Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:
1) уровня психического развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений.
установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного.
состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления
индивидуальные качества мышления.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
протекание запоминания и воспроизведения
значение волевой установки в запоминании
развитие зрительной и слуховой памяти
соотношение образной и словесной памяти
состояние оперативной слуховой памяти.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
понимание детской обращенной речи. Речевое общение.
состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности.
нарушение речи. Общее недоразвитие речи.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
умение считать предметы. Владение порядковым счетом в прямом и обратном порядке.
умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом).
выполнение элементарных операций с предметами.
владение представлений равенства, "больше", "меньше".
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ
эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения.
индивидуальный эмоциональный статус.
ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ
волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установке. Работоспособность, инициативность.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.
До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.).
Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком.
В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 177.