Оценка готовой продукции, ее номенклатура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Готовая продукция входит в состав оборотных средств пред­приятия и поэтому, согласно Положению о бухгалтерском уче­те и отчетности, должна отражаться в балансе по фактической производственной себестоимости.

Фактическую себестоимость готовой продукции можно рас­считать только по окончании отчетного периода (месяца). Дви­жение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движе­ния готовой продукции ведется или по плановой производственной себестоимости, или по договорным ценам предприятия, или в розничных ценах.

Плановая цена единицы продукции разрабатывается пред­приятием и обязательно показывается в плане, составляемом на год с разбивкой по кварталам. В конце месяца плановая себе­стоимость должна быть доведена до фактической путем расче­та сумм и процентов отклонений по группам готовой продук­ции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за ме­сяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допу­щенные предприятием, и поэтому характеризуют результаты его работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно—экономия или обычной записью—перерасход. Процент от­клонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.

При использовании в учете других оценок готовой продук­ции (договорной, оптовой или розничной цен) суммы и процен­ты отклонений рассчитываются в таком же порядке.

Большое значение для правильной организации учета дви­жения готовой продукции имеет разработка ее номенклатуры — перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его составления берется классифика­ция готовых изделий по определенным признакам, позволяю­щим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный номер может иметь разное количество цифр.

Номенклатурой пользуются следующие службы предприя­тия:

диспетчерская — для контроля за выполнением графика вы­пуска изделий;

цехи — для контроля за ассортиментом выпуска и для выпи­ски накладных при сдаче готовых изделий на склад;

отдел сбыта — для контроля за возможностью выполнения договорных поставок;

бухгалтерия — для аналитического учета и составления сво­док и отчетов.

Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и реализации

Предприятие разрабатывает годовой план выпуска готовой продукции и календарные квартальные, месячные, дневные и почасовые графики выпуска готовых изделий. Диспетчерские службы цехов ведут оперативный учет выполнения графиков, что необходимо для определения ритмичности работы цехов, срывов в работе и их причин. Графики взаимосвязаны со сро­ками отгрузки готовой продукции и позволяют контролировать выполнение договорных обязательств перед покупателями. Вы­пущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных до­кументах — приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др.

Отпуск готовой продукции и ее отгрузка оформляются при­казом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск Приказ складу выписывает со­ответствующая служба на основании условий договора с по­купателями с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции (графа/занаряжено), сро­ка отгрузки.

Материально ответственное лицо (кладовщик) комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для отправки, записывая количество в графе «отпущено».

Документ подписывается начальником службы, кладов­щиком и экспедитором. Приказ-накладная оформ­ляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза согласно товарно-транспортной накладной и суммы оплаченного желез­нодорожного тарифа за перевозку продукции до станции поку­пателя; второй экземпляр остается у кладовщика как основа­ние для отпуска. По нему в карточках складского учета в гра­фе «расход» проставляется количество отпущенной продукции, и документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации, получает квитанцию о приеме гру­за. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организа­ции передать в бухгалтерию предприятия для выписки платеж­ного требования на имя покупателя.

Платежное требованиеприказ банку поставщика списать с расчетного счета плательщика стоимость отгруженной про­дукции согласно счету-фактуре. Поэтому платежное требование содержит справочные данные о местах нахождения поставщика и покупателя, их расчетных счетах, отделениях банков, их об­служивающих, номерах договора, квитанции (накладной), виде отправки, сумме платежа. Возможны два варианта платежного требования: ассортимент, количество, продажную цену и стои­мость отгруженной продукции разрешается записывать непо­средственно в платежном требовании или в платежном требо­вании отражается только общая сумма к оплате, а в счете-фактуре — ассортимент, количество, продажная цена и стоимость отгруженной продукции (в этом случае счет-фактура должен быть обязательным приложением к платежному требованию). В отдельной строке счета-фактуры или платежного требования указываются стоимость тары и упаковки и железнодорожный тариф, оплачиваемые покупателем. Иногда сумма оплачиваемо­го поставщиком железнодорожного тарифа может включаться в сумму платежа. Отдельной строкой записывается сумма НДС от суммы платежа. При заключении договора между поставщиком и покупателем дается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик. Разли­чают следующие их виды:

франко-склад поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное тре­бование (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодо­рожный тариф);

франко-станция отправления — поставщик включает в пла­тежное требование железнодорожный тариф и стоимость по­грузки продукции в вагоны;

франко-вагон станция назначения — поставщик включает в платежное требование только сумму железнодорожного тарифа;

франко-станция назначения — все расходы по отгрузке, вклю­чая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик;

франко склад покупателя — кроме указанных расходов по­ставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на стан­ции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и др.

Самым распространенным видом оплаты в нашей стране яв­ляется франко-вагон станция отправления. Платежные докумен­ты на отгруженную продукцию должны быть сданы в банк, на востребование платежа от покупателя, в течение трех дней с момента отгрузки. В этом случае они будут приняты в обеспе­чение ссуд под расчетные документы в пути, т.е. поставщик, не дожидаясь платежа от покупателя, может начать новый цикл хозяйственной деятельности (приобретать материальные ценности, рассчитываться с рабочими и служащими, занимать­ся ремонтом оборудования, создавать продукцию и т. д.) за счет ссуд банка (ссуды под расчетные документы в пути). Срок ссуды равен двойному времени документооборота от банка по­ставщика до банка покупателя плюс время на обработку до­кументов и акцепт. Сумма ссуды равна сумме предъявленных к оплате платежных документов минус не кредитуемые элементы (НДС и прибыль), которые перечисляются в бюджет и рас­ходуются (прибыль) по мере поступления платежа за продук- цию на расчетный счет предприятия. По мере наступления сро­ка погашения ссуд под расчетные документы в пути банк спи­сывает их суммы с расчетного счета предприятия Платежные требования представляются в банк при реестре.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 359.