, внутренняя причина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений, которыми являются внутренние противоречия.

Синергетика есть междисциплинарное научное направление, изучающее универсальные закономерности процессов самоорганизации, эволюции и кооперации. Её цель состоит в построении общей теории сложных систем, обладающих особыми свойствами. В отличие от простых сложные системы имеют следующие основные характеристики:

• множество неоднородных компонентов;

• активность (целенаправленность) компонентов;

• множество различных, параллельно проявляющихся взаимосвязей между компонентами;

• семиотическая природа взаимосвязей;

• кооперативное повеление компонентов;

• открытость;

• распределенность;

• динамичность, обучаемость, эволюционный потенциал;

• неопределенность параметров среды.

Главные принципы синергетического подхода в современной науке таковы:

1. Принцип неаддитивности. Сложные системы формируются в результате кооперативных взаимодействий, приводящих к синергетическим (неаддитивным, нелинейным, резонансным) эффектам.

2. Принцип целостности. В сложных системах свойства целого не сводятся к свойствам составляющих его частей. С одной стороны, кооперативное взаимодействие элементов в сложной системе приводит к формированию новой системы с ранее неизвестными свойствами. С другой стороны, для определения свойств частей необходимо знать свойства целого.

3. Принцип дополнительности Н. Бора. В сложных системах возникает необходимость сочетания различных, ранее казавшихся несовместимыми, а ныне взаимодополняющих друг друга моделей и методов описания.

4. Принцип спонтанного возникновения И. Пригожина. В сложных системах возможны особые критические состояния, когда малейшие флуктуации могут внезапно привести к появлению новых структур, полностью отличающихся от обычных.

5. Принцип несовместимости Л. Заде. При росте сложности системы уменьшается возможность её точного описания вплоть до некоторого порога, за которым точность и релевантность информации становятся несовместимыми, взаимно исключающими.

6. Принцип управления неопределённостями. В сложных системах требуется переход от борьбы с неопределённостями к управлению неопределённостями. Различные виды неопределённости должны преднамеренно вводиться в модель исследуемой системы, поскольку они служат фактором, благоприятствующим инновациям.

 

36. Основные законы и категории диалектики.

Диалектика – метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:
• единичное, особенное, всеобщее;
• причина и следствие;
• необходимость и случайность.
• возможность и действительность;
• сущность и явление;
• структура, форма и содержание.



Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.

Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.

Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.

Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.

Категория «всеобщее» - это общее, присущее всем без исключения классам объектов.

Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).

Категория «необходимость» фиксирует, что необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.

Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, прокладывать себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости. Случайность со временем может стать необходимостью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.

Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность - это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных условиях. Действительность - это реализованная возможность, реально существующее бытие.

Категория «структура» фиксирует способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимосвязей компонентов какого-либо объекта, явления.

Категория «сущность» фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.

Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвязях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:
• охватывают все сферы окружающей действительности;
• раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики, описывающие развитие мира и процесс познания:

- закон перехода количественных изменений в качественные,

- закон единства и борьбы противоположности,

- закон отрицания отрицания.

● 1) Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды - 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.

2) Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно

● а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы);

● б) взаимоисключают друг друга;

● в) их борьба - противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.).

Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.

● 3) Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями, и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.).

Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание - это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.

    

37. Специфика социального познания.

Специфика познания социальных явлений связывается со следующими моментами.

1) Социальное познание имеет дело не с абстрактными изолированными объектами, но с системой взаимосвязей и отношений, без которой представить себе какой - либо предмет исследования невозможно.

2) Социальная жизнь весьма подвижна и изменчива, поэтому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей.

3) Особенность объекта социального знания – его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.

4) В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе, отсюда дополнительные трудности социального познания.

5) В познании социальной жизни использование математических и подобных им достаточно жестких познавательных процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.

6) Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.

Социальное познание отличается рядом особенностей, связанных и со спецификой объектов познания, и со своеобразием позиции самого исследователя. Прежде всего в естествознании субъект познания имеет дело с "чистыми" объектами, обществовед - с особыми - социальными объектами, с обществом, где действуют субъекты, люди, наделенные сознанием. В итоге, в частности, в отличие от естествознания здесь весьма ограниченна сфера эксперимента из - за моральных соображений. Второй момент: природа как объект исследования находится перед субъектом, изучающим ее, напротив, обществовед изучает социальные процессы, находясь внутри общества, занимая в нем определенное место, испытывая влияние своей социальной среды. Интересы личности, ее ценностные ориентации не могут не оказывать воздействия на позицию и оценки исследования. Немаловажно и то, что в историческом процессе гораздо большую роль, чем в природных процессах, играет индивидуальное, а законы действуют как тенденции, в силу чего отдельные представители неокантианства вообще считали, что социальные науки могут лишь описывать факты, но в отличие от естественных наук не могут вести речь о законах. Все это безусловно усложняет исследование социальных процессов, требует от исследователя учета этих особенностей, максимальной объективности в познавательном процессе, хотя, естественно, это не исключает оценки событий и явлений с определенных социальных позиций, умелого вскрытия за индивидуальным и неповторимым общего, повторяющегося, закономерного.

 

38. Общество как система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.

Общество - особая система объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди.

Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений.

Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

Социальная сфера — система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

Политическая сфера (политико-правовая) — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.

Духовная сфера (духовно-нравственная) — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

 

39. Экономическая сфера жизни общества. Человек в системе экономических отношений.

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Для того чтобы произвести нечто, необходимы производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в производственные отношения. Экономическая сфера жизни общества состоит из:

1. Производительных сил - рабочая сила, орудия труда, предметы труда.

2. Производственных отношений - производство, распределение, потребление, обмен.

 

Человек и отношения собственности. В отношениях собственности человек реализует права владения, распоряжения, пользование. Объём этих прав зависит от форм собственности: общей, частной или смешанной. Влияние форм собственности на экономическое поведение человека не является однозначным. Право собственности признаётся одним из естественных и не отчуждаемых прав человека.

 

Человек и труд. Важнейшая экономическая роль человека - его участие в процессе труда. Объективными характеристиками трудовой деятельности человека является производительность, эффективность и место в системе общественного разделения труда.

Человек и бизнес. Предпринимательство или бизнес считается осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли деятельность людей. Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие знания, готовность к риску, твердость, умение самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову. Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на предпринимательскую, в обман и жульничество.

 

Человек – доходы и расходы. Человек является участником отношений распределения и потребления. Известны различные формы распределения произведенного в обществе продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденды. Неравенство доходов зависит от положения человека в отношениях собственности, уровня его образования, квалификации, профессии и других факторов. Неизбежный в условиях рыночной экономики резерв в условиях доходов отдельных людей и групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство. Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и духовные потребности.

 

40. Политическая сфера жизни общества.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти.

Политика включает в себя следующие элементы: власть, политические отношения, политическую организацию, политические интересы и цели.

Власть есть подчинение одной воли другой. Политическая власть предполагает насилие и принуждение, она связана с политической жизнью общества

Политические отношения складываются в процессе совместной деятельности классов и политических партий, социальных групп и индивидуумов, а также государств. Политические отношения проходят определенные этапы становления и формирования, изменяются вместе с изменением способа производства.

Внутренние: касаются классов, партий, индивидуумов данного общества, и от их стабильности зависит стабильность социума.

Международные: взаимоотношения государств, которые вовлечены в орбиту международной политики.

● Внутренние и международные отношения связаны, но примат принадлежит внутриполитическим отношениям, так как от их стабильности зависит стабильность международных политических отношений.

Политическая организация, или система, есть совокупность организаций, учреждений, институтов, призванных регулировать отношения между классами, индивидуумами и т.д. для поддержания жизнедеятельности социума. В основном это политические партии, которые занимаются профессионально и постоянно политической деятельностью.

● Каждая партия имеет свои политические интересы и идеи, реализация которых требует определенного теоретического обоснования. Этим занимаются полит.партии и идеологии. Они разрабатывают политические программы, в которых излагаются цели и задачи партии, а также средства их достижения. Идеологии партий в научном и псевдонаучном духе, хотя идеология и наука несовместимы, доказывают, что их партии являются истинными выразителями интересов всего общества. Они представляют интересы своего класса как интересы всего государства и тем самым пытаются убедить всех граждан в том, что наиболее оптимальным вариантом развития и стабильности государства является реализация политических установок данной партии.

 

Государство – ядро политической организации общества.

Государство занимает центральное место в политической жизни. Оно управляет экономикой, регулирует хозяйственную жизнь общества, руководи общественными делами, упорядочивает классовые, национальные и иные отношения, разрешает социальные и другие конфликты, возникающие в обществе, проводит международную политику.

В настоящее время неолиберализм крупными представителями которого являются Фридмен и Хайек, выступает за резкое сокращение функций государства. Он исходит из того, что государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность индивидуумов. Рынок решит все проблемы, стоящие перед общество, и никакого государственного регулирования экономики не требуется. Государство также не должно вмешиваться в духовную и социальную сферы жизни людей. Задача государства заключается лишь в том, чтобы контролировать соблюдение общих правил поведения людей и защищать права личности.















Дата: 2019-07-30, просмотров: 176.