Общество. Общественное сознание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общество. Общественное сознание

 

Познание современного глобального мира — интересная, важная и трудная задача.

Интересная — потому, что мир, в котором мы живем, открывает множество возможностей каждому из нас. И чем больше мы о них узнаем, тем полнее и разнообразнее сможем реализовать себя, свои творческие способности, воплотить в дела наши мечты, идеалы.

Важная — потому, что, только зная устройство окружающего нас мира, его происхождение, тенденции развития и закономерности, которым он подчинен, мы — народ и страна — можем жить и действовать самостоятельно.

Трудная — потому, что знание о человеческом обществе формируется с помощью большого числа специальных наук: от истории и теоретической социологии до культурной антропологии и лингвистики. Соединить вместе все специальные знания и построить единую науку об обществе — это мечта многих знаменитых философов и ученых на протяжении многих веков. Конечно, полностью эта мечта никогда не осуществится. Но все же уровень знаний о человеческом обществе, достигнутый учеными в конце XX в., позволяет нам сегодня представить образ среды нашего обитания в систематизированном виде. С представления о том, что такое человеческое общество, мы и начнем.

Какие еще характеристики вы могли бы предложить для познания современного глобального мира? Каким образом можно познать современный мир? Вспомните известные вам определения общества.



Основные функции и подсистемы общества

К :размышлению

«Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные» (Аристотель).

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице также всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (И. Кант).

«Общество есть, таким образом, подлинная целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов; более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек» (С. Л. Франк).

Что объединяет приведенные высказывания известных мыслителей? Как они, с вашей точки зрения, связаны с рассматриваемой темой?

Три основных типа обществ

 

Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.

Основные типы обществ:

Первые, самые древние сообщества относятся к типу обществ аграрных, или традиционных.

Следующий тип — общества индустриальные.

И последний тип — общества постиндустриальные (их также называют технотронными или информационными).

Эта классификация типов позволяет нам точно охарактеризовать любое данное сообщество. Но она вовсе не предполагает, что Все человечество одновременно эволюционирует, переходя от общества традиционного к индустриальному и затем к постиндустриальному. В реальной истории можно отметить лишь то, что сначала (приблизительно с периода 8000 лет до н. э. и до XVII в.) все общества являлись традиционными, тяготея к своей наиболее развитой форме — аграрному обществу. Затем среди большинства традиционных обществ возникает меньшинство, совершающее довольно быстрый переход к обществу индустриальному. И лишь в конце XX в. часть индустриальных обществ начинает превращаться в постиндустриальные.

Что вы знаете о характерных чертах каждого из типов обществ?

В течение последних примерно трехсот лет человечество живет одновременно в обществах трех типов. И это придает процессу его объединения (глобализации) особый, конфликтно-противоречивый характер. Дело в том, что в обществах разного типа по-разному понимаются и выполняются основные функции.

В обществах традиционных подсистемы социализации, права, политики и экономики еще не обособились в полной мере. И нередко в качестве правовых норм выступают нормы религиозные, социализацию осуществляют формы хозяйственной деятельности, экономическая подсистема становится, по сути, политической.

Например, общества в древней Месопотамии, относимые к восточным деспотиям, целиком зависели от наличия воды, й потому системы осушения земель и орошения полей оказывались главным объектом властного контроля. Поэтому вся политическая подсистема превращалась в многоуровневую иерархию чиновничьего контроля над процессом производства и распределения сельскохозяйственной продукции, во главе которой стоял полновластный деспот.

С появлением обществ индустриальных (их нередко называют обществами модерна) можно наблюдать значительно большую дифференциацию подсистем в зависимости от выполняемых функций. Особенно это заметно на примере того, как обособляется и стремительно развивается экономическая подсистема. Научно-технологические открытия XVII—XVIII вв. подготовили промышленную революцию начала XIX в., благодаря которой новые виды энергии, примененные в различных машинах и механизмах, многократно увеличили производительность труда. Индустриальные общества стали развивать рыночную экономику, что способствовало становлению демократических политических систем и развитию правовой подсистемы общества. Широкое распространение получило начальное и среднее образование.

Какие открытия XVII—XVIII вв. подготовили промышленную революцию XIX в.?

С появлением обществ постиндустриального типа меняются и содержание, и способы действия подсистем, характерные для индустриальных обществ.

Особенно заметными становятся изменения в подсистеме социализации. В обществах постиндустриальных вместо сохранения идентичности (тождества себе) предлагается принять наличие в об-~ ществе людей и групп, которые не вписываются в общепринятые (разделяемые большинством) образцы мышления и поведения. Такие группы называются «меньшинства» и образуются по разным признакам. Это может быть расовое или этническое, религиозное или сексуальное меньшинство, которое настаивает на своем праве быть непохожим на большинство, сохранять собственную идентичность. Общество начинает разделяться, как, например, на окраинах многих французских городов, населенных выходцами из стран Северной Африки.

Существенно изменяется подсистема права. Теперь вместо интеграции всех членов общества в некое единое пространство универсального закона, ориентированного на общий для всех набор ценностей и норм, утверждаются принципы терпимости (толерантности) в отношении других ценностных и правовых систем.

Подсистема политики также претерпевает значительные изменения. Политика перестает быть целеполаганием с точки зрения'' национальных интересов (т. е. выгод единой нации) и превращается в восстановление ранее нарушенной справедливости. На первый план выходит так называемая политическая корректность, начинающаяся с требования правильного употребления слов (например, названий различных меньшинств) и доходящая до предоставления исключительных прав меньшинствам.

Трансформация экономики в обществах постиндустриальных столь же радикальна. Экономика перестает выполнять только приспособительную функцию в том виде, как это было характерно для индустриальной стадии ее развития. Теперь она стремится приспособить всю окружающую ее глобальную среду к собственным целям. Она разрывает границы государств, создает транснациональные корпорации (ТНК), становится виртуальной («цифровой») и глобально-регулирующей (так называемой «штабной»).

Все эти перемены особенно заметны в обществах постиндустриальных, которых пока еще на нашей планете не так много. Но именно эти общества наиболее богаты и наиболее технологически развиты. Поэтому они оказывают наибольшее влияние на весь остальной мир. Это и составляет существо того процесса, который называется глобализацией.

Вопросы для проверки знаний

 

1. Что в природе человека является уникальным, а что носит универсальный характер?

2. На чем основано развитие у человека уникальной способности — разумности?

3. Какие элементы составляют общественную природу человека?

4. В чем состоят основные функции общества? Какие примеры могут иллюстрировать каждую из перечисленных функций?

5. Из каких подсистем состоит система общества? Какие подсистемы представляются вам наиболее важными, если вы считаете возможным такое выделение? Аргументируйте свою позицию.

6. Какие определения понятия «общество» вы знаете из курса «Обществознание» для 8—9 классов?

7. Вспомните исторические события, которые были связаны с появлением первых индустриальных обществ в XVII в. Для аргументированного ответа советуем обратиться к курсу «Новой истории».

8. Укажите признаки, которые могут характеризовать плюралистичность общества.

9. Каковы основные различия трех типов обществ? Каких обществ, на ваш взгляд, больше в современном мире? Почему?

10. Как в каждом из типов обществ меняются общественные подсистемы?

Выполните задания

 

1. Вам хорошо известно художественное произведение Р. Киплинга, главным героем которого является Маугли. В этой истории сочетаются правда и вымысел. Назовите, что, на ваш взгляд, является вымыслом, а что правдой. Заполните (в тетради) таблицу «Общие и различные черты у человеческих и животных сообществ».

 

Сообщества Общее Различия
Человеческие    
Животные    

 

2. Заполните (в тетради) схему «Функции и подсистемы общества».

Функция

Подсистема

Функция

Подсистема


Темы докладов и рефератов

 

1. Открытия XVI—XVIII вв., подготовившие промышленную революцию XIX в.

2. Теории развития человечества.

3. Успехи, трудности и перспективы процесса глобализации.



Индивидуальное сознание

 

Важно различать разумную способность и сознание. Разумная способность как умение формировать знание об окружающем мире в различной степени обнаруживается и у животных. Животные в соответствии со своим сложением и потребностями определенным образом отражают окружающую среду, т. е. формируют знание о ней и это знание используют в своей жизнедеятельности. Но только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания, т. е. человек не просто отражает реальность, не просто обладает знанием, а сознает, что он осуществляет познавательную деятельность, которая становится главной, управляющей по отношению к его общей жизнедеятельности.

Сознание — это способность контролировать свою деятельность с помощью анализа предшествующего опыта, способность переносить положительные итоги прежних опытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учетом достижений и ошибок.

Какой пример из вашей жизни мог бы стать иллюстрацией этого определения? По каким критериям вы различаете положительные и отрицательные итоги жизненного опыта? Всегда ли легко это сделать? Как жизненный опыт влияет на изменение сознания?

Дело в том, что, когда люди, образующие общество, вырабатывают единые стандарты поведения, формы взаимодействия, способы освоения природной среды, они при этом также вырабатывают совместные представления о своей деятельности. Сознание — это не только индивидуальный акт, но обязательно и акт общественный. Если я постоянно общаюсь с людьми в процессе моей жизнедеятельности, то у нас у всех вырабатываются общие (необязательно одинаковые!) «взгляды» на то, что мы делаем, и на окружающий мир. В этом смысле сознание означает также и общее нам-' всем знание, которым мы обладаем сообща.

Вопросы для проверки знаний

 

1-В чем различие между сознанием и знанием? Есть ли между ними сходство?

2. В каких формах может быть закреплено сознание?

3. Какова Роль общения в формировании сознания?

4. Каковы основные формы общественного сознания и на каких отношениях они основываются?

5. В чем особенности каждой из форм общественного сознания? Что их объединяет?

6. Какие символы искусства и религиозные символы являются наиболее известными в современном мире? Существуют ли символы, которые относятся и к искусству, и к религии?

7. Какая из форм общественной жизни является важнейшим компонентом социализации? Что вы знаете о понятии «социализация»?

8. Чем отличается функционирование различных форм общественного сознания в традиционном и индустриальном обществах?

9. На каких идеалах основываются разные формы общественного сознания в индустриальном мире? Что происходит с идеалами в постиндустриальном обществе?

Выполните задания

 

1. Приведите по одному примеру простой реакции на мир, способа описания мира и преобразования мира.

2. Если бы вам предложили соотнести различные формы общественного сознания, то каким бы образом вы это представили — в виде восходящей линии, в виде нисходящей линии, в виде горизонтальной линии, в виде синусоиды или каким-то другим образом? Ответ поясните.

3. Составьте схему «Формы общественного сознания». Расположите эти формы по определенному принципу — по мере их значимости (с вашей точки зрения) или по мере их появления. Поясните свою позицию.

4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Своя система... — повторил он. И снова ущипнул себя за ухо. — Сегодня это уже не имеет смысла! Все равно что ламповый усилитель собственной сборки. Чем тратить силы и время на то, чтобы собрать, проще пойти в аудиомагазин и купить себе новенький на транзисторах. И дешевле, и звучит получше. И если сломается, сразу домой приедут и починят. А будешь новый покупать — и старый заберут по дешевке... В наше время нет места индивидуальным системам. Согласен, было время, когда это представляло некую ценность. Но сейчас — не так. Сейчас все можно купить за деньги. В том числе и человеческое мышление. Сходил, купил, что нужно, и подключаешь к своей жизни. Очень просто. И сразу используешь в свое удовольствие. Компонент «А» подключаешь к компоненту «Б». Щелк — и готово,. Устарело что-нибудь — сходил да заменил. Так удобнее. А будешь цепляться за «свою систему» — жизнь тебя выкинет на обочину. По принципу: кто любит срезать углы, тот мешает уличному движению» (из книги X. Мураками «Дэне, дэнс, дэнс»).

Вопросы

 

1) Все ли можно купить за деньги?

2) Что значит жить по «своей системе»? Как вы поняли это выражение?

3) Как связаны размышления героя с происходящими процессами глобализации в мире?

4) Как соотносятся индивидуальное и коллективное в современном мире?

5) С какими мыслями автора вы согласны, а с какими нет? Аргументируйте свою позицию.

Темы докладов и рефератов

 

1. Современные символы как отражение общественного сознания.

2. Роль общения в формировании индивидуального сознания.

3. Факторы, влияющие на развитие общественного сознания.

4. Наука и мораль: моральная ответственность ученых за их открытия.

5. Глобализация и общественные идеалы.

Краткие выводы к главе

 

Мы, люди, живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется термином «общество». Вся история человечества — это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно общество не может существовать, воспроизводя себя и сохраняя собственную идентичность (самотождественность).

Приспособлению общества к окружающей среде и обеспечению преемственности в череде поколений служит культура. Созданием материальных оснований существования общества занимается экономика. Постановка целей общественной жизни и обеспечение их Достижения — функция политики. Координация интересов и уст-млений индивидов и человеческих групп — задача права.

Не было и не может быть общественной системы, где не существовали бы соответствующие подсистемы — культура, экономика, политика, право. Даже если когда-то они строились и выглядели совсем не так, как в наше время, все равно они выполняли те же самые функции.

Все общества можно разделить на три основных класса — традиционные, индустриальные и постиндустриальные.

Люди обладают разумной способностью, которая позволяет познавать мир и оценивать его. Кроме разумной способности, люди обладают сознанием, т. е. способностью контролировать процесс собственного мышления и познания мира. Сознание существует как индивидуальная способность. Однако общий образ жизни, общие ценности и интересы больших групп людей порождают формы общего, или общественного, сознания.

В зависимости от способа отношения к миру образуются формы общественного сознания: искусство, религия, мораль, наука, право, идеология. В каждом из трех основных типов общества эти формы по-разному проявляют себя и вступают в различные взаимодействия.

Вопросы

 

1) В чем вы согласны с Пифагором и с чем могли бы поспорить?

2) Какова главная мысль Пифагора в приведенном документе?

3) Могли бы вы привести другие образные примеры о философии?

3. Обсудите мысли наших соотечественников. Какова их основная идея? Какие примеры могут подтвердить или опровергнуть мнения авторов?

Русский литератор В. Белинский писал: «Общество не то, что частный человек: человека можно оскорбить, можно оклеветать — общество выше оскорблений и клеветы... Указать же на истинный недостаток общества — значит оказать ему услугу, избавить его от недостатков».

В. Вернадский считал, что в будущем эволюция нашей планеты будет направляться разумом, а биосфера постепенно превратится в ноосферу (от лат. разумная сфера), под которой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью.

4. Рассмотрите разные понимания термина «общество». Какие из этих пониманий являются более общими, а какое — более частным? Приведите примеры по каждому из пониманий.

Под обществом можно понимать:

1) различный тип образа жизни;

2) образованные народами единства;

3) основанные на договорах экономические и идейные объединения;

4) социальное образование, совокупность разных социальных единиц.

5. Вставьте пропущенные слова в данном определении.

Сознание — одно из основных понятий философии, психологии и

(1), означающее высший уровень отражения объективной

(2), присущий лишь

(3). Сознание —

Продукт общественно-исторического развития, функционального свойства _(4).

6 Перечислите людей, с чьими именами могут ассоциироваться представления о традиционном, индустриальном и постиндустриальном (информационном) обществах.

7 Какие понятия выпадают из следующих логических рядов?

A. Перечень основных подсистем общества: экономика — культура —

религия — политика.

Б. Перечень форм общественного сознания: мораль — искусство —

политика — наука.

B. Перечень идеалов индустриального общества: вера — добро —

красота — истина.

8. Выполните тестовые задания.

1. Верны ли следующие суждения о структуре современного общества? А. Подсистема культуры выполняет в обществе функцию адаптации.

Б. Подсистема политики выполняет в обществе функцию координации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения об общественном сознании?

А. Индивидуальное сознание есть результат внутреннего развития, а общественное сознание — результат общения людей.

Б. В индустриальном обществе все формы общественного сознания становятся более автономными по сравнению с традиционным.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны

Общество. Общественное сознание

 

Познание современного глобального мира — интересная, важная и трудная задача.

Интересная — потому, что мир, в котором мы живем, открывает множество возможностей каждому из нас. И чем больше мы о них узнаем, тем полнее и разнообразнее сможем реализовать себя, свои творческие способности, воплотить в дела наши мечты, идеалы.

Важная — потому, что, только зная устройство окружающего нас мира, его происхождение, тенденции развития и закономерности, которым он подчинен, мы — народ и страна — можем жить и действовать самостоятельно.

Трудная — потому, что знание о человеческом обществе формируется с помощью большого числа специальных наук: от истории и теоретической социологии до культурной антропологии и лингвистики. Соединить вместе все специальные знания и построить единую науку об обществе — это мечта многих знаменитых философов и ученых на протяжении многих веков. Конечно, полностью эта мечта никогда не осуществится. Но все же уровень знаний о человеческом обществе, достигнутый учеными в конце XX в., позволяет нам сегодня представить образ среды нашего обитания в систематизированном виде. С представления о том, что такое человеческое общество, мы и начнем.

Какие еще характеристики вы могли бы предложить для познания современного глобального мира? Каким образом можно познать современный мир? Вспомните известные вам определения общества.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.