Мы уже увидели, что психиатры периода романтизма всего лишь за полвека до того признали необходимость психологических методов для понимания и лечения психических болезней. В 1803 г. Рейль предложил признать психотерапию и патопсихологию неотъемлемой частью медицины. Моро де Тур заявил, что сны представляют собой те же процессы, что и психотические симптомы, и что их изучение может дать ключ к пониманию природы психозов. Карус постулировал всепроникающее влияние подсознательных процессов на поведение человека — как нормальное, так и патологическое — и даже пошел дальше, объясняя все биологические процессы психологическими причинами. А Гербарт даже пользовался понятием и термином «вытеснение». И тем не менее этот период психологической ориентации был недолгим. Колоссальный прогресс в развитии естественных наук и, в частности, все углублявшееся знание о центральной нервной системе, затмили интерес к психологии и все, что не укладывалось в рамки материалистически-механистического мировоззрения, ставшего синонимом научного метода, пользовалось сомнительной репутацией и рассматривалось с подозрением. Фрейд нашел практическое применение психологическому методу. То, что Фехнеру удалось в ограниченной области — в изучении сенсорного восприятия, — Фрейду удалось в области исследования личности, где он применил методическое наблюдение и технику исследования, соответствующую природе изучаемого явления. Фрейд заменил общие философские рассуждения конкретным изучением конкретных индивидов. Он создал науку психобиографию, реконструируя не только историю симптомов болезни пациента, но и историю жизни пациента, а это помогало пролить свет на происхождение психических симптомов. Он практически применил то, что другие — Пинель, среди прочих, более чем за сто лет до него — сформулировали в нечетких общих положениях, а именно: что психическое заболевание есть результат жизненного опыта индивида.
Он настаивал, чтобы его выводы подтверждались или опровергались не путем дедуктивной полемики, а путем повторения его метода наблюдений и оценки его выводов через фактические результаты. В своих теоретических размышлениях тем не менее он был все-таки философом. И не мог не быть им, ибо область изучения личности еще не нашла тех точных инструментов исследования я контроля, которые свойственны физике или биологии. Он, однако, ясно показал, что в своей работе больше всего дорожит солидным базисом наблюдений, а не философской надстройкой. В своих рассуждениях о строении «психического аппарата» он писал: «Эти идеи суть часть «теоретической надстройки» психоанализа, которая без сожаления и потерь может быть отброшена или изменена, как только будет доказана ее несостоятельность. Но так много еще предстоит описать из того, что лежит в непосредственной близости к современному опыту»
Фрейд обладал не только чисто интеллектуальными достоинствами, необходимыми для преодоления трудного пути первооткрывателя. Он один, без помощи собратьев и коллег, выстоял перед всеобщим неприятием, что требовало недюжинной нравственной силы и глубокой убежденности в историческом призвании. В любой науке результаты могут быть в той или иной степени подвергнуты сомнениям, в зависимости от степени его развития и характера методов.
Биография Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком норавском городке Фрейбурге (ныне Пршибор в Чехословакии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, семья переехала в Вену, где он прожил до 1938 года (почти 80 лет).
Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудолюбием, любовью к чтению. Многочисленная даже по тем временам семья (8 человек) ютилась в маленькой квартире, но старшему сыну родители старались создать все условия для учебы:
он жил в отдельной комнате, у него была керосиновая лампа, остальные члены семьи обходились свечами,
В 17 лет Фрейд окончил гимназию с отличием и поступил на медицинский факультет Венского университета. Впрочем, выбора ему не давали антисемитские законы Австро-Венгерской империи того времени. Это несомненно наложило отпечаток на характер Фрейда, сказалось на независимости его суждений, на привычку находиться в оппозиции.
В университете он приучился 8 лет, то есть на три года более обычного. В эти же годы он работал в физиологической лаборатории Эрнста Брюкке (в которой в свое время стажировался И. М. Сеченов), провел самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины.
Спустя 50 лет Фрейд вспоминал: «Ни в то время, ни позже я не чувствовал особой склонности к профессии врача. Мной двигало, скорее, своего рода любопытство, направленное более к человеческим заботам, чем к естественным наукам».
В 1923 году Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почта не оставляла его, и, чтобы хоть как-то приостановить прогрессирование болезни, он перенес 33 операции В то же время он много работал, издания его сочинений составляют 24 тома. В последние годы жизни Фрейда его учение претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. По мере того. как работы Фрейда становились все более известными, усиливалась и критика его учения. Дни великого ученого были уже сочтены, он мучился от постоянных болей, и по его просьбе лечащий врач сделал ему уколы, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года.
Принцип психоанализа
Вклад Фрейда в науку можно разделить на четыре этапа, где первые два наслаиваются друг на друга по времени:
1) его вклад в анатомию нервной системы и в неврологию — с 1883 по 1897 г.;
2) изучение гипнотизма и истерии — с 1886 по 1895 г.;
3) обнаружение и изучение подсознательных явлений и разработка метода психоанализа как лечебного фактора—с 1895 по 1920г.;
4) систематическое изучение человеческой личности и структуры общества — с 1920 по 1939 г. Что касается существа и методов исследования, то ранние работы Фрейда в области анатомии и неврологии резко отличаются от последующих научных изысканий. И тем не менее будет ошибкой разделить развитие Фрейда как ученого, размежевав две сферы его интересов — неврологию и психологию. Их связывают долгие, трудные, изнурительные и по большей части безуспешные усилия в попытке объяснить отдельные психологические находки через понятия и термины физиологии мозга. Эти попытки Фрейда переложить новые открытия в области психологии на язык анатомии и физиологии отражают прежде всего влияние его учителей Брюкке и Мейнерта. от которых он воспринял стремление к непременному предметному обоснованию.
Причины, побудившие Фрейда выбрать медицинскую карьеру, не совсем ясны. Эта профессия никогда его особенно не привлекала, да он так и не стал традиционным врачом. Как считает Эрнст Джонс, Фрейд выбрал медицину методом исключения. Пытливость в познании природы человека всегда была основным его качеством, и он считал «триумфом своей жизни» то, что в конечном итоге ему удалось найти именно тот путь, к которому он инстинктивно стремился.
Параллельно с учебой и научными достижениями в области неврологии Фрей занимался психологией. В последствии он переходит на это направление и начинает заниматься проблемами психических заболеваний. Исходя из теории Бернгейма, что вкушение есть сущность гипноза, Фрейд попытался сначала применить внушение, побуждая своих пациентов, находясь в полном сознании, вспоминать травмирующие события жизни, связанные с симптомами их болезни. Фрейд вскоре понял, что, несмотря на всю полезность гипноза, он все же имеет ограничения как лечебный метод. С одной стороны, не всякий человек поддается гипнозу. С другой — Фрейд убедился, что терапевтический эффект зачастую бывает преходящим: на месте исчезнувшего симптома появляется другой. Причина в том, что во время гипноза субъект временно теряет функции своего «Я», в особенности функции критического анализа, и полностью вверяет себя гипнотизеру. Таким образом он может вспоминать травмирующие события, которые в обычных условиях его «Я» вытесняет из памяти; но подсознательные воспоминания не становятся частью его сознательной личности, и при пробуждении субъект обычно не помнит, что произошло во время гипноза. Следовательно, гипнотические воспоминания не устраняют причины забытия — сопротивления сознательной личности невыносимым, подавляемым мыслям. Отсюда и выплеск под гипнозом подавленных эмоций — обозначаемый термином «отреагирование», — не приводящий к излечению, а дающий лишь временный эффект облегчения от накопившегося напряжения. После недолгого периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов в 1895 г. Фрейд открыл метод свободной ассоциации.
Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация способствует невольному выходу подсознательного материала, который ищет этого выхода, но подавляется репрессивным противодействием. Когда пациент перестает направлять свои умственные процессы, спонтанными ассоциациями руководит скорее подавляемый материал, нежели сознательные мотивации; неконтролируемый поток мысли таким образом выявляет взаимодействие двух противоборствующих тенденций — выразить или подавить подсознательное. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально. Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено; и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая путь» сквозь подсознательные конфликты. В 1896 году Фрейд впервые употребил термин «психоанализ», под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом; лечения неврозов.
Сознание и бессознательное
Фрейд полагал, что душевная жизнь — это последовательный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным и бессознательным намерениями я определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.
В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня! сознание, пред сознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном. «Определение нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными.— писал Фрейд,— оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию», Бессознательное и предсознательное отделено от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». Цензура выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые я осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании. В К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще в недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через -несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.
То что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Предсознание — та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.
Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо, где его больше, где меньше, старается перераспределить его стремление освободить связанные энергии мы находим также у Роджерса и Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключения вналичии и поиске источника психической энергии, но все они согласуются с фрейдовскими представлениями о том, что обнаружение и канализация психической энергии — одна из основных проблем в понимании личности.
Толкование сновидений
Подсознательный материал отнюдь не сразу проявляется при свободной ассоциации; скорее он направляет поток мыслей в определенное русло, которое нащупывается и осознается не всегда. Слушая свободное течение, по-видимому, случайных ассоциаций, Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений.
Он заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или, иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения — его латентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 г.; эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку. Сам Фрейд в 1931 году писал об угон своей работе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения. наиболее ценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать». В следующем году появилась еще одна книга «Психопатология обыденной жизни» (1901), потом серия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок на одного анализа истерии» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).
Ядром фрейдовской теории сновидений является мысль о том, что сны — это попытка разрядить эмоциональное напряжение, мешающее ощущению полного покоя, то есть сна. Эти напряжения накапливаются в течение дня из-за нереализованных стремлений, желаний, и спящий освобождается от них, рисуя в воображении картину удовлетворения своих стремлений. Наиболее ясным примером этого процесса могут служить детские сны «исполнения желаний», где все не реализованные за день желания и мечты представляются выполненными. Многие дети видят во сне сметь близких братьев и сестер. У взрослых процесс удовлетворения стремлений через посредство сновидения значительно сложнее. Очень многие взрослые желания в отличие от детских бывают подавлены не столько внешними препятствиями, сколько внутренними конфликтами. Весьма часто эти внутренние конфликты являются результатом нереализованных стремлений подросткового возраста из-за негативного отношения к ним родителей. Это так называемое «чуждое Я», или, иначе говоря, «Оно». В своих сновидениях взрослые выражают желания своего «чуждого Я» в искаженном виде. Деформации суть защита против внутренних конфликтов, которые неизбежно возникли бы, если бы склонности «Оно» проявились открыто, Таким образом, взрослые сновидения являются своего рода компромиссом: они удовлетворяют желания «Око» в завуалированной форме, выраженной инфантильным языком неосознаваемых процессов, другими словами, в выражениях, уже недоступных взрослому. Таким путем внутренний конфликт бывает обойден, и сновидение выполняет свою функцию охранителя сна, покоя.
Изучение сновидений дало необходимый ключ к пониманию психопатологических явлений, фрейдовская методика свободной ассоциации и толкования открыла широкую дорогу в подсознание и предложила путь к пониманию психопатологических явлений, ибо эти явления, как и сновидения, представляют собой продукт неосознанных стремлений «Сверх-Я». Фрейд понял, что психопатологические симптомы и сновидения являются одинаково продуктами примитивного мышления — Фрейд называл это «первичными процессами» — и что они не подвластны привычным ограничениям, налагаемым физическим бытием и социальной средой. В природе подсознательного — игнорировать ограничения времени и места; подсознание по природе своей не рационально, но эмоционально; оно выражается не словами, а образными картинами. Изучение сновидений открыло Фрейду ряд психологических механизмов. Один из них — «сгущение», сведение различных мыслей, имеющих некий общий знаменатель, в единый символ. Например, человек может увидеть во сне лицо с бровями своего отца, носом учителя, ртом брата, ушами жены, при этом с первого взгляда комбинированное лицо не будет похоже ни на одного из упомянутых людей. Если индивид с таким лицом во сне убит, смерть может показаться безобидно случайной, однако подсознательно люди, которые представлены в этом общем лице, — это именно те, против кого у спящего есть недобрые чувства и кто таким образом наказывается.
Другой механизм можно представить как «смещение». Во сне пациент может перенести ненависть или любовь с одного лица на другое, на то, к которому он может питать эти чувства, не испытывая внутреннего конфликта. В таком сновидении спящий может перенести свое стремление к любовным отношениям с матерью на другую женщину, которая тем не менее будет представлять мать, скажем тем, что на ней будут туфли, как у матери. Под проницательным научным взглядом Фрейда обнаружилось еще много различных характеристик неосознаваемых процессов. Среди них можно упомянуть использование аллегорий, символов, аллюзий, «рагs рго tоtо» (часть вместо целого) и «выражение чего-либо путем противоположности». «Выражение через противоположное»означает отрицание желаемого, которое по какой-либо причине неприемлемо. Например, человек, испытывающий неосознанную вражду к брату, хочет обойти его, скажем, в поисках работы. Но внутреннее неприятие этого враждебного желания приводит к тому. что во сне он уступает брату эту работу. Сущность всех этих сложных механизмов сновидений состоит в том, чтобы скрыть, замаскировать неприемлемое подсознательное желание.
Знание неосознаваемых процессов привело к пониманию многих загадочных проявлений человеческого мышления. В первое десятилетие нашего века Фрейд уделял много внимания демонстрации «динамического подсознательного» в его различных появлениях — оговорках, остротах, забывании. В блестящей работе «Психопатология обыденной жизни» он показал, что случайные на первый взгляд оговорки, внешне беспричинное забывание слов (или действий, намерений и т.д.) — все это есть результат подавленных стремлений. По мере того как совершенствовалась его способность анализировать сновидения своих пациентов, Фрейд все более убеждался, что в возникновении неврозов очень существенную роль играют сексуальные импульсы. Он выяснил, что содержание «Чуждого Я» («Оно»), которое вытеснено в подсознание и впоследствии проявляется в сновидениях, в невротических симптомах, имеет неизменно сексуальную подоплеку. Фрейд исключительно глубоко и тщательно докапывался до сути явления, но, раз убедившись в результатах своих наблюдений, он бесстрашно и твердо отстаивал их. Его собственный самоанализ, толкование собственных сновидений дали Фрейду первый намек на эдипов комплекс — сексуальное влечение ребенка к родителю.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 319.