В статье 135 Конституции РФ указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.
Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором – вносятся поправки в существующую Конституцию. Поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Госдуму. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого созывается Конституционное Собрание – особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном ФКЗ (тот, который не принят). Конституционное Собрание:
· подтверждает неизменность Конституции;
· разрабатывает проект новой Конституции, который:
· принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
· выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.
Статья 135 Конституции РФ.
1.Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2.Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3.Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.
Конституционная реформа в Российской Федерации возможна как пересмотр положений Конституции РФ, направленных на изменение основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, порядка внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции, т.е. изменения положений гл. 1, 2 и 9 (ст. 135). Конституционные преобразования этого типа не могут не носить характера реформы. Основы конституционного строя, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, — это комплекс фундаментальных положений и принципов, которые составляют базу для развития самой Конституции РФ, конституционно-правовых отношений стране. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя, являются в известном смысле первичными, приоритетными, им не могут противоречить никакие другие положения Конституции (ст. 16).
Конституционной реформой также признаются:
1) принятие новой конституции;
2) изменения, принципиально преобразующие организацию публичной власти;
3) многочисленные изменения, корректирующие концептуальную направленность конституции;
4) возникновение новой государственности или качественные изменения существующей и др.
Раскрывая свойства конституционной реформы, часто обращают внимание на то, что:
1) содержание конституционной реформы предполагает создание или видоизменение основных институтов конституционного строя, переустройство государственных органов, развитие конституционного законодательства;
2) закрепляемые и осуществляемые нововведения направлены на обеспечение развития общества. Конституционная реформа выступает как проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу;
3) конституционная реформа должна иметь характер поступательного, поэтапного, эволюционного процесса, противостоящего революционному и радикальному слому институтов и норм преобразуемого строя; не уничтожает положительных ценностей существующей социальной системы, но серьезно меняет и совершенствует ее структуру в целом и отдельные институты;
4) по масштабу действия различают полные (полный пересмотр или принятие новой Конституции) и частичные реформы. Речь может идти о качественном развитии правовых основ, разрешении противоречий, накопившихся в условиях отставания конституционной сферы от динамики общественных явлений. Все эти признаки конституционной реформы относятся и к созданию новых принципов конституционного строя, и к принятию нового текста основного закона.
Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме в России, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме
1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.
В общем, пока в законе о референдуме прописаны «общепризнанные принципы и нормы международного права», нам не одобрят референдум, поскольку мы собираемся отказываться именно от них, закрепив в новой конституции главенство «национальных принципов и норм».
Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит:
1. Не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
2. Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном ст.135 ч.3 Конституции РФ
3. Федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и Федеральным конституционным законом «О референдуме РФ».
Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.
Ст. 21 Реализация инициативы проведения всенародного голосования по новой конституции.
В случае, если Конституционным Собранием принято решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, назначение, подготовка и проведение всенародного голосования осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом и федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.
Ст. 22. Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации
1. Если в соответствии с международным договором РФ проект нормативного акта или вопрос государственного значения подлежит вынесению на референдум, такой референдум назначается по инициативе федерального органа (органов) государственной власти, к компетенции которого (которых) международным договором Российской Федерации отнесено рассмотрение проекта нормативного акта или вопроса государственного значения, выносимых на референдум. Инициатива проведения референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации оформляется решением соответствующего федерального органа (соответствующих федеральных органов) государственной власти.
Ст. 23. Назначение референдума
1. Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.
2. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по её реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 219.