ФУНКЦИИ И ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функция

Подсистема

Функция

Подсистема

3 В средствах массовой информации (в том числе в Интернете), публицистике, словарях найдите информацию о термине «политическая корректности. Какие аргументы используют противники и сторонники политической корректности? Кто, с вашей точки зрения, более убедителен? Почему? Чем политическая корректность отличается от научной корректности?

4 Попробуйте представить человеческое общество через сто лет. Напишите три самых значительных изменения, которые, на ваш взгляд, произойдут по сравнению с сегодняшним днем. Поясните, почему вы считаете, что они произойдут, и почему выделяете их как наиболее важные.

Выскажите свою точку зрения и обсудите

 

1. Как вы понимаете фразу «человек — существо общественное»? Общество способствует развитию человека или сковывает его?

2. Могут ли в одной стране одновременно быть черты традиционного, индустриального и постиндустриального обществ? Какие примеры доказывают вашу точку зрения?

3. В каком типе обществ человеку легче реализовать себя? Почему?

4. Почему процессы глобализации в современном мире идут сложно?

5. Какие положительные и отрицательные изменения несет с собой глобализация?

6. Можно ли остановить процесс глобализации?

Темы докладов и рефератов

 

1. Открытия XVI—XVIII вв., подготовившие промышленную революцию XIX в.

2. Теории развития человечества.

3. Успехи, трудности и перспективы процесса глобализации.



Общественное сознание и его формы

К размышлению

«Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ).

«Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» (Платон).

«Самый непобедимый человек — это тот, кому не страшно быть глупым» (В. О. Ключевский).

Как данные высказывания связаны с темой параграфа? Какие характеристики сознания можно сформулировать на основе их анализа?

Мы уже знаем, что важнейшее свойство человека и человеческого общества, выделяющее их из всей природной среды, — наличие сознания. Оно возникает вследствие того, что люди, общаясь между собой посредством звуковых сигналов (речи), постепенно вырабатывают способность строить общение с воображаемым собеседником. Человек как бы разговаривает сам с собой, сам задает себе вопросы и находит на них ответы. Умение делать это последовательно, доказывать и опровергать каждое утверждение, строить цепочку высказываний, которые все вместе передают какой-то смысл, и называется мышлением.

Что общего и в чем различия между сознанием и мышлением? Могут ли они существовать друг без друга? Как вы могли бы определить понятия «сознание», «общение», «мышление»?

Индивидуальное сознание

 

Важно различать разумную способность и сознание. Разумная способность как умение формировать знание об окружающем мире в различной степени обнаруживается и у животных. Животные в соответствии со своим сложением и потребностями определенным образом отражают окружающую среду, т. е. формируют знание о ней и это знание используют в своей жизнедеятельности. Но только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания, т. е. человек не просто отражает реальность, не просто обладает знанием, а сознает, что он осуществляет познавательную деятельность, которая становится главной, управляющей по отношению к его общей жизнедеятельности.

Сознание — это способность контролировать свою деятельность с помощью анализа предшествующего опыта, способность переносить положительные итоги прежних опытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учетом достижений и ошибок.

Какой пример из вашей жизни мог бы стать иллюстрацией этого определения? По каким критериям вы различаете положительные и отрицательные итоги жизненного опыта? Всегда ли легко это сделать? Как жизненный опыт влияет на изменение сознания?

Дело в том, что, когда люди, образующие общество, вырабатывают единые стандарты поведения, формы взаимодействия, способы освоения природной среды, они при этом также вырабатывают совместные представления о своей деятельности. Сознание — это не только индивидуальный акт, но обязательно и акт общественный. Если я постоянно общаюсь с людьми в процессе моей жизнедеятельности, то у нас у всех вырабатываются общие (необязательно одинаковые!) «взгляды» на то, что мы делаем, и на окружающий мир. В этом смысле сознание означает также и общее нам-' всем знание, которым мы обладаем сообща.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 229.