1.2.1.Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии.
Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую)проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая, графическая, практическая).
В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли дети делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке школьников.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнивать ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них – высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повешения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умение учащихся можно излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например проводить наблюдения и др.
В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными.[49].
Тестирование
Тестирование в последнее время становится очень распространенным методом контроля. Суть тестирования заключается в постановке перед учащимися некоторой системы вопросов, отвечая на которые учащиеся проявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта.
Основным достоинством тестов является их объективность. Однако в них не учитываются психолого – педагогические особенности и требования процесса обучения (повышения оценки на один балл слабому учащемуся, иногда снижение сильному с целью повышения мотивации к занятиям и т.д.). Кроме того, процесс тестирования весьма трудоемок и отнимает у учителя много времени.
Тест – это средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения. Он состоит из задания и эталона его выполнения, т.е. образца полного и правильного выполнения. Так как каждое задание состоит из какого – то числа операций, ведущих к решению теста, то при сравнении ответа учащегося с эталоном соотносят число правильно [37] выполненных учащимися операций теста (П) и общее количество операций в тесте(О). Это дает возможность определить коэффициент усвоения (К) данного материала
К=П/О
Максимальное значение коэффициента может быть 1, минимальное, т.е. Когда учащийся не выполнил ни одной операции правильно, - О. Значение коэффициента колеблется от 0 до 1. Чисто формально кажется, что коэффициент усвоения легко можно сопоставить с любой шкалой оценки(пятибалльной, десятибалльной, и т.д.) К примеру, при использовании пятибалльной шкалы можно предположить, что пятерка ставится при значении К=1 или К=0,9, четверка (хорошо) – при К=0,8-0,7, тройка (удовлетворительно) – при К=0,6 – 0,5. Однако, как показали исследования, такое механическое перенесение значения коэффициента усвоения на пятибальную систему не может считаться правильным. Основной причиной этого является описанная далее незавершенность процесса обучения. Удовлетворительным, т. е. удовлетворяющим минимальным требованиям, может считаться только усвоение с К = 0,7[37].
Формы тестовых заданий
Различают четыре основные формы тестовых заданий:
1. Закрытое задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов.
2. Задания на соответствия
3. Задания на установление правильной последовательности
4. Отрытые задание, в которых ответ конструирует сам ученик [51].
Закрытые задания
Задания данного типа составляются следующим образом : кратко формируется задание, и предлагается несколько вариантов(4-5) вариантов ответов, один из которых правильный. При меньшем числе вариантов ответов довольно высока вероятность случайного угадывания. При этом нужно иметь в виду, что каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основным, например, на типичных ошибках учащихся.
Текст задания должен быть написан разборчиво или, лучше, напечатан. Перед серией таких заданий дается инструкция к их выполнению.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.