Схемы a и b находятся в отношении противности, если и только если при одинаковых значениях они вместе получают значение «ложно», но не получают значение «истинно».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отношение противности имеют место между суждениями a и b. Суть этого отношения заключается в том, что противные суждения не могут быть оба одновременно истинными, но оба могут быть одновременно ложными. Поэтому если один из противных суждений истинно, то второе бесспорно ложное, но с ложности одного противного суждения нельзя делать вывод об истинности другого.

Например, в отношении противности находятся схемы AÙB и AÙØB (см. табл.12). Соответствующие им высказывания "9 – четное число и делится на 3" и "9 – четное число и не делится на 3" – оба ложны, а высказывания "Он поехал на красный свет и нарушил правила дорожного движения” и “Он поехал на красный свет и не нарушил правила дорожного движения" не являются вместе истинными: если одно истинно, то второе ложно, и наоборот. Схемы этих высказываний, как и сами высказывания, не отрицают друг друга.

Таблица 12

A B A Ù B A Ù Ø B
и и и л
и л л и
л и л л
л л л л

Установление отношений между логическими формами облегчает содержательный анализ, обеспечивает точность и определенность наших рассуждений.

 

 

Диалог и его виды

Диалог - это коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. Харак-ки диалога:-взаимообогащение (содержательность); -сотворчество; -дешевая и оперативная форма обмена информацией. Модель идеального диалога: -"ходы" диалога делаются по очереди; -диалог завершается результатом (выиграл, проиграл); -диалог имеет ограниченный характер в связи с принятыми правилами; -диалог ведется с учетом реакции одного участника на "ходы" другого.

Виды диалогов: 1)сократический или исследовательский: когда каждый имеет право высказать свое мнение и защищать его. (И. Кант говорил, что в таком диалоге: «и ученик является учителем»). Наибольшее распространение получил в Афинах. «Платон мне друг, но истина дороже». Цель участников диалога – найти истину или хотя бы приблизиться к ней.; 2)риторический диалог вырождается в монолог: получил распространение в Риме. В нем поддерживалась активность одной стороны. Кроме того Д. бывает письменный и устный, а также «с глазу на глаз» и публичный диалог (имеет значение не только «железная логика» доказательства, но и умение убедить слушателей в правильности защищаемой позиции, используя ср-ва психолога.

Формы диалогов: 1)беседа – диалог, в котором придерживаются одинакового взгляда на обсуждаемый вопрос; 2) спор – диалог, в котором отсутствует единая позиция на обсуждаемый вопрос; 3) дискуссия – это четкое сопоставление точек зрения по актуальным вопросам с целью нахождения путей их решения и установления общего согласия. Данный вид диалога (полилога) является наиболее сильным в познавательном отношении. Встречаются и такие виды диалога, как полемика – частный случай спора, отлич-ся от дискуссии тем, что в ней сторонники противоположн. взглядов не ставят своей целью достижение компромисса и дебаты- чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам, это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга.

Требования к ведению диалога: - единый язык, партнеры должны понимать друг друга; -общий предмет обсуждения: участники, как правило, объединены общими знаниями, но для ведения диалога необходимо наличие пунктов разногласия; -желание и потребности в общении; -это не сражение, а сотрудничество, поэтому отдается предпочтение слушанию перед говорением; -необходимо критическое отношение к высказываниям партнера.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 237.