РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА
ТЕМА 2.1. МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
Словарь
Шаблон-организатор
1. Заполните таблицу.
Анализ кадровой ситуации в регионе
Информация | Характеристика получаемых сведений |
Основные профессионально-возрастные группы | для молодых работников характерны особенности, связанные с началом карьеры и готовностью овладевать современными профессиями. С одной стороны, начало карьеры - это недостаточность практических навыков, а с другой, - большая эмоциональная вовлеченность в процесс работы. Точно так же позитивным в ориентации на современные профессии является отсутствие стереотипов, блокирующих внедрение нового, однако эта же ориентация может стать недостатком, если речь идет о реализации традиционных схем деятельности и поведения в организации. Среди работников среднего возраста, отвечающих ряду требований, имеет смысл подбирать руководителей. |
Региональный рынок профессий | Результатом анализа регионального рынка профессий должны быть количественные и качественные показатели по следующим основным категориям работников: · высший слой работников нефизического труда; · низший слой работников нефизического труда; · высший слой работников физического труда; · низший слой работников физического труда; · фермеры и сельскохозяйственные работники. |
Уровень оплаты труда по категориям | Анализ уровня оплаты труда по категориям желательно основывать не только на данных официальной статистики, имеющейся в регионе, но и на результатах специальных социологических исследований и контент-анализе материалов прессы. |
Уровень занятости по категориям | То же относится к оценке уровня занятости по категориям и информации по учебным заведениям, занимающимся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов с учетом уровня учебного заведения, его специализации, объемов выпуска специалистов и качества подготовки. |
Учебные заведения, выпускающие и подготавливающие специалистов | |
Национальные и культурные особенности жителей региона | Для некоторых регионов и специализированных организаций важно проводить анализ национальных и культурных особенностей жителей региона, в котором учитывались бы такие характеристики, как, например: · традиционные для жителей региона виды профессиональной деятельности; · особенности образа жизни, связанные с религиозными или культовыми обрядами, климатическими условиями жизни и т. п.; · свобода или традиционность в выборе молодыми людьми профессии; · средний возраст начала самостоятельной трудовой деятельности; · средний возраст создания семьи; · традиции в семейной жизни (в частности, принято ли работать жене, среднее количество детей в семье, живут ли молодые семьи отдельно). |
2. Заполните схему.
Схема процесса планирования
Цели и планы организации |
Анализ внешней среды |
Анализ внутренних ресурсов, их сравнение с потребностями |
Прогноз |
Потребности организации |
Наличие ресурсов |
Сравнение |
План действий |
Наем персонала |
Использование существующего персонала |
Сокращение |
3. Заполните таблицу.
Примерная структура издержек на персонал
Прямые (переменные)
Косвенные (постоянные)
Вопросник
Конкретная ситуация
Маркетинг персонала
Исходные данные и постановка задачи. Производственная организация ведет поиск кандидатов на вакантную должность. Организацией проводятся маркетинговые исследования в области персонала, которые позволяют определить требования к претендентам на должность, выявить круг источников и путей покрытия потребности в персонале, рассчитать ожидаемые затраты на приобретение и дальнейшее использование персонала.
На имеющуюся вакантную должность претендуют несколько кандидатов. Поиск, отбор, наем и дальнейшее использование каждого из претендентов связаны с определенными затратами. Кроме того, организация - работодатель располагает лимитом средств, который она может выделить на приобретение и дальнейшее использование одного кандидата на вакантную должность.
Организацией-работодателем разработаны требования к претендентам на должность. Эти требования являются основой для оценки кандидатов при их отборе. Организация располагает также результатами проверочных испытаний, проведенных для претендентов как ею, так и специализированными организациями.
Имея перечисленную выше информацию, участникам решения ситуации следует определить, кого из претендентов предпочтет организация-работодатель, учитывая ограничения по финансовым ресурсам. Конкретное содержание перечисленных выше видов информации представлено в исходных данных.
Исходные данные включают в себя:
• полный вид формуляра "Требования к претендентам на должность" с указанием степени важности наличия у кандидата на должность того или иного профессионального или личностного качества (см. табл. 1);
• данные о результатах проверочных испытаний кандидатов на вакантную должность (см. табл. 2);
• информацию об источниках покрытия потребности в персонале и величинах затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала по каждому из источников;
• лимит единовременных затрат на одного претендента.
Таблица 1
Требования к претендентам на должность.
Градация по важности
Таблица 2
Претендент А
Претендент Б
Претендент В
Претендент Г
Вывод: по результатам полученных баллов в рамках оценки компетенций, кандидат А (16,4 балла) и кандидат В (13,3 балла) проходят на следующий этап оценки.
На втором шаге следует систематизировать данные о затратах на приобретение и использование персонала. Для этого рекомендуется построить таблицу следующего вида (см. табл. 3):
Таблица 3
Виды затрат |
Словарь · Планирование персонала – это процесс определения количественной и качественной потребности организации в персонале в будущем и оценки того, в какой степени эта потребность может быть удовлетворена. · Количественная потребность в персонале – это определяемая плановыми расчетами потребность в численности персонала в целом по организации и ее отдельным подразделениям, по отдельным критериям качественной потребности (например, численность рабочих определенной профессии). · Качественная потребность в персонале – это потребность в персонале по специальностям, профессиям, категориям. · Дополнительная потребность в кадрах – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода. · Долговременная потребность в специалистах. Этот расчёт осуществляется при глубине планирования на период более трёх лет. При определении потребности в специалистах на перспективу и отсутствии детальных планов развития отрасли и производства применяют метод расчета исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который исчисляется отношением числа специалистов к объёму производства. · Профессиограмма - это документ, представляющий описание деятельности и ее места в организации Шаблон-организатор 1. Заполните схему. Организация работ по планированию кадров
2. Задание. Попробуйте привести аргументы против того, чтобы потребность в работниках покрыть за счет: · сверхурочной работы Переутомление, вызванное постоянной сверхурочной работой, приводит к хроническому стрессу и развитию психологических и иных заболеваний. Сверхурочную работу согласно ТК РФ необходимо оплачивать в полтора – два раза выше, чем обычную (в зависимости от вида работы).
Агентства не знают в должной мере специфику предприятия и довольствуются критериями, выданными самой организацией. Таким образом, они могу пропустить на собеседование человека, который не подходит предприятию, что занимает время руководителя, либо наоборот, отказаться от человека, который хотя и не подпадает под критерии, выданные организацией, но как раз является тем специалистом, который нужен предприятию.
Занимает время на найм, обучение сотрудников специфике деятельности именно этой организации. Человек какое-то время адаптируется к новому месту работы, после чего надобность предприятия в нем отпадает. Это стресс для работника и неудобство для самого предприятия.
3. Задание. На основе метода скорректированной экстраполяции рассчитайте численность организации по техническому обслуживанию. Организация по техническому обслуживанию лифтов использует метод скорректированной экстраполяции для определения потребностей в персонале на следующий год. Данные об организации в текущем году: Число лифтов на техническом обслуживании 10,252 Общее число производительных часов, отработанных на обслуживании 218,000 Численность работников:
При расчете численности на следующий год руководство организации основывается на следующих предположениях: 1. Производительность труда механиков по обслуживанию увеличится на 15%. 2. Эффективность использования рабочего времени возрастет на 10%. 3. Портфель заказов (количество обслуживаемых лифтов) останется без изменений. 4. Соотношение между производственными и непроизводственными работниками не изменится. На основании результатов текущего года рассчитаем основные пропорции: 1. Число производительных часов на один лифт (производительность труда)= 218,000 : 10,252 = 22,3 2. Число производительных часов на одного механика (эффективность использования рабочего времени) = 218,000 : 145 = 1,503 3. Число производительных работников (механиков) на одного непроизводительного = 145 : 16 = 9,1 С учетом плановых параметров рассчитаем основные показатели на следующий год: 1. Число производительных часов на один лифт = 22,3 : 1,15 = 19,4 2. Требуемое число производительных часов = 19,4 х 10,252 = = 198,888 3. Число производительных часов на одного механика = 1,503 х 1,1 = 1,653 4. Численность механиков = 198,888 : 1,653 =120 5. Численность непроизводительных работников = 120 : 9,1 =13 3. Заполните схему.
Методы сбора информации для анализа работы.
Вопросник 1. Какова цель планирования персонала в организации? Основные цели планирования персонала: 1. получить и удержать сотрудников нужного качества в нужном кол-ве 2. наилучшим образом использовать потенциал своего персонала, предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала 2. Каково значение анализа рынка труда при прогнозировании потребности в персонале? 3. Перечислите методы планирования персонала. В кадровом планировании выделяют количественные и качественные показатели. При количественном планировании используются следующие методы: 1. Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Такой план представляет собой двухстороннюю бюджетную таблицу, в одной части которой отражаются источники ресурсов, а в другой -- их распределение. 2. Нормативный метод. Суть его состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период включаются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции. 3. Статистически метод устанавливает зависимость рассматриваемого показателя от других переменных. При качественном планировании выделяют следующие методы: 1. Метод экспертной оценки. Для этого привлекается эксперт, который анализирует проблемы планирования и производит соединение имеющихся переменных планирования и величин, влияющих на данные переменные. Исходя из рекомендаций эксперта, формируются цели планирования, экспертами могут быть либо специалисты в области планирования персонала либо руководители. 2. Метод групповых оценок. В этом случае образуются группы, которые совместно разрабатывают планы мероприятий, направленных на решение поставленных задач. К таким методам можно отнести, например, мозговой штурм. 3. Метод Дельфи включает в себя экспертные и групповые методы. Сначала опрашивается множество независимых друг от друга экспертов, а затем результаты опроса анализируются в групповых дискуссиях и принимаются соответствующие решения.
Сущность определения потребности в персонале состоит в установлении количественного и качественного состава персонала, соответствующих выбранной стратегии развития организации и необходимого для выполнения задач, поставленных перед организацией и ее персоналом в частности. Она является необходимым опосредующим звеном на пути к достижению целей организации, реализуемой в экономических и социальных ожиданиях работников. Это требование соблюдается, если: имеются в наличии соответствующие квалификации работников рабочие места и персоналу обеспечено долговременное существование организации. Пока цели работников совпадают с целями работодателя существует потребность в постоянном кадровом потенциале организации, без которого не возможно достижение экономических целей. Определение потребности осуществляется исходя из количества и качественных характеристик рабочих мест, продолжительности достижения целей организации и в зависимости от места и времени их использования. 5. Укажите основные факторы, влияющие на потребность в персонале. 1 Внутриорганизационные факторы: – стратегия фирмы (определение цели, миссии и перспектив её развития); – организационная структура предприятия; – текучесть рабочей силы (изменение структуры персонала); – режим работы организации (гибкий график работы и др.); – уровень оснащенности предприятия (оборудование и технологии, используемые на нём); – система организации труда. 2 Внешние факторы: - экономические, - правовые, - технологические. 6. С какой целью проводится анализ рабочих мест? Целью анализа рабочего места является создание следующих документов: 1.Описание рабочего места (ОРМ), предполагающее перечисление видов деятельности, решаемых задач, оборудования, материалов, которые на нем используются. 2. Спецификация, которая отражает совокупность требований к работнику на данном месте, в частности физических, профессиональных и личностных характеристик. 3.Паспорт (типовой проект) рабочего места, в котором содержится нормативная информация о нем или указываются источники соответствующих нормативов. 7. Укажите преимущества планирования, ориентированного на введение новых технологий. Конкретная ситуация
В 2016 году объем продаж агентства «Аэротур» составил 2.7 млрд. рублей, чистая прибыль 21 млн. рублей. В агентстве, которое расположено в Петербурге и занимается организацией туристических поездок в Южной Европе и Северной Африке, работает 6 человек - директор, начальник отдела маркетинга, 3 референта и секретарь. В 2017 году агентство намерено удвоить объем продаж и в 10 раз увеличить прибыль. Это планируется сделать за счет создания партнерских отношений и заключения долгосрочных контрактов с туристическими организациями принимающих стран и открытия своих представительств в Новгороде и Пскове, а также предложения нового вида услуг - туристических поездок в Россию (посещение Петербурга, Новгорода, Пскова, рыбалка, охота) для жителей Южной Европы и Северной Африки. Вопросы 1. Охарактеризуйте внешнюю среду, в которой действует «Аэротур»: клиентов, конкурентов, поставщиков, роль государства. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как вы оцениваете разработанную компанией стратегию развития _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие компетенции потребуются «Аэротуру» для реализации данной __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какую стратегию управления персоналом вы бы предложили «Аэротуру»? Какие ресурсы необходимы для ее реализации? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Замечания преподавателя: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:
РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ТЕМА 2.1. МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
Словарь
Шаблон-организатор 1. Заполните таблицу.
Анализ кадровой ситуации в регионе
2. Заполните схему.
Схема процесса планирования
3. Заполните таблицу.
Примерная структура издержек на персонал Прямые (переменные) |
Косвенные (постоянные) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На основании тарифов и законодательства | Социальное обслуживание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оплата по результатам труда Заработная плата Оклад штатных сотрудников Выплаты внештатным сотрудникам Прочие выплаты | Отчисления работодателей на социальное страхование от несчастных случаев Оплата отпусков Оплачиваемые больничные листы Инвалидность Техника безопасности Расходы на организацию производства и экологию Прочие расходы (единовременные пособия и т.д.) | Столовая Жилищная площадь Транспортные расходы Социальное обеспечение Выплата пособий заболевшим Спецодежда Фонд социального обеспечения Страхование и доплаты Прочие события (например, юбилеи, рацпредложения и т. п.) |
Вопросник
Дата: 2019-07-30, просмотров: 288.