Закрытие уголовного дела – это одна из форм окончания досудебного расследования (дознания или досудебного следствия), которая заключатся в принятии органом дознания, следователем или прокурором решения о прекращении производства в уголовном деле и решении др. процессуальных вопросов, таких как: решение судьбы вещественных доказательств, отмены меры пресечения и др. принудительных мер относительно обвиняемого, отмена ареста на имущество, разъяснении заинтересованным участникам досудебного расследования прав, которые возникают у них в связи с закрытием дела.
Понятие закрытия уголовного дела заключается в следующем:
1. В деле прекращаются уголовно-правовые и уголовно-процессуальные отношения
2. Постановление, в которой формируется это решение, имеет преюрисдикционное значение, т.к.наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о закрытии уголовного дела относительно определенного лица является обстоятельством, которое исключает производство в деле относительно того же лица и по тому же обвинению (п. 10 ч.1 ст. 6 УПК). Это положение процессуального закона полностью согласовывается со ст. 61 Конституции, согласно которой никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного виды за одно и тоже правонарушение.
3. Закрытие дела свидетельствует об исполнении стадией досудебного следствия всех своих заданий.
4. Решение о закрытии дела может быть основанием для возмещение гражданину вреда, причиненного незаконными действиями органом дознания, досудебного следствия, прокуратуры (в случае закрытия дела по реабилитирующими основаниями)
5. Закрытие уголовного дела исключает действие полномочий компетентных государственных органов. С этого момента они утрачивают право вызывать и допрашивать свидетелей, назначать экспертизы и т.д., а участники досудебного расследования (обвиняемый, потерпевший) освобождаются от обязанности подчиняться процессуальным требованиям следователя.
6. Принятие этого решения возлагает на следователя (орган дознания, прокуратуру) обязанность ликвидировать последствия применения принудительных мер и реализовать принятое решение (снять арест с имущества, освободить задержанного, отменить меры пресечения).
7. Решение о закрытии дела является правоустанавливающим юридическим фактом. С момента принятия этого решения, субъекты досудебного расследования, заинтересованные в правильном разрешении дела, получают право на его обжалование.
Закрытие уголовного дела осуществляется в таком процессуальном порядке:
· Следователь, не знакомя участников досудебного расследования с материалами уголовного дела, закрывает его мотивированным постановлением, в котором указывается: сведения о личности обвиняемого, суть дела, основания для закрытия, решение об отмене меры пресечения и мер по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, решение относительно решения вопроса о вещественных доказательствах в соответствии со ст. 81 УПК. Постановление о закрытии уголовного дела является итоговым документом, поэтому изложение его содержания должно отображать наиболее главные результаты производства.
· Если расследованием установлены факты, которые требуют применение мер общественного или дисциплинарного влияния или административного взыскания относительно лица, которое привлекалось к уголовной ответственности, следователь, закрывая дело, доводит эти факты до сведения общественной организации, трудового коллектива или администрации предприятия, учреждения, организации для применения соответствующих мер влияния или направляет материалы в суд для применения мер административного взыскания.
· Копия постановления о закрытии дела направляется: прокурору; лицу, которое привлекалось в уголовной ответственности; лицу, по заявлению которого было возбуждено дело; потерпевшему и гражданскому истцу.
· Постановление органа дознания, следователя о закрытии дела может быть обжаловано прокурору в 7-дневный срок с дня получения письменного уведомления или копии постановления о закрытии уголовного дела ч.1 ст. 215 УПК)
Постановление органа дознания, следователя, прокурора о закрытии дела может быть обжаловано лицом, интересы которого оно затрагивает, или его представителем в местный суд по месту расположения органа или работы должностного лица, которым вынесено постановление, на протяжении 7 дней со дня получения копии постановления или уведомления прокурора об оставлении жалобы на это постановление без удовлетворения (ст. 236-1 УПК)
Лицо, относительно которого проводилось следствие, имеет право обжаловать постановление о закрытии уголовного дела в части оснований закрытия дела
Т.е. постановление о закрытии дела, составленное органом дознания или следователем может быть обжалована или к прокурору, или сразу же в суд. Этого положение вытекает из ч. 2 ст. 55 Конституции Украины, в соответствии с которой гарантируется право на обжалование в суде решение, действий или бездействия органов государственной власти.
· Прокурор рассматривает жалобу и принимает по ней решение не позже 30 дней с момента её поступления. Прокурором может быть принято решение об отмене постановления о закрытии уголовного дела и возобновлении досудебного следствия или об оставлении жалобы без удовлетворения. О принятом решении прокурор уведомляет жалобщика.
Жалоба рассматривает судьей в порядке, предусмотренном ст. 236-6 УПК Украины, на протяжении 5 дней, а в случае сложности дела – 10 дней с момента поступления закрытого дела в суд. Судья может принять те же решения, что и прокурор.
· В случае закрытия дела в связи со смертью обвиняемого близкие родственники и общественные организации вправе с целью реабилитации умершего просить о доведении досудебного следствия до конца
Направление уголовного дела в суд для освобождения лица от уголовной ответственности. Основания и процессуальный порядок.
Освобождение от уголовной ответственности лица, которое обвиняется в совершении преступления, осуществляется исключительно судом (ч.2 ст. 44 УПК). Поэтому уголовное дело, в котором в ходе расследования установлены основания для освобождения лица от уголовной ответственности, подлежит направлению в суд.
Основания для принятия такого решения обозначены уголовным законом и продублированы в уголовно-процессуальном законе. Ими являются:
· Изменение обстановки (ст. 48 УК, ст. 7 УПК)
· Действенным раскаяньям лица (ст. 45 УК, ст. 7-2 УПК)
· Примирение обвиняемого с потерпевшим (ст. 46 УК, ст. 8 УПК)
· Передача лица на поруки коллективу предприятия, учреждения или организации (ст. 47УК, ст.10,11 ,13 УПК)
· Окончания сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности (49 УК, 11-1 УПК)
· Применение к несовершеннолетнему мер принудительного воспитательного характера (ч. 1 ст. 97 УК, ст. 438, 440, 447 УПК).
Каждое из указанных оснований предусматривает наличие соответствующих условий, которые регламентированы в вышеуказанных статьях уголовного и уголовно-процессуального законов.
Процессуальный порядок принятия решения о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности такой:
Установив наличие основания для принятия соответствующего решения, следователь:
· До закрытия уголовного дела разъясняет обвиняемому: сущность обвинения; основания освобождения от уголовной ответственности; право заявить протест против закрытия дела судом по данному основанию. Если обвиняемый возражает против принятия такого решения, то производство дела продолжается в обычном порядке с направлением дела в суд с обвинительным заключением.
· Выносит мотивированное постановление. Мотивом принятия решения является определение прокурором того, что исправлением обвиняемого возможно без применения к нему уголовного наказания.
· Знакомит с данным постановлением обвиняемого, его защитника, потерпевшего и его представителя
· Если после ознакомления с постановлением участники уголовного процесса заявили требование об ознакомлении со всеми материалами дела, то следователь исполняет данное требование. Ознакомление с постановлением и материалами дела оформляется протоколом.
· Направляет дело к прокурору, а тот в свою очередь в суд.
Понятия и виды подсудности
Говоря о подсудности, имеют в виду полномочия (компетентность) конкретного суда или судов определенного уровня относительно рассмотрения в качестве суда первой инстанции какой-либо группы (категории) уголовных дел.
Чаще речь идет о подсудности дела, под которой понимают такие качества (признаки, особенности) дела, по которым решается вопрос о том, в какой именно суде и в каком составе этого суда должно рассматриваться дело.
Таким образом, определить подсудность значит определить суд, в котором должно рассматриваться дело и состав суда.
Вопрос относительно коллегиальности или единоличного рассмотрения уголовных дел регламентирован ст. 17 УПК.
Статья 17. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел
Уголовные дела рассматриваются в суде первой инстанции единолично судьей, который действует от имени суда, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей этой статьи.
Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишение свободы на срок более десяти лет, рассматриваются в суде первой инстанции коллегиально судьями в составе трех лиц, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмотрении.
Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, в суде первой инстанции рассматриваются судом в составе двух судей и трех народных заседателей, которые при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке осуществляется соответственно апелляционными и кассационными судами в составе трех судей. Рассмотрение дел по нововыявленным обстоятельствам осуществляется апелляционными и кассационными судами в составе не менее трех судей.
Судья или состав коллегии судей для рассмотрения конкретного дела определяется в порядке, установленном частью третьей статьи 16 2 этого Кодекса.
Рассмотрение дел в Верховном Суде Украины осуществляется коллегиально при участии всех судей Верховного Суда Украины.
Главное значение института подсудности заключается в исключении субъективизма прокуроров и судей при решении вопроса о направлении дела в суд для его рассмотрения.
Виды подсудности.
К признакам, которые характеризуют и определяют подсудность, принадлежат признаки самого преступления (род, характер), субъект преступления, место его совершения и связь уголовных дел между собой, если их несколько. В зависимости от перечисленных признаков, закон устанавливает такие виды подсудности: родовую, специальную, территориальную, по связи дел.
Родовая подсудность определяется родом (видом) и характером совершенного преступления и обуславливается его квалификацией. Согласно ст.33 УПК Все уголовные дела рассматриваются районными, районными в городах, городскими и горрайонными судами.
Специальная подсудность определяется особенностями субъекта преступления (его служебным положением). Однако Военный судом больше нет (ЗУ № 2453 )
Территориальная подсудность определяется местом совершения преступления. По территориальному признаку определяют, какому конкретно суду из одноименных судов подсудно данное дело. По общему правилу уголовное дело рассматривается в том суде, в районе деятельности которого совершено преступление. Если место совершения преступления установить нельзя, то дело должно быть рассмотрено, в районе деятельности которого закончено досудебное следствие по данному делу.
Подсудность по связи дел определяется возможностью объединения в одном производстве уголовных дел по обвинению одного или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, когда эти дела подсудны двум или нескольким одноименным судам, дело рассматривает тот суд, в районе деятельности которого было возбуждено уголовное дело или закончено досудебное следствие ли дознание.
Передача дел из одного суда в другой может иметь место по процессуальному или организационному основаниям. Все они регламентированы ст. 38 УПК.
1. Неподсудность дела суду. В этом случае судья (суд) действует в таком порядке:
· Если подсудность обнаружена в стадии предварительного рассмотрения дела, то дело сразу направляется по подсудности по постановлению судьи
· Если подсудность дела другому суду обнаружена в суде судебного заседания, то суд продолжает его рассмотрение, если это не может причинить вред полноте и объективности исследования обстоятельств дела. Если же такой вред может быть причинен, то рассмотрение дело прекращается, и оно направляется по подсудности.
· Суд, обнаружив в судебном заседании, что дело подсудно вышестоящему суду, посылает ее за подсудностью.
· Передача в нижестоящий суд дела, начатого рассмотрением в судебном заседании вышестоящего суда, не допускается.
2. Целесообразность передачи дела. Передача дела из суда, которому оно подсудно, в другой одноименный суд по основаниям целесообразности может иметь место лишь до начала его рассмотрения. Целесообразность заключается в обеспечении :
· Более объективного и полного рассмотрения дела
· Воспитательного влияния судебного разбирательства. Такое влияние может быть обеспечено, когда большинство свидетелей по делу находятся на территории деятельности одноименного суда или когда там проживает и работает обвиняемый.
Организационные основания. Необходимость передачи дела в другой одноименный суд моет возникнуть и в др. случаях, по причинам сугубо организационного характера:
· Если по делу заявлен отвод судьи, и заменить его другим невозможно. Согласно ч.4 ст. 57 УПК, в случаях, когда отведен председательствующий в суде, а также при его самоотводе слушание дела откладывается для замены его другим судьёй или дело передается в вышестоящий суд для решения вопроса о подсудности;
· Если председательствующий по делу уже принимал участие в его рассмотрении, в возможности сформировать новый состав суда после отмены приговора у данного суда нет. Такая ситуация может иметь место в случае, если апелляционный суд направляет дело после отмены приговора в тот же суд, но в новом составе (ч.2 ст. 374 УПК)
· Если суд, которому подсудно дело, является малочисленным и занят рассмотрением других дел на протяжении длительного времени.
Предварительное рассмотрение дела судьёй
Предварительное рассмотрение дела судьёй = это стадия уголовного процесса, в которой судья единолично рассматривает направленное прокурором дело на предмет возможности назначения его к судебному рассмотрению и решает вопросы относительно подготовки дела в судебному рассмотрению.
Процессуальное значение стадии предварительного рассмотрения дела состоит в следующем:
1. Стадия является по сути «процессуальным фильтром», не допуская к судебному рассмотрению дела, которые неполно расследованы или в которых допущены существенные нарушения закона. Роль этой стадии очень похожа с ролью стадии возбуждения уголовного дела. Стадия возбуждения дела является «фильтром» на вхоже в досудебное производство, а стадия предварительного рассмотрения дела – на входу в судебное производство.
2. В ней определяются границы будущего судебного рассмотрения. Рассмотрения дела в суде первой инстанции может происходить только по тому обвинению, которое сформулировано на досудебном следствии.
3. Предварительное рассмотрение дела судьёй обеспечивает подготовку всех необходимых условий для правильной организации и проведения судебного заседания.
4. В этой стадии появляется новый (старый0 участник уголовного процесса - подсудимый. В случае назначе6ия дела к судебному рассмотрению обвиняемый «трансформируется» в подсудимого.
Содержания заданий, свойственных для стадии предварительного рассмотрения дела судьёй, определяется содержанием функций, которые она выполняет в уголовном процессе. Последние в свою очередь вытекают из места, что его занимает эта стадия в системе уголовного процесса – между стадией досудебного расследования и возбуждения государственного обвинения, и судебного рассмотрения уголовного дела.
Функциями стадии являются:
1. контрольная, связанная с контролем за тем, что проведено ли досудебное следствие с соблюдением требований уголовно-процессуального закона и правомерными ли были действия прокурора в деле, которое поступило к нему с обвинительным заключением.
2. подготовительно-организационная, которая состоит в определении возможностей рассмотрения дела в судебному заседании и создании соответствующий условий для обеспечения таких возможностей.
Задания стадии, независимо от того, реализаций какой функции они обеспечивают, можно разделить на две группы.
Первая группа заданий направлена на реализацию контрольной функции (ст. 237 УПК):
- подсудно ли дело суду, на рассмотрение которого оно поступило
- нет ли оснований для его закрытия или приостановления
- составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями УПК
- нет ли основания для изменения, отмены или избрания меры пресечения
- не были ли допущены во время возбуждения дела, производства дознания и досудебного следствия таких нарушений требований УПК, без устранения которых дело не может быть назначено к судебному рассмотрению.
- нет ли оснований для привлечения к уголовной ответственности др. лиц (этот вопрос решается судьёй только в случае заявления ходатайства об этом прокурором, обвиняемым, его защитником или его законным представителем, потерпевшим или его представителем).
- нет ли оснований для квалификации действий обвиняемого по статье Уголовного Кодекса, которая предусматривает ответственность за более тяжкое преступление, или для предъявления ему обвинения, которое до этого не было предъявлено (этот вопрос выясняется судьёй по ходатайству прокурора, потерпевшего или его представителя)
Вторая группа заданий связана с выполнением подготовительно-организационной функции. К ним принадлежат задания, предусмотрены ст. 253 УПК:
- о назначении защитника в случаях, когда его участие в деле является обязательным
- об изменении, отмене или избрании меры пресечения
- о признании лица законным представителем обвиняемого, потерпевшего, ответчиком, представителем потерпевшего, истца, ответчика, если такое решение не было принято во время расследования дела.
- о признании потерпевшего гражданским истцом, если иск не был завялен на досудебном расследовании
- о списке лиц, которые подлежат вызову в судебное заседание, и истребования дополнительных доказательств (на наличии оснований считать, что в стадии судебного рассмотрения в соответствии со ст. 299 УПК будут исследоваться только некоторые доказательства или они не будут исследоваться вообще, судья вправе вызвать в судебное заседание только тех лиц или истребовать только те доказательства, о допросе или исследовании которые поступили ходатайства от участников судебного рассмотрения.
- о мерах обеспечения гражданского иска
- о вызове в необходимых случаях переводчика
- о рассмотрении дела в открытом или закрытом судебном заседании
- о дне и времени судебного рассмотрения
- все др. вопросы, которые касаются подготовительных к суду действий.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.