Основания и порядок избрания меры пресечения в виде взятия по стражу. Сроки содержания лица под стражей и порядок её продолжения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Взятие под стражу (арест) – ограничение личной свободы подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного путем помещения их в специальное учреждение:

· следственного изолятора (СИЗО) Государственного департамента по вопросам исполнения наказания;

· дисциплинарного изолятора или карцера учреждения исполнения наказания (ст. 4 ЗУ «О предварительном заключении)

· гауптвахты Военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины – для лиц, которые отбывают наказания в дисциплинарных батальонах и привлекаются к уголовной ответственности за совершение др. преступления (ст. ст. 14, 17 КИК Украины)

Таким образом лицо изолируется от общества. Свидание с родственниками ему может предоставляться только по разрешению лица, которое проводит досудебное следствие, термином от одного до двух часов, как правило, не более одного раза в месяц.

Цель взятия под стражу сходится с общей целью применения других мер пресечения. Взятие под стражу – самый суровый среди всех мер пресечения, поэтому он применяется тогда, когда ни один из других мер пресечения не может обеспечить достижения цели, предусмотренной ч. 1 ст. 148 УПК.

Основания применения сходятся и общими основаниями применения мер пресечения.

Условие применения. Взятие под стражу применяется в делах о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет, за исключением тогда обвиняемый не имеет постоянного места жительства или нарушил др. меру пресечения.

Процессуальный порядок применения:

1. Орган дознания или следователь вносит по согласованию с прокурором представление в суд. Такое же представление вправе внести лично и сам прокурор. Решая вопрос и внесении представления в суд, прокурор обязан ознакомится со всеми материалами, которые дают основания для взятия под стражу, проверить законность полученных доказательств, их достаточность для обвинения.

2. Если в представлении ставится вопрос о взятии под стражу лица, которое находится на воле, судья вправе своим постановлением дать разрешения на задержание подозреваемого, обвиняемого и доставку его в суд под стражей. Задержание в этом случае не может продолжаться больше 72 часов, а в случае когда лица находится за пределами населенного пункта, в каком действует суд, - не более 48 часов с момента доставки задержанного в этот населенный пункт.

3. Судья изучает материалы уголовного дела, представленные органами дознания, следователем, прокурором, допрашивает подозреваемого или обвиняемого, а при необходимости берет пояснения с лиц, в производстве которых находится уголовное дело, выслушивает мнение прокурора, защитника, если он есть, и выносит постановление:

· Об отказе в избрании меры пресечения в виде взятия по стражу, если для его избрания нет оснований.

· Об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде содержания под стражей.

Отказав в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, суд вправе избрать подозреваемому, обвиняемому меры пресечения, не связанную с лишением свободы.

4. Следователь (дознаватель) знакомит обвиняемого с постановлением судьи об избрании или отказе избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

5. После взятия под стражу следователь обязан выполнить такие действия:

· Принять меры опеки о несовершеннолетних детей арестованного и уведомить об этом письменно прокурора и арестованного, а копия писем присоединить к материалам дела.

· Принять меры по охране имущества осужденного

· Уведомить жену (др. родственника) и администрация по месту работы или учёбы арестованного. В соответствии с ч. 5 ст. 5 ЗУ «О милиции» милиция «немедленно, но не позже чем через 2 часа после задержания или аресте (взятия под стражу) сообщает об их месте пребывания родственниками, а в случае заявление письменного или устного требования - защитнику».

· Если арестованный является иностранцем, то направить постановление судьи в Министерство иностранных дел Украины.

· В случае ареста помощника-консультанта народного депутата правоохранительные органы обязаны неотложно сообщить об этом народному депутату (ч.5 ст. 34 ЗУ «О статусе народного депутата Украины»)

6. На постановление судьи может быть обжаловано всеми участниками заседания на протяжении 3 суток со дня вынесения в апелляционный суд. Подача апелляции на останавливает исполнения постановления судьи.

7. Если для избрания задержанному меры пресечения в виде взятия под стражу необходимо дополнительно изучить данные о лице или выяснить др. обстоятельства, которые имеют значение для принятия решения, то судья вправе продолжить задержание до 10 , а по ходатайству подозреваемого, обвиняемого – до 15 суток, о чем выноситься постановление. В случае, когда возникает такая необходимость при разрешении вопроса относительно лица, которое не задерживалось, судья вправе отложить его рассмотрение на срок до 10 суток и применить меры, достаточные для обеспечения на этот период его надлежащее поведения или своим постановление задержать подозреваемого, обвиняемого на этот срок (ст. 165-2 УКП).

Сроки содержания под стражей.

1. Содержание по стражей во время досудебного расследования в соответствии с ч.1 ст. 156 УПК может длиться не более 2-х месяцев.

Срок содержания под стражей считается с момента взятия под стражу, а если перед взятием под стражей предшествовало задержание подозреваемого – с момента задержания, и до момента направления прокурором уголовного дела в суд с обвинительным заключением или до момента отмены или изменения на другою более мягкую меру пресечения.

В случаях, когда в 2-у месячный срок расследования дело закончить невозможно, а оснований для отмены или замены меры пресечения на белее мягкую нет, он может быть продолжен:

1. до четырех месяцев – по представлению, согласованном с прокурором, который осуществляет надзор за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия, или самим этим прокурором, судьей того суда, который вынес постановление о применения меры пресечения.

2. до девяти месяцев - по представлению, согласованным с заместителем Генерального прокурора Украины, прокурором АР Крым, городов Киев и Севастополь и приравненных к ним прокуроров, или самими этими прокурорами в делах о тяжких и особо тяжких преступлениях, судьей апелляционного суда.

3. до восемнадцати месяцев – по представлению, согласованным с Генеральным прокурором Украины, его заместителем, или самими этим прокурором в особо сложных делах о особо тяжких преступлениях, судье Верховного суда.

Срок содержания под стражей на досудебном следствии может быть продолжен при наличии таких условий: когда расследование дела в полном объеме в указанные 2 месяца завершить невозможно при отсутствии оснований замены меры пресечения на более мягкую.

Прокурор, который осуществляет надзор за исполнением законов при проведении расследования по этому делу, имеет право дать согласие о направлении дела в суд в части доказанного обвинения. В этом случае дело в части не расследуемых преступлений или эпизодов преступной дельности с соблюдением требований ст. 26 УПК выделяется в отдельное производство и заканчивается в отдельном порядке.

Материалы законченного уголовного дела должны быть представлены обвиняемому, взятому под стражу, и его защитнику не позже чем за месяц до окончания предельного срока содержания под стражей (18 мес.). если материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитника с нарушением месячного срока до окончания предельного срока содержания под стражей, то после его окончания обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником остается право на ознакомление с материалами дела. Если материалы дела были предъявлены в установленный законом срок, но его оказалось недостаточным для ознакомления с материалами дела, указанный срок может быть продолжен судьей апелляционного суда по представления следователя, согласованным с Генеральным прокурором Украины, его заместителем, или по представлению самого этого прокурора или его заместителя. Когда в деле приминают участие несколько обвиняемых, которых содержат под стражей, и хотя бы одному из них месячный срок оказывается недостаточным для ознакомления с материалами дела, то указанное представление может быть внесено относительно того обвиняемого или тех обвиняемых, которые не ознакомились с материалами дела, если не прошла необходимость в применении относительно них меры пресечения в виде содержания под стражей и нет оснований для избрания более мягкой меры пресечения.

При возвращении судом дела прокурору на дополнительное расследование, срок содержания обвиняемого под стражей исчисляется с момента получения дела прокурором и не может превышать 2-х месяцев. Дальнейшее продолжение этого срока проводится в учетом времени пребывания обвиняемого под стражей и направления дела в суд.

Порядок продолжения сроков под стражей указано в ст. 165-3 УПК, в соответствии с которой при отсутствии оснований для замены меры пресечения или в случае невозможности окончания расследования в части доказанного обвинения следователь по согласованию с соответствующим прокурором или прокурор обращается в суд с представлением о продлении срока содержания под стражей. В представлении указываются обстоятельства и факты, которые необходимо исследовать, доказательства, которые подтверждают, что преступление совершено лицом, которое содержится под стражей, и обоснование необходимость сохранения этой меры пресечения.

Представление о продлении срока содержания лица под стражей должно быть подано в суд:

1. при продолжении срока содержания под стражей до 4-х месяцев – не позднее чем за 5 суток до окончания срока содержания лица под стражей

2. при продолжении срока до 9-ти месяцев – не позднее 15 суток до окончания срока

3. про продлении срока до 18-ти месяцев - не позднее 20 суток до окончания срока.

4. при продлении срока содержания под стражей для ознакомления обвиняемого с материалами дела – не позднее 15 суток до окончания предельного срока пребывания под стражей.

Получив представление судья:

· изучает материалы уголовного дела

· при необходимости опрашивает обвиняемого, лицо, в производстве которого пребывает это дело

· выслушивает мнение прокурора, защитника, если тот присутствует

· в зависимости от наличия в этому оснований выносит постановление о продолжении срока содержания под стражей или отказывает в этом.

В случае окончания срока содержания под стражей и этот срок не продолжен в установленном законом порядке, орган дознания, следователь, прокурор обязан немедленно освободит лицо из-под стражи.

Лицо освобождают из-под стражи в случаях отмены меры пресечения, её изменения или окончания предусмотренного законом срока содержания под стражей, если этот срок не продолжен. Начальник учреждения предварительного задержания обязан немедленно освободить лицо из-под стражи, относительно которого проставление судьи о продлении срока содержания под стражей не поступила. При этом он направляет уведомление лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, и соответствующему прокурору, который осуществляет надзор за расследованием.

Постановление, приговор об освобождении лица, взятого под стражу, подлежит исполнения немедленно после его поступления в места предварительного задержания.

С целью предотвращения нарушения сроков содержания под стражей администрация учреждения, где содержится арестованный, заранее направляет в орган, за которым он числится, напоминание об окончании срока.

В судебных стадиях уголовного процесса сроки содержания под стражей законом в числовом измерении не регламентированы. В международных правовых документах, ратифицированных Украиной, идется о том, что каждый арестованный человек имеет право на судебное рассмотрение в течении «разумного срока» (ч. 3 ст. 5 Конвенции о защите прав и основных свобод человека; ч. 3 ст. 9 Международного пакта об общественных и политических правах).

Понятие «разумный срок» является оценочным. Кроме этого для каждого из заинтересованных субъектов судебного процесса «разумность» срока оценивается по-разному. Но в любом случае это понятие означает, что:

· уголовное дело относительно арестованного лица должно рассматриваться в суде без неоправданных ошибок

· работка суда должно быть организована таким образом, чтобы уголовные дела арестованных рассматривались в первую очередь.

За заведомо незаконное взятие под стражу (арест) предусмотрена уголовная ответственность (ст. 371 УК)

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.