Процессуальная характеристика субъектов, которые осуществляют уголовно-процессуальное производство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

СУД

В соответствии со ст. 124 Конституции, правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Суд является единственным органом государства, уполномоченным осуществлять правосудие, и т.ч. и в уголовных делах. При разрешении уголовного дела суд не связан с заключениями органов дознания, досудебного следствия, а также мнениями др. участников судебного рассмотрения.

В соответствии со ст. ст. 275-277 УПК суд, выявив в процессе судебного следствия в действиях обвиняемого наличие более тяжкого преступления или преступления, по которому обвинение не было ему предъявлено, уведомляет об этом прокурора, который вправе изменить обвинение.

Решения судебных органов могут быть отменены или изменены только вышестоящими судами в особенном процессуальном порядке. Приговор суда, который набрал законной силы, является обязательным для выполнения всеми гражданами и должностными лицами.

Суды в Украине представляют собой инстанционную систему, разные звенья которой имеют определенное функциональное назначение. Так, уголовные дела рассматриваются в суде первой инстанции единолично судьёй, который действует от имени суда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2,3 ст. 17 УПК.

Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишение свободы на срок более десяти лет, рассматриваются в суде первой инстанции коллегиально судом в составе трех лиц, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмотрении.

Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотренная возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, в суде первой инстанции рассматриваются судом в составе двух судей и трех народных заседателей, какие при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Рассмотрение дел в апелляционному и кассационному порядку осуществляется соответственно апелляционными и кассационными судами в составе трех судей. Рассмотрение дел за нововыявленными обстоятельствами осуществляется апелляционными и кассационными судами в составе не менее трех судей.

К полномочиям суда принадлежат:

· Обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц, интересов государства на стадии досудебного производства

· Принятие решений, связанных с подготовкой и назначением дела к судебному рассмотрению

· Рассмотрение уголовных дел в первой инстанции, в апелляционном порядке; пересмотр судебных решений, которых набла законной силы;

· Обращение судебного решение к исполнению

· Рассмотрение вопросов, связанных с исполнением приговора

· Снятие судимости

Исключительно суд может принимать решение о:

· Избрание меры пресечения в виде взятия под стражу

· Продолжение сроков содержания под стражей

· О помещении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в медицинский или психиатрический стационар для проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы

· Осуществление осмотра жилья или др. владение лица, кроме случаев, предусмотренных УПК

· Осуществление обыска в жилье или др. владении лица, кроме случаев, предусмотренных УПК

· Осуществление личного осмотра, кроме случаев, предусмотренных УПК

· Осуществление выемки документов, которые имею сведения о вкладах и счетах в учреждениях банка, принадлежащие подозреваемому, обвиняемому, подсудимому

· Осуществление выемки документов исполнительного производства

· Наложение ареста о почтово-телеграфную корреспонденцию и выемку её в учреждениях связи.

СУДЬЯ.

Правосудие осуществляют профессиональные судьи, а определенных законом случаях – народные заседатели и присяжные.

Профессиональными судьями являются граждане, которые, в соответствии с Конституцией, назначены или избраны и занимают штатную судейскую должность в одном из судом, предусмотренных ЗУ «О судоустройстве и статусе судей»

Народными заседателями являются граждане Украине, которые в случаях, определенных законом, решают в составе суда дела вместе с профессиональными судья. При участии народных заседателей рассматриваются уголовные дела по первой инстанции. Это дела о преступлениях, за которые по закону предусмотрена возможность назначения наказания в виде пожизненного заключения. В таких случаях коллегия судей состоит из пяти лиц: двух профессиональных судей и трех народных заседателей. Во время осуществления правосудия народные заседатели пользуются всеми правами судьи.

Присяжными являются граждане Украины, которые в случаях, предусмотренных законом, привлекаются для осуществления правосудия, обеспечивая, в соответствии с Конституцией, непосредственное участие народа в осуществлении правосудия. Категории дел, при участии присяжных, законом не установлены. Предусматривается, что суды присяжных создаются для рассмотрения уголовных дел об особо тяжких преступления, за совершения которых предусмотрено пожизненное лишения свободы, если обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении деле судом присяжных.

Для обеспечения всестороннего, полного, объективного исследования уголовного дела, необходимо, чтобы судьи ни прямо, ни опосредственно не были заинтересованы в её разрешении. Поэтому процессуальным законом установлен порядок, по которому судья или народный заседатель не может принимать участие в рассмотрении дела, и подлежит отводу:

· Если он является потерпевшим, гражданским истцов, ответчиком или родственником любого из них, а также родственником следователя, лица, которое проводило дознание, обвинителя или обвиняемого.

· Если он принимал участие как свидетель, эксперт, специалист, переводчик, лицо, которое проводило дознание, следователь, обвинитель, защитник или представитель интересов потерпевшего, гражданского истца, ответчика.

· Если он во время досудебного расследования дела решал вопрос о проведении обыска, выемки, осмотра, избрании меры пресечения, продолжении сроков содержания под стражей, рассматривал жалобы на задержание или на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или закрытия дела.

· Если он во время досудебного расследования дела рассматривал вопрос об устранении защитника в порядке ст. 61-1 УПК

· Если он или его родственники заинтересованы в результатах рассмотрения дела

· При наличии др. обстоятельств, которые вызывают сомнения в объективности судьи или народного заседателя.

Кроме того, в составе суда не могут быть лица, которые являются родственниками между собой.

Судья, который принимал участие в рассмотрении дела в первой инстанции, не может принимать участие в рассмотрении этого дела в апелляционном или кассационном порядке, не может принимать участие в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции, в случае отмены приговора, постановленного при его участии.

ПРОКУРОР

Прокурор – это субъект уголовно-процессуального права, который выполняет функцию уголовного преследования лиц, обвиняемых в совершении преступления, путем дачи на досудебного следствии указаний органам дознания и досудебного следствия относительно разоблачения виновных и поддержания в суде государственного обвинения.

Основанием для участия прокурора в конкретном уголовном деле является факт пребывание его на этой должности в соответствующей административно-территориальной единице (районе, области).

Прокурор не может принимать участия в расследовании и (или) рассмотрении уголовного дела и подлежит отводу по тем же основаниям, что и судья (ст. 54 УПК). Однако, если прокурор принимал участие в проведении досудебного следствия в деле, в рассмотрении дела в первой инстанции, в апелляционном или кассационным порядке, то эти обстоятельства не могут быть основанием для отвода (ч.1 ст. 38 УПК).

Прокурор обязан (ч.1,2 ст. 25 УПК):

Ø Осуществлять надзор за соблюдением законов органами, которые проводят дознание и досудебное следствие

Ø На всех стадиях процесса своевременно приминать меры к устранению любых нарушений, от кого бы они ни исходили.

Ø Приминать участие в судебном заседании (за исключением дел частного обвинения или когда прокурор отказался от поддержания государственного обвинения)

Ø Изменять обвинения в суде при наличии к этому оснований.

Ø Отказаться от поддержки государственного обвинения, когда в результате судебного рассмотрения убеждается, что данные судебного следствия, не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения.

Для того, чтобы прокурор мог выполнить свои обязанности его предоставлены такие права:

1. На досудебном производстве (ст. 227 УПК)

Ø Требовать от органов дознания и досудебного следствия для проверки уголовного дела, документы, материалы и др. сведения о совершении преступления, ходе дознания, досудебного следствия и установления лиц, которые совершили преступление.

Ø Проверять не меньше чем раз в месяц соблюдение требований закона и приеме, регистрации и решении заявлений и уведомлений о совершении преступлений

Ø Отменять незаконные и необоснованные постановлений следователей и лиц, которые проводят дознание.

Ø Давать письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении и отмене мер пресечения, квалификации преступлений, проведении отдельных следственных действий и розыске лиц, которые совершили преступление.

Ø Поручать органам дознания исполнения постановлений о задержании, проводе, взятие под стражу, проведении обыска, выемки, розыске лиц, которые совершили преступление, выполнение др. следственных действий, а также дает указания о применении необходимых мер для раскрытия преступления и выявления лиц, которые его совершили, в делах, которые пребывают в производстве прокурора или следователя прокуратуры.

Ø Принимать участие в проведении дознания и досудебного следствия и в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия или расследование в полном объёме в любом уголовном деле.

Ø Санкционировать проведение обыска (за исключением обыска жилья или др. владения лица), отстранение обвиняемого от должности и др. действия следователя и органа дознания, в случаях, предусмотренных законом.

Ø Продолжать срок расследования (ст. 120 УПК)

Ø Давать согласие или подавать в суд представление об избрании меры пресечения в виде взятия под стражу, а также о продолжении срока содержания под стражей

Ø Возвращать уголовные дела органам досудебного следствия со своими указаниями относительно проведения дополнительного расследования.

Ø Изымать от органа дознания и передавать следователю любое дело, передавать дело от одного органа досудебного следствия другому, а также от одного следователя другому с целью обеспечения наиболее полного и объективного расследования.

Ø Устранять лицо, которое проводило дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или досудебного следствия, если они допустили нарушение закона при расследовании

Ø Возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении

Ø Закрывать или приостанавливать производство в уголовных делах

Ø Давать согласие на закрытие уголовного дела следователем

Ø Утверждать обвинительное заключение (постановление)

Ø Направлять уголовные дела в суд.

Ø Решать вопросы о допуске защитника к участию в деле

Ø Осуществлять др. полномочия, предоставленные ему законом.

2. На судебных стадиях:

Ø Поддерживать перед судом государственное обвинение

Ø Подавать доказательства

Ø Принимать участие в исследовании доказательств

Ø Заявлять ходатайства и высказывать свое мнение относительно ходатайств др. участников процесса

Ø Излагать свои рассуждения по поводу применения уголовно-процессуального закона и меры наказания относительно подсудимого

Прокурор пребывает в этом статусе на протяжении времени, отведенного законом на выполнение всех заданий уголовного процесса (от начало до конца).

ОРГАН ДОЗНАНИЯ И ДОЗНАВАТЕЛЬ

Перечень органов дознания регламентирован ст. 101 УПК. Этой же статьей определена компетенция каждого из органов дознания в части возбуждения уголовных дел относительно определенных преступлений. Так., напр., налоговая милиция является органом у делах об уклонении от уплаты налогов и сборов; таможенные органы – в делах о контрабанде. Среди органов указанные в ст. 101, есть два органа с универсальной компетенцией: милиция; капитаны морских суден, которые пребывают в далеком плавании.

В отличии от следователей для органов дознания досудебное следствие не является основной деятельностью. Перед органами дознания прежде всего ставятся задания относительно осуществления оперативно-розыскной и административной деятельности.

Дознаватель – это субъект уголовного процесса, который по поручению органа дознания осуществляет уголовное преследование лиц путем возбуждения уголовных дел, изобличения виновных в совершении преступления, избрания относительно их мер пресечения и др. мер процессуального принуждения.

Основание для участия дознавателя в уголовном процессе является поручение начальника органа дознания о проведении им досудебного расследования в форме дознания.

Дознаватель не может принимать участия в уголовном процессе и подлежит отводу (самоотводу) в тех те случаях, что и следователь.

Дознаватель имеет те же прав и обязанности, что и следователь, за исключением принятия им процессуальных решений.

Полномочий дознавателя на принятие определенных решений в уголовном деле «не хватает». Решения дознавателя по наиболее важным вопросам в деле требуют утверждения начальника органа дознания, т.к. только орган дознания имеет полномочия относительно решения этих вопросов. Такими решения есть:

Ø О движении уголовного дела

Ø О возбуждении уголовного дела (и об отказе в её возбуждении)

Ø О закрытии дела

Ø О приостановлении дознания в деле

Ø О возобновлении дознания

Ø О направлении уголовного дела в др. орган дознания по подследственности

Ø О направлении уголовного дела для проведения досудебного следствия

Ø О применении мер процессуального принуждения: мер пресечения, др. мер процессуального принуждения

Дознаватель пребывает в таком статусе на протяжении времени, отведенного законом (ст. 108 УПК) для осуществления дознания.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.