Індыя пасля другой сусветнай вайны. “Курс Неру”.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945—1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.

Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели.

Образовались два государства: Индия и Пакистан. Завоевание независимости было омрачено грандиозными столкновениями мусульман с индусами и сикхами, происшедшими при разделе страны, переселением миллионов беженцев. Тяжелыми оказались и экономические последствия раздела. Все это в наибольшей степени ощущалось на востоке и северо-западе Северной Индии. Положение осложнялось вооруженным конфликтом 1947—1949 гг. между Индией и Пакистаном из-за княжества Кашмир, вошедшего в Индию в качестве отдельного штата. В 1947 г. национальный лидер М. К. Ганди был убит религиозным фанатиком-экстремистом.

В течение первых лет независимости, когда Индия оставалась британским доминионом, были предприняты усилия по преодолению отрицательных экономических последствии раздела страны в 1947 г., индианизацин аппарата управления, интеграции индийских княжеств в состав штатов независимой Индии. Учредительное собрание в 1949 г. приняло новую конституцию, по которой Индия 26 января 1950 г. стала суверенной республикой, сохранившей некоторые связи с Содружеством – наследником распавшейся английской колониальной империи.

Достижение главной цели освободительного движения — политической независимости — привело к новой широкой перегруппировке политических сил. На первый план выступили обострившиеся социально-классовые противоречия. На фоне продолжавшихся массовых выступлений рабочих и крестьян произошел раскол во всех организациях трудящихся, особенно в профсоюзах, где были организованы три основных профцентра: под эгидой ИНК — Индийский национальный конгресс профсоюзов, КПИ—ВИКП и Объединенный конгресс профсоюзов под эгидой вышедших из ИНК конгресс-социалистов, •оформившихся в Народно-социалистическую партию. Наибольшим влиянием левые профсоюзы в Северной Индии пользовались в Бенгалии, в отдельных промышленных центрах, таких, как Канпур и Дели.

Коммунисты сохранили свое влияние в «Кисан сабха», который руководил мощными крестьянскими выступлениями в 40-х — начале 50-х годов в Бенгалии, Бихаре, Соединенных провинциях и Пенджабе. Крестьяне требовали отмены системы заминдари, снижения арендной платы и налогов, наделения арендаторов владельческими правами. В 1948 г. ИНК объявил о намерении провести аграрную реформу. В самой партии развернулась острая борьба по вопросу о стратегии и тактике экономического и социально-политического развития страны. В 1951 г. левоцентристское крыло во главе с Дж. Неру одержало победу, в результате которой стал проводиться курс на буржуазно

 

С конца XVIII века и в течение около 150 лет Индия являлась колонией Британской Империи. Страна получила независимость только после окончания Второй Мировой войны. Официальным днём независимости Индии является 15 августа 1947 года. Отделившись от Великобритании, страна получила в наследство множество политических, социальных и экономических проблем: слаборазвитая индустриальная и научная база, страшная нищета, общественные конфликты, спорные территории с Пакистаном, Китаем, приводившие к столкновениям с этими странами и т.д. По сути, необходимо было создавать абсолютно новое самостоятельное и независимое государство.

 

Провозглашение независимости Индии стало началом распада мировой колониальной системы. В 1948 году, благодаря усилиям индийского правительства, независимости добились бывшие английские колонии Бирма и Цейлон. В 1955 году на Бандунгской конференции освободившиеся страны объединились в Движение неприсоединения, заявив: «Мы не за капитализм и не за коммунизм. Мы – «третий мир». На мировую политическую арену выступила новая сила. Вскоре мы увидим, какое воздействие оказывал и оказывает на страну именно такой в каком-то смысле нейтралитет.

 

В момент обретения независимости экономика Индии была подорвана уходом английских специалистов и притоком миллионов беженцев. Страна начала искать помощи за границей. И нашла ее в СССР. Так, в 1956-1970 гг. 50% советских кредитов предназначалось для развития металлургии, 18% – нефтедобычи и нефтепереработки, 9% – для развития тяжелого машиностроения, 5% – горнодобывающей промышленности. В начале 80-х гг. на объектах, построенных при содействии СССР, производилось около 40% чугуна и стали, почти 80% металлургического оборудования, более 40% горно-шахтного и свыше 55% тяжелого энергетического оборудования, более 10% электроэнергии, значительная часть нефти и нефтепродуктов, каменного угля, приборов, медицинских препаратов и другой продукции. Одновременно со строительством промышленных объектов СССР передавал Индии технологии, привлекал к проектным работам индийских специалистов для передачи опыта. Осуществлялась крупномасштабная подготовка кадров. При содействии СССР подготовлено в общей сложности более 120 тыс. индийских специалистов.

 

По примеру Советского Союза в Индии существовали «пятилетки», в 1950 г. была образована специальная Комиссия по планированию: начиная с 1951 г. и вплоть до 1996 г., в Индии было реализовано восемь пятилетних планов. До 1985 г. Индийское Правительство контролировало цены и объёмы производства в важнейших отраслях промышленности, таких как: сталелитейная, химическая, угольная, машиностроение, текстильная и др. Во второй половине прошлого века, в течение более 30 лет в стране парадоксальным образом сосуществовали административное планирование и демократические свободы, закреплённые в Конституции и законодательстве. Подобное смешение политических ориентиров можно рассматривать в качестве длительного периода становления политической системы Индии, который окончательно не завершён и по сей день.

 

На современном этапе развития Индия – это Союз штатов, суверенная федеративная светская демократическая республика с парламентской системой правления. Республика управляется в соответствии с Конституцией, которая была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 г., и вступила в силу 26 января 1950 г. Законодательная власть принадлежит Президенту и Парламенту.

 

Парламент Индии состоит из двух палат: Совет штатов (Раджья сабха) и Народная палата (Лок сабха). Совет штатов (постоянно действующий орган) состоит не более чем из 250 членов, из которых 12 назначаются президентом из числа выдающихся деятелей индийской культуры и науки, остальные избираются по системе пропорционального представительства выборными членами законодательных органов штатов сроком на 6 лет. Одна треть членов переизбирается каждые 2 года. Народная палата состоит не более чем из 545 депутатов, избираемых прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 5 лет. Палата из числа своих депутатов избирает председателя - спикера. В настоящее время работает палата 13 созыва. Исполнительная власть в Индии принадлежит Президенту и Правительству. Правительство формируется парламентским большинством и несет ответственность перед Народной палатой.

 

Индийский Национальный Конгресс – крупнейшая и влиятельнейшая партия в стране. Создана в 1885 г., её представители возглавляли национально-освободительное движение. С 1978 г. стала называться ИНК (И) по имени Индиры Ганди. Индийская народная партия (БДП) образована в 1980 г. Возглавляет правящую коалицию – Национальный демократический альянс (НДА). На сегодняшний день именно эти две партии являются самыми влиятельными и мощными политическими силами в стране.

 

В последние годы, несмотря на преобладание ИНК, намечается тенденция активизации различных политических сил. Похоже, что ситуация будет развиваться по пути закрепления реальной многопартийной системы, являющейся главной гарантией демократического развития страны. Однако преждевременных выводов в этом отношении делать тоже не стоит, ведь в нестабильной и переменчивой индийской политике появление новых сил может привести к непредсказуемым последствиям. В подтверждение данного тезиса можно лишь упомянуть высказывание М. Соколовского, он говорит о следующем: «…пока неизвестно, каким образом разложится очередной индийский пасьянс. Однако скептикам, утверждающим, что политическая система Индии по частоте смены правительств вскоре догонит итальянскую, можно возразить. При любом правительстве экономический курс страны сохраняется просто потому, что нет другого, тем более что в 1991 г. реформы начала именно партия ИНК».

 

С 1998 г. по 2004 г. главной политической силой в стране являлась Индийская народная партия, должность премьер-министра в этот период занимал её представитель Атал Бихари Ваджпаи. Сейчас на первые роли вновь выдвинулся Индийский Национальный Конгресс, Ваджпаи на посту первого человека государства сменил один из лидеров ИНК доктор Манмохан Сингх. Об определённом политическом курсе каждой из партий, как мы видим, говорить не приходится: по сути, и те и другие, впрочем как и остальные, выступают за продолжение либеральных реформ. Т.о., политическая система Индии как бы оторвана от нужд страны, т.к. развивается исключительно по такому принципу, что для существования демократии необходимо наличие развитой многопартийной системы. По большому счёту взгляды на развитие собственного государства у большинства индийских партий схожи, серьёзное различие проявляется лишь в отношении внешней политики страны.

 

В доказательство нашего утверждения о слабости и в определённом смысле «юношеском» возрасте политической системы Индии, приведём следующий пример. Победив на выборах 2004 года , кабинет министров должна была возглавить одна из лидеров ИНК Соня Ганди, вдова бывшего премьера Раджива Ганди. Многим казалось, что именно так оно и будет, но Соня поступила иначе. Выслушав доводы оппозиции относительно недопустимости участия иностранцев в верхних эшелонах власти, она (итальянка по рождению) фактически согласилась с ними. В нежелании вызвать раскол нации, собственно, и заключается смысл поступка Сони. И ее не смогли переубедить ни угрозы депутатов фракции выйти из состава конгресса, ни попытки самоубийства некоторых ее сторонников. «В семье Неру-Ганди не принято менять свои решения», - пояснила Соня. А вот другое ее заявление: «Моим долгом было дать Индии в это критическое время сильное и стабильное светское правительство, минимизировать масштабы ущерба, нанесенного республике предыдущим кабинетом».

 

Жест Сони Ганди, безусловно, благородный и ничего некомпетентного в её действиях, конечно, нет, однако, заметим, что в политических кругах развитых демократических государств редко находится место подобным поступкам. В индийской политике ещё остаётся большая доля некой «романтики», «юношеского максимализма», что говорит о том, что политическая система страны ещё довольно далека от того момента, чтобы адекватно соответствовать требованиям развивающейся рыночной экономики.

60. Культура другой паловы ХХ – пачатку ХХІ ст і яе шматграннасць ва ўмовах глабалізацыі і інфармацыйнага грамадства.

 

За последние сто лет промышленное производство планеты возросло более чем в 50 раз, при этом 4/5 всего прироста получено с 1950 г.. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 трлн. долларов и может в ближайшие полвека увеличиться в 5-10 раз.

Прежде растущая интернационализация народнохозяйственных связей привела к тому, что на долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины торговли, почти 80% новой техники и технологий. Таким образом, во все уголки земного шара передаются передовые методы производственной культуры. О росте интернационализации жизни современности свидетельствуют всеобъемлющий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникаций.
Возникает общечеловеческая культура. Современные средства передвижения и передачи информации сближают людей, а научная и техническая мысль все больше интернационализируется.
Однако культура XX в полностью выявила ограниченность, односторонность технологической цивилизации. Культура этой цивилизации складывалась на основе особых отношений человека и природы. Человек пытался вырваться я из зависимости от природы и высшими ее ценностями, признавалось господство над природой, прогресс, наращивание технологических и научных знаний. Природа становится объектом человеческой деятельности, эксплуатации, к тому же неограниченной. Цель деятельности человека заключалась в том, чтобы накапливать все больше материальных благ и богатств и на этой основе решать все проблемы.
Техногенной цивилизации присуще представление, что природа для эксплуатации является неисчерпаемой. Однако такой психологии наступает конец. Идейные и научно-технические движения последних десятилетий имеют целью создание новой экологической культуры. Экологический кризис очерчивает границы имеющегося типа экономического развития Речь идет о новых отношениях с природой и между людьми.
С появлением атомного, химического, биологического оружия массового уничтожения ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под сомнение. Человечество ощутило бессилие перед неуправляемыми силами научно-технического прогресса.

В XX перед человеком появились проблемы, от решения которых зависит будущее цивилизации Эти проблемы получили название глобальных (фр global - всеобщий, от лат globus - шар). К ним относятся: войны с применением оружия массового поражения, борьба с загрязнением окружающей среды; преодоление голода, нищеты; поиски новых источников сырья. Человечество надеется на решение этих глобальных проблем. Получили распространение исследования футурологов (от лат futurum – будущее). По их мнению, возникает новая ситуация, когда человек, а не производство, его интеллектуальные и творческие способности становятся главным фактором общественного прогресса. Развитие личных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением в капитал.
В современных условиях очень распространена массовая культура, в основном она распространяется с помощью современных средств коммуникативной техники (телевидение, видео- и звукозаписей, кино, прессы, книгопечатания). Индустриализация культуры является одной из закономерностей современности. Однако этот процесс имеет две стороны. С одной стороны, индустриализация культуры делает ее доступной для широкой аудитории, с другой - общедоступность искусства, облегченность и упрощенность восприятия резко снижает положительное влияние искусства на развитие личности. Если высокая, элитарная культура ориентируется на интеллектуальную, думая в публику, то массовая культура - на "усредненную" аудиторию. Человек теряет свою индивидуальность и потребность в духовном самосовершенствовании посредством культуры.

Углубление отчуждения в обществе и кризис традиционных религиозных и моральных ценностей на рубеже 50-60-х годов привели к рок-культуре. Главное в рок-культуре - нравственная позиция. Молодое послевоенное поколение было разочаровано в ценностях довоенной эпохи, на которой спекулировали все тоталитарные режимы что развязали Вторую мировую войну и ядерное противостояние. Свой протест молодежь стремилась выразить политически и идеологически нейтральным поведением, предоставить искусству и нравственности простой, человеческий смысл, освободить их из-под диктата государства, церкви, политических партий. Сторонники рок-культуры внешним видом, манерами поведения, музыкой и пением подчеркивали свою связь с массами, ощущение свободы человеческой солидарности.

Эволюция рок-культуры происходила в сторону потери им социальной ориентации ("панк", "металл" ). Современный рок имеет большое количество стилевых форм.

Итак, современная культура, объединяющая человечество, основывается на общечеловеческих ценностях, защите прав человека, гуманизме, распространении научных знаний и передовых технологий, взаимообогащении национальных культур, экологическом отношении к жизни и окружающей среде.






Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.