Немецкая классическая философия: И. Кант (введение к «Критика чистого разума»).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кант начинает свои рассуждения со специфической классификации суждений. Он выделяет суждения синтетические — аналитические и априорные — апостериорные:

синтетические — суждения, несущие новое знание, отсутствующее в понятии, которое является их субъектом;

аналитические — суждения, которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания;

априорные суждения (лат. a priori) не нуждаются в опытной проверке своей истинности,

для апостериорных (лат. a posteriori) необходима эмпирическая верификация.

Кант замечает, что синтетические суждения чаще всего апостериорные, а аналитические — априорные.

Кант приводит следующие примеры:

«Все тела протяжённы» — аналитическое суждение. Действительно, нам не нужно прибегать к опыту, чтобы убедиться в том, что любое тело развёрнуто в пространстве (имеет длину, ширину, высоту); этот признак — существенный в содержании понятия «тело». То есть указанное суждение — априорное.

«Все тела имеют тяжесть» — синтетическое суждение. И хотя мы знаем, что даже самое лёгкое тело обладает тяжестью, узнаём мы это не из содержания понятия, а, скорее, из курса физики. То есть — это суждение апостериорное.

Кант замечает, что существует особый вид суждений, и суждения этого вида лежат в основании многих наук в качестве принципов. Это синтетические, и одновременно априорные суждения. Вопрос «Как возможны синтетические априорные суждения?» — фундамент дальнейшего построения работы «Критика чистого разума».

В вводном разделе под названием «Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума» Кант даёт собственные определения.

Разум — способность, дающая принципы априорного знания.

Чистый разум — способность, содержащая принципы безусловного априорного знания.

Канон (органон) чистого разума — совокупность принципов, согласно которым могут быть приобретены и осуществлены все чистые априорные знания. Полное применение канона даёт систему чистого разума.

Критика чистого разума — наука, исследующая чистый разум, его источники и границы. Пропедевтика (введение) к системе чистого разума. Польза критики — только отрицательна и может служить лишь для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений. Критика ещё не называется трансцендентальной философией, потому что не содержит анализ всего априорного человеческого познания. Даёт перечисление всех основных понятий, составляющих чистое знание. Эта критика предпринята с целью синтеза (чистого разума). Принципы априорных понятий — принципы синтеза (интеллекта).

Трансцендентальное знание — знание, занимающееся не столько предметами, сколько нашей способностью познания предметов a priori.

Трансцендентальная философия — система понятий априори. Содержит в себе в полном объеме как аналитическое, так и априорное синтетическое знание. Система всех принципов чистого разума. Идея науки, для осуществления которой критика чистого разума должна набросать архитектонически полный план, с гарантией полноты и надёжности. Хотя высшие и основные положения морали — априорные знания, тем не менее они не входят в трансцендентальную философию, которая содержит учение об элементах и учение о методе чистого разума.

Трансцендентальная критика — имеет целью не расширение знаний, а только их исправление. Пробный камень ценности или негодности всех априорных знаний. Подготовка к канону или, если это не удалось, подготовка канона системы философии чистого разума.

Человеческое познание — источник не известен. Имеет две стороны (аспекта, ветви) — чувственность и рассудок. Посредством чувственности предметы нам даются, а посредством рассудка они мыслятся.

Кант устанавливает непознаваемость вещей самих по себе («вещь в себе»), порождающих своим воздействием на наше сознание явления внешнего мира; для достоверного знания доступны лишь эти явления в нашем сознании. Пространство и время, которые мы воспринимаем в опыте, субъективны, то есть они — наши же представления, а не существуют сами по себе; а потому всё, что помещается в них (а мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени), есть тоже наше представление; следовательно, на опыте мы имеем дело только с нашими представлениями, но лишь являющимися нам как объекты; так что всё без исключения, даже самих себя, мы знаем лишь как явления, а не как «вещь в себе». При всём том Кант не считает возможным отрицать самое существование вещей в себе, хотя бы потому, что такое отрицание явилось бы известным суждением о них, высказывать которое, в виду их непознаваемости для нас, мы не имеем никаких данных. Основной смысл сочинения: за явлениями, доступными опыту, находится мир предметов «самих по себе», познать который мы не в состоянии; наше познание имеет дело лишь с феноменами; мир возможен лишь как бытие, подчинённое категориям мысли: «наш рассудок сам же и предписывает природе её законы».

13. Отчужденный труд и коммунизм в "Экономическо-философских рукописях 1844" К. Маркса

В своих «Экономическо-философских рукописях» Маркс выделяет религиозное отчуждение, которое происходит в сфере сознания, и экономическое отчуждение, которое происходит одновременно в сознании и в реальной жизни. «Религиозное отчуждение как таковое происходит лишь в сфере сознания, в сфере внутреннего мира человека, но экономическое отчуждение есть отчуждение дей­ствительной жизни, - его упразднение охватывает поэтому обе стороны», - пишет он.

1. Маркс выделяет четыре ступени отчуждения: от предмета труда, от самого труда, от родовой сущности, а также человека от человека. Причем ответственен за это отчуждение сам человек.

2. Первой стадией отчуждения является опредмечивание труда: или труд создает нечто себе противостоящее как предмет. Сделав что-то, человек отчуждает от себя часть своего труда, и чем больше он делает, тем менее он предметом владеет.

2.1. Рабочий в предмете, следовательно, самоотчуждается, равно как и в религии: чем больше вложено смысла в божественное, тем меньше его остается у самого человека.

2.2. Благодаря предмету рабочий получает бытие в качестве рабочего, но и бытие в качестве физического субъекта. Поэтому он попадает в рабство предмету дважды: предмет нужен ему и как условие работы, и как условие жизни.

2.2.1. И чем больше он производит, тем больше условие работы становится условием жизни, а следовательно, тем больше его жизнь становится физической жизнью.

3. Второй стадией отчуждения является таковое в производственной деятельности, или отчуждение самого труда. Если бы рабочий не отчуждался еще и от себя, он не мог бы противостоять предмету как опредмеченному труду.

3.1. Труд выступает для рабочего как нечто внешнее, ибо в труде он абстрактен от своей чувственной конкретности, является только субъектом труда. Деятельность рабочего в труде принадлежит не ему.

4. Человек — родовое существо, и в труде происходит еще и отчуждение от его родовой сущности. Индивид всегда действует как воплощенный род: для человека вся природа является как бы его неорганическим телом.

4.1. Но собственно труд (как свободный) есть родовая сущность человека, поскольку в нем он делает природу человеческой природой, т.е. является универсальным существом, удваивающим себя через опредмечивание своей сущности.

4.2. Человек живет природой, делая ее человеческим миром, преобразовывая ее в труде. Отчужденный труд отчуждает от человека и природу, и его труд, следовательно, отчуждает от него и род.

4.3. Жизнь оказывается лишь средством к жизни, и то, что отличает человека от животного, способность к сознательной жизнедеятельности, становится на службу поддержания существования.

4.4. Поскольку в труде родовая сущность человека, то произведенный предмет —это опредмеченная родовая сущность, а поэтому отчужденный труд отнимает у человека эту сущность вместе с предметом.

5. Четвертой стадией является отчуждение человека от человека, поскольку уже сам человек противостоит себе, а потому другой человек также ему противостоит. Но если так, то отношение между ними сводится до обладания.

5.1. Отсюда следует, что отчужденный труд принадлежит другому человеку: сам рабочий порождает капиталиста, владеющего его трудом, а впоследствии и средствами производства.

5.2. Таким образом, частная собственность и отчужденный труд — это отношение результата и действия. И как только она появляется, то становится средством дальнейшего отчуждения труда от самого себя.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 281.