Железобетонные конструкции, изготавливаемые на специализированных заводах, называются сборными. Такие конструкции монтируют на строительной площадке и при необходимости соединяют между собой путем сварки арматурных стержней или стальных закладных деталей. Стыки элементов затем бетонируют или заливают цементным раствором.
Применение сборных железобетонных конструкций (сборного железобетона) обеспечивает высокую индустриализацию строительства благодаря использованию высокопроизводительных машин и механизмов как при изготовлении элементов, так и при их монтаже. Это позволяет снизить трудовые затраты на строительной площадке, сократить сроки строительства, ликвидировать сезонность строительных работ.
При проектировании сборных железобетонных конструкций необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) принимать минимальное число типоразмеров;
2) максимально укрупнять элементы (с учетом грузоподъемности монтажных механизмов и транспортных средств);
3) обеспечивать технологичность изготовления элементов, т. е. предусматривать такую их форму и размеры, при которых изготовление их на заводе будет удобным и высокопроизводительным;
4) обеспечивать технологичность монтажа элементов, т. е. наиболее удобное их транспортирование и установку в проектное положение, а также соединение с другими элементами;
5) рассчитывать сборные элементы не только на усилия, которые они будут испытывать при. эксплуатации, но и на усилия, которые возникнут в процессе их транспортирования и монтажа. Так, колонна, установленная в проектное положение, работает от воздействия эксплуатационных нагрузок на сжатие, а при подъеме и транспортировании — на изгиб, как балка, загруженная собственным весом.
Железобетонные конструкции, которые возводят из сборных элементов, но отдельные участки бетонируют на месте строительства, называют сбор номонолитным и. Такие конструкции в ряде сооружений позволяют упростить узловые сопряжения и получить жесткую пространственную систему как при монолитном железобетоне.
Предварительно-напряженные железобетонные конструкции
Как отмечалось выше, при загружении железобетонного элемента наблюдается раннее образование т-рещин в бетоне растянутой зоны. С ростом нагрузки растягивающие напряжения воспринимаются арматурой, а трещины в бетоне раскрываются. Для большого числа конструкций, арматура которых имеет обычную прочность (не высокопрочная), ширина раскрытия трещин при действии предусмотренных расчетом нагрузок незначительна и не нарушает их эксплуатационных качеств. В тех случаях, когда к конструкции предъявляются требования непроницаемости (резервуары, трубы), когда конструкция снабжена высокопрочной арматурой или Находится в условиях агрессивной среды, появление трещин или значительное их раскрытие может привести к потере эксплуатационных качеств. Чтобы предотвратить образование трещин или ограничить ширину их раскрытия в бетоне растянутой зоны конструкции, при ее изготовлении заранее создают значительные сжимающие напряжения путем натяжения арматуры (см. гл. XXII). В такой конструкции возникающие при работе под нагрузкой растягивающие напряжения только погашают предварительное сжатие в бетоне, поэтому образование трещин значительно отдаляется. Такие железобетонные конструкции называют предварительно-напряженными.
Благодаря эффективному использованию высокопрочной арматуры в предварительно-напряженных конструкциях, повышенной их жесткости и ряду других преимуществ эти конструкции нашли широкое применение в практике строительства
Дата: 2019-07-30, просмотров: 150.