Философские школы Древнего Китая
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главный вопрос: отношение личности и общества.

Абсолютное большинство мыслителей Нового времени в решении данного вопроса стояли на позиции социального атомизма. Принцип социального атомизма принял форму теории «общественного договора», которая разработана Гоббсом, Локком и развита Руссо. «Социальный атомизм» подчеркивает приоритетность, первичность, верховенство прав индивида по отношению к обществу. Сторонники социального атомизма отрицали идею божественного происхождения общества, государства. Рассматривая индивидов в качестве суверенных, самостоятельных, автономных «атомов», общество они представляли как совокупность таких социальных атомов. Свой завершенный вид принцип социального атомизма получил в так называемых теориях договорного происхождения общества, представленных в философии английского эмпиризма (Гоббс, Локк) и французского Просвещения (Руссо, Монтескье).

Гоббс и Локк исходили из признания переходного периода от природы к обществу, называемого ими «естественным состоянием». «Естественное состояние» оба философа характеризуют как состояние абсолютной свободы и абсолютного равенства. Абсолютная свобода индивида, по Гоббсу, заключается в том, что его воля не ограничена никакими правилами и законами. Индивид занят, прежде всего, удовлетворением своих интересов и потребностей, и он не имеет ни малейшего представления об общественных делах и обязанностях: полный приоритет индивидуального, его абсолютная первичность. Люди находятся в состоянии «войны каждого с каждым». Единственный закон, который сдерживает борющихся от самоуничтожения – страх смерти, инстинкт самосохранения.

Абсолютное равенство людей в условиях «естественного состояния», по Гоббсу, означает: «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей» также они равны и в плане имущественном – отсутствием собственности. Локк в этом вопросе видит равенство в том, что каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав.

Локк стал основателем классического либерализма. Он поддерживает идею о том, что государство - это результат общественного договора. Исходя из эмпиризма, он считает, что человек изначально ни добр и ни зол, а каждый человек - результат опыта. Поэтому дальнейшее развитие человека и общества зависит от опыта, от того, как общество будет организовано. Общество может быть организовано оптимальным образом, когда сохраняются условия его безопасности и, в то же время, сохраняется необходимая свобода и возможность развиваться. Он напоминает также и то, что общественный договор люди заключают ради своей безопасности. Локк ставит вопрос и о средствах обеспечения такой безопасности. Достичь ее можно только в одном случае, если власть не будет сосредоточена в одних руках, а будет распределена между разными частями государства. Локк предлагает разделение властей на четыре составляющих: конституционную, законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, в государстве должна сложиться система противовесов, когда ни одна из частей государства не обладает всей полнотой власти и действует в согласии с другой по определенным правилам.

 

    

Учение о всеединстве бытия

Фундаментальным основанием онтологии всеединства выступает триада категорий: сущее, бытие и сущность

Бытие – способ существования сущего, его проявления в различных формах.

Сущее (Бог) – вечное, а бытие (материальный мир) – переходящее. Между Богом и материальном миром устанавливается связь сущности и явления. Происходит стирание границы между Богом и миром, то есть в его философии утверждается пантеистический взгляд на мир.

Еще одним важным понятием в философии Соловьева является мировая душа, которую ученый назвал Софией. София — это и душа мира как центр воплощения божественной идеи мира. Она выступает в качестве первообраза или идеального плана мира. Она есть замысле Бога о мире, его своеобразная идеальная матрица.

 

Принципы онтологии, лежащие в основе философской концепции В. С. Соловьева, неразрывно связаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на идее единства Истины, Добра и Красоты.

Соловьев разрабатывает концепцию цельного знания, в которой должен осуществиться универсальный синтез научного, философского и религиозного знаний. Знание о реальном мире дается наукой, знание об идеальном мире – философией, знание о Боге (Абсолюте) – только верой. Такое «цельное знание» воссоздает картину всеединства и должно быть направлено на выработку универсальной теории, формулирующей основные принципы единства мира. В данной концепции подробно прорабатывается мысль о единстве познавательной и этической деятельности (Истина и Добро). Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний, поскольку для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и жизненная позиция.

Проект вселенской теократии

В историческом процессе Соловьев видел процесс становления Вселенской Церкви, которая объединит людей в Богочеловечество. Все люди должны быть едины на земле ну пути к Царству Божиему.

Свободная теократия – идеальный вариант такого общества по мнению ученого. Нравственность бы принадлежала церкви во главе с первосвященником, сила – царю, а право живого совета с Богом – пророкам. Данный вид общества должен был получиться путем объединения католической и православной церквей под эгидой Рима. Соловьев выдвинул идею вечного союза Римского Папы и Русского царя – союз высших носителей двух величайших даров: Царства и Священства. Однако, несмотря на все усилия, ему не удалось добиться никаких результатов ни в России, ни на Западе. Папа Лев XIII, познакомившись с проектом Соловьева, сказал: "прекрасная идея, но невозможная без чуда"

 

Историческое призвание России. Русская идея

Принцип всеединства был применен В. С. Соловьевым при разработке им так называемой "русской идеи" – историческая миссия русского народа

В судьбе русского народа, согласно Соловьеву, главное определяется тем, что он – христианский народ, и поэтому его национальная идея должна состоять в стремлении войти в общую жизнь христианского мира. По мысли Соловьева, Россия должна пойти по христианскому пути самопожертвования во имя блага других народов и самоотречения, т.е. отказа от своей самобытности (именуемой им национальным эгоизмом) и подчинения чужим идеям. Отказ от национального эгоизма предполагал в первую очередь отказ от православия и присоединение ко всем христианским церквям.

Он считал, что Россия ничего не дала миру ни в области науки, ни в области философии, а русская литература идет все более по нисходящей линии.

 

22. Философия Н.А. Бердяева.

Мысль Бердяева принадлежит к вершинам христианского экзистенциализма.

В основе философии Бердяева – две «центральные» идеи: а) принцип объективации; б) «примат свободы над бытием» (Первоосновой мира Бердяев считает не бытие, а свободу. Из этой свободы Бог и создает человека – свободное существо. Свобода, будучи иррациональной по своей природе, может поэтому вести как к добру, так и к злу.

Проблема человеческого существования состоит в его освобождении.

Человек определяется прежде всего своей личностью. Бердяев противопоставляет понятие личности – категорию этическую и духовную – индивидууму, категории социологической и природной. Личность относится не к сфере природы, а к миру свободы. В отличие от индивидуума (части космоса и общества), личность не принадлежит вообще ни к какой целостности. Она выступает против ложных целостностей: природного мира, общества, государства, нации, церкви и т. д. Эти ложные целостности являются основными источниками объективации, которые отчуждают свободу человека в своих созданиях – и он кончает их обоготворением, подчинением их тирании.

Человек есть создание сверхприродной свободы, которое вышло из божественной тайны и окончит историю провозглашением Царства Божьего. Личность должна подготовить это Царство в свободе и любви.

Средством для освобождения от всех форм отчуждающей объективации, Бердяев считает творческий акт. Его суть – борьба против внешних ограничений, познание, любовь – освободительные силы, восстающие против окостенения, холода и всего антигуманного.

 

Цитаты

● «Свобода в глубоком своем смысле не есть право, а есть долг, не то, что требует человек, а то, что требуется от человека, чтобы он стал вполне человеком. Свобода совсем не означает легкую жизнь, свобода есть трудная жизнь, требующая героических усилий». (Бердяев. «О двусмысленности свободы»)

● «Наиболее неприемлемо для меня чувство Бога как силы, как всемогущества и власти. Бог никакой власти не имеет. Он имеет меньше власти, чем полицейский». (Бердяев. «Самопознание»)

Этика – учение о морали.

Историческая эволюция типов морали.

1)Мораль традиционного общества.

(Строгая нормативность, которая предписывалась различными законами, это была не юридическая, а именно моральная нормативность. Законы возникают на пике зрелости общинно-племенных отношений и открывают эпоху строительства классового общества. Сюда можно отнести дхарму, следующим примером могут служить законы Моисея, пророка иудеев, Новый завет. Нагорная проповедь. Заповеди всепрощающей любви и милосердия.)

2) Индустриальную мораль называют рациональным типом морали, далее идет прагматизм морали постиндустриальной. Отличия от морали традиционного общества проявляются в следующем:

1. Мораль индустриального общества основана на ином характере отношения «личность – общество».

2. Мораль традиционного общества – есть мораль, основанная на социальном неравенстве.

3. К постиндустриальному типу (мораль постиндустриального общества) относится не только капитализм, но и социализм, в отличие от рабовладения и феодализма. Капитализм и социализм представляют собой разные типы общества.

Функции морали:

Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы - важнейший элемент нравственного поведения личности.

Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда - служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

Современные проблемы: корпоративный эгоизм правящих элит, манипулирование сознанием, чрезмерное потребление, гендерное неравенство, экономическое неравенство, экологические проблемы, милитаризация хозяйственной деятельности, демографические проблемы.

 

45. Религия. Религиозные ценности и свобода совести.

Религия — это особая форма человеческого самосознания. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения.

Под религиозными ценностями принято понимать основные догматы веры в сверхъестественное, т.е. наиболее значимое в религиозном отношении содержание религиозных учений. Религиозная философия и богословие настаивают на неизменном характере и божественной сущности религиозных ценностей. Наряду с нравственными и эстетическими религиозные ценности формируют специфический человеческий духовный мир, являясь существенной частью человеческой культуры.

Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

 



Философские школы Древнего Китая

Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.

Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.

Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.

Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.

3. Атомизм Демокрита и Эпикура.

Атомистическая философия – вершина натурфилософии.
Древнегреческий философ Демокрит(ок. 460 - ок. 370 до н.э.): Атомизм – мир состоит из атомов ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое", т.е. неделимое) – это и есть бытие – они бесконечны по числу и по форме. Это отвергает утверждение, что бытие - одно . Между ними — пустое пространство (небытие, непознаваемое). Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый только разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Атомы всегда находятся в движении,их бесчисленное множество. Двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой Из остроугольных атомов формируется камень, твердое. Из атомов помягче – воздух, из легчайших – дух. Основание природы и всего сущего является единство бытия и небытия (атомов и пустоты). Движение атомов по строгой траектории – детерминистская философия (все определяемо и причинно).
Эпикур (341-270 до н.э.) в отличие от Демокрита допустил возможность атомов, находящихся в постоянном движении, отклоняться от предначертанных им путей. Это позволяет Эпикуру избежать фатализма.Считал, что реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них - вещи и явления видимого мира, весь космос в целом, - это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов. Добавил к форме и величине атома еще и вес. Цвет, вкус, запах – не субъективное, а объективное. Благодаря различному весу, атомы сталкиваются друг с другом и отклоняются от траектории => случайность объективна. В главном же взгляды философов совпадают. Как и Демокрит, Эпикур считает, что душа материальна, что боги, если они есть, не утруждают себя делами земного, человеческого мира. Самое интересное и оригинальное в учении Эпикура — этика, Человек живет для счастья, залогом которого становится разумное наслаждение (радостное состояние духа, рациональное удовлетворение знанием). А это возможно лишь при уходе от земных проблем.

 

4. Школы натурфилософии досократического периода.

Досократический период - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

• ярко выраженный космоцентризм;

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

• гилозоизм (одушевление неживой природы);

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Первые, досократические философские школы Древней Грециивозникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

• милетская школа;

• школа пифагорейцев;

• школа Гераклита Эфесского;

• элейская школа;

• атомисты.

1.Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

• выступали с материалистических позиций;

• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

2. Пифагорейцы- сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

• первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

3. Гераклит из Эфеса(2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

4. Элеаты— представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

5. Атомисты— материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокритсчитался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

 

 

5. Особенности философии Сократа и его методологии.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно- нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает, как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа.

Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.

"Сократический" метод, имевший своей задачей обнаружение истины путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической диалектики. Основные составные части сократического метода: "ирония" и "майевтика". "Сократический" метод — это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская "ирония". Однако Сократ ставил своей задачей не только "ироническое" раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины. Поэтому продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика". Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали. Основная задача "сократического" метода - найти всеобщее в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей.

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих)

Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса.

    

6. Единство и различие философии Платона и Аристотеля.

Человек у Платона состоит из тела и души. Тело смертно – душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха. Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела – быть временным вместилищем и пристанищем души, рабом её. Высшей частью души является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть души – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. До попадания в тело, душа человека обитает на небе и некоторые из них созерцают мир идей. Попав в тело, душа человека забывает о своей занебесной отчизне. Но она способна к припоминанию её (анамнезис). Души, в которых преобладает разум, продвигаются наиболее далеко в процессе воспоминаний. Также Платон говорил о возможности переселения душ, которые могут переселяться в души как животных, так и растений.

Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум, иначе на разум практический и разум теоретический. Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У собственно разумной души имеются интеллектуальные (дианоэтические) добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. “Каждый – виновник собственного характера”. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У порочных людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.

Как и Платон, Аристотель опровергает мнение, что душа — только гармония тела, то есть хотя и не сумма материальных частиц, но нечто проистекающее из их надлежащего сочетания, и в этом состоит сходство их учений. Аристотель и Платон, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать извращенное устройство не как сущность государства, но как ее искажение. Изначально государство для них являлось справедливым и служило не как машина закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам. "Политика" Аристотеля в нашем восприятии рецепт, выписанный на чудесное лекарство, которое излечивает все пороки больного общества. Главный же недостаток, низводящий на нет всю работу, заключается в том, что подобного лекарства вообще нет, равно как и нет идеального государства.

 

7. Особенности христианской философии периода патристики. Роль Августина в доктринальном оформлении христианства.

Патристика – совокупность теолого-философских взглядов “отцов церкви”, которые взялись за обоснования христианства, опираясь на античную философию (в первую очередь на идеи Платона). Особенностью патристики как историко-философского феномена является отказ от свободного философского поиска. В отличие от античной философии патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании и является корпоративным достоянием всего христианского сообщества. Христианская традиция считает патристику единым учением, раскрытым различными авторами с различной глубиной. На протяжении более десяти веков христианская теология была в Европе единственно признанным и исторически возможным стилем философствования, основной характеристикой которого являлось, подчеркнуто подчиненное положение разума по отношению к авторитету.

Аврелий Августин оказал наиболее большое влияние на формирование христианской философии, написав множество богословских и философских трудов(“О граде Божьем”, “Исповедь”) В своих произведениях он осуждал ошибочные учения манихейства, которым сам длительное время следовал. Он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и других еретических учений. Помимо «Исповеди» к его главным трактатам относятся: «О Троице» где систематизированы теологические воззрения, и «О граде божьем» Последний трактат считается главным произведением Августина, который содержит его историко-философские взгляды. В первых книгах Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. В последующих книгах говорится о презренном язычестве и заблуждениях прежней философии. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим.

 

8. Проблема универсалий и ее решение в схоластической философии.

Схоластика – второй этап развития средневековой философии. Отличительной чертой средневековой схоластики стала острая борьба между реализмом и номинализмом (обладают ли общие понятия реальным бытием?).

● Представители реализма – подлинной реальностью обладает не единичные вещи, а только общие понятия(универсалии), существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Представитель: Фома Аквинский (“универсалии существуют до вещей, в вещах и после вещей”). Вначале как идея в божественном разуме, потом как неотъемлемые формы единичного, в конце как результат абстрактного мышления.

● Представители номинализма – объективно существуют только ‘единичные вещи’, а общие понятия – лишь имена, обозначающие вещи, и представлены только в языке терминами. Представитель: Росцелин (“Это не более чем сотрясение воздуха”)

 

Из перечисленных учений самым убедительным выглядит умеренный реализм. Ведь если согласиться с номиналистами, то непонятно следующее: на каком основании мы называем вещи одного и того же вида одним именем? Почему каждого из людей мы именуем человеком, каждую из лошадей – лошадью? Ибо если у вещей одного вида нет ничего общего, то с чего вдруг мы обозначаем их одним и тем же словом? В номинализме именование вещей – дело нашего произвола, и тогда что мешает нам называть осла конем, слона мышью и т.д.?

Фома подвел итог в споре об универсалиях. Общее, учил он, не имеет самостоятельного существования, не существует само по себе. Оно существует либо в вещах, либо в разуме. В вещах – в виде общей сущности, в разуме – в виде общего понятия. И так как разум есть у Бога и человека, общее существует трояким образом.

 

9. Специфика решения философских проблем в период расцвета и упадка схоластической философии.

Схоластика - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Основные проблемы:

● вера и знание

● доказательство бытия Бога

● общее и единичное

Схоластика подразделяется на ряд этапов:

● ранняя (IX-XI вв.): Эриугена, Ансельм Кентерберийский;

● зрелая или классическая (XII-XIII вв.): Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др;

● поздняя (XIII-XIV вв.): Иоанн Дуне Скот, Мейстер Экхарт и др.

Проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях - общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего. В зависимости от ответа на этот вопрос в средневековой философии формируются три позиции.

1. Реализм, представители которого утверждали, что общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым конструктом человеческого ума. Реализм поддерживался церковью, поскольку не конфликтовал с официальным вероучением и служил дополнительным обоснованием бытия Бога. Представителями реализма были Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Противоположная реализму позиция - номинализм.

2. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Номиналисты не отвечают на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех средневековых философов первичной остается духовная реальность. Номинализм получил широкое распространение в поздней схоластике, его представители - Иоанн Росцелин и Уильям Оккам.

3. Концептуализм - философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр. Основными принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм - Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм - вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм - вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм - вера в конец света и действенное ожидание его.

 

10. Особенности философии эпохи Возрождения, её основные направления и представители.

Философия эпохи Возрождения – называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:

● совершенствование орудий труда и производственных отношений;

● кризис феодализма;

● развитие ремесла и торговли;

● усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

● укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

● появление первых парламентов;

● отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

● повышение уровня образованности в Европе в целом;

● великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

● научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Основные направления философии эпохи Возрождения являлись:

● гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

● неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

● натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

● реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

● политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

● утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

Представители эпохи возрождения

● Франческо Петрарка (1304—1374)

● Колюччо Салютати (1331—1406)

● Георгий Гемист (ок.1360-1452)

● Леонардо Бруни (1370/1374-1444)

● Поджо Браччолини (1380—1459)

● Джорджо из Трабзона (1395—1486)

● Николай Кузанский (1401—1464)

● Виссарион Никейский (1403—1472)

● Лоренцо Валла (1405—1457)

● Иоанн Аргиропул (1415—1487)

● Марсилио Фичино (1433—1499)

● Леонардо Да Винчи (1452—1519)

● Джироламо Савонарола (1452—1498)

● Иоганн Рейхлин (1455—1522)

● Пьетро Помпонацци (1462—1525)

● Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494)

● Алессандро Акиллини (1463—1512)

● Эразм Роттердамский (1466—1536)

● Никколо Макиавелли (1469—1527)

● Виллибальд Пиркгеймер (1470—1530)

● Николай Коперник (1473—1543)

● Томас Мор (1478—1535)

● Франческо Гвиччардини (1483—1540)

● Мартин Лютер (1483—1546)

● Ульрих Цвингли (1484—1531)

● Агриппа (1486—1536)

● Ульрих фон Гуттен (1488—1523)

● Хуан Гинес де Сепульведа (1489—1573)

● Хуан Луис Вивес (1492—1540)

● Парацельс (1493—1541)

● Франсуа Рабле (1493—1553)

● Уильям Тиндейл (1494—1536)

● Андре де Говейа (1497—1548)

● Филипп Меланхтон (1497—1560)

● Джероламо Кардано (1501—1576)

● Нострадамус (1503—1566)

● Бернардино Телесио (1509—1588)

● Гийом Постель (1510—1581)

● Андрей Везалий (1514—1564)

● Пётр Рамус (1515—1572)

● Франческо Робортелло (1517—1567)

● Жан Боден (1529—1596)

● Франческо Патрици да Керсо (1529—1597)

● Этьен де Ла Боэси (1530—1563)

● Джакомо Дзабарелла (1533—1589)

● Мишель Монтень (1533—1592)

● Франсуа Виет (1540—1603)

● Юст Липсий (1547—1606)

● Джордано Бруно (1548—1600)

● Франсиско Суарес (1548—1617)

● Джон Непер (1550—1617)

● Чезаре Кремонини (1550—1631)

● Олива Сабуко де Нантес (1562—1625)

● Галилео Галилей (1564—1642)

● Томмазо Кампанелла (1568—1639)

● Иоганн Кеплер (1571—1630)

● Уильям Гарвей (1578—1657)

● Гуго Гроций (1583—1645)

● Компанаци

 





Дата: 2019-07-30, просмотров: 175.