Условия, благоприятствующие появления психоанализу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы уже увидели, что психиатры периода ро­мантизма всего лишь за полвека до того признали необхо­димость психологических методов для понимания и лече­ния психических болезней. В 1803 г. Рейль предложил признать психотерапию и патопсихологию неотъемлемой частью медицины. Моро де Тур заявил, что сны представ­ляют собой те же процессы, что и психотические симпто­мы, и что их изучение может дать ключ к пониманию при­роды психозов. Карус постулировал всепроникающее вли­яние подсознательных процессов на поведение человека — как нормальное, так и патологическое — и даже пошел дальше, объясняя все биологические процессы психологи­ческими причинами. А Гербарт даже пользовался поняти­ем и термином «вытеснение». И тем не менее этот период психологической ориентации был недолгим. Колоссальный прогресс в развитии естественных наук и, в частности, все углублявшееся знание о централь­ной нервной системе, затмили интерес к психологии и все, что не укла­дывалось в рамки материалистически-механистического мировоззрения, ставшего синонимом научного метода, пользовалось сомнительной репутацией и рассматривалось с подозрением. Фрейд нашел практическое применение психологи­ческому методу. То, что Фехнеру удалось в ограниченной области — в изучении сенсорного восприятия, — Фрейду удалось в области исследования личности, где он приме­нил методическое наблюдение и технику исследования, соответствующую природе изучаемого явления. Фрейд за­менил общие философские рассуждения конкретным изучением конкретных индивидов. Он создал науку психоби­ографию, реконструируя не только историю симптомов болезни пациента, но и историю жизни пациента, а это помогало пролить свет на происхождение психических симптомов. Он практически применил то, что другие — Пинель, среди прочих, более чем за сто лет до него — сформулировали в нечетких общих положениях, а имен­но: что психическое заболевание есть результат жизнен­ного опыта индивида.

Он настаивал, чтобы его выводы подтверждались или опровергались не путем де­дуктивной полемики, а путем повторения его метода на­блюдений и оценки его выводов через фактические резуль­таты. В своих теоретических размышлениях тем не менее он был все-таки философом. И не мог не быть им, ибо об­ласть изучения личности еще не нашла тех точных инструментов исследования я контроля, которые свойственны физике или биологии. Он, однако, ясно показал, что в своей работе больше всего дорожит солидным базисом на­блюдений, а не философской надстройкой. В своих рассуждениях о строении «психического аппарата» он писал: «Эти идеи суть часть «теоретической надстройки» психо­анализа, которая без сожаления и потерь может быть отброшена или изменена, как только будет доказана ее несостоятельность. Но так много еще предстоит описать из того, что лежит в непосредственной близости к современ­ному опыту»

Фрейд обладал не только чисто интеллектуальными достоинствами, необходимыми для преодоления трудного пути первооткрывателя. Он один, без помощи собратьев и коллег, выстоял перед всеобщим неприятием, что тре­бовало недюжинной нравственной силы и глубокой убеж­денности в историческом призвании. В любой науке ре­зультаты могут быть в той или иной степени подвергнуты сомнениям, в зависимости от степени его развития и характера методов.

Биография Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком норавском городке Фрейбурге (ныне Пршибор в Чехословакии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, семья переехала в Вену, где он прожил до 1938 года (почти 80 лет).

Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудо­любием, любовью к чтению. Многочисленная даже по тем време­нам семья (8 человек) ютилась в маленькой квартире, но стар­шему сыну родители старались создать все условия для учебы:

он жил в отдельной комнате, у него была керосиновая лампа, остальные члены семьи обходились свечами,

В 17 лет Фрейд окончил гимназию с отличием и поступил на медицинский факультет Венского университета. Впрочем, выбора ему не давали антисемитские законы Австро-Венгер­ской империи того времени. Это несомненно наложило отпечаток на характер Фрейда, сказалось на независимости его суждений, на привычку находиться в оппозиции.

В университете он приучился 8 лет, то есть на три года более обычного. В эти же годы он работал в физиологической лаборатории Эрнста Брюкке (в которой в свое время стажиро­вался И. М. Сеченов), провел самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины.

Спустя 50 лет Фрейд вспоминал: «Ни в то время, ни позже я не чувствовал особой склонности к профессии врача. Мной дви­гало, скорее, своего рода любопытство, направленное более к человеческим заботам, чем к естественным наукам».

В 1923 году Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почта не оставляла его, и, чтобы хоть как-то при­остановить прогрессирование болезни, он перенес 33 операции В то же время он много работал, издания его сочинений составляют 24 тома. В последние годы жизни Фрейда его учение претерпевает существенные изменения и получает свое фило­софское завершение. По мере того. как работы Фрейда стано­вились все более известными, усиливалась и критика его учения. Дни великого ученого были уже сочтены, он му­чился от постоянных болей, и по его просьбе лечащий врач сде­лал ему уколы, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года.

 

 

Принцип психоанализа

Вклад Фрейда в науку можно разделить на четыре этапа, где первые два наслаиваются друг на друга по времени:

1) его вклад в анатомию нервной системы и в неврологию — с 1883 по 1897 г.;

2) изучение гипнотизма и истерии — с 1886 по 1895 г.;

3) обнаружение и изучение подсознательных явлений и разработка метода психоанализа как лечебного фактора—с 1895 по 1920г.;

4) систематическое изучение человеческой личности и структуры общества — с 1920 по 1939 г. Что касается существа и методов исследования, то ранние работы Фрейда в области анатомии и неврологии резко отлича­ются от последующих научных изысканий. И тем не менее будет ошибкой разделить развитие Фрейда как ученого, размежевав две сферы его интересов — неврологию и психологию. Их связывают долгие, трудные, изнурительные и по большей части безуспешные усилия в попытке объяснить отдельные психологические находки через понятия и термины физиологии мозга. Эти по­пытки Фрейда переложить новые открытия в области психологии на язык анатомии и физиологии отражают прежде всего влияние его учителей Брюкке и Мейнерта. от которых он воспринял стремление к непременному предметному обоснованию.

Причины, побудившие Фрейда выбрать медицинскую карьеру, не совсем ясны. Эта профессия никогда его особенно не привлекала, да он так и не стал традиционным врачом. Как считает Эрнст Джонс, Фрейд выбрал медици­ну методом исключения. Пытливость в познании природы человека всегда была основным его качеством, и он считал «триумфом своей жизни» то, что в конечном итоге ему удалось найти именно тот путь, к которому он инстинктивно стремился.

Параллельно с учебой и научными достижениями в области неврологии Фрей занимался психологией. В последствии он переходит на это направление и начинает заниматься проблемами психических заболеваний. Исходя из теории Бернгейма, что вкушение есть сущность гипноза, Фрейд попытался снача­ла применить внушение, побуждая своих пациентов, нахо­дясь в полном сознании, вспоминать травмирующие собы­тия жизни, связанные с симптомами их болезни. Фрейд вскоре понял, что, несмотря на всю полезность гипноза, он все же имеет ограничения как лечебный метод. С одной стороны, не всякий человек поддается гипнозу. С другой — Фрейд убедился, что терапевтический эффект за­частую бывает преходящим: на месте исчезнувшего симпто­ма появляется другой. Причина в том, что во время гипноза субъект временно теряет функции своего «Я», в особенности функции критического анализа, и полностью вверяет себя гипнотизеру. Таким образом он может вспоминать травми­рующие события, которые в обычных условиях его «Я» вы­тесняет из памяти; но подсознательные воспоминания не становятся частью его сознательной личности, и при про­буждении субъект обычно не помнит, что произошло во вре­мя гипноза. Следовательно, гипнотические воспоминания не устраняют причины забытия — сопротивления созна­тельной личности невыносимым, подавляемым мыслям. От­сюда и выплеск под гипнозом подавленных эмоций — обоз­начаемый термином «отреагирование», — не приводящий к излечению, а дающий лишь временный эффект облегчения от накопившегося напряжения. После не­долгого периода безуспешного экспериментирования с при­менением различных приемов в 1895 г. Фрейд открыл ме­тод свободной ассоциации.

Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над сво­ими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Сво­бодная ассоциация способствует невольному выходу подсоз­нательного материала, который ищет этого выхода, но по­давляется репрессивным противодействием. Когда пациент перестает направлять свои умственные процессы, спонтан­ными ассоциациями руководит скорее подавляемый мате­риал, нежели сознательные мотивации; неконтролируемый поток мысли таким образом выявляет взаимодействие двух противоборствующих тенденций — выразить или подавить подсознательное. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила паци­ента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально. Эмоциональное реаги­рование при свободной ассоциации, в сущности, подобно то­му состоянию, которое пациент испытывает во время гипно­за, но оно не столь внезапно и бурно выражено; и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая путь» сквозь подсознательные конфликты. В 1896 году Фрейд впервые употребил термин «психоана­лиз», под которым подразумевал метод исследования психиче­ских процессов, являющийся в то же время и новым методом; лечения неврозов.

Сознание и бессознательное

Фрейд полагал, что душевная жизнь — это последователь­ный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются созна­тельным и бессознательным намерениями я определяются пред­шествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и нахо­дит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное про­явление душевной жизни с другим.

В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня! сознание, пред сознание и подсознание (бессознательное). Все психиче­ские процессы связаны между собой по горизонтали и верти­кали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с пред­шествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном. «Определение нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивиро­ванными.— писал Фрейд,— оказываются вполне мотивиро­ванными, если их подвергнуть психоаналитическому исследо­ванию», Бессознательное и предсознательное отделено от созна­тельного особой психической инстанцией — «цензурой». Цензура выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессозна­тельного неприемлемые я осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании. В К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще в недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бес­сознательное обладает большой жизнеспособностью и непод­властно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через -несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального за­ряда и действуют на сознание с прежней силой.

То что мы привыкли называть сознанием, представляет со­бой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинк­ты. Предсознание — та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в ко­тором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.

Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональ­ность катектирования либидо, где его больше, где меньше, старается перераспределить его стремление освободить связан­ные энергии мы находим также у Роджерса и Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключения вналичии и поиске источника психической энергии, но все они согласуются с фрейдовскими представлениями о том, что обнаружение и канализация психической энергии — одна из основных проблем в понимании личности.

Толкование сновидений

Подсознательный материал отнюдь не сразу проявляет­ся при свободной ассоциации; скорее он направляет поток мыслей в определенное русло, которое нащупывается и осознается не всегда. Слушая свободное течение, по-види­мому, случайных ассоциаций, Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, кото­рыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-на­стоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений.

Он заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или, иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассо­циации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он по­пытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциа­ций, реконструировать тайный смысл сновидения — его ла­тентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубли­ковал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 г.; эта книга по праву может считаться самым сущест­венным его вкладом в науку. Сам Фрейд в 1931 году писал об угон своей работе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения. наиболее ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать». В следующем году появилась еще одна книга «Психо­патология обыденной жизни» (1901), потом серия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок на одного анализа истерии» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).

Ядром фрейдовской теории сновидений является мысль о том, что сны — это попытка разрядить эмоциональное напряжение, мешающее ощущению полного покоя, то есть сна. Эти напряжения накапливаются в течение дня из-за нереализованных стремлений, желаний, и спящий осво­бождается от них, рисуя в воображении картину удовлет­ворения своих стремлений. Наиболее ясным примером это­го процесса могут служить детские сны «исполнения жела­ний», где все не реализованные за день желания и мечты представляются выполненными. Многие дети видят во сне сметь близких братьев и сестер. У взрослых процесс удов­летворения стремлений через посредство сновидения зна­чительно сложнее. Очень многие взрослые желания в отли­чие от детских бывают подавлены не столько внешними препятствиями, сколько внутренними конфликтами. Весь­ма часто эти внутренние конфликты являются результатом нереализованных стремлений подросткового возраста из-за негативного отношения к ним родителей. Это так называе­мое «чуждое Я», или, иначе говоря, «Оно». В своих снови­дениях взрослые выражают желания своего «чуждого Я» в искаженном виде. Деформации суть защита против внут­ренних конфликтов, которые неизбежно возникли бы, ес­ли бы склонности «Оно» проявились открыто, Таким обра­зом, взрослые сновидения являются своего рода компро­миссом: они удовлетворяют желания «Око» в завуалированной форме, выраженной инфантиль­ным языком неосознаваемых процессов, другими словами, в выражениях, уже недоступных взрослому. Таким путем внутренний конфликт бывает обойден, и сновидение вы­полняет свою функцию охранителя сна, покоя.

Изучение сновидений дало необходимый ключ к пони­манию психопатологических явлений, фрейдовская мето­дика свободной ассоциации и толкования открыла широ­кую дорогу в подсознание и предложила путь к пониманию психопатологических явлений, ибо эти явления, как и сно­видения, представляют собой продукт неосознанных стремлений «Сверх-Я». Фрейд понял, что психопатологи­ческие симптомы и сновидения являются одинаково про­дуктами примитивного мышления — Фрейд называл это «первичными процессами» — и что они не подвластны при­вычным ограничениям, налагаемым физическим бытием и социальной средой. В природе подсознательного — игнори­ровать ограничения времени и места; подсознание по при­роде своей не рационально, но эмоционально; оно выража­ется не словами, а образными картинами. Изучение снови­дений открыло Фрейду ряд психологических механизмов. Один из них — «сгущение», сведение различных мыслей, имеющих некий общий знаменатель, в единый символ. На­пример, человек может увидеть во сне лицо с бровями сво­его отца, носом учителя, ртом брата, ушами жены, при этом с первого взгляда комбинированное лицо не будет по­хоже ни на одного из упомянутых людей. Если индивид с таким лицом во сне убит, смерть может показаться без­обидно случайной, однако подсознательно люди, которые представлены в этом общем лице, — это именно те, против кого у спящего есть недобрые чувства и кто таким образом наказывается.

Другой механизм можно представить как «смещение». Во сне пациент может перенести ненависть или любовь с одного лица на другое, на то, к которому он может питать эти чувства, не испытывая внутреннего конфликта. В та­ком сновидении спящий может перенести свое стремление к любовным отношениям с матерью на другую женщину, которая тем не менее будет представлять мать, скажем тем, что на ней будут туфли, как у матери. Под проницательным научным взглядом Фрейда обна­ружилось еще много различных характеристик неосознава­емых процессов. Среди них можно упомянуть использова­ние аллегорий, символов, аллюзий, «рагs рго tоtо» (часть вместо целого) и «выражение чего-либо путем противопо­ложности». «Выражение через противоположное»означает отрицание желаемого, которое по какой-либо причине не­приемлемо. Например, человек, испытывающий неосоз­нанную вражду к брату, хочет обойти его, скажем, в по­исках работы. Но внутреннее неприятие этого враждебно­го желания приводит к тому. что во сне он уступает брату эту работу. Сущность всех этих сложных механизмов сно­видений состоит в том, чтобы скрыть, замаскировать не­приемлемое подсознательное желание.

Знание неосознаваемых процессов привело к понима­нию многих загадочных проявлений человеческого мышле­ния. В первое десятилетие нашего века Фрейд уделял мно­го внимания демонстрации «динамического подсознатель­ного» в его различных появлениях — оговорках, остротах, забывании. В блестящей работе «Психопатология обыден­ной жизни» он показал, что случайные на первый взгляд оговорки, внешне беспричинное забывание слов (или дей­ствий, намерений и т.д.) — все это есть результат подав­ленных стремлений. По мере того как совершенствовалась его способность анализировать сновидения своих пациентов, Фрейд все бо­лее убеждался, что в возникновении неврозов очень суще­ственную роль играют сексуальные импульсы. Он выяс­нил, что содержание «Чуждого Я» («Оно»), которое вытес­нено в подсознание и впоследствии проявляется в сновиде­ниях, в невротических симптомах, имеет неизменно сексуальную подоплеку. Фрейд исключительно глубоко и тща­тельно докапывался до сути явления, но, раз убедившись в результатах своих наблюдений, он бесстрашно и твердо от­стаивал их. Его собственный самоанализ, толкование соб­ственных сновидений дали Фрейду первый намек на эдипов комплекс — сексуальное влечение ребенка к родителю.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 293.