а) традиционную – использующую ритуалы, традиции, обычаи присущие данному обществу
б) легальную – опирающуюся на законы, нормы права, которые четко регламентируют властную деятельность
в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения лидера, имеющего сторонников убежденных в наличии у лидера особых качеств и способностей необходимых в данный момент времени данному государству. Авторитет личного дара.
На практике данные типы дополняют друг друга. Т.е. один тип является ведущим и он дополняется другим.
Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия близки, но не тождественны.
Легальной признается власть, созданная и функционирующая на законном основании, т.е.власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона.
Легитимной признается власть, которая поддерживается (признается) населением страны, готовым ей подчиняться, и пользуется доверием народа.
Легальность власти – это ее юридическая характеристика.
Легитимность власти – это ее нравственная оценка.
Шершеневич. Государственная власть есть основанная на самостоятельной силе, воля одних властвующих подчинять себе волю других подвластных.
Государственная власть – это разновидность политической, социальной власти. Вместе с тем она обладает следующими особенностями:
1. Реализуется через государство и его органы. Только государственная власть имеетаппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех без исключения проживающих на данной территории.
2. Публична, это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, осуществляется профессиональным аппаратом
3. Суверенна, верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими странами. В стране нет власти выше государственной и все ей подчиняются. Что касается независимости гос. власти вовне, то она сама определяет и решает вступать ли ей в межгосударственные союзы и какие международные договоры заключать.
4. Универсальна, т.е. распространяется на всю территорию и на все население страны и вправе во все сферы жизни общества, где нарушается действующее законодательство.
5. Обладает монопольным правом на издание законов.
Структура гос. власти.
В структуре гос. власти принято выделять следующие элементы
1) субъект власти
2) объект власти
3) властеотношения – содержание властной деятельности
4) средства, приемы и способы осуществления гос. власти
5) ресурсы власти
Субъект власти - это непосредственно ее носитель. Он предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект.
Объект власти - индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом - резко разграничены.
Содержание властеотношений (властной деятельности) - один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло.
Средства, методы (приемы), способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются без принуждения. Если они расходятся, то используются различные методы - от достижения компромисса до принуждения.
Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию гос. власти.
Утилитарные - материальные и иные социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.
Принудительные - это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Виды принуждения: физическое (лишение свободы), психологическое (боязнь наказания), материальное (штраф).
Нормативные ресурсы – средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 245.