РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА

ТЕМА 2.1. МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА

 

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • основные направления персонал-маркетинга;
  • концепции маркетинга персонала;
  • маркетинговая информация в управлении персоналом;
  • факторы, влияющие на маркетинг персонала.

 

Словарь

  • Маркетинг персона — вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами, образующими стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
  • Внешние единовременные затраты – это оплата договорных отношений с учебными заведениями, коммерческими структурами по подбору и подготовке персонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости.
  • Внешние текущие затраты – это затраты на оперативные и исследовательские работы в сфере персонал-маркетинга (сбор и анализ информации, затраты на рекламу, представительские расходы, командировки маркетинговых служб и пр.)
  • Внутренние единовременные затраты – это капитальные инвестиции по оборудованию новых рабочих мест и переоснащению существующих, вложение средств в дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и пр.
  • Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых сотрудников или работников с более высокой квалификацией, в том числе различных социальных выплат и пр.
  • Рынок труда - это система социально-экономических отношений между работодателями (собственниками средств производства), работниками (и их представителями) и государством по поводу всего комплекса условий, обеспечивающих воспроизводство системы труда.

 

Шаблон-организатор

1. Заполните таблицу.

 

Анализ кадровой ситуации в регионе

Информация Характеристика получаемых сведений
  Основные профессионально-возрастные группы для молодых работников характерны особенности, связанные с началом карьеры и готовностью овладевать современными профессиями. С одной стороны, начало карьеры - это недостаточность практических навыков, а с другой, - большая эмоциональная вовлеченность в процесс работы. Точно так же позитивным в ориентации на современные профессии является отсутствие стереотипов, блокирующих внедрение нового, однако эта же ориентация может стать недостатком, если речь идет о реализации традиционных схем деятельности и поведения в организации. Среди работников среднего возраста, отвечающих ряду требований, имеет смысл подбирать руководителей.
  Региональный рынок профессий Результатом анализа регионального рынка профессий должны быть количественные и качественные показатели по следующим основным категориям работников: · высший слой работников нефизического труда; · низший слой работников нефизического труда; · высший слой работников физического труда; · низший слой работников физического труда; · фермеры и сельскохозяйственные работники.
  Уровень оплаты труда по категориям Анализ уровня оплаты труда по категориям желательно основывать не только на данных официальной статистики, имеющейся в регионе, но и на результатах специальных социологических исследований и контент-анализе материалов прессы.
  Уровень занятости по категориям То же относится к оценке уровня занятости по категориям и информации по учебным заведениям, занимающимся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов с учетом уровня учебного заведения, его специализации, объемов выпуска специалистов и качества подготовки.
  Учебные заведения, выпускающие и подготавливающие специалистов  
  Национальные и культурные особенности жителей региона   Для некоторых регионов и специализированных организаций важно проводить анализ национальных и культурных особенностей жителей региона, в котором учитывались бы такие характеристики, как, например: · традиционные для жителей региона виды профессиональной деятельности; · особенности образа жизни, связанные с религиозными или культовыми обрядами, климатическими условиями жизни и т. п.; · свобода или традиционность в выборе молодыми людьми профессии; · средний возраст начала самостоятельной трудовой деятельности; · средний возраст создания семьи; · традиции в семейной жизни (в частности, принято ли работать жене, среднее количество детей в семье, живут ли молодые семьи отдельно).

 

 

2. Заполните схему.

 

Схема процесса планирования

Цели и планы организации
Анализ внешней среды
Анализ внутренних ресурсов, их сравнение с потребностями
Прогноз
Потребности организации
Наличие ресурсов
Сравнение
План действий
Наем персонала
Использование существующего персонала
Сокращение

 

3. Заполните таблицу.

 

Примерная структура издержек на персонал

Прямые (переменные)

Косвенные (постоянные)

На основании тарифов и законодательства Социальное обслуживание   Оплата по результатам труда Заработная плата Оклад штатных сотрудников Выплаты внештатным сотрудникам Прочие выплаты   Отчисления работодателей на социальное страхование от несчастных случаев Оплата отпусков Оплачиваемые больничные листы Инвалидность Техника безопасности Расходы на организацию производства и экологию Прочие расходы (единовременные пособия и т.д.) Столовая Жилищная площадь Транспортные расходы Социальное обеспечение Выплата пособий заболевшим Спецодежда Фонд социального обеспечения Страхование и доплаты Прочие события (например, юбилеи, рацпредложения и т. п.)

 

Вопросник

Конкретная ситуация

 Маркетинг персонала

Исходные данные и постановка задачи. Производственная организа­ция ведет поиск кандидатов на вакантную должность. Организацией проводятся маркетинговые исследования в области персонала, которые позволяют определить требования к претендентам на должность, выявить круг источников и путей покрытия потребности в персонале, рассчитать ожидаемые затраты на приобретение и дальнейшее использование персонала.

На имеющуюся вакантную должность претендуют несколько кандида­тов. Поиск, отбор, наем и дальнейшее использование каждого из претен­дентов связаны с определенными затратами. Кроме того, организация - работодатель располагает лимитом средств, который она может выделить на приобретение и дальнейшее использование одного кандидата на ва­кантную должность.

Организацией-работодателем разработаны требования к претендентам на должность. Эти требования являются основой для оценки кандидатов при их отборе. Организация располагает также результатами провероч­ных испытаний, проведенных для претендентов как ею, так и специали­зированными организациями.

Имея перечисленную выше информацию, участникам решения ситуа­ции следует определить, кого из претендентов предпочтет организация-работодатель, учитывая ограничения по финансовым ресурсам. Конкрет­ное содержание перечисленных выше видов информации представлено в исходных данных.

Исходные данные включают в себя:

• полный вид формуляра "Требования к претендентам на должность" с указанием степени важности наличия у кандидата на должность того или иного профессионального или личностного качества (см. табл. 1);

• данные о результатах проверочных испытаний кандидатов на вакант­ную должность (см. табл. 2);

• информацию об источниках покрытия потребности в персонале и величинах затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала по каждому из источников;

• лимит единовременных затрат на одного претендента.

                                                                                                                               Таблица 1

Требования к претендентам на должность.

Градация по важности

Профессиональные предпосылки очень важно важно желательно 1 2 3 4 Образование, специальность       1. Высшее образование *     2. Другие виды образования     * 3. Иностранные языки     * 4. Опыт профессиональной деятельности: профессиональный опыт (с указанием стажа работы) в следующих областях______________________________   *     5. Специальные знания_______________   *   Личностные предпосылки       6. Логико-аналитические способности (способность анализировать проблемы – указать конкретный круг проблем ___________ и делать по ним выводы)   *     7. Приспособляемость (способность разносторонне прорабатывать проблемы при возникновении различных ситуаций). Указать примеры _________     *   8. Организационные способности (способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы, определение приоритетности заданий с учетом возможностей исполнителей, организация работы до получения конечного результата)   *     9. Личная инициатива (умение проявлять инициативу, высказывать ряд идей в связи с __________). Привести примеры     *   10. Способность принимать решения (степень самостоятельности при принятии решений, готовность отстаивать свои решения несмотря на внешнее сопротивление)     *   11. Умение вести переговоры (например, с __________ (указать возможный круг партнеров, а также основные трудности в переговорах))       * 12. Способность переносить нагрузки (умение качественно выполнять работу в ограниченное время; поведение в условиях больших нагрузок)     *   13. Навыки риторики и письменной работы – умение вести совещания; семинары (кратко, ясно и убедительно выражать свои мысли); обмениваться информацией в письменной форме; давать письменные заключения о запросах внешних адресатов (указать каких)     *   14. Мотивационные функции (умение пробуждать интерес к работе, восприятие новых идей, адекватная оценка внешнего окружения)     *   15. Стиль общения (корректность, открытость, коммуникабельность, готовность оказать помощь и поддержку в решении проблем)     *   Возможные другие предпосылки      

 

 

                                                                                                                                  Таблица 2

Претендент А

Претендент Б

Претендент В

Претендент Г

Оцен-ка Взвешен-ная оценка Оцен-ка Взвешен-ная оценка Оцен-ка Взвешен-ная оценка Оцен-ка Взвешен-ная оценка 1 3 2 0,7 1 0,3 1 0,3 2 0,7 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 0 0 4 3 3 1 2 0,7 3 1 0 0 5 2 3 1,5 3 1,5 1 0,5 2 1 6 3 3 1 2 0,7 2 0,7 3 1 7 2 2 1 1 0,5 3 1,5 1 0,5 8 3 2 0,7 3 1 1 0,3 1 0,3 9 2 3 1,5 1 0,5 3 1,5 2 1 10 2 2 1 1 0,5 2 1 1 0,5 11 1 1 1 2 1,5 2 1,5 1 1 12 2 3 1,5 3 1,5 2 1 1 0,5 13 2 2 1 1 0,5 2 1 0 0 14 2 2 1 2 1 1 0,5 0 0 15 2 3 1,5 1 0,5 1 0,5 3 1,5 Итого 28 16,4 12,7 13,3 9,0

 

Вывод: по результатам полученных баллов в рамках оценки компетенций, кандидат А (16,4 балла) и кандидат В (13,3 балла) проходят на следующий этап оценки.

 

На втором шаге следует систематизировать данные о затратах на при­обретение и использование персонала. Для этого рекомендуется постро­ить таблицу следующего вида (см. табл. 3):

                                                                                                                                          Таблица 3

Виды затрат

Словарь

· Планирование персонала – это процесс определения количественной и качественной потребности организации в персонале в будущем и оценки того, в какой степени эта потребность может быть удовлетворена.

· Количественная потребность в персонале – это определяемая плановыми расчетами потребность в численности персонала в целом по организации и ее отдельным подразделениям, по отдельным критериям качественной потребности (например, численность рабочих определенной профессии).

· Качественная потребность в персонале – это потребность в персонале по специальностям, профессиям, категориям.

· Дополнительная потребность в кадрах – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода.

· Долговременная потребность в специалистах. Этот расчёт осуществляется при глубине планирования на период более трёх лет. При определении потребности в специалистах на перспективу и отсутствии детальных планов развития отрасли и производства применяют метод расчета исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который исчисляется отношением числа специалистов к объёму производства.

· Профессиограмма - это документ, представляющий описание деятельности и ее места в организации

Шаблон-организатор

1. Заполните схему.

Организация работ по планированию кадров

1. Оценка наличных ресурсов
2. Изучение дополнительных потребностей в работниках
3. Изучение возможностей увольнения и переобучения
4. Оценка численности нанимаемых работников
7. Определение издержек по обеспечению кадрами
6. Планирование приема, увольнения, обучения и перемещения работников
5. Разработка баланса кадров
Стратегия развития организации

2. Задание.

Попробуйте привести аргументы против того, чтобы потребность в работниках покрыть за счет:

· сверхурочной работы

 Переутомление, вызванное постоянной сверхурочной работой, приводит к хроническому стрессу и развитию психологических и иных заболеваний. Сверхурочную работу согласно ТК РФ необходимо оплачивать в полтора – два раза выше, чем обычную (в зависимости от вида работы).

    • использования услуг трудовых агентств

 Агентства не знают в должной мере специфику предприятия и довольствуются критериями, выданными самой организацией. Таким образом, они могу пропустить на собеседование человека, который не подходит предприятию, что занимает время руководителя, либо наоборот, отказаться от человека, который хотя и не подпадает под критерии, выданные организацией, но как раз является тем специалистом, который нужен предприятию.

    • использования временных работников

Занимает время на найм, обучение сотрудников специфике деятельности именно этой организации. Человек какое-то время адаптируется к новому месту работы, после чего надобность предприятия в нем отпадает. Это стресс для работника и неудобство для самого предприятия.

 

3. Задание.

На основе метода скорректированной экстраполяции рассчитайте численность организации по техническому обслуживанию.

Организация по техническому обслуживанию лифтов использует метод скорректированной экстраполяции для определения потребностей в персонале на следующий год. Данные об органи­зации в текущем году:

Число лифтов на техническом обслуживании       10,252

Общее число производительных часов,

отработанных на обслуживании                                    218,000

Численность работников:

    • производственные (механики)              145

 

    • непроизводственные                             16

 

При расчете численности на следующий год руководство организации основывается на следующих предположениях:

1.  Производительность труда механиков по обслуживанию увеличится на 15%.

2. Эффективность использования рабочего времени возрастет на 10%.

3. Портфель заказов (количество обслуживаемых лифтов) останется без изменений.

4. Соотношение между производственными и непроизвод­ственными работниками не изменится.

На основании результатов текущего года рассчитаем основные пропорции:

1. Число производительных часов на один лифт (производительность труда)= 218,000 : 10,252 = 22,3

2. Число производительных часов на одного механика (эффективность использования рабочего времени) = 218,000 : 145 = 1,503

3. Число производительных работников (механиков) на одного непроизводительного = 145 : 16 = 9,1

С учетом плановых параметров рассчитаем основные показатели на следующий год:

1. Число производительных часов на один лифт = 22,3 : 1,15 = 19,4

2. Требуемое число производительных часов = 19,4 х 10,252 = = 198,888

3. Число производительных часов на одного механика = 1,503 х 1,1 = 1,653

4. Численность механиков = 198,888 : 1,653 =120

5. Численность непроизводительных работников = 120 : 9,1 =13

3. Заполните схему.

 

Методы сбора информации для анализа работы.

Методы сбора информации для анализа работы
Интервью
Эксперимент
Наблюдение
Панель
Анкетирование



Вопросник

1. Какова цель планирования персонала в организации?

Основные цели планирования персонала:

1.    получить и удержать сотрудников нужного качества в нужном кол-ве

2.    наилучшим образом использовать потенциал своего персонала, предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала

2. Каково значение анализа рынка труда при прогнозировании потребности в персонале?

3. Перечислите методы планирования персонала.

В кадровом планировании выделяют количественные и качественные показатели.

При количественном планировании используются следующие методы:

1. Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми располагает организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Такой план представляет собой двухстороннюю бюджетную таблицу, в одной части которой отражаются источники ресурсов, а в другой -- их распределение.

2. Нормативный метод. Суть его состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период включаются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции.

3. Статистически метод устанавливает зависимость рассматриваемого показателя от других переменных.

При качественном планировании выделяют следующие методы:

1. Метод экспертной оценки. Для этого привлекается эксперт, который анализирует проблемы планирования и производит соединение имеющихся переменных планирования и величин, влияющих на данные переменные. Исходя из рекомендаций эксперта, формируются цели планирования, экспертами могут быть либо специалисты в области планирования персонала либо руководители.

2. Метод групповых оценок. В этом случае образуются группы, которые совместно разрабатывают планы мероприятий, направленных на решение поставленных задач. К таким методам можно отнести, например, мозговой штурм.

3. Метод Дельфи включает в себя экспертные и групповые методы. Сначала опрашивается множество независимых друг от друга экспертов, а затем результаты опроса анализируются в групповых дискуссиях и принимаются соответствующие решения.

  1. В чем заключается сущность определения потребности в персонале?

Сущность определения потребности в персонале состоит в установлении количественного и качественного состава персонала, соответствующих выбранной стратегии развития организации и необходимого для выполнения задач, поставленных перед организацией и ее персоналом в частности. Она является необходимым опосредующим звеном на пути к достижению целей организации, реализуемой в экономических и социальных ожиданиях работников. Это требование соблюдается, если: имеются в наличии соответствующие квалификации работников рабочие места и персоналу обеспечено долговременное существование организации. Пока цели работников совпадают с целями работодателя существует потребность в постоянном кадровом потенциале организации, без которого не возможно достижение экономических целей. Определение потребности осуществляется исходя из количества и качественных характеристик рабочих мест, продолжительности достижения целей организации и в зависимости от места и времени их использования.

5. Укажите основные факторы, влияющие на потребность в персонале.

1 Внутриорганизационные факторы:

– стратегия фирмы (определение цели, миссии и перспектив её развития);

– организационная структура предприятия;

– текучесть рабочей силы (изменение структуры персонала);

– режим работы организации (гибкий график работы и др.);

– уровень оснащенности предприятия (оборудование и технологии, используемые на нём);

– система организации труда.

2 Внешние факторы:

- экономические,

- правовые,

- технологические.

6. С какой целью проводится анализ рабочих мест?

Целью анализа рабочего места является создание следующих документов:

1.Описание рабочего места (ОРМ), предполагающее перечисление видов деятельности, решаемых задач, оборудования, материалов, которые на нем используются.

2. Спецификация, которая отражает совокупность требований к работнику на данном месте, в частности физических, профессиональных и личностных характеристик.

3.Паспорт (типовой проект) рабочего места, в котором содержится нормативная информация о нем или указываются источники соответствующих нормативов.

7. Укажите преимущества планирования, ориентированного на введение новых технологий.

Конкретная ситуация

 

В 2016 году объем продаж агентства «Аэротур» составил 2.7 млрд. рублей, чистая прибыль 21 млн. рублей. В агентстве, которое расположено в Петербурге и занимается организацией туристических поездок в Южной Европе и Северной Африке, работает 6 человек - директор, начальник отдела маркетинга, 3 референта и секретарь. В 2017 году агентство намерено удвоить объем продаж и в 10 раз увеличить прибыль. Это планируется сделать за счет создания партнерских отношений и заключения долгосрочных контрактов с туристическими организациями принимающих стран и открытия своих представительств в Новгороде и Пскове, а также предложения нового вида услуг - туристических поездок в Россию (посещение Петербурга, Новгорода, Пскова, рыбалка, охота) для жителей Южной Европы и Северной Африки.

Вопросы

1. Охарактеризуйте внешнюю среду, в которой действует «Аэротур»: клиентов, конкурентов, поставщиков, роль государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как вы оцениваете разработанную компанией стратегию развития
на 2017 год? Соответствует ли она состоянию внешней среды? внутренним ресурсам организации?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие компетенции потребуются «Аэротуру» для реализации данной
стратегии? Обладает ли организация этими компетенциями?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какую стратегию управления персоналом вы бы предложили «Аэротуру»? Какие ресурсы необходимы для ее реализации?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замечания преподавателя:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка:

 



РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА

ТЕМА 2.1. МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА

 

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • основные направления персонал-маркетинга;
  • концепции маркетинга персонала;
  • маркетинговая информация в управлении персоналом;
  • факторы, влияющие на маркетинг персонала.

 

Словарь

  • Маркетинг персона — вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами, образующими стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
  • Внешние единовременные затраты – это оплата договорных отношений с учебными заведениями, коммерческими структурами по подбору и подготовке персонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости.
  • Внешние текущие затраты – это затраты на оперативные и исследовательские работы в сфере персонал-маркетинга (сбор и анализ информации, затраты на рекламу, представительские расходы, командировки маркетинговых служб и пр.)
  • Внутренние единовременные затраты – это капитальные инвестиции по оборудованию новых рабочих мест и переоснащению существующих, вложение средств в дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и пр.
  • Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых сотрудников или работников с более высокой квалификацией, в том числе различных социальных выплат и пр.
  • Рынок труда - это система социально-экономических отношений между работодателями (собственниками средств производства), работниками (и их представителями) и государством по поводу всего комплекса условий, обеспечивающих воспроизводство системы труда.

 

Шаблон-организатор

1. Заполните таблицу.

 

Анализ кадровой ситуации в регионе

Информация Характеристика получаемых сведений
  Основные профессионально-возрастные группы для молодых работников характерны особенности, связанные с началом карьеры и готовностью овладевать современными профессиями. С одной стороны, начало карьеры - это недостаточность практических навыков, а с другой, - большая эмоциональная вовлеченность в процесс работы. Точно так же позитивным в ориентации на современные профессии является отсутствие стереотипов, блокирующих внедрение нового, однако эта же ориентация может стать недостатком, если речь идет о реализации традиционных схем деятельности и поведения в организации. Среди работников среднего возраста, отвечающих ряду требований, имеет смысл подбирать руководителей.
  Региональный рынок профессий Результатом анализа регионального рынка профессий должны быть количественные и качественные показатели по следующим основным категориям работников: · высший слой работников нефизического труда; · низший слой работников нефизического труда; · высший слой работников физического труда; · низший слой работников физического труда; · фермеры и сельскохозяйственные работники.
  Уровень оплаты труда по категориям Анализ уровня оплаты труда по категориям желательно основывать не только на данных официальной статистики, имеющейся в регионе, но и на результатах специальных социологических исследований и контент-анализе материалов прессы.
  Уровень занятости по категориям То же относится к оценке уровня занятости по категориям и информации по учебным заведениям, занимающимся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов с учетом уровня учебного заведения, его специализации, объемов выпуска специалистов и качества подготовки.
  Учебные заведения, выпускающие и подготавливающие специалистов  
  Национальные и культурные особенности жителей региона   Для некоторых регионов и специализированных организаций важно проводить анализ национальных и культурных особенностей жителей региона, в котором учитывались бы такие характеристики, как, например: · традиционные для жителей региона виды профессиональной деятельности; · особенности образа жизни, связанные с религиозными или культовыми обрядами, климатическими условиями жизни и т. п.; · свобода или традиционность в выборе молодыми людьми профессии; · средний возраст начала самостоятельной трудовой деятельности; · средний возраст создания семьи; · традиции в семейной жизни (в частности, принято ли работать жене, среднее количество детей в семье, живут ли молодые семьи отдельно).

 

 

2. Заполните схему.

 

Схема процесса планирования

Цели и планы организации
Анализ внешней среды
Анализ внутренних ресурсов, их сравнение с потребностями
Прогноз
Потребности организации
Наличие ресурсов
Сравнение
План действий
Наем персонала
Использование существующего персонала
Сокращение

 

3. Заполните таблицу.

 

Примерная структура издержек на персонал

Прямые (переменные)

Косвенные (постоянные)

На основании тарифов и законодательства Социальное обслуживание
  Оплата по результатам труда Заработная плата Оклад штатных сотрудников Выплаты внештатным сотрудникам Прочие выплаты   Отчисления работодателей на социальное страхование от несчастных случаев Оплата отпусков Оплачиваемые больничные листы Инвалидность Техника безопасности Расходы на организацию производства и экологию Прочие расходы (единовременные пособия и т.д.) Столовая Жилищная площадь Транспортные расходы Социальное обеспечение Выплата пособий заболевшим Спецодежда Фонд социального обеспечения Страхование и доплаты Прочие события (например, юбилеи, рацпредложения и т. п.)

 

Вопросник

Дата: 2019-07-30, просмотров: 254.