ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ.

    Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

    Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

    По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

    1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

    2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

    3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

    4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. [ 25 ]

    С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.

    При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

    Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.

    "Готовность к обучению" - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования. [12]

    Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.

    Таким образом, основная цель нашей работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.

    В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.

    В своей работе мы ставим следующие задачи:

    1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.

    2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.

    4. Разработка программ и проведение психо-коррекционной работы для развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала.

    Объектом исследования явились дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения "Ромашка" детский сад №4 села Малые Ягуры.

    Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

    Методы исследования:

    - обзорно-аналитический

    - математико-статистический

    - наблюдение и беседа

    - тестирование.

        

 

 

ГЛАВА 1

МЕТОДИКА 1.1

Практически – действенное мышление

ЦЕЛЬ: оценка зрительно-моторной координации, уровня практически-действенного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, фломастер, секундомер.

ИНСТРУКЦИЯ: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки – это кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает на своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу “стоп”, нужно остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно, начинай).

ПРОЦЕДУРА: Работа может быть организована как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Она продолжается 30 секунд до команды “стоп”!

ОБРАБОТКА: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания:

     п – п I , где п – число точек за 30 секунд;

         п

    По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания:

I - 1

II – 0,99 – 0,76

III – 0,75 – 0,51

IV – 0,50 – 0,26

V – 0,25 – 0

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя                                                  Уровень выполнения                                                                   

Возраст                                                             задания …………….

Детское учреждение

Группа

Дата

ТЕСТОВЫЙ БЛАНК К МЕТОДИКЕ I.I

 

 

МЕТОДИКА 1.2

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

ИНСТРУКЦИЯ: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом предметы?

ПРОЦЕДУРА: испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.

Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.

Карта “Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.

Карта “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы, майка.

Карта “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.

Карта “Животные и технические средства передвижения”: автобус, мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.

ОБРАБОТКА: оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие классификации – название обобщающего слова.

    Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах:

обобщение по существенному признаку – 2 балла;

употребление обобщающего слова – 1 балл.

     Максимальное число баллов – 15.

    Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:

– 15 баллов

– 14-12 баллов

– 11-9 баллов

– 8-6 баллов

– 5 баллов и менее

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Фамилия, имя                                                   Уровень выполнения

Возраст                                                              задания …………….

Детское учреждение

Дата

 

№ карты Обобщение по существенному признаку Употребление обобщающего слова
I карта    
II карта    
III карта    
IV карта    
V карта    
Сумма баллов    

 

Итоговая оценка в баллах: ___________________________________________

Уровень выполнения задания I ______ II ______ III ______ IV ______ V ____

                                                          (нужное обвести кружком)

 

 

МЕТОДИКА 1.3

МЕТОДИКА 1.4

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (НЕЛЕПИЦЫ)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития критичности познавательной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с нелепыми ситуациями.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри внимательно и расскажи, что неправильно нарисовано на картинке.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый в течение 30 секунд рассматривает картинку и называет те нелепые ситуации, которые он обнаружит (всего 10).

ОБРАБОТКА: за каждую выявленную нелепицу выставляется один балл.

ШКАЛЬНАЯ ОЦЕНКА: позволяет выделить следующие уровни критичности мышления:

– 10

– 9,8

– 7,6

– 5,4

– 3 и менее.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя                                                            Уровень выполнения

Возраст                                                                       задания …………….

Детское учреждение

Группа

Дата

 

С И Т У А Ц И И Б А Л Л Ы
1. Луна и солнце одновременно  
2. На березе еловые иголки.  
3. На березе растут арбузы.  
4. У вороны 4 ноги.  
5. Бабушка гладит чайником.  
6. Штепсель воткнут в березу.  
7. У велосипеда квадратные колеса.  
8. Голова, руки мальчика направлены вперед, а ноги назад.  
9. Рыба удит рыбу.  
10. Утюг плавает.  

 

 

МЕТОДИКА 1.5

СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

 

ЦЕЛЬ: выявление особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: 5 сюжетно связанных картинок.

ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком выкладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2,3,1,5,6,4. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии: "Положи картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует особенности его деятельности, в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ

I уровень - разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий.

II уровень - сделал одну поправку.

III уровень - сделал 2 поправки.

IV уровень - сделал одну ошибку.

V уровень - разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнить задание.

    Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, разложенным с соблюдением логической последовательности: "Художник нарисовал историю про ..., а ты расскажи ее (что здесь происходит?)"

    В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью записываются, а затем анализируются, после чего определяется уровень развития связной речи ребенка.

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

I уровень - полное связное описание событий в рассказе.

II уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе.

III уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе или неправильные ответы на вопросы экспериментатора.

IV уровень - перечисление предметов, действий, качеств.

V уровень - перечисление предметов.

ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА: уровни понимания сюжета и уровни описания средствами речи соотносятся:

    а) совпадают;

    б) не совпадают.

    В случае несовпадения уровней их номера складываются и делятся пополам, например: деятельность ребенка по установлению причинно-следственных связей (складывание картинок в логической последовательности) оценена как деятельность I уровня, а деятельность по описанию событий - II уровня, значит, ребенок находится на промежуточном уровне 1,5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: развитие мышления опережает развитие речевой функции (или совпадает, или отстает). Далее намечается наличие - отсутствие нарушения речи ребенка.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя                                                  Уровень выполнения

Возраст                                                             задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

 

Уровни понимания (вносится в общий протокол) Уровни развития устной связной речи
I I
II II
III III
IV IV
V V

 

УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Заключение о состоянии речи

- Нарушения звукопроизношения                     есть                      нет

- Ринолалия                                                        есть                      нет

- Заикание                                                           есть                      нет                        

- Нарушение темпа речи и ритма                      есть                      нет

- Общее недоразвитие речи                               есть                      нет

(нужное подчеркнуть)                              

Рекомендована консультация

логопеда                                                              да                          нет

(нужное подчеркнуть)

 

 

ПАМЯТЬ

МЕТОДИКА 2.1

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЦЕЛЬ: определение объема непроизвольного зрительного запоминания.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 картинок.

    1. Рыба                                            6. Санки

    2. Ведро                                           7. Елка

    3. Кукла                                           8. Чашка

    4. Молоток                                       9. Часы

    5. Портфель                                    10. Телевизор

 

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты говори, что на них нарисовано.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того, как выложена картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и выбирает стимульный материал. Обследуемый должен назвать, что было нарисовано на картинке. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется факт правильного воспроизведения картинок.

ОБРАБОТКА: за каждое правильное воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 правильных названий (10 баллов)

II уровень - 9-8

III уровень - 7-6

IV уровень - 5-4

V уровень - 3 и менее

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Фамилия, имя                                                  Уровень выполнения

Возраст                                                             задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

 

МЕТОДИКА 2.2

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЦЕЛЬ: определение объема произвольного зрительного запоминания

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 карточек

    1. Мяч                                        6. Шапка

    2. Яблоко                                   7. Матрешка

    3. Гриб                                       8. Цыпленок

    4. Морковь                                 9. Мак

    5. Бабочка                                 10. Грузовик

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, ты говори, что на них нарисовано, и постарайся их запомнить.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того, как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне, т.е. назвать изображенные предметы.

    Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведенная картинка.

ОБРАБОТКА: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 правильных названий (баллов)

II уровень - 9,8

III уровень - 7,6

IV уровень - 5,4

V уровень - 3 и менее

 

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Фамилия, имя                                                  Уровень выполнения

Возраст                                                             задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

Правильно воспроизведенные названия обвести кружками.

Названия предъявляемых рисунков Уровни
1. Мяч I - 10
2. Яблоко II - 9,8
3. Гриб III - 7,6
4. Морковка IV - 5,4
5. Бабочка V - 3 и менее
6. Шапка  
7. Матрешка  
8. Цыпленок  
9. Мак  
10. Грузовик  

 

МЕТОДИКА 2.3

ОПЕРАТИВНАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ЦЕЛЬ: определение объема непосредственного запоминания вербального материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 слов

    1. Дом                                                      6. Молоко

    2. Солнце                                                 7. Стол

    3. Ворона                                                 8. Снег

    4. Часы                                                     9. Окно

    5. Карандаш                                          10. Книжка

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: слова называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется правильно и точно воспроизведенные слова.

ОБРАБОТКА: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно - окошко).

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 баллов (10 правильно воспроизведенных слов).

II уровень - 9-8

III уровень - 7-6

IV уровень - 5-4

V уровень - 3 и менее

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя                                                  Уровень выполнения

Возраст                                                             задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

Правильно воспроизведенные слова обвести кружками.

Предъявляемые слова Уровни
1. Дом I - 10
2. Солнце II - 9,8
3. Ворона III - 7,6
4. Часы IV - 5,4
5. Карандаш V - 3 и менее
6. Молоко  
7. Стол  
8. Снег  
 9. Окно  
10. Книжка  

Сумма баллов

 

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

МЕТОДИКА 3.1

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (по Н.В.Нечаевой)

ЦЕЛЬ: определение уровня развития фонематического анализа и способности перекодирования звукового кода в звуковую систему.

ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, ручка (карандаш).

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас мы попробуем записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько кружочков.

ОБРАЗЕЦ: слово суп. Рисуем кружочки. Проверяем.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый рисует кружочки под диктовку экспериментатора на листе бумаги.

НАБОР СЛОВ: ау, рука, сок, звезда, весна.

ОБРАБОТКА: при правильном выполнении задания запись должна быть следующей:

00

0000

000

000000

00000

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:

I уровень - все схемы выполнены правильно

II уровень - 4 схемы выполнены правильно

III уровень - 3 схемы выполнены правильно

IV уровень - 2 схемы выполнены правильно

V уровень - все схемы выполнены неправильно

 

 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ)

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

(Модификация цветового теста Люшера-Дорофеевой)

ЦЕЛЬ: определить по функциональному состоянию ребенка его эмоциональный статус.

ОБОРУДОВАНИЕ: 3 конверта с тремя одинаковыми наборами квадратов размером 3х3 см красного, синего и зеленого цвета. Стандартный лист машинописной бумаги или белого картона в качестве планшета.

ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: испытуемый выкладывает цветные квадраты на белом планшете в любом порядке.

    Задание выполняется 3 раза подряд.

    Тестирование проводится 5 раз за 3 дня.

1. Экспериментатор берет любой из конвертов с квадратами.

- Положи квадраты друг за другом. Сначала положи квадрат того цвета, который тебе больше всего нравится.

- Затем положи квадрат того цвета, который тебе тоже нравится.

-Теперь положи последний квадрат.

2. Берется следующий конверт.

- А теперь разложи все сам так, как тебе хочется.

В протоколе заполняется строка 2. Квадраты убираются.

3. Берется последний конверт.

- А теперь разложи эти квадраты.

В протоколе заполняется строка 3.

Действия ребенка фиксируются в протоколе, например:

 

№ п/п Красный (К) Синий (С) Зеленый (З)
1 1 2 3
2 3 2 1
3 1 3 2

 

    Время тестирования не более 1 минуты.

ОБРАБОТКА: в протоколе показывается 3 ряда чисел. Анализ и интерпретация результатов проводятся по таблице по второму числовому ряду (в нашем примере это: 3,2,1), так как выбор первого ряда может быть связан с ориентировочной реакцией ребенка, а третьего - с адаптацией.

    Повторяемость функциональных состояний может свидетельствовать об их устройстве, они дифференцируются по уровням.

Повторяемость состояний Уровень устойчивости
5 раз I
4 раза II
3 раза III
2 раза IV
1 раз V

 

    Для интерпретации функциональных состояний предлагается следующая схема:

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ)"

                                                                                     Уровень выполнения

                                                                                    задания ...................

    Результаты первого обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п           Красный (К)          Синий (С)                Зеленый (З)

______________________________________________________________________________________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду): _________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду): _________________________________________________________________

 

Результаты второго обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п           Красный (К)          Синий (С)                Зеленый (З)

______________________________________________________________________________________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду): _________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду): _________________________________________________________________

Результаты третьего обследования

 

_________________________________________________________________

№№ п/п           Красный (К)          Синий (С)                Зеленый (З)

______________________________________________________________________________________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду): _________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду): _________________________________________________________________

Результаты четвертого обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п           Красный (К)          Синий (С)                Зеленый (З)

______________________________________________________________________________________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду): ________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду): ________________________________________________________________

Результаты пятого обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п           Красный (К)          Синий (С)                Зеленый (З)

______________________________________________________________________________________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду): ________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду): _________________________________________________________________

Заключение

Функциональное состояние ФН ФР ФВ ФТ АВ АГ
Число повторений            

                       наибольшее число обвести кружком.

 

 ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

МЕТОДИКА 5.1

УРОВЕНЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

ЦЕЛЬ: определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, на котором в один ряд нарисованы контуры 15 кружков размером в однокопеечную монету, фломастер.

ИНСТРУКЦИЯ: закрась эти кружочки аккуратно, не выходя за контур.

ПРОЦЕДУРА: -Как нужно работать? - Аккуратно. - Начинай!

    При индивидуальном обследовании работа заканчивается, как только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы.

    При групповой организации можно попросить закрасить все кружки, но при обработке результатов учитывать те, которые предшествовали первому, небрежно закрашенному.

ОБРАБОТКА:  I аккуратно закрашенный кружок - 1 балл. Максимальное количество баллов - 15.

    Выделяется 5 уровней волевой регуляции:

I - 15 баллов

II - 14-11 баллов

III - 10-7 баллов

IV - 6-4 балла

V - 3 и менее баллов

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя                                                         Уровень выполнения

Возраст                                                                     знания .....................

Детское учреждение

Группа

Дата

 

МЕТОДИКА 5.2

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

(Модификация методики Озерецкова)

ЦЕЛЬ: исследование утомляемости, врабатываемости, концентрации внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: две таблицы с тест-объектами: геометрические фигуры (знаки), секундомер.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: вычеркивай одной чертой сверху вниз кружочки в каждой строке. Работай быстро и внимательно, старайся не пропускать. Сделаешь одну строку, переходи ко второй и так далее. пока не выполнишь все задание.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: на первой таблице каждые две минуты экспериментатор отмечает чертой на листе количество просмотренных знаков. Фиксируется время выполнения всего задания - 8 минут.

    В конце экспериментального дня по второй таблице дается две минуты на выполнение аналогичного задания для определения степени утомляемости обследуемого.

ОБРАБОТКА: фиксируется количество пропущенных и неверно зачеркнутых знаков; время, затраченное на выполнение задания за каждые 2 минуты и в целом.

    Коэффициент продуктивности работы вычисляется по формуле:

 

где                           - число всех просмотренных знаков;

                                - число правильно зачеркнутых знаков;

                                - число пропущенных или неверно зачеркнутых знаков.

Уровни работоспособности:

I

II

III

IV

V

 

. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ

(по Керну - Й.Ерасеку)

ЦЕЛИ: определение сформированности общих представлений как степени подготовленности к школьному обучению и прогнозированию школьной успеваемости;

    выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального развития, усидчивости.

ОБОРУДОВАНИЕ: два теста-задания, ручка или карандаш.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас ты будешь выполнять несколько заданий, постарайся сделать все аккуратно и внимательно.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: на бланке дается возможность самостоятельного рисования и образец 2-х заданий:

    6.1. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

    6.2. СРИСОВЫВАНИЕ ТИПИЧНЫХ БУКВ.

    6.3. СРИСОВЫВАНИЕ ГРУППЫ ТОЧЕК:

                      .     .     .

                      .     .     .

                      .     .     .

                                 .

    Результат каждого задания оценивается по 5-ти уровневой системе.

 

 

РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: нарисуй человека. После инструкции по заданию никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к недостаткам и ошибкам не допускается.

ОЦЕНКА рисунка ребенка.

    I уровень - нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова соединяется с шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (они могут быть закрыты головным убором), уши. На лице должны быть глаза, рот, нос. Руки должны заканчиваться пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура должна иметь одежду. Фигура должна быть нарисована контурным способом без отдельных частей.

    II уровень - выполнение всех требований, перечисленных ранее, при отсутствии шеи, волос, одного пальца руки, наличие синтетического способа рисования (все части отдельно).

    III уровень - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки или ноги, или и то и другое нарисованы двумя линиями. Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.

    IV уровень - примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы только одной линией каждая.

    V уровень - отсутствует четкое изображение туловища или нарисованы только голова и ноги. Каракули.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя                                                         Уровень выполнения

Возраст                                                                          знания .....................

Детское учреждение

Группа

Дата

 

СРИСОВЫВАНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

 

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри и напиши ниже то, что здесь написано. Постарайся написать так же.

ОЦЕНКА выполнения задания:

I уровень - хорошо, разборчиво скопирован образец. Размер букв превышает размер букв образца не более, чем в 2 раза. Первая буква по высоте соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в два слова, скопированная фраза отклоняется от горизонтали не более, чем на 30 градусов.

II уровень - разборчиво скопирован образец, однако размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

III уровень - явная разбивка на две части; можно понять хотя бы 4 буквы образца.

IV уровень - с образцом совпадают 2 буквы; соблюдена строка надписи.

V уровень - каракули.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя                                                         Уровень выполнения

Возраст                                                                     знания .....................

Детское учреждение

Группа

Дата

 

СРИСОВЫВАНИЕ ГРУППЫ ТОЧЕК

 

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: здесь нарисованы точки. Нарисуй их так же справа.

ОЦЕНКА результатов выполнения задания:

I уровень - точки правильно скопированы. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки; уменьшение образца и увеличение его не более чем вдвое. Рисунок должен быть параллельным образцу.

II уровень - число и расположение точек соответствует образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину величины зазора между строками.

III уровень - рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть более 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

IV уровень - контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек. Размеры образца и число точек не соблюдены.

V уровень - каракули.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя                                                         Уровень выполнения

Возраст                                                                     знания .....................

Детское учреждение

Группа

Дата

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ

 

Задания VII.1 VII.2 VII.3
Уровни      
Уровень сформированности общих представлений и умений

VII.1 + VII.2 +VII.3

3

 

ГЛАВА 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.

    Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.

    В своей работе мы ставили цель- выявить уровень готовности дошкольников к обучению и провести коррекционно-развивающие мероприятия по повышению уровня развития.

    Была использована комплексная программа диагностики детей дошкольного возраста к школьному обучению. Готовность определилась по следующим параметрам:

    - мотивационный;

    - интеллектуальный;

    - языковой;

    - социальный.

    На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающих мероприятий для повышения уровня готовности к школьному обучению. Основной целью явилось целенаправленное использование игровой деятельности, формирующей необходимые предпосылки для комплексной подготовки к обучению детей в школе.

    В результате проделанной работы мы увидели, что к концу учебного года общий уровень готовности детей экспериментальной группы повысился. Такие результаты мы смогли получить при совместной работе с педагогами, воспитателями и родителями.

    Работая по этой программе мы пришли к выводам:

- во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения;

- во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.

    В дальнейшей своей работе мы планируем углубить и расширить коррекционно-развивающие мероприятия, с использованием элементов психодраммы и проведение совместных занятий с родителями.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.

Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.

Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.

Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.

Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, стр.11-13

Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.

Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 1994г.,№10,стр. 38-46.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.

Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.

Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4, стр.25-27.

Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.

Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,т.3.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г.

Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.

Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67-69.

Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57.

Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992г.

Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Учпедгиз, 1960г.

 

 

        

 

 

        

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

    Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

    Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

    По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

    1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

    2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

    3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

    4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. [ 25 ]

    С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.

    При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

    Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.

    "Готовность к обучению" - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования. [12]

    Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.

    Таким образом, основная цель нашей работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала.

    В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.

    В своей работе мы ставим следующие задачи:

    1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.

    2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению.

    4. Разработка программ и проведение психо-коррекционной работы для развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала.

    Объектом исследования явились дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения "Ромашка" детский сад №4 села Малые Ягуры.

    Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

    Методы исследования:

    - обзорно-аналитический

    - математико-статистический

    - наблюдение и беседа

    - тестирование.

        

 

 

ГЛАВА 1

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.