Содержание
Введение
I. Как осуществлять выбор
Особенности педагогического образования
Как осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута
Берите на себя всю ответственность за свое обучение
Выберите наиболее приемлемый для себя способ обучения
II. Как организовать свою самостоятельную работу в университете
Как управлять своим временем
Как написать эссе
Как составить портфолио
Как выполнить доклад и успешно защитить его
Как написать реферат
Как написать аннотацию и рецензию
Как качественно выполнить электронную презентацию вашей работы
III. Как организовать свою учебную деятельность в университете
Как готовиться к лекциям
Как конспектировать лекции
Как подготовиться к семинару
Как выполнить лабораторную работу
Как сдать зачет
Как подготовиться к экзамену
Как готовиться к переэкзаменовке
IV. В помощь студенту
Не пугайтесь этих слов!
Как грамотно пользоваться ресурсами Интернет
Полезные адреса в сети Интернет
Как использовать каникулы
Как укрепить свою убежденность в необходимости учиться
Как преодолевать проблемы
Используйте помощь других людей
Как писать резюме
Библиография
Словарь
Приложения
Введение
Сегодня образование вступило в эпоху перемен, что обусловлено исчезновением заданности, предсказуемости и приходом неопределенности. Человек вынужден отвечать вызовам современного общества, соответствовать новым принципам жизни. Для того чтобы быть успешным в быстроменяющейся социальной среде, которая ставит в ситуацию постоянного выбора и самостоятельного принятия решений, человек должен обладать такими качествами как ответственность, самостоятельность, инициатива.
Успех обучения в университете зависит не только от того, как много вы знаете, но больше от того, насколько хорошо вы умеете пользоваться своими знаниями.
Более того, важно отметить, что в связи с переходом на «накопительную систему оценки» становится необходимой ваша постоянная работа. Поскольку оценка, которую вы получаете за освоение дисциплины (учебного курса, предмета), складывается из баллов, зарабатываемых за все виды и аспекты образовательной деятельности. Такими аспектами образовательной деятельности могут быть: посещение занятий, активность на занятиях (количество и качество заданных вопросов; нетривиальное решение поставленных задач и др.), положительная оценка за проведенные преподавателем тесты, написание реферата и многие другие. Все виды деятельности оцениваются только один раз в строго установленное время, таким образом, необходимо своевременное и качественное выполнение заданий.
Данное учебное пособие поможет вам погрузиться в университетскую жизнь и с максимальным для себя результатом пользоваться возможностями, предоставляемыми учебным заведением.
Однако пособие, которое вы держите в руках, не решит за вас ваши проблемы, которые возникают у вас в процессе обучения в университете, не улучшит ваши результаты, если вы сами останетесь безразличными, пассивными по отношению к своему образованию, а, следовательно, и к своему будущему.
Если вы занимаете активную позицию и намерены развивать в себе такие качества как активность, самостоятельность, ответственность, инициативу в принятии решении, осуществлении выбора индивидуального образовательного маршрута и разрешении проблем в процессе обучения, то, авторы надеются, что данная книга будет вам полезна.
Логика изложения такова:
в пособии представлено четыре раздела, для удобства пользования они имеют подразделы, каждый из которых, в свою очередь, состоит из небольшого количества практических рекомендаций. Что позволяет по-разному использовать представленный в пособии материал:
· Выборочно ознакомиться с подразделом, который интересен для вас в определенный период времени,
· Систематически проработать всю информацию и выбрать наиболее приемлемые для вас рекомендации,
· Просмотреть весь материал и попробовать то, что до сих пор вы не использовали,
· Использовать книгу как средство для определения своих сильных и слабых сторон.
При этом важно отметить, что целью данного пособия является помощь студентам в адаптации к университетской жизни.
I. Как осуществлять выбор
1. Особенности педагогического образования
Вы поступили в педагогический университет. В Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ст.9 зафиксированы виды высших учебных заведений России. Это - университет, академия, институт. Поскольку вам предстоит обучаться в педагогическом университете, то мы более подробно остановимся на особенностях этого образовательного учреждения.
“Университет” – высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
- является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности;
Часто в обыденном сознании название “университет” связывается с некоторой универсальностью знаний, получаемой студентами. Слово “университет” произошло от латинского “universitas”, которое переводится как “совокупность чего-либо”.
Современный университет выполняет по отношению к обществу вполне определенные функции (назначения). Выделим их:
1. Образовательная - связанная с предоставлением возможности получения определенного уровня образования;
2. Исследовательская - дальнейшее развитие науки;
3. Профессиональная - подготовка к овладению какой-либо профессией.
4. Сервисная - предоставление специализированных услуг тем или иным заказчикам - создание проектов, экспертиза уже готовых и т.д.;
5. Культурная - сохранение и развитие культуры, образовательных традиций;
6. Гуманистическая - утверждение определенных нравственных идеалов;
7. Демократическая - формирование демократических взаимоотношений среди молодежи.
Следующая проблема, которую мы обсудим - особенности педагогического университета. Наш университет – Омский государственный педагогический – создан на базе Омского педагогического института им. А.М.Горького. Его богатая история (с 1932 г.) и традиции служат основанием для развития нового типа образовательного учреждения - педагогического университета
Сегодня более 2.000 молодых людей переступают порог ОмГПУ, становясь его студентами. По очной, заочной и очно-заочной формам обучается в университете около 12.000 студентов по более чем 40 специальностям и направлениям. На 65 кафедрах университета работают около 80 докторов наук, профессоров и более 340 кандидатов наук, доцентов. Особенность нашего университета в том. что он предоставляет студентам возможность получить образование всех уровней: бакалавра, специалиста, магистра. Выпускники могут продолжить образование в аспирантуре по 30 специальностям и защитить диссертацию в одном из 6 специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.
В чем состоит отличие педагогического университета от любого другого?
Самым существенным отличием педагогического университета от любого другого является фундаментальность образования и научных исследований в области педагогической теории и практики. Выделение этой сферы обусловлено тем, что педагогика играет чрезвычайно большую роль по отношению к развитию общества, помогая человеку осознать прошлое, управлять настоящим и предвидеть будущее.
Как и любой другой, педагогический университет - это образовательное заведение, ориентированное на предоставление студентам разноуровневых образовательных услуг. Можно проучиться в университете несколько лет (от двух до четырех - в зависимости от факультета) и, прервав обучение, - пойти работать по той или иной специальности. Можно получить степень бакалавра и определенную профессиональную подготовку (через четыре года обучения), степень магистра.
В современной системе отечественного образования магистратура должна играть особую роль. Она предполагает достаточно высокий уровень фундаментальности образования, который обеспечивается методологичностью обучения при использовании современных образовательных и информационных технологий. Магистр должен быть широко эрудирован, обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научной и научно-педагогической деятельности. Несомненно, магистратура во многих российских вузах, в том числе и нашем, находится в стадии становления.
В Омском государственном педагогическом университете создан Центр магистерской подготовки. Его деятельность направлена на координацию внутривузовских структур, осуществляющих магистерскую подготовку.
Развитие магистратуры предполагает не только ее организацию, но и с формирование нового педагогического мышления преподавателей, осуществляющих подготовку магистров. Осознание новой парадигмы образования, которая подразумевает развитие творческого потенциала личности, ее адаптивных способностей, становление ее информационной, интеллектуальной, поведенческой культуры.
Развитие творческого потенциала обучающихся в магистратуре означает изменение организации образовательного процесса.
Участие магистранта в обучении означает его привлечение к активному обсуждению проблем, совместный поиск решения, анализ и осмысление достигнутых результатов.
После окончания магистратуры можно продолжить обучение в аспирантуре университета. Эти образовательные возможности закреплены прежде всего в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального и образовательных программах и учебных планах факультетов.
Вам предстоит участие в различных видах педагогических практик, освоить спецкурсы, подготовить курсовые и дипломные работы. В течение вам предоставляется возможность выступить на научно-практических студенческих конференциях со своими собственными результатами педагогической и исследовательской деятельности.
Многоуровневая система в высшего профессионального педагогического образования в ОмГПУ, на основе, которой можно выбрать индивидуальный образовательный маршрут представлена рис. №1
Рисунок № 1
Многоуровневая система высшего профессионального педагогического образования в ОмГПУ
| |||||||||||||||
2. Как осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута
Пути к образованию для каждого человека представляются очень разными и сугубо индивидуальными. Таким образом, человек должен принять решение о том, как ему себя повести в условиях выбора, и при этом он руководствуется предпочтением того или иного результата, который последует за произведенным им выбором. Образовательный выбор отражает личностную ориентацию тенденций современного демократического образования. Образовательный выбор определен как выбор студентом предлагаемого университетом содержания, технологий и форм организации его освоения, способов аутентичной оценки образовательных достижений, который реализуется в рамках образовательной программы и позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на личностное и профессиональное самоопределение Следовательно, для этого, нужно полно определить условия выбора. Поступив в педагогический университет, вам предстоит выбрать образовательную программу (бакалавриат, магистратуру или специалитет) и курсы по выбору это и составит ваш индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Какие типы ИОМ могут быть предложены педагогическом университете?
1. Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам студент. Всё сосредоточено на нём, всё ориентированно на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.
2. ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.
3. ИОМ, ориентированный на формирование студентом себя как образованного человека.
4. ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как будущего специалиста.
5. ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как учителя. В основе маршрута этого типа чёткая и определённая цель – стать учителем. Получение образования связывается с приобретением знаний такого уровня и качества, который позволит достойно выполнять свои профессиональные обязанности.
6. ИОМ, связанный с ориентацией студента на научную деятельность. Ведущая линия этого маршрута – линия получения знаний.
Сегодня существуют проекты ИОМ, разработанные магистрантами, получающими квалификацию «Преподаватель высшей школы» в приложении №1.
Сами определяйте свои цели.
В своей работе вы, как правило, будете руководствоваться целями, которые поставлены преподавателями, например, что и в какие сроки изучать. Это, однако, не причина того, чтобы избегать постановки перед собой своих целей, и пусть они будут немного более жесткими, чем те, что ставили перед вами другие.
Как написать эссе
В университете вам предстоит выполнять различные виды самостоятельных исследовательских работ (эссе, реферат, доклад и др.). Отметим, что эссе в ряду этих работ занимает одно из первых мест. Помните, что от того, насколько хорошо вы сумеете изложить свои мысли на бумаге, может зависеть ваша оценка. Чтобы работа была оценена по достоинству, ниже приводится рекомендуемая последовательность действий при подготовке и написании эссе.
Приступайте к делу сразу.
Вы будете иметь больше времени на обдумывание плана и существенно больше возможностей для совершенствования и шлифовки самого эссе.
Как составить портфолио
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. (Marzano R.J.)
Целевое назначение портфолио:
- активизация образовательной деятельности студента; систематизация и хранение личного опыта решения студентом профессиональных задач;
- возможность самому студенту устанавливать связи между предыдущим и новым знанием;
- учёт достижений студента, его личностно-профессионального роста в процессе освоения курса;
- возможность показать себя, свои возможности («Я могу») через «продукты деятельности» другим (в конкурсе, в олимпиаде, при поступлении в магистратуру, при приёме на работу и т.д.);
- основание для саморефлексии, самооценки, взаимооценки, оценки преподавателя; подготовка и обоснование целей будущей работы.
Для того, что бы было проще понять из чего должно состоять портфолио, ниже приводится примерная структура портфолио. Такое по содержанию портфолио вы можете предоставить уже на первой неделе адаптационной практики в университете.
Примерная структура «Портфолио»
Раздел IV . «Отзывы»
Он включает в себя ваши характеристики отношения к людям и различным видам деятельности. Такие характеристики могут быть представлены в виде рекомендаций, рекомендательных писем от родителей, друзей и т.д.
Примерный перечень отзывов:
• Отзыв учителей. Вы можете взять отзыв у учителя той школы, где он учился в, с краткой характеристикой его как ученика, включая участие в жизнедеятельности школы;
• Рекомендательные письма друзей. Вы можете взять несколько (2-3) рекомендательных писем от друзей, где они могут написать свои впечатления от общения с вами.
• Заключение о качестве различных работ, в которых вы принимали личное участие. (коллективный проект и т.д.).
• Рецензии на статью, опубликованную в СМИ.
• Резюме о работе в данной общественной организации.
• Благодарственные письма из различных органов и организаций
Безусловно, содержание портфолио может отличаться, но основные документы, перечисленные здесь должны найти свое отражение и в ваших портфолио. Фиксированный набор документов, одновременно позволяет показать вас как индивидуальность, но в от же время позволяет человеку, оценивающему ваш портфолио, объективно оценить ваши достижения.
Обдумайте Ваш имидж.
Как Вы будете одеты, ведь Вы будете в центре внимания? Как Вы должны держаться? Насколько эмоциональны Вы можете быть во время презентации?
Положитесь на свой здравый смысл и помните, что одеваться нужно по обстоятельствам. Подумайте, насколько важным может оказаться произведенное вами впечатление, поэтому постарайтесь, чтобы оно было таким, какое вам нужно.
Как написать реферат
Подготовка к реферату:
1. изучение литературы;
2. набросок плана;
3. обоснование актуальности темы;
4. какие источники и методы использованы;
5. развитие идеи (по вопросу) в исторической науки и практике;
6. достижения в этой области и недостатки;
7. предположительные меры по совершенствованию вопроса;
8. описание опыта (эксперимента) и его результаты;
9. выводы и предложения
10. заключение;
11. список используемой литературы.
Источники:
- монографии, сборники научных трудов и научные доклады;
- журналы и газетные статьи, в которых приводятся самые новые данные науки и фактический материал.
Техника:
текст печатается на отдельных листах в соответствии с пунктами плана.
Требования к реферату:
1.Структура работы.
1.1. Титульный лист.
1.2. Оглавление
1.3. Введение.
1.4. Основное содержание работы, состоящее из глав и параграфов.
1.5. Заключение.
1.6. Список использованной литературы.
1.7. Приложения.
Титульный лист включает:
- наименование учебного заведения, где выполнена работа;
- название работы;
- предмет, по которому выполнена работа;
- фамилия, имя, отчество автора;
- сведения о научном консультанте;
- город и год.
Оглавление в работе - это перечень глав и параграфов, составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В оглавлении указывают номер страницы, на которой находится начало данной главы и параграфа.
Во введении обычно указывается обоснование актуальности проблемы на основе анализа состояния дела в науке и практике работы школ, излагается общий замысел и логика исследования, выделяются цели и задачи, объект и предмет исследования. Дается характеристика методов исследования, используемых в работе, кратко излагается структура работы в целом.
В главах представляются результаты исторического, теоретического и экспериментального исследования проблемы. Иногда история вопроса не выделяется в особую главу, а кратко освещается во введении. Теоретический и экспериментальный материал целесообразнее расположить в отдельных главах исследования. Каждую главу важно завершить обидим выводом, который облегчает уяснение замысла и логики исследования. В структуре всей работы и каждой отдельной главы не может быть единого стандарта. Важно добиваться, чтобы логика изложения раскрывала сущность изученных педагогических явлений, их структуру, взаимосвязь и закономерности развития.
В заключении даются общие выводы исследования в целом, формулируются рекомендации, ставятся проблемы, требующие дальнейшего исследования.
Список литературы (библиография) помещается непосредственно после основного текста работы, является ее важной составной частью и отражает степень разработанности студентом данной проблемы. Важно, чтобы список был библиографически грамотно оформлен. Наиболее распространенный способ расположения литературных источников - алфавитный, когда они группируются в строгом алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий книг (при коллективном авторстве). Работы авторов однофамильцев — в алфавите инициалов. Объем списка строго не установлен, зависит от особенностей темы и количества имеющейся литературы, а также от степени разработанности выбранной темы исследования студентом.
Оформление таблиц, иллюстраций, графиков, диаграмм как в тексте работы, так и в приложении должно быть выполнено в соответствии с общими требованиями.
В тексте работы они имеют сквозную нумерацию, необходимо указать также название («Таблица», «Диаграмма», и т.д.) и заголовок. Название и заголовок должны располагаться на одной странице с таблицей, графиком или диаграммой. В приложении таблицы, графики, диаграммы располагаются каждая на отдельной странице, оформляются, так же как и в тексте работы, но нумерация идет не отдельных таблиц, графиков, диаграмм, а приложений, например:Приложение 1 Таблица
Самооценка выпускниками своего физического самочувствия. (таблица)
В приложения могут быть внесены тексты анкет, таблицы, графики, работы учащихся, разработки конкретных уроков; контент-анализ понятий и т.д.
Особенности оформления списка литературы вы можете посмотреть в приложении №2.
Как готовиться к лекции
Пожалуй, неверно суждение тех людей, которые утверждают, что к лекции готовится только преподаватель, а студент может отдыхать. Для качественного усвоения знаний к лекции готовиться необходимо. Следующие ниже рекомендации помогут вам продуктивно подготовиться к лекции.
Как конспектировать лекции
Записи, которые вы делаете на лекциях – один из самых важных источников информации, который вы создаете для себя в процессе учебы. Тем не менее многие относятся к ним лишь как к механической регистрации услышанного, т.е. не обдумывают того, что записывают. Следующие ниже предложения подскажут вам несколько способов, с помощью которых составление записей для вас превратиться в начало освоения читаемого предмета.
Как сдать зачет
В процессе обучения в университете вам предстоит пройти через процедуру зачета. Зачет – метод итогового и периодического контроля, выставляется в результате всех видов проверок по определенному разделу или темы программы. Приведенные ниже рекомендации помогут вам в максимальной степени использовать зачет для достижения успеха.
1. В начале семестра узнайте, в какой форме будет проходить зачет.
Информированность придаст четкости и дисциплинирует вашу работу.
2. Постарайтесь установить вид зачета.
Зачеты бывают дифференцированными и недифференцированными. В первом случае выставляется оценка по пяти балльной шкале (как на экзамене), а во втором - зачтено или незачтено (встречается чаще, чем дифференцированный).
3. Для подготовки заданий работайте в группе - это поможет вам основательнее проработать материал.
Более того, помните, что умение работать в команде чрезвычайно ценится при приеме на работу и пригодится вам на протяжении всей вашей карьеры.
4. Активно работайте в течение всего семестра как на семинарах, так и на лекциях.
Работа на семинарах и лекциях может быть частью вашего зачета или допуском к нему. Не упускайте шанса попрактиковаться в устных выступлениях! Именно устные ответы помогут вам чувствовать себя уверенно на экзамене, зачете или даже устройстве на работу. Помните, важно не только то, что вы говорите, но и как вы это делаете.
Работайте целенаправленно.
Составляйте планы, но не подходите к этому формально! Распределите количество вопросов согласно отведенным для подготовки к экзамену дням.
Демонстрируйте уверенность.
Очень важно создать общее впечатление о себе. Если на большинство вопросов, заданных во время экзамена, вы уверенно дали правильные ответы о вас сложится хорошее общее впечатление. Поэтому, хорошо зная вопрос, постарайтесь продемонстрировать уверенность.
Смиритесь с ситуацией.
Поддавшись чувству обиды за то, что вам назначили переэкзаменовку по одному или нескольким предметам, вы нисколько себе не облегчите свою задачу. А ведь могло быть и хуже – вас могли бы заставить повторить весь год сначала.
Планируйте свое время.
Помните, что на переработку и сортировку информации у вас может уйти больше времени, чем на поиск.
Как использовать каникулы
С наступлением каникул напряжение внезапно исчезает. Возникает вполне понятное искушение абсолютно ничего не делать. Однако, каникулы могут оказаться самым продуктивным временем для вашей учебы при условии, конечно, что вы не пойдете на поводу у своих желаний. Приведенные ниже рекомендации показывают, как продуктивно использовать время, отведенное для каникул.
1. Думайте об отдыхе, но не начинайте его раньше времени!
В самом деле, начать продуктивно использовать каникулярное время можно еще до начала каникул. Ведь обычно в конце семестра нагрузка спадает, и в это время, когда большинство почти ничего не делает, у вас появляется возможность хорошо поработать.
2. Работу, запланированную на каникулы, делайте в первую неделю (или даже до их наступления).
Не портите себе каникулы, оставляя работу на последние дни и тратя массу времени на мысли о ней. Выполнить то, что вы запланировали на каникулы, как можно раньше – это удобно еще и потому, что вы еще хорошо владеете пройденным материалом.
3. Используйте возможность заниматься делом, не отвлекаясь. Во время каникул можно сделать что-нибудь, чем вы не могли заниматься в течение семестра, способствуя своему росту.
4. Проанализируйте свою стратегию обучения. Обнаружив в ней какие-либо изъяны, примите соответствующие решения. Обсудите свои решения с товарищами.
Как преодолевать проблемы
Будьте готовы к тому, что время от времени у вас будут возникать проблемы. Это могут быть проблемы разного рода – личные, связанные с учебой, со взаимоотношениями между людьми – с подобными проблемами встречается каждый. Можно сказать, что если у вас есть проблемы, значит вы живете нормальной жизнью! И в том, что они есть у вас, нет ничего страшного. Следующие ниже рекомендации помогут вам обращать свои проблемы себе на пользу, поскольку каждая решенная проблемы – это ваша победа.
Как писать резюме
Закончив университет, перед вами встанет очень важный и сложный вопрос: как устроиться на работу? Современные рекрутинговые компании (компании занимающиеся подбором персонала для различных организаций) обязательно потребую от вас предоставления резюме. Таким образом, вашей главной задачей становится написание грамотного резюме, которое выделит вас из множества таких же кандидатов как и вы.
Главная цель резюме - привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление о себе и получить приглашение на личную встречу.
Ваше резюме — это ваше индивидуальное представление, оставляющее первое, но самое длительное впечатление. Поэтому, перед тем, как его написать, подумайте о том, куда Вы его посылаете, кто его получит, как оно будет прочитано, и в какую папку его положат. Помните, работа менеджера по персоналу направлена не на то, чтобы отобрать подходящие резюме, а на то, чтобы отбросить неподходящие.
Рассмотрим сначала основные пункты резюме, затем пункты, которые могут быть использованы по мере необходимости и, наконец, в заключении вы найдете несколько общих советов по написанию резюме.
1. Резюме должны быть обязательно набрано на компьютере предпочтительнее в редакторе MS Word. Поэтому откроем новый файл и вот пять основных пунктов резюме.
Фамилия, Имя и Отчество
Слово "резюме" обычно не пишется. Лучше напишите крупными буквами (18-20 шрифт), по центру, сверху вашу фамилию, имя и отчество. Такой заголовок поможет быстро найти ваше резюме в стопке из сотен подобных бумаг. Сами слова "Фамилия", "Имя", и "Отчество" лучше не писать.
Информация для контакта
Здесь необходимо самым полным и тщательным образом предоставить информацию, которая позволит быстро и эффективно связаться с вами в случае, если вашей кандидатурой заинтересуются и захотят пригласить вас на собеседование. Предоставляя адрес места жительства, желательно указать является ли этот адрес временным, например, общежития, или постоянным. Если адрес временный, то до какого срока вас можно застать по нему. Указывая телефон(ы), не забудьте сделать соответствующие пометки, например, "рабочий", "домашний", "сотовый", "для сообщений" и т.д., укажите также время, когда вам можно звонить. Если вам доступны другие средства связи, например, факс, e-mail, ICQ, также укажите их, детализирую по возможности условия связи с вами. Помните: чем быстрее сотрудник кадрового агентства или отдела кадров свяжется с вами, тем больше у вас шансов обойти ваших конкурентов в получении той или иной работы.
3. Цель. В кадровом агентстве или фирме, как правило, набор проводится на несколько вакансий, поэтому следующим заголовком обязательно сделайте заголовок "Цель". Здесь следует написать на какую вакансию, работу, или область деятельности вы претендуете. В противном случае ваше резюме просто выбросят в мусорную корзину. Hикто не будет сидеть и думать какую работу можно было бы вам предложить. В пункте цель также можно указать ваши пожелания, требования к будущему месту работы.
4. Образование. Создайте заголовок "Образование" и перечислите учебные заведение, школы, курсы, институты, и т.д. которые вы уже закончили или еще продолжаете учиться:
Используйте обратный хронологический порядок, т.е. последнее место учебы укажите первым, или принцип значимости, т.е. укажите сначала место учебы наиболее значимое для искомой работы.
Для каждого места учебы предоставьте следующую информацию: период обучения с точным (месяц, год) указанием дат начала и окончания обучения; место учебы (если из названия учебного заведения не следует его расположение, укажите город, страну) и, наконец, укажите ту квалификацию, которую Вы получили по окончанию обучения, т.е. укажите звание (аттестат, диплом, сертификат и т.д. по специальности).
Перечислите только те места учебы, которые важны для данной, искомой работы.
5. Опыт работы. Создайте заголовок "Опыт работы" и перечислите места вашей бывшей работы:
Используйте или обратный хронологический порядок, т.е. последнее место работы укажите первым, или принцип значимости, т.е. укажите сначала место работы, где полученный вами опыт наиболее значим для будущей работы
Для каждого места работы предоставьте следующую информацию: период занятости с точным (месяц, год) указание дат начала и окончания работы; работодатель (укажите название фирмы, город, страну); должность; обязанности (в трех-четырех предложениях изложите круг ваших обязанностей).
Перечислите только те места работы, которые важны для искомой работы.
Hе оставляйте пробелов в датах периода занятости.
Hа этом заканчивается обязательная информация. Теперь Вам предоставляется возможность указать дополнительные сведения о себе, но помните: Вы должны указать только то, что имеет непосредственное отношение к "цели".
6. Дополнительная информация. Например, Вы умеете работать на компьютере, знаете иностранный языки, владеете машинописью, у вас есть водительские права. Если какие-либо из этих навыков помогут вам справятся с вашими будущими обязанностями, то укажите их, создав соответствующие заголовки, например, "знание компьютера", "иностранные языки" и т.д. Специалистам, например, программистам, можно указать более детальную информацию (языки программирования, операционные системы, базы данных, программирование под Интернет). В разделе "иностранные языки" желательно указать не только уровень владения языком, но и где и как долго вы его учили. В зависимости от "цели" может быть уместным указать "награды", "публикации", "участие в конференциях" и т.д.
7. Личные данные. Такие сведения как "пол", "возраст", "здоровье", "увлечения", "семейное положение", "гражданство", "вероисповедание", "отношение к воинской обязанности" и т.д. являются сугубо личными и ваше право писать их или нет.
8. Рекомендации. Если у вас есть договоренность с людьми, которые могут предоставить вам рекомендательные письма, то в заключении можно указать этих людей, как правило двоих, с указанием того как с ними можно связаться.
9. Строгих правил написания резюме не существует, нужно руководствоваться здравым смыслом, а он подсказывает что:
Резюме должно содержать краткие, но полные сведения о вашем образовании, профессиональных навыках, опыте работы, достижениях и доступных рекомендациях.
Каждое резюме индивидуально, оно должно быть составлено на конкретную вакансию.
Резюме не должно превышать одной печатной страницы. Нужно использовать хорошо читаемый и распечатываемый шрифт.
Hаиболее предпочтительны шрифты Times New Roman и Arial. Hе используйте более двух типов шрифтов в резюме.
Ваше резюме не должно содержать грамматических, орфографических ошибок и неправильных фразеологических оборотов. Перечитывайте резюме несколько раз, дайте его прочесть друзьям и близким.
Нужно отредактировать резюме в соответствии с профилем работы, на которую претендуете, показав свою целеустремленность в выбранной карьере.
Резюме всегда отправляется вместе с сопроводительным письмом, где нужно аргументировать, каким образом ваши специальные знания и опыт делают Вас логичным кандидатом на искомую работу.
Hе следует преувеличивать своих способностей или достижений.
Hе давайте ложной информации и некорректных ссылок и названий работы. Это вызовет только отрицательную реакцию нанимателя, так как ссылки выборочно проверяются и неаккуратности выявляются. Малейшее искажение может стоить вам интервью и даже работы. Однако, это не значит, что вы не должны представлять свою квалификацию в самом выгодном свете.
Ваше резюме пройдет через множество рук, пока достигнет работодателя. Заранее позаботьтесь о плотной качественной бумаге и немарких чернилах (обязательно черных). — С вашего резюме возможно будет снято несколько копий. Используйте белую или бежевую бумагу, на которой не ухудшается качество копий.
Библиография
1. Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б., Крылова О.Н., Менг Т.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс [Текст]/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
2. Бессонова, Е. А. Сравнительный анализ педагогический условий образовательного выбора в игколак Европы: Дисс… канд. пед. наук [Текст]/Е.А. Бессонова.- СПб, 2005-235 с.
3. Бражник Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании: Монография. [Текст]/ Е.И. Бражник. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- с.200
4. Дука Н. А. Введение в педагогику [Текст] / Н.А. Дука. - Учебное пособие.- Омск, 2003
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. [Текст] – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
6. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. [Текст] / И.Н. Кузнецов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 352 с.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное. – М.: АЗЪ, 1996. – с.632.
8. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя: Дисс… д-ра пед. наук. [Текст]/ Е.В. Пискунова - СПБ., 2005
9. Чекалева Н.В. Педагогические основы учебной деятельности. – Учебное пособие. [Текст]/ Н.В. Чекалева. – Омск, 1993.
10. Burton, B. Need a 36 Hour Day? Time Management Tips for Counselors and Students. – Houston, 1984 – 23 p.
11. Race, Ph. 500 Tips for Students. – Blackwell: Oxford UK & Cambridge USA, 1992.
Словарь
Аннотация - краткое связное изложение содержания статьи или книги, иногда сопровождаемое оценкой изучаемого текста.
Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Зачет – метод итогового и периодического контроля, выставляется в результате всех видов проверок по определенному разделу или темы программы.
Лабораторные занятия – это обучение действием.
Лекция — это устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы.
Портфолио — 1. учебное П. – система оценивания знаний, распространенная в США. Суть – организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, соответствующих информационных материалов из внешних источников (от учителей, одноклассников, родителей общественности и др.). Проводится всесторонняя количественная и качественная оценка уровня обученности каждого ученика и дальнейшая коррекция процесса обучения. Цель – показать ученику все, на что он способен; 2. П. как способ профессионального развития – систематизация опыта и знаний, накапливаемых специалистом путей сбора материалов, отражающих его деятельность, позволяющая четче определить направления развития специалиста, облегчить консультирование со стороны более квалифицированных специалистов и администрации, дать объективную оценку профессионального уровня.
Реферат — доклад (устный или письменный) на заданную тему на основе критического анализа литературного источника и практических наблюдений. Реферат - это творческое, глубокое по содержанию и правильное по содержанию и по форме самостоятельное изложение основных положений темы.
Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость
Семинар (или семинарское занятие) (от лат. seminarium «рассадник») — практическое занятие под руководством преподавателя в высшем учебном заведении, который предназначен для углубленного изучения вопросов изучаемого предмета.
Экзамен – итоговый контроль, который осуществляется после прохождения всего учебного курса.
Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.
Приложения
Приложение №1
Приведём пример проекта, разработанный магистрантами физического факультета Ю. Мазуренко, О. Прокудиной, В. Схудобеновым, А. Чепко и М. Чепко. Под руководством доцента кафедры педагогики ОмГПУ О.А. Петрухиной.
Модель индивидуального образовательного маршрута представлена для конкретного человека: М. Чепко.
Первокурсник физического факультета ОмГПУ, выпускник полной общеобразовательной школы, а также выпускник двухгодичной заочной физической школы.
Мотивация:
Мне необходимо образование для будущей научной деятельности, я хочу стать профессиональным ученым.
Тип ИОМ: направлен на научную деятельность.
Цель ИОМ: Создать условия для получения фундаментальных знаний и опыта практической деятельности по учебным дисциплинам и дальнейшего поступления в аспирантуру (магистратуру) с получением научной степени (по физике). Предоставить данному человеку возможность найти свое место в области науки, заняться тем, что ему интересно.
Задачи ИОМ:
1. Выявить научные интересы студента и дать возможность заниматься интересующей его областью физической науки
2. Составить индивидуальный учебный план на пять лет обучения;
3. Предоставить данному студенту право выбора вариативной части учебного курса
4. Изменить формы освоения инварианта так, чтобы ему было интересно, выбрать индивидуальную форму контроля по дисциплинам инвариантной части учебного плана.
5. Предложить факультативные занятия, кружки, мастерские и т.д.
6. Организовать учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую и практическую деятельность с учетом его интересов, предложить вариативные формы организации учебной, практической и научной деятельности, существующие на факультете;
7. Организовать досуг деятельности, в котором человек может проявить иные способности и интересы во внеучебных занятиях.
Прогноз:
Прохождение студентомспециально спроектированного индивидуального образовательного маршрута предоставит ему возможность определить круг своих научных интересов, найти себя в интересующей области науки. Что позволит выпускнику университета не только освоить образовательный стандарт педагогического образования, но и подготовит его к деятельности профессионального ученого. Который, возможно, будет преподавать в педагогическом ВУЗе и заниматься научной деятельностью.
Предполагаемый результат:
1. достижение высокого уровня фундаментальных теоретических знаний по профилирующим учебным дисциплинам;
2. получение опыта практической деятельности по постановке эксперимента, сбору и обработке данных различными методами, анализу и интерпретации результатов;
3. опыт научной деятельности (проведение исследования, оформление результатов);
4. опыт написания учебно-исследовательских работ (рефераты, доклады, курсовые, ВКР).
Примечание: ИОМ составлен для учебных дисциплин предметного блока, так как предполагается, что по остальным блокам (психолого-педагогическому, ГЭС.) студент с данной мотивацией может обучаться с общим потоком.
1 курс
На первом этапе происходит осознание студентом своей новой роли, нового социального статуса: осознание себя студентом, данная личность уже осознала неoбходимость образования, ее интересует физическая наука. Происходит процесс познания себя, что мне конкретно интересно, что я могу, возможно прогнозирование: на что я способен, что проявляется в утверждении себя в новой образовательной среде, происходит самоутверждение. Идет несомненный личностный рост.
Сейчас главное не отбить у студента желание учиться. Дать возможность интересно, с пользой для себя проводить внеучебное время. Так как студент выпускник заочной физической школы, то нужно подумать об изменении формы инвариативной части учебного плана. На этом этапе происходит адаптация студента в новых условиях, которые в последствии должны стать для нее комфортными как с психологической, так и с педагогической точки зрения. Человек должен осознать, что он действительно не ошибся, поступая в педагогический вуз на физический факультет. Что именно здесь он может реализовать свои возможности, найти применение своим способностям и талантам.
Также на первом курсе происходит погружение в образовательную среду педагогического университета. Начинается интенсивный процесс приобретения и накопления знаний. На этом этапе человек начинает определяться в своих научных интересах, т.е. идет переработка и систематизация знаний, проявляется дифференциация учебных предметов. Именно на этом этапе необходимо создать условия широкого выбора вариативных модулей программы, чтобы предоставить весь спектр возможностей реализации личности в научной деятельности, показать всевозможные варианты путей развития и обучения, чтобы уже на этом этапе стала происходить ориентация человека в профессиональной деятельности ученого.
2 курс
На втором курсе также продолжается этап погружения в образовательную среду, но отличие заключается в том, что здесь уже должны сформироваться представления о той научной области физической науки, которая интересна студенту. Он уже должен представлять горизонты своего развития и пытаться действовать целенаправленно. На ряду с усвоением общепедагогических и специальных (физических) учебных дисциплин инвариантной части программы, человеку нужно предоставить линию развития по выбранному им пути в заинтересовавшей его сфере научной деятельности, которая будет проходить через все его обучение в вузе. Здесь следует дать план всех модулей вариативной части в выбранном студентом направлении, чтобы ученик мог уже представлять результат своего прохождения данного пути. Следует объяснить, что этот путь не единственно возможный, что вероятен переход на другой маршрут.
На этом этапе следует организовать учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую и практическую деятельность студента с учетом его интересов и возможностей.
3 курс
На третьем курсе человек уже четко определился с областью своих научных интересов, выбирает научного руководителя и тему исследования, ясно представляет цель своего индивидуального образовательного маршрута. Действует осознанно и целенаправленно. У него уже есть некоторый опыт научно-исследовательской деятельности, результаты которой он уже может представлять на научных учебных конференциях семинарах. В это время происходит интенсивное освоение образовательной среды. Человек осознает себя в роли будущего ученого, профессионального ученого. Этот этап характеризуется ориентацией на профессиональную деятельность, идет интенсивное накопление, систематизация и обобщение знаний, а также продолжается личностный рост студента.
4 курс
На четвертом курсе студент действует согласно своей цели – стать профессиональным ученым. У него некоторый опыт научно – исследовательской деятельности. В это время следует дать возможность студенту реализовать свои достижения. Возможно, это будут выступления на научных конференциях, специально разработанный курс для студентов младших курсов, который студент разработал вместе со своим научным руководителем и преподает сам. У человека на этом этапе идет интенсивная работа над созданием собственного учебно-научного труда – выпускной квалификационной работы, которая связана с его учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью.
На четвертом курсе человек получает возможность выбора дальнейшего пути своего обучения. Он должен четко представлять, какие горизонты ему открывает эта возможность. После окончания бакалавриата студент может закончить спецалитет, либо в магистратуру. Он ясно должен представлять трудности, которые возникнут у него, если он выберет параллельное обучение в магистратуре и на пятом курсе.
5 курс
Идет дальнейшее становление студента как будущего профессионального ученого с ориентацией на поступление в аспирантуру. Студент занимается научно-исследовательской деятельностью. Возможно, уже сам ведет некоторые кружки и проводит научные эксперименты со студентами. Ориентация на деятельность преподавателя высшей школы осуществляется на занятиях со студентами.
Магистратура
Магистрант, наряду с усвоением федерального, регионального и университетского компонента магистерской программы обучения, продолжает заниматься научно-исследовательской деятельностью по выбранной теме под руководством научного руководителя.
Аспирантура
Идет дальнейшее развитие аспиранта как профессионального ученого, т.е. человек почти достиг поставленной им цели и цели индивидуального образовательного маршрута.
Исходя из всего этого для индивидуального образовательного маршрута физический факультет и педагогический вуз может предложить следующие модули вариативного плана.
1. Бобров Павел Петрович
Первый курс – Физика колебаний и волн (лекции, семинары, лабораторные работы)
Второй курс – Колебания световых волн в веществе (лекции, семинары, лабораторные работы)
Третий курс – Электромагнитные колебания
Четвертый курс – Введение в теорию радиометрии
Пятый курс – Радиолокация земной поверхности
2. Коришев Владимир Иванович
Первый курс – Три глобальных проблемы человечества (в качестве практического занятия организуется выезд на пасеку)
Второй курс – Физика полупроводников (цикл лабораторных работ)
Третий курс – Физика низких температур (практическая работа в лаборатории специального физического практикума)
Четвертый курс – Термоэлектрические явления (работа над созданием самодельного термоэлектрического холодильника, изучение основных закономерностей)
Пятый курс – Проблемы сверхпроводимости (практикум по созданию условий возникновения явления сверхпроводимости, снятие зависимостей, построение графиков, обсуждение основных проблем)
3. Дмитриев Владимир Викторович
Первый курс – курс практических занятий, направленных на овладение навыками работы с приборами, используемыми в астрономии
Второй курс – Другие галактики (обсуждается существование других галактик, законов их возникновения и развития)
Третий курс – Проблемы существования жизни на других планетах (выясняются условия возможности существования жизни на других планетах, в других галактиках, проводится цикл лабораторных работ: берутся сведения в глобальной сети о звездных системах и по фотографиям и графикам определяются физические условия на планете, которые могут или не могут быть пригодными для жизни)
Четвертый курс – Физика Солнца (изучаются физические явления, происходящие на Солнце, изучение Солнца происходит по фотографиям и компьютера с помощью специальных программных пакетов, также организуются практики с непосредственным наблюдением за Солнцем)
Пятый курс – Современные проблемы астрофизики
4. Переверзева Дина Григорьевна
Первый курс – Физика и информатика (практические занятия, лабораторные работы, лекции)
Второй курс – Введение в теорию формализации и моделирования
Третий курс – Научные основы физического моделирования
Четвертый курс – Моделирование физических процессов
Пятый курс – Построение компьютерных моделей в различных областях человеческой деятельности
Внеучебные мероприятия:
1. Воскресная компьютерная школа.
Проводятся занятия по программированию, по мультимедиа, по компьютерному моделированию.
Также здесь занимаются учащиеся школ, а студенты могут выступать в роли преподаватей в этой школе.
2. Факультет сотрудничает с детским домом: организация праздников, сбор игрушек, книг, детских вещей и денег. Студенты принимают в этом активное участие.
3. Активно работает студенческий совет.
4. На факультете проводится День физика с выездом всего факультета на природу, студенты факультета и преподаватели вместе готовятся к этому празднику
5. На факультете существует физическая газета.
6. Свои таланты студенты могут реализовать в деятельности музыкальных групп, театральной студии,во время студенческой весны.
В четвертом корпусе (ул. Романенко,16) работает кружок по деревообработке и металлообработке.
Кружок по конструированию физических приборов при кафедре ОТД.
Кружок по Астрофизике при кафедре Теории и методики преподавания физики.
Схема ИОМ по естественно-научному блоку дисциплин физического факультета ОмГПУ.
Приложение №2
Примеры оформления библиографических данных:
Текст Монография
Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. [Текст] / А.П. Аношкин. - Омск: ОмГПУ, 1997. - 140 с.
Сборник
Социальная педагогика: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. [Текст] / Корнетов Г.Б. и др. - Калининград: КГУ, 2000. - 105 с.
Воспитательный процесс в высшей школе России: материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию НГАВТ, г. Новосибирск, 26-27 апр. 2001 г. [Текст] / ред. кол.: А.Б.Борисов [и др.]. - Новосибирск: НГАВТ, 2001. - 157 с.
Методическое пособие
Актуальные направления социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях: Методическое пособие [Текст] / И.А.Маврина и др.; Под ред. С.С. Гиля. —Омск: ОмГПУ, 1996. - 96 с.
Учебники и учебные пособия
Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие [Текст] / И.А. Липский. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пос. для препод, высш. пед. учеб. зав. [Текст] / А.Э. Штейнмец, Е.И.Горбачева, Г.Д. Филатова и др.; Под ред. А.Э. Штейнмеца. - М.: Владос, 2002. - 127с.
Статья в журнале, газете
Бондарев П.Б., Курочкина, В.Е. Проектирование в профессиональной деятельности [Текст] / П.Б. Бондарев В.Е. Курочкина // Школьные технологии. - 2004. - № 6. - С. 113-123.
Диссертация
Глушнева Н.Р. Развитие учреждения среднего профессионального образования:
Дисс. канд. пед. наук [Текст] / Н.Р. Глушнева. - Москва, 2004. -185 с.
Автореферат
Аксютина З.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов в педагогическом вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / З.А. Аксютина. - Омск, 2006. - 24 с.
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Вестник образования. - 2002. - № 6. - С. 11-40.
Ноты
Бойко Р. Г. Петровские звоны [Ноты]: (Юность Петра) : муз. ил. к рус. истории времен Петра Первого : ор. 36 / Ростислав Бойко; [крат, предисл. И. Мартынова и Е. Светланова]. - Партитура. - М.: Композитор, 2001. - 96 с.
Звукозапись
Гладков Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. - М.: Экстрафон, 2002. - 1 мк.
Видеозапись
От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес; в ролях: К. Тарантино, X. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount Films. - М.: Премьер-видеофильм, 2002. - 1 вк. - Фильм вышел на экраны в 1999 г.
Электронные ресурсы
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). - (Интерактивный мир). - Систем, требования: ПК 486 или выше; 8 Мб ОЗУ; Windows 3.1 или Windows 95; SVGA 32768 и более цв.; 640x480; 4х CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. - Загл. с экрана. - Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20x14 см.
Приложение № 3
Полезные для студентов адреса и телефоны
Служба | Адрес | Телефон, электронный адрес |
Ректор: Чуркин Константин Александрович | Набережная Тухачевского 14 ауд. 238 (1 корпус ОмГПУ) | 25-14-32 |
Помощник ректора ОмГПУ Чехунова Наталья Вячеславовна | Набережная Тухачевского 14 ауд. 238 (1 корпус ОмГПУ) | 25-14-62 |
Проректор по научной работе Федяев Дмитрий Михайлович | Набережная Тухачевского 14 ауд. 237 (1 корпус ОмГПУ) | 24-90-01 |
Помощник проректора по научной работе Мецевич Ирина Васильевна | Набережная Тухачевского 14 ауд. 237 (1 корпус ОмГПУ) | 23-55-12 |
Проректор по строительству и АХР Ширяев Александр Евгеньевич | Набережная Тухачевского 14 ауд 148 (1 корпус ОмГПУ) | 23-43-94 |
Администратор проректора по строительству и АХР Глазырына Ольга Сергеевна | Набережная Тухачевского 14 ауд 148 (1 корпус ОмГПУ) | |
Проректор по учебной работе Гам Владимир Иванович | Набережная Тухачевского 14 ауд. 243 (1 корпус ОмГПУ) | 23-57-03 |
Проректор по учебной работе Барынькин Игорь Васильевич | Набережная Тухачевского 14 ауд. 243 (1 корпус ОмГПУ) | 23-57-03 |
Проректор по учебной работе Чекалева Надежда Викторовна | Набережная Тухачевского 14 ауд. 109 (1 корпус ОмГПУ) | 23-16-88 |
Помощник проректоров по учебной работе Киданова Ирина Владимировна | Набережная Тухачевского 14 ауд. 263 (1 корпус ОмГПУ) | 23-37-34 |
Проректор по учебной работе и информатизации Лапчик Михаил Павлович | Набережная Тухачевского 14 ауд. 250 (1 корпус ОмГПУ) | 23-16-00 |
Помощник проректора по учебной работе и информатизации Шкряда Татьяна Николаевна | Набережная Тухачевского 14 ауд. 250 (1 корпус ОмГПУ) | 23-16-00 |
Ученый секретарь совета университета Астафьева Ирина Александровна | Набережная Тухачевского 14 ауд. 237 (1 корпус ОмГПУ) | 23-55-12 |
Профком студентов | Набережная Тухачевского 14 ауд. 262 (1 корпус ОмГПУ) | 23-37-34 (доб.17) |
Служба психологической поддержки | пр-т Мира 32, ауд.206; Набережная Тухачевского 14, ауд.107. | http://forum.omgpu.ru/viewforum.php?f=21 |
Управление международного сотрудничества | Набережная Тухачевского 14 ауд. 337 (1 корпус ОмГПУ) | 24-37-95 |
Центр молодежной политики и профессионального воспитания студентов ОмГПУ | Набережная Тухачевского 14 ауд. (1 корпус ОмГПУ) |
Содержание
Введение
I. Как осуществлять выбор
Особенности педагогического образования
Как осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута
Берите на себя всю ответственность за свое обучение
Выберите наиболее приемлемый для себя способ обучения
II. Как организовать свою самостоятельную работу в университете
Как управлять своим временем
Как написать эссе
Как составить портфолио
Как выполнить доклад и успешно защитить его
Как написать реферат
Как написать аннотацию и рецензию
Как качественно выполнить электронную презентацию вашей работы
III. Как организовать свою учебную деятельность в университете
Как готовиться к лекциям
Как конспектировать лекции
Как подготовиться к семинару
Как выполнить лабораторную работу
Как сдать зачет
Как подготовиться к экзамену
Как готовиться к переэкзаменовке
IV. В помощь студенту
Не пугайтесь этих слов!
Как грамотно пользоваться ресурсами Интернет
Полезные адреса в сети Интернет
Как использовать каникулы
Как укрепить свою убежденность в необходимости учиться
Как преодолевать проблемы
Используйте помощь других людей
Как писать резюме
Библиография
Словарь
Приложения
Введение
Сегодня образование вступило в эпоху перемен, что обусловлено исчезновением заданности, предсказуемости и приходом неопределенности. Человек вынужден отвечать вызовам современного общества, соответствовать новым принципам жизни. Для того чтобы быть успешным в быстроменяющейся социальной среде, которая ставит в ситуацию постоянного выбора и самостоятельного принятия решений, человек должен обладать такими качествами как ответственность, самостоятельность, инициатива.
Успех обучения в университете зависит не только от того, как много вы знаете, но больше от того, насколько хорошо вы умеете пользоваться своими знаниями.
Более того, важно отметить, что в связи с переходом на «накопительную систему оценки» становится необходимой ваша постоянная работа. Поскольку оценка, которую вы получаете за освоение дисциплины (учебного курса, предмета), складывается из баллов, зарабатываемых за все виды и аспекты образовательной деятельности. Такими аспектами образовательной деятельности могут быть: посещение занятий, активность на занятиях (количество и качество заданных вопросов; нетривиальное решение поставленных задач и др.), положительная оценка за проведенные преподавателем тесты, написание реферата и многие другие. Все виды деятельности оцениваются только один раз в строго установленное время, таким образом, необходимо своевременное и качественное выполнение заданий.
Данное учебное пособие поможет вам погрузиться в университетскую жизнь и с максимальным для себя результатом пользоваться возможностями, предоставляемыми учебным заведением.
Однако пособие, которое вы держите в руках, не решит за вас ваши проблемы, которые возникают у вас в процессе обучения в университете, не улучшит ваши результаты, если вы сами останетесь безразличными, пассивными по отношению к своему образованию, а, следовательно, и к своему будущему.
Если вы занимаете активную позицию и намерены развивать в себе такие качества как активность, самостоятельность, ответственность, инициативу в принятии решении, осуществлении выбора индивидуального образовательного маршрута и разрешении проблем в процессе обучения, то, авторы надеются, что данная книга будет вам полезна.
Логика изложения такова:
в пособии представлено четыре раздела, для удобства пользования они имеют подразделы, каждый из которых, в свою очередь, состоит из небольшого количества практических рекомендаций. Что позволяет по-разному использовать представленный в пособии материал:
· Выборочно ознакомиться с подразделом, который интересен для вас в определенный период времени,
· Систематически проработать всю информацию и выбрать наиболее приемлемые для вас рекомендации,
· Просмотреть весь материал и попробовать то, что до сих пор вы не использовали,
· Использовать книгу как средство для определения своих сильных и слабых сторон.
При этом важно отметить, что целью данного пособия является помощь студентам в адаптации к университетской жизни.
I. Как осуществлять выбор
1. Особенности педагогического образования
Вы поступили в педагогический университет. В Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ст.9 зафиксированы виды высших учебных заведений России. Это - университет, академия, институт. Поскольку вам предстоит обучаться в педагогическом университете, то мы более подробно остановимся на особенностях этого образовательного учреждения.
“Университет” – высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
- является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности;
Часто в обыденном сознании название “университет” связывается с некоторой универсальностью знаний, получаемой студентами. Слово “университет” произошло от латинского “universitas”, которое переводится как “совокупность чего-либо”.
Современный университет выполняет по отношению к обществу вполне определенные функции (назначения). Выделим их:
1. Образовательная - связанная с предоставлением возможности получения определенного уровня образования;
2. Исследовательская - дальнейшее развитие науки;
3. Профессиональная - подготовка к овладению какой-либо профессией.
4. Сервисная - предоставление специализированных услуг тем или иным заказчикам - создание проектов, экспертиза уже готовых и т.д.;
5. Культурная - сохранение и развитие культуры, образовательных традиций;
6. Гуманистическая - утверждение определенных нравственных идеалов;
7. Демократическая - формирование демократических взаимоотношений среди молодежи.
Следующая проблема, которую мы обсудим - особенности педагогического университета. Наш университет – Омский государственный педагогический – создан на базе Омского педагогического института им. А.М.Горького. Его богатая история (с 1932 г.) и традиции служат основанием для развития нового типа образовательного учреждения - педагогического университета
Сегодня более 2.000 молодых людей переступают порог ОмГПУ, становясь его студентами. По очной, заочной и очно-заочной формам обучается в университете около 12.000 студентов по более чем 40 специальностям и направлениям. На 65 кафедрах университета работают около 80 докторов наук, профессоров и более 340 кандидатов наук, доцентов. Особенность нашего университета в том. что он предоставляет студентам возможность получить образование всех уровней: бакалавра, специалиста, магистра. Выпускники могут продолжить образование в аспирантуре по 30 специальностям и защитить диссертацию в одном из 6 специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.
В чем состоит отличие педагогического университета от любого другого?
Самым существенным отличием педагогического университета от любого другого является фундаментальность образования и научных исследований в области педагогической теории и практики. Выделение этой сферы обусловлено тем, что педагогика играет чрезвычайно большую роль по отношению к развитию общества, помогая человеку осознать прошлое, управлять настоящим и предвидеть будущее.
Как и любой другой, педагогический университет - это образовательное заведение, ориентированное на предоставление студентам разноуровневых образовательных услуг. Можно проучиться в университете несколько лет (от двух до четырех - в зависимости от факультета) и, прервав обучение, - пойти работать по той или иной специальности. Можно получить степень бакалавра и определенную профессиональную подготовку (через четыре года обучения), степень магистра.
В современной системе отечественного образования магистратура должна играть особую роль. Она предполагает достаточно высокий уровень фундаментальности образования, который обеспечивается методологичностью обучения при использовании современных образовательных и информационных технологий. Магистр должен быть широко эрудирован, обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научной и научно-педагогической деятельности. Несомненно, магистратура во многих российских вузах, в том числе и нашем, находится в стадии становления.
В Омском государственном педагогическом университете создан Центр магистерской подготовки. Его деятельность направлена на координацию внутривузовских структур, осуществляющих магистерскую подготовку.
Развитие магистратуры предполагает не только ее организацию, но и с формирование нового педагогического мышления преподавателей, осуществляющих подготовку магистров. Осознание новой парадигмы образования, которая подразумевает развитие творческого потенциала личности, ее адаптивных способностей, становление ее информационной, интеллектуальной, поведенческой культуры.
Развитие творческого потенциала обучающихся в магистратуре означает изменение организации образовательного процесса.
Участие магистранта в обучении означает его привлечение к активному обсуждению проблем, совместный поиск решения, анализ и осмысление достигнутых результатов.
После окончания магистратуры можно продолжить обучение в аспирантуре университета. Эти образовательные возможности закреплены прежде всего в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального и образовательных программах и учебных планах факультетов.
Вам предстоит участие в различных видах педагогических практик, освоить спецкурсы, подготовить курсовые и дипломные работы. В течение вам предоставляется возможность выступить на научно-практических студенческих конференциях со своими собственными результатами педагогической и исследовательской деятельности.
Многоуровневая система в высшего профессионального педагогического образования в ОмГПУ, на основе, которой можно выбрать индивидуальный образовательный маршрут представлена рис. №1
Рисунок № 1
Многоуровневая система высшего профессионального педагогического образования в ОмГПУ
| |||||||||||||||
2. Как осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута
Пути к образованию для каждого человека представляются очень разными и сугубо индивидуальными. Таким образом, человек должен принять решение о том, как ему себя повести в условиях выбора, и при этом он руководствуется предпочтением того или иного результата, который последует за произведенным им выбором. Образовательный выбор отражает личностную ориентацию тенденций современного демократического образования. Образовательный выбор определен как выбор студентом предлагаемого университетом содержания, технологий и форм организации его освоения, способов аутентичной оценки образовательных достижений, который реализуется в рамках образовательной программы и позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на личностное и профессиональное самоопределение Следовательно, для этого, нужно полно определить условия выбора. Поступив в педагогический университет, вам предстоит выбрать образовательную программу (бакалавриат, магистратуру или специалитет) и курсы по выбору это и составит ваш индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Какие типы ИОМ могут быть предложены педагогическом университете?
1. Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам студент. Всё сосредоточено на нём, всё ориентированно на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.
2. ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.
3. ИОМ, ориентированный на формирование студентом себя как образованного человека.
4. ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как будущего специалиста.
5. ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как учителя. В основе маршрута этого типа чёткая и определённая цель – стать учителем. Получение образования связывается с приобретением знаний такого уровня и качества, который позволит достойно выполнять свои профессиональные обязанности.
6. ИОМ, связанный с ориентацией студента на научную деятельность. Ведущая линия этого маршрута – линия получения знаний.
Сегодня существуют проекты ИОМ, разработанные магистрантами, получающими квалификацию «Преподаватель высшей школы» в приложении №1.
Берите на себя всю ответственность за свое обучение
Поступив в университет, вы уже можете принять большую долю ответственности за свое обучение на себя. На этом этапе у вас появляется возможность развить себя как личность и как профессионала действующую исходя из своих собственных побуждений. Некоторые представленные ниже рекомендации помогут вам в этом нелегком деле.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 215.