Прибыль предприятия. Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прибыль предп-я. Форм-ние и распределение.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предп-ями любой формы собственности. Как экон-ая категория она хар-ет финансовый результат предп-кой деят-ти предп-я. Прибыль является показ-ем, наиболее полно отражающим эффективность произ-ва, объем и качество произведенной прод-ии, состояние ппроиз-ти труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию произ-ва при любой форме собственности.Прибыль - один из основных фин. показ-лей плана и оценки хоз. деят-ти предп-ий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техн-му и социально-экон-му развитию предп-ий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Итогом хоз. деят-ти предп-я выступает его доход. Доход – определенная денежная сумма, получаемая предп-ем в результате произ-ва и реал-ии благ или услуг за определенный период времени. От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль предп-я. Нынешняя экон-ая теория трактует прибыль как доход от испол-ия факторов произ-ва – труда, земли, капитала и предп-ва. В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками, но если сущ-ют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия «прибыль» следует рассматривать в двух аспектах – бухгалтерском и экон-ом. Основными показ-лями прибыли являются:общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);

· прибыль (убыток) от реал-ии прод-ии (работ, услуг); прибыль от фин. деят-ти; прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль.

Формирование Бух-кая прибыль (убыток) есть конечный финансо­вый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций органи­зации и оценки статей бухгалтерского баланса. Валовая прибыль - это разница между нетто-выручкой от продажи товаров, прод-ии, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расхо­дов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

Чистая прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках, по своему содержанию соот­ветствует нераспределенной прибыли. Из таблицы видно, что в новом отчете о прибылях и убытках, во-первых, не обозна­чена бух-кая прибыль — при необходимости ее можно будет определить как сумму прибыли (убытка) до налогооб­ложения и чрезвычайных доходов, уменьшенную на чрезвы­чайные расходы, а во-вторых, появились новые понятия прибыли до налогообложения и прибыли от обычной деят-ти. Прибыль (убыток) до налогообложения есть, по существу, прибыль (убыток) от обычной деят-ти, так как налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инструмент изъятия гос-вом части прибыли, полученной. Схема формирования бух. прибыли (убытка) предп-ия

Выручка от продажи товаров, прод-ии, работ, услуг - НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п., налоги и обязательные платежи их выручки - Себестоимость проданных товаров, прод-ии, работ, услуг. Валовая прибыль - Коммерческие расходы - Управленческие расходы +/- Прибыль (убыток) от продаж+ Проценты к получению (+), проценты к уплате (-) + Доходы от участия в других организациях - Прочие операционные доходы + Прочие операционные расходы - Внереализационные доходы. Прибыль (убыток) до налогообложения - Налог на прибыль и другие аналогичные платежи. Прибыль (убыток) от обычной деят-ти+/- Чрезвычайные доходы (+), чрезвычайные расходы (-).Чистая прибыль (нераспределенная рибыль, непокрытый убыток). Распределение и использование прибыли предп-ия Объектом распределения является балансовая прибыль предп-ия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предп-ии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предп-ия, структуры статей ее использования находится в компетенции предп-ия. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хоз-ой и финансовой деят-ти, распределяется между гос-вом и предприятием как хозяйствующим субъектом; прибыль для гос-ва поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются зак-льно;

 величина прибыли предп-ия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема пр-ва и улучшении результатов производственно-хоз-ной и финансовой деят-ти;

прибыль, остающаяся в распоряжении предп-ия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление. На предп-ии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предп-ия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предп-ия для финан-ния потребностей пр-ва и разв-я социальной сферы.

Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного план-ия, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предп-ии фиксируется в уставе предп-ия и опр-ся положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями эк-х служб и утверждается руководящим органом предп-ия. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предп-ия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предп-ия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление.

Прибыль пр-ия равна общей выручке минус совокуп издержки. (з/пл,арендная плата, затраты на материалы,топливо,компл изделия, амортизацию % по ссудам, налоги, резервы и тд) прибыль я-ся избытком над %-ставкой, над рентными платежами, над ставкой з/пл. прибыль сверх доходов на факторы пр-ва м.б. получена в рез-те монопольного положения данного произ-ля.Чистая эк.прибыль определяется разницой между доходом от реализации прод-ии и издержками. Бухгалтерская (финансовая) прибыль – сумма фин результатов от реализации прод-ии, осн средств,мат ценностей, НМА и проч активов и прибыли полученной от внерелизационных операций. Прибыль,остающаяся в распоряжении пр-ия (чистая прибыль) – разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет этой прибыли. Она остается в распоряжении пр-ия и может направляться на создание резервного фонда оплаты труда,общественных нужд и др.Вмешательство гос-ва в процесс распределения прибыли пр-ий, происход за пределами уплачиваемых налогов, не допускается. Прибыль направляется на выплату дивед ендов и %% , если в уст.фонде пр-ия участвуют др инвесторы и отчисл на нужды производственного, потреб и соц хар-ра,

Сущность дивидендной политики

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же)

Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма.

В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования.

Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются:

1. Теория независимости дивидендов.

Ее авторы — Ф. Модильяни и М. Миллер утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли.

В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно.

Несмотря на свою уязвимость в плане практического использования, теория ММ стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений механизма формирования дивидендной политики.

2. Теория предпочтительности дивидендов (или «синица в руках»).

Ее авторы — М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она «очищена от риска» стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.

Однако противники этой теории утверждают, что в большинстве случаев полученный в форме дивидендов доход все равно реинвестируется затем в акции своей или аналогичной акционерной компании, что не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики (фактор риска может быть учтен лишь менталитетом собственников; он определяется уровнем риска хозяйственной деятельности той или иной компании, а не характером дивидендной политики).

3. Теория минимизации дивидендов (или «теория налоговых предпочтений»). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников

А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников

Однако такой подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов, постоянно нуждающихся в текущих их поступлениях в форме дивидендных выплат (что снижает объем спроса на акции таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену этих акций).

4. Сигнальная теория дивидендов (или «теория сигнализирования»).

Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов.

Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход.

Кроме того, выплата высоких дивидендов «сигнализирует» о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.

Эта теория неразрывно связана с высокой «прозрачностью» фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебания рыночной стоимости акций.

5. Инвестиционная теория дивидендов. Ее автор Дж. Уолтер утверждает, что наибольшая связь дивидендной политики с максимизацией рыночной стоимости предприятия (максимизацией котировки его акций) достигается при учете уровня доходности его инвестиционной деятельности.

Если уровень доходности инвестиций предприятия превышает уровень доходности его акций, то размер дивидендных выплат может снижаться. И наоборот, если уровень доходности инвестиций предприятия ниже уровня доходности его акций, то размер дивидендных выплат должен возрастать.

6. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или «теория клиентуры»).

В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету

Если основной состав акционеров («клиентура» акционерной компании) отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления.

И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с такой дивидендной политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав «клиентуры» станет более однородным.

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики — «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.