Начиная с 2006 г., с введением Федерального закона No 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в России предпринимались попытки повысить информационную прозрачность государственных закупок. В соответствии с законом, государственные заказчики были обязаны размещать извещения о проведении закупок, документацию и протоколы проведенных процедур до 1 января 2011 г. на специальных сайтах различных уровней (федеральном, региональных и иногда муниципальных), а с 1 января 2011 г. - на едином федеральном сайте государственных закупок. Тем не менее требования 94-ФЗ, направленные на увеличение прозрачности информации, не оказали значительного влияния на функционирование системы государственных закупок в России. До 2011 г. информация о закупках в каждом регионе размещалась на отдельном сайте, а единые стандарты для размещения информации на региональных сайтах отсутствовали: даже на одном сайте могли размещаться документы разных форматов, содержащие различный объем по-разному структурированной информации.
Понятие «прозрачность информации» трактуется достаточно широко, поэтому, чтобы сделать последующее обсуждение более четким, мы начнем с определения ключевых понятий данной главы — прозрачности информации о государственных закупках и эффективности результатов закупочной деятельности.
Под прозрачностью понимается наличие и доступность информации о правилах осуществления государственных закупок (как о проведении конкретной процедуры — информация о ключевых датах, о начальной цене и т.д., так и о закупках в целом — информация о контролирующих органах, возможностях использования судебной системы и т.д.), о характеристиках товаров, на которые размещен заказ (количество, дополнительные требования и т.д.), и о результатах закупок (ставки, цена контракта, параметры контракта и т.д.).
Эффективность государственных закупок — ситуация, когда заказчики получают товары требуемого качества по минимально возможной цене, по которой поставщики готовы их предоставить.
Достижению эффективного результата могут препятствовать две основные проблемы: коррупция заказчика (например, заказчик в обмен на взятку дает возможность выиграть поставщику, который заведомо не может предоставить наилучшую цену или необходимое качество) или сговор между поставщиками (например, договоренность не конкурировать друг с другом по цене, что приводит к поставке товаров по завышенным ценам). Коррупция и сговор часто взаимосвязаны и могут усиливать действие друг друга.
Каким образом прозрачность может влиять на результаты закупки? С одной стороны, доступность информации о результатах снижает издержки контроля за действиями заказчиков и поставщиков. Соответственно заинтересованные фирмы, граждане и представители государственных органов могут в большей степени контролировать процедуры закупок и их результаты, тем самым снижая вероятность оппортунистического поведения участников, как в форме коррупции, так и в форме сговора. Кроме того, уровень прозрачности связан с конкуренцией на торгах. С другой стороны, наличие информации упрощает стратегическое поведение поставщиков, в том числе и сговор между ними.
Даже в идеальных условиях, когда отсутствуют коррупция и сговор, распределение информации между участниками взаимодействия может оказывать влияние на результаты процедуры государственных закупок, меняя поведение поставщиков в ходе ее проведения. Прозрачность информации связана с результатами закупок не только напрямую, но и опосредованно, так как она оказывает влияние на использование механизмов контроля, на уровень конкуренции, на вероятность возникновения коррупции и сговора.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.