Философия XVIII века - это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластике и слепому следованию церковным догмам. XVIII век часто отождествляют с эпохой Просвещения. Развитие философии в этот период получает новые обороты. Хотя понятие Просвещение охватывает несколько больший временной период, основное развитие этого движения приходится именно на XVIII век.
Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Наследуя традиции мыслителей прошлого Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, Т.Гоббса и других, отвечая на вызов своего времени, просветители важнейшим условием достижения "царства разума" считали распространение знаний.
1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:
• не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
• не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
• считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции — материи;
• материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;
• материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;
• познание — отражение материи самой материей;
• источником большинства знаний являются чувства;
• причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
• выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
• в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
3. Жюльен Ламетри (1709 — 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:
• полностью отвергал идеализм и теологию;
• считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
• душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
• поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;
• выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
• был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;
• считал частную собственность гарантией свободы человека;
• идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".
4. Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". "Энциклопедия" была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
• признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;
• движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);
• отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
• в основе общества и государства видел "общественный договор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
• идеалом государства считал "просвещенную монархию", а экономики — разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789) и Гельвеций (1715 - 1771).
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:
• четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");
• освободили философию от многих религиозных предрассудков;
• дали более реалистическое определение субстанции — материя;
• выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
• подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;
• обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
• выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;
• обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;
• обосновали идеи социальной справедливости;
• идеологически подготовили Великую французскую революцию.
16. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика И.Канта.
И. Кант построил свою этику на результатах критики теоретического разума. Ее предпосылка: личность - самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач. О свободе: Кант придерживался детерминистических взглядов. Несмотря на полную подчиненность человека законам природы, можно, по мнению философа, утверждать, что человек свободен. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга. О морали и нравственности. Главное для Канта - поведение человека, его поступки. Знание имеет ценность только в том случае, если оно помогает человеку стать человечнее, обрести твердую нравственную почву, реализовать идею добра. Этика Канта носит нормативный характер. Канту удается избавиться от представления о стремлении к счастью как основания нравственности. Высший принцип нравственного поведения философ называет категорическим императивом: * воля должна установить сама себе закон, обязательный для каждого существа * надо поступать так, чтобы поступки могли стать всеобщими нормами * Человек должен рассматриваться как цель и не должен использоваться только как средство для чего бы то ни было. (высший принцип гуманизма). * все члены общества должны действовать так, чтобы при этом не ущемлялось достоинство ни одного из них как разумного существа. В категорическом императиве Кант усматривает универсальное правило для оценки человеческих действий. Подчиненность поступков человека категорическому императиву в противоположность действиям, совершаемым из стремлений и склонностей, есть долг. Категория долга - ключевая в кантовской этике, выражающая фундаментальное отличие его теории морали от предшествующих нравственных систем. О добре и зле: Кант настаивает на том, что необходимо отличать приятное от доброго и неприятное от злого. Кант соглашается именовать добром и злом только моральные добро и зло. Воля либо действует в соответствии с моральным законом (добро), либо в основе её деятельности лежит принцип себялюбия и личного счастья(зло). О религии: Кант считал, что философия бессильна в том случае, когда берется доказать недоказуемое. Нравственности не нужна религия. Кант признавал необходимость нерелигиозной веры. Веру Кант подчинил моральному закону. Кант в соответствии с учением о категорическом императиве на первое место ставит человека как высшую и конечную цель любой деятельности.
Теория этики. Императив - правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.
Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).
Принципы морали восходят к одному верховному принципу - категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:
- «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»
- «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»
- «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы»: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».
При всех своих внутренних противоречиях, учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли (Неокатианство, Этический социализм, Марбругская школа, Баденская школа).
17. Противоречие между системой и методом в философии Г.Гегеля.
В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал.
Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы.
Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер. Например, последняя триада в системе: искусство - религия - философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез, единство искусства и религии - эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.
В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии. Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители также обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.
18. Социальные, теоретические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии.
Исторический ход развития философии, естественных и общественных наук, как и самой общественной жизни, подготовили возможность возникновения философии марксизма, необходимые для этого условия.
Социально-политические предпосылки. Заключены в особенностях развития Европы первой половины XIX в. Несоответствие производственных отношений капитализма характеру производительных сил проявилось в экономическом кризисе 1825 г. Антагонистическое противоречие между трудом и капиталом обнаружилось в выступлениях рабочего класса: в восстаниях французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 I.), в развертывании чартистского движения в Англии (30-40-е годы XIX в.). Возникла потребность в теории, способной вскрыть сущность, перспективу социального развития, служить средством построения общества, свободного от капиталистической эксплуатации, средством преобразования социальных структур. Требовалось научное обобщение опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии и тактики. Марксистская концепция общества и социальных отношений, создававшаяся в результате осмысления уроков социально-политических движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового мировоззрения. Становление же такого мировоззрения требовало постановки задач по ассимиляции и переработке всего ценного, что было в научной мысли той эпохи.
К естественнонаучным предпосылкам формирования марксистской философии относится ряд открытий, начиная с космогонической теории И. Канта 1755 г. Наиболее важными для выявления диалектики природы явились: 1) открытие закона сохранения и превращения энергии (оказалось, что не оторванными друг от друга, а взаимосвязанными являются механическое и тепловое движение, тепловое и химическое и т.п.); 2) создание клеточной теории, раскрывшей связи между всеми органическими системами и намечавшей связь с неорганическими образованиями (размножение кристаллов и их устройство в то время казались очень близкими к клеткам); 3) формирование эволюционной концепции органического мира Ж.-Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина; она показывала связь органических видов и их восходящее развитие на основе противоречий.
Теоретические предпосылки возникновения марксизма следующие: классическая английская политэкономия (учения А. Смита и Д. Риккардо), французский утопический социализм (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье), французская история периода Реставрации (Ф.П.Г. Гизо, Ж.Н.О. Тьерри и др.); в трудах последних впервые было дано представление о классах и классовой борьбе в обществе.
Философскими предпосылками явились французский материализм второй половины XVIII в. и немецкая классическая философия в лице диалектика Гегеля (1770-1831) и антропологического материалиста Л. Фейербаха (1804-1872).
19. Этапы развития и национальное своеобразие русской философии.
Русская философия была сформирована с 2 сторон: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.
Этапы:
1. Философия средневековой Руси (X или XI — XVII вв.) Создание славянской азбуки, христианизация Руси и влияние византийской духовной культуры, распространение греческих и византийских рукописных трудов. В центре - религиозно-православное мышление.
2. Философия эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII — нач. XIX в.) Постепенное отделение светской философии от богословия. Стремительно развивается наука и художественная культура, продвигаются мысли народного образования и величия человеческого разума. Наиболее существенное влияние на развитие философии в этот период оказало творчество представителей «Ученой дружины Петра I» Ф. Прокоповича, В. Татищева, А. Кантемира (научный кружок), взгляды А.Н. Радищева и М.В. Ломоносова.
3. Становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество — начало и середина XIX в.) Известные на этот период люди, повлиявшие на становление русской философской мысли - А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, С.Н. Булгаков, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев и иные..
4. Русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию. Появляются различные движения и кружки, обсуждаются темы духовной свободы, вопросы пола и брака, церковные догматы. Огромное влияние оказали западные идеи, особенно марксистская идеология (здесь в России отличились Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин, Н.И. Бухарин). В центре внимания этих мыслителей – проблемы бытия и развития, теория познания, логика, вопросы общественного прогресса и проблема личности.
Характерные черты:
1. Антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.
2. Нравственный аспект. Следует заметить, что русские философы рассматривали нравственность не просто как особую сферу духовной жизни, то есть область идеального, но как особую реальность. Классическим примером в данном отношении является категория Добра в системе нравственной философии В.С. Соловьева, где Добро трактуется как некая онтологическая сущность, высшее основание, на которое опирается жизнь всего человечества.
3. Глубокий интерес к социальной проблематике. Русская философия всегда развивалась в условиях острых социальных, политических, экономических процессов в России. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране.
4. Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли.
5. Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.
6. Синтез философского и литературно-художественного творчества. Поколение писателей, поэтов, продвигавших философские идеи своего времени.(А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и иные)
7. Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, с человечеством в целом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной. Наиболее яркое выражение эта тенденция нашла в философии всеединства В.С. Соловьева и его последователей, которая послужила естественным выражением идеалов и ценностей русской философии.
8. «Русский космизм» Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.
20. Специфика материалистической философии Л. Фейербаха.
Философия Людвига Фейербаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Философские материалистические школы были непоследовательны и отличались своим противоречием, сильно зависели от религии. Основными же чертами философии Людвига Фейербаха стали:
● Полный разрыв с религией (атеизм), попытка объяснить Бога и религию с материальной точки зрения, исходя из человеческой природы.
● Объяснение проблем окружающего мира и человека с учетом новейших достижений науки.
● Большой интерес к социально-политическим вопросам.
● Убеждение в познаваемости мира.
Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития, материалистическая философия стала официальной и общеобязательной.
Антропология Фейербаха. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек. Человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна; все, что нас окружает (предметы, явления) - различные проявления матери. Бог существует лишь в головах людей, чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя.
Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины "материализм" и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа". Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
21. Философия всеединства В. С. Соловьева.
Основная идея: Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала.
Вклад В. С. Соловьева не только в русскую, но и в мировую философскую мысль определяется тем, что именно он разработал целостную концепцию всеединства. На основе принципа всеединства он стремился:
• в онтологии – преодолеть дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение субстанций, их полное тождество;
• гносеологии – воссоздать цельное знание;
• этике – утвердить единую для всех абсолютную мораль;
• религии – обосновать необходимость слияния христианских церквей и образование Вселенской церкви;
• истории – представить единство и целостность человечества на пути воссоединения с Богом.
Учение о всеединстве бытия
Фундаментальным основанием онтологии всеединства выступает триада категорий: сущее, бытие и сущность
Бытие – способ существования сущего, его проявления в различных формах.
Сущее (Бог) – вечное, а бытие (материальный мир) – переходящее. Между Богом и материальном миром устанавливается связь сущности и явления. Происходит стирание границы между Богом и миром, то есть в его философии утверждается пантеистический взгляд на мир.
Еще одним важным понятием в философии Соловьева является мировая душа, которую ученый назвал Софией. София — это и душа мира как центр воплощения божественной идеи мира. Она выступает в качестве первообраза или идеального плана мира. Она есть замысле Бога о мире, его своеобразная идеальная матрица.
Принципы онтологии, лежащие в основе философской концепции В. С. Соловьева, неразрывно связаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на идее единства Истины, Добра и Красоты.
Соловьев разрабатывает концепцию цельного знания, в которой должен осуществиться универсальный синтез научного, философского и религиозного знаний. Знание о реальном мире дается наукой, знание об идеальном мире – философией, знание о Боге (Абсолюте) – только верой. Такое «цельное знание» воссоздает картину всеединства и должно быть направлено на выработку универсальной теории, формулирующей основные принципы единства мира. В данной концепции подробно прорабатывается мысль о единстве познавательной и этической деятельности (Истина и Добро). Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний, поскольку для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и жизненная позиция.
Проект вселенской теократии
В историческом процессе Соловьев видел процесс становления Вселенской Церкви, которая объединит людей в Богочеловечество. Все люди должны быть едины на земле ну пути к Царству Божиему.
Свободная теократия – идеальный вариант такого общества по мнению ученого. Нравственность бы принадлежала церкви во главе с первосвященником, сила – царю, а право живого совета с Богом – пророкам. Данный вид общества должен был получиться путем объединения католической и православной церквей под эгидой Рима. Соловьев выдвинул идею вечного союза Римского Папы и Русского царя – союз высших носителей двух величайших даров: Царства и Священства. Однако, несмотря на все усилия, ему не удалось добиться никаких результатов ни в России, ни на Западе. Папа Лев XIII, познакомившись с проектом Соловьева, сказал: "прекрасная идея, но невозможная без чуда"
Историческое призвание России. Русская идея
Принцип всеединства был применен В. С. Соловьевым при разработке им так называемой "русской идеи" – историческая миссия русского народа
В судьбе русского народа, согласно Соловьеву, главное определяется тем, что он – христианский народ, и поэтому его национальная идея должна состоять в стремлении войти в общую жизнь христианского мира. По мысли Соловьева, Россия должна пойти по христианскому пути самопожертвования во имя блага других народов и самоотречения, т.е. отказа от своей самобытности (именуемой им национальным эгоизмом) и подчинения чужим идеям. Отказ от национального эгоизма предполагал в первую очередь отказ от православия и присоединение ко всем христианским церквям.
Он считал, что Россия ничего не дала миру ни в области науки, ни в области философии, а русская литература идет все более по нисходящей линии.
22. Философия Н.А. Бердяева.
Мысль Бердяева принадлежит к вершинам христианского экзистенциализма.
В основе философии Бердяева – две «центральные» идеи: а) принцип объективации; б) «примат свободы над бытием» (Первоосновой мира Бердяев считает не бытие, а свободу. Из этой свободы Бог и создает человека – свободное существо. Свобода, будучи иррациональной по своей природе, может поэтому вести как к добру, так и к злу.
Проблема человеческого существования состоит в его освобождении.
Человек определяется прежде всего своей личностью. Бердяев противопоставляет понятие личности – категорию этическую и духовную – индивидууму, категории социологической и природной. Личность относится не к сфере природы, а к миру свободы. В отличие от индивидуума (части космоса и общества), личность не принадлежит вообще ни к какой целостности. Она выступает против ложных целостностей: природного мира, общества, государства, нации, церкви и т. д. Эти ложные целостности являются основными источниками объективации, которые отчуждают свободу человека в своих созданиях – и он кончает их обоготворением, подчинением их тирании.
Человек есть создание сверхприродной свободы, которое вышло из божественной тайны и окончит историю провозглашением Царства Божьего. Личность должна подготовить это Царство в свободе и любви.
Средством для освобождения от всех форм отчуждающей объективации, Бердяев считает творческий акт. Его суть – борьба против внешних ограничений, познание, любовь – освободительные силы, восстающие против окостенения, холода и всего антигуманного.
Цитаты
● «Свобода в глубоком своем смысле не есть право, а есть долг, не то, что требует человек, а то, что требуется от человека, чтобы он стал вполне человеком. Свобода совсем не означает легкую жизнь, свобода есть трудная жизнь, требующая героических усилий». (Бердяев. «О двусмысленности свободы»)
● «Наиболее неприемлемо для меня чувство Бога как силы, как всемогущества и власти. Бог никакой власти не имеет. Он имеет меньше власти, чем полицейский». (Бердяев. «Самопознание»)
Дата: 2019-07-30, просмотров: 289.