ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

включает следующие этапы:

I. Изучение общих анамнестических сведений о ребенке.

II. Диагностика состояния готовности ребенка к школьному обучению.

III. Составление карты состояния готовности ребенка к школе.

IV. Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребенка к школе.

V. Психолого-педагогические рекомендации.

 

I. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ

 Фамилия, имя, отчество ребенка.

Место рождения, адрес.

Пол: М- 3.0     Ж- 3.1 (обвести кружком)

Возраст: 5-6 лет - 4.0    6-7 лет - 4.1 (обвести кружком)

Детский сад: не посещает - 5.0   посещает массовый - 5.1

                                                          посещает специальный - 5.2

6. Состав семьи: семья полная - 6.0 Мать разведена - 6.1

                                                           Одинокая мать - 6.2

                                                           Мать и отчим - 6.3

                                                           Отец и мачеха - 6.4

                                                           Другие родственники - 6.5

7. Количество детей: один - 7.0       Двое - 7.1

                                                           Трое - 7.2

                                                           Четверо - 7.3

                                                           Более четверых - 7.4

8. Отец: не работает - 8.0                    Работает - 8.1

9. Мать: не работает - 9.0                    Работает - 9.1

10. Экономическое положение семьи:

  Неблагоустроенность - 10.0

  Средние, удовлетворительные условия - 10.1

  Достаток и благоустроенность - 10.2

  Изобилие, прекрасные условия - 10.3

11. Здоровье родителей (отца, матери):

Отягощенность отца или матери:

  Оба здоровы - 11.0                         Сифилисом - 11.5

  Психозами - 11.1                            Эндокринными или сердечно-                                

  Алкоголизмом - 11.2                      сосудистыми болезнями - 11.6

  Припадками - 11.4                          Прочими заболеваниями - 11.7

  Олигофренией - 11.4 

12. Здоровье ребенка:

Практически здоров - 12.0

Нарушения в физическом развитии (рост, вес) - 12.1

Нарушения в движениях (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения) - 12.2

  Выраженная утомляемость – 12.3

    Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.

    Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:

1) название методики

2) автор методики или ее модификации

3) назначение методики

4) оборудование для исследования по методике

5)инструкция для обследуемого

6) процедура обследования, его продолжительность и форма проведения

7) обработка результатов обследования

8) шкальные оценки результатов

9) возрастные нормы

10) интерпретация результатов.

    По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по следующей значимости:

1 уровень – очень высокий

2 уровень – высокий

3 уровень – средний (норма)

4 уровень – низкий

5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).

    В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.

Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.

Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.

Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования.

Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у логопеда.[6] Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и очень низкий уровень и составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе протоколов обследования.

Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должно быть по возможности краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках.

После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование.

Мы предлагаем систему методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. МЫШЛЕНИЕ.

МЕТОДИКА 1.1

Практически – действенное мышление

ЦЕЛЬ: оценка зрительно-моторной координации, уровня практически-действенного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, фломастер, секундомер.

ИНСТРУКЦИЯ: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки – это кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает на своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу “стоп”, нужно остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно, начинай).

ПРОЦЕДУРА: Работа может быть организована как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Она продолжается 30 секунд до команды “стоп”!

ОБРАБОТКА: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания:

     п – п I , где п – число точек за 30 секунд;

         п

    По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания:

I - 1

II – 0,99 – 0,76

III – 0,75 – 0,51

IV – 0,50 – 0,26

V – 0,25 – 0

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя                                                  Уровень выполнения                                                                   

Возраст                                                             задания …………….

Детское учреждение

Группа

Дата

ТЕСТОВЫЙ БЛАНК К МЕТОДИКЕ I.I

 

 

МЕТОДИКА 1.2

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

ИНСТРУКЦИЯ: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом предметы?

ПРОЦЕДУРА: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.

Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.

Карта “Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.

Карта “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы, майка.

Карта “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.

Карта “Животные и технические средства передвижения”: автобус, мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.

ОБРАБОТКА: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.

    Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:

обобщение по существенному признаку – 2 балла;

употребление обобщающего слова – 1 балл.

     Максимальное число баллов – 15.

    Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:

– 15 баллов

– 14-12 баллов

– 11-9 баллов

– 8-6 баллов

– 5 баллов и менее

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Фамилия, имя                                                   Уровень выполнения

Возраст                                                              задания …………….

Детское учреждение

Дата

 

№ карты Обобщение по существенному признаку Употребление обобщающего слова
I карта    
II карта    
III карта    
IV карта    
V карта    
Сумма баллов    

 

Итоговая оценка в баллах: ___________________________________________

Уровень выполнения задания I ______ II ______ III ______ IV ______ V ____

                                                          (нужное обвести кружком)

 

 

МЕТОДИКА 1.3

Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.