Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими странами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из этого понятия вытекают внутренний и внешний суверенитет.

Внутренний суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны

Внешний суверенитет – равноправие на международной арене, сотрудничество с другими государствами

Верховенство государственной власти проявляется в ее способности самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций.

Независимость государства на международной арене выражается в способности государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

Следует отметить, что в мире всегда существовали и продолжают существовать государства с формальным, или ограниченным, суверенитетом.

Формальный суверенитетпровозглашается, но реально не осуществляется.

Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния и давления на данное государство других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Есть два варианта частичного ограничения суверенитета принудительное ограничение суверенитета и добровольное ограничение суверенитета.

Принудительный суверенитетобладает побежденное государство (Япония).

Ограниченный суверенитет – государство вступает в международные союзы и организации, тем самым добровольно ограничивает свой суверенитет (создание Федерации).

Существует понятие суверенитет нации – это право нации на самоопределение.

Типология государств

Марченко предлагает следующее определение:

Тип государства и права – совокупность основных черт, свойственных государствам и правовым системам определенной общественно-экономической формации, выражающих их классовую сущность, содержание и социально-классовое значение.

Типология государств – это их классификация по типу. В настоящие время в юридической литературе применяются два подходя к типологии государств – формационный (-экономические признаки) и цивилизационный (-культурные и др. признаки).

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации

Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций:

Первобытно-общинная (безгосударственная)

Власть носит общественный характер. Кочевой образ жизни.

Рабовладельческая

Экономическую основу рабовладельческого государства составляет частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.

Феодальная

Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений феодалов и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Эксплуатация осуществлялась путем взимания феодальной ренты (три основных формы: отработочная рента (барщина); натуральная рента (натуральный оброк); денежная рента (денежный оброк).

Капиталистическая

Капиталистическое государство и право появились в результате буржуазных революций.

Экономической основой буржуазного государства стали капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной.

Социалистическая

Общественно-экономическая формация с преобладанием общественной собственности на средства производства.

Каждая из них (кроме первобытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Недостатки формационного подхода:

1. Основан на материале европейский стран. Не учитывает своеобразие развития и специфику государственной организации Восточных государств, которые не укладываются в рамки формационной теории;

2. Развитие обществ и государств происходит закономерно, т.е. одна формация сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу: все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.

3. Не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

Другой подход - цивилизационный подход учитывает не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.)

Экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга.

Представитель Уолт Ростоу

Он создал теорию стадий экономического роста. Согласно этой теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий.

1) Традиционное общество, при котором приобладает с/х

2) Переходное общество при котором идет переход от с/х к промышленности (обрабатывающей)

3) Период взлета научнотехнической революции

4) Созревающее общество

5) Общество достигшее высокого уровня потребления

На 5й стадии возникает гос ударство всеобщего благоденствия.

Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

Представитель Тойнби

Цивилизация - это относительное устойчивое состояние общества отличающеяся общностью религиозных, национальных, культурных признаков.

Имеет значение охват территории, населения, продолжнительность существования.

Типологию государств не разработал, но выделял такие цивилизации, как Египетская, Китайская, Западная, Проваславная

Представитель Лазарев

Выделял следующие цивилизации

1. Восточные и Западные, промежуточные

2. Древние, средневековые, современные

3. С/х, промышленные, научнотехнические

4. Доиндусстриальные, индустриальные, постиндустриальные

В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному подходу.

В литературе выделяют первичные (государство + религия; Древнеегипетская, Шумерская) и вторичные цивилизации (государство надстройка; западноевропейская, восточноевропейская). Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Государства в первичных цивилизациях являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем связь государства с религией в единый политико-религиозный комплекс. (древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.)

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. (западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.)

Другие типологии государства.

Государства не редко подразделяют на демократические и не демократические. Данный критерий позволяет выделить светские (Религиозные государства отделены от государства и не могут вмешиваться в его дела), клерикальные (Та или иная религия имеет статус Государственной и как следствие осуществляет сотрудничество с государством. Может иметь свое представительство в гос. органах. Слияние церкви и государства не происходит), теократические (Государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии), атеистические государства (Религиозные организации преследуются властями).

Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.