Густав Теодор Фехнер (1801 — 1887)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Первым из пси­хологов попытался решить фундаментальную проблему от­ношений между внешними физическими стимулами и от­ветными субъективными реакциями — оптическими, аку­стическими и тактильными. Работа Фехнера находилась в русле ранее сделанного Эрнстом Вебером (1795 — 1878). Психофизический закон Вебера — Фехнера устанавлива­ет, что интенсивность субъективных ощущений соответст­вует логаритму корреспондированного физического стиму­ла. Однако главное историческое значение Фехнера не в создании этого закона, а в открытии экспериментального метода изучения психологического феномена, что раньше казалось невероятным. Своими психофизическими экспе­риментами он фактически превратил психологию в настоя­щую науку, явившись ее основателем.

В своих метафизических космологических предположениях Фехнер все еще продукт романтической эры. В своей метафизике он более ясен и постоянен, чем его предшественники. Для него Вселенная есть космическое единство, разделение на органическое и неорганическое весьма условно. Гармония есть сущность жизни; и гармония пронизывает всю Вселенную, организованную по единым законам. Вместо того чтобы пытаться объяснять происхождение органической материи из неорганической, как это традиционно делалось, он утверждает, что неорганическая материя может рассматриваться как результат дезорганизации органических систем. Психологические процессы характеризуют высшую форму организаций материи. Выделяя принцип организации как основное свойство жизни, он тем самым предвосхитил принцип гомеостаза, выра­женный Клодом Бернаром.

Экспериментальный подход Фехнера настолько вдохно­вил ряд физиологов и психологов, что развилось целое но­вое направление — физиологическая психология.

Рудольф Герман Лотце (1817 — 1881)

Вероятно наиболее влиятельный философ и психолог своего времени, раз­бил общий процесс восприятия на три ступени: первая — физическое раздражение органа чувств, вторая — продвижение этого импульса к высшим отделам головного мозга и наконец, третья — субъективное ощущение света, цвета, запаха, прикосновения, звука. Каким образом физиологи­ческий процесс в мозговых центрах трансформируется в эти объективные ощущения, оставалось неясным. Интересы Лотце в основном касались чисто психологических явлений — Побуждения, желания, волевого усилия, памяти, — и он очень жестко отделял их от физиологических и физических проявлений.

Эпоха Зигмунда Фрейда

На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и вообще в исто­рии западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозмож­но переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своей карьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его при­роду, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа пси­хоанализа как действенного метода исследования. В ре­зультате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил поня­тия лечения и исследования. Его выводы и принципы вы­звали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных пред­положениях.

Борьба Фрейда за свою теорию и его практика психоа­нализа окончательно утвердили как факт то предположе­ние, что психология — изучение личности — может иметь те же кумулятивные и оперативные характеристики, что и другие естественные науки. Время, когда Фрейд начал свою научную деятельность, было эпохой естественных наук. Пожалуй, нигде столь сильно, как в медицине, не царствовал примат материалистических обоснований. Психология делала отчаянные по­пытки спастись от того неуважительно-презрительного от­ношения, с которым относились к философии в целом. И сам Фрейд как человек своей эпохи не смог полностью освободиться от подобного подхода, и заявлял, что когда-нибудь психологию заменит химия. Однако он ре­шил не дожидаться торжества этой утопии и, напротив, стал изучать центральные проблемы личности и ее рас­стройств и отклонений при помощи адекватной методики, а именно психологической. Осознание и реконструкция подсознательных мотиваций, на чем основывается его ме­тодика лечения психических заболеваний, впервые дав возможность влиять на струк­туру человеческой личности.

Прежде психопатическое поведение не могло быть с легкостью объяснено с помощью психологии здравого смысла, ибо поведение неврастеника или душевнобольного отличается от психологического рисунка, который наш со­знательный опыт воспринимает как норму. Почему, на­пример, человек реагирует на повышение по службе состо­янием депрессии или самоубийством, объяснять невозмож­но, исходя из законов психологической каузальности, о которой нам известно лишь из субъективного опыта. Вот почему со времен Гиппократа человечество пыталось объяснить столь странное поведение физическими или химическими причинами. Те же ограниченные представления оста­ются в силе и при объяснении поведения психопатических преступников, мотивация действий которых кажется иррациональной.

Противоречия в таких ошибочных рассуждениях мож­но заметить лишь в том случае, если признать наличие «подсознательных» психических процессов.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.